Анализ сущностных характеристик имиджа государственного гражданского служащего региона
Картухин В.Ю., Сизганова Е.Ю., Калмыкова И.Ю., Потапова Е.П., Ашин А.А.
Статья в журнале
Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 12, Номер 5 (Май 2025)
Введение
Позитивное мнение об органах публичной власти региона, оценка их деятельности населением способствуют социально-экономическому развитию территории, развитию социального партнерства, легитимации власти. Эффективность государственной власти, органов государственного управления не может быть обеспечена в полной мере без положительного имиджа государственных гражданских служащих. Формирование позитивного имиджа государственных гражданских служащих выступает важным условием повышения эффективности и оптимизации результатов деятельности государственных органов власти в целом и системы государственной службы, что способствует росту доверия населения к власти, обеспечивает диалоговое взаимодействие с гражданами.
Современное понимание сущности понятия имиджа государственного служащего основано на выделении двухкомпонентного состава данного феномена, что обусловлено сочетанием коллективного имиджа органа публичной власти и индивидуального имиджа отдельного госслужащего. Поэтому при формировании позитивного образа власти необходимо уделять внимание тем характеристикам, которые определяют имидж ее отдельных представителей.
Ретроспективный обзор итогов социологических исследований в этой сфере показывает следующие тенденции. В 2005 году социологическое исследование, проведенное институтом социологии РАН, показало, что в сознании населения был сформирован в основном негативный образ власти [10]. Среди качеств, которыми наделены чиновники, около 60% опрошенных выделили равнодушие к людям, коррумпированность, безразличие к интересам страны. Также была дана оценка работы органов центральной государственной власти, где недоверие к государственным служащим высказал 51% респондентов, 30% – затрудняются ответить, и лишь 19% – доверяют чиновникам.
Опрос подобного характера был проведен в 2013 году и показал следующее: оценка населением деятельности государственного служащего в целом удовлетворительная (45,2 %) и хорошая (35,5%) [5].
В 2020 г. наблюдается некоторое снижение уровня доверия населения как в целом к системе государственного управления, так и к отдельным общественным институтам в связи с пандемией.
С 2022 г. ситуация изменилась, что следует из опроса ВЦИОМ, проведенного с 19 по 25 февраля 2024 г. Уровень доверия россиян Президенту РФ В.В. Путину составил 79,6%, деятельность Правительства РФ одобряют 56% опрошенных, а работу председателя Правительства - 53,9% респондентов. [11].
Аналогичный опрос 2024 года показал, что уровень поддержки и одобрения деятельности институтов государственной власти со стороны общества существенно вырос. Это позволяет говорить о росте устойчивости системы, об усилении легитимности ее в целом [12].
Относительно имиджа власти у населения Владимирской области хотелось бы обратить внимание на тот факт, что в контексте развития государственного управления и с позиции развития региона ситуация характеризуется проблемой нехватки компетентных специалистов, что обуславливает сложность реализации новых моделей регионального управления, недостаточную эффективность предпринимаемых усилий по координации деятельности между органами исполнительной власти и бизнесом.
Целью данного исследования является выявление особенностей современного имиджа государственного служащего Владимирской области как фактора эффективности профессиональной деятельности.
Задачами исследования являются:
- исследование степени соответствия имиджа государственных гражданских служащих Владимирской области обозначенным имиджевым характеристикам;
- разработка методов и инструментов формирования позитивного имиджа государственных гражданских служащих Владимирской области;
- анализ результатов исследования и разработка рекомендаций для дальнейшей работы в данной области.
Под имиджем государственного служащего мы понимаем комплекс его внешних и внутренних качеств, который является показателем уровня доверия населения и критерием оценки обществом эффективности управленческой деятельности.
Имидж государственного служащего: сущностная характеристика
Имидж государственного служащего – это совокупность представлений и мнений, сложившихся у различных групп общественности (граждан, коллег, представителей СМИ, экспертов и т.д.) на основе и оценок внешнего вида, поведения, профессиональных качеств, эффективности работы и моральных принципов. Имидж - это не просто внешнее отражение, а комплексный, динамичный и многоаспектный феномен.
Можно выделить несколько аспектов процесса формирования и восприятия имиджа государственного служащего:
- со стороны государства имидж госслужащего рассматривается как инструмент повышения доверия к власти, укрепления легитимности государственных институтов, привлечения квалифицированных кадров на государственную службу и повышения эффективности государственного управления, государство заинтересовано в формировании позитивного и профессионального имиджа;
- граждане рассматривают имидж госслужащего как индикатор эффективности работы государственного аппарата, его открытости, доступности и готовности решать проблемы;
- государственные служащие могут воспринимать имидж как инструмент карьерного роста, повышения статуса и авторитета в профессиональной среде;
- средства массовой информации формируют общественное мнение о госслужащих, освещая их деятельность, поступки и высказывания, что может как способствовать формированию как положительного, так и негативного имиджа отдельных чиновников и государственных институтов в целом;
Учитывая современные тенденции и прогнозы социального и технологического развития, можно выделить следующие особенности имиджа госслужащего:
1) Цифровая компетентность - госслужащий должен владеть современными цифровыми технологиями, уметь использовать их для эффективной работы и взаимодействия с гражданами.
2) Клиентоориентированность - госслужащий должен быть ориентирован на решение проблем граждан, проявлять эмпатию и готовность помочь.
3) Прозрачность и открытость для общества, что подразумевает доступность информации о работе государственных органов, готовность к общественному контролю и участие в диалоге с гражданами.
4) Лидерские качества и инновационное мышление - госслужащий должен быть не только исполнителем, но и лидером, способным генерировать новые идеи, предлагать инновационные решения и эффективно руководить командой.
5) Адаптивность и гибкость - умение адаптироваться к новым условиям, быстро обучаться и быть готовым к изменениям.
6) С учетом трендов в коммуникациях, становится все более важным умение общаться с гражданами в более неформальном стиле, избегая излишней бюрократии и формализма.
7) Учет интересов различных социальных групп (молодежь, пенсионеры, люди с ограниченными возможностями и т.д.).
8) Этика и моральные принципы. В условиях развития технологий и искусственного интеллекта, роль человеческих ценностей, таких как честность, справедливость и ответственность, будет только возрастать. Госслужащий должен быть примером высоких моральных принципов.
9) Госслужащий должен быть готов к работе в условиях неопределенности и кризисов, уметь принимать решения в сложных ситуациях.
Существует не так много авторов, которые бы непосредственно занимались темой имиджа госслужащего как отдельной областью исследования. Тем не менее, понятие имиджа госслужащего затрагивается в работах по государственному управлению, связям с общественностью, психологии управления и этике государственной службы.
Так есть ряд работ, посвященных государственному управлению и имиджу государственной службы. В них авторы рассматривают имидж госслужащего как ключевой элемент формирования доверия к государственным институтам. Одни в своих работах по имиджелогии государственной службы рассматривают имидж госслужащего как совокупность внешних и внутренних характеристик, формирующих образ в сознании общественности, делая акцент на важности профессиональной компетентности, коммуникативных навыков и личных качеств госслужащего для создания позитивного имиджа [2-4]. Другие рассматривают имидж как стратегический ресурс организации, влияющий на ее конкурентоспособность и эффективность и отмечает важность целенаправленной работы по формированию имиджа госслужащего, включающей в себя разработку и реализацию PR-стратегий, работу со СМИ и общественностью [6,7].
Обобщенно авторы понимают имидж госслужащего как отражение реальной деятельности, достижениях и качествах госслужащего, выделяя ряд следующих особенностей:
- сочетание внешних и внутренних характеристик, так как имидж включает в себя как внешний вид и манеру поведения, так и профессиональную компетентность, этические принципы и личные качества;
- эффективная коммуникация, прозрачность и открытость - имидж формируется в процессе взаимодействия с гражданами, СМИ и другими заинтересованными сторонами;
- позитивный имидж госслужащего способствует повышению доверия к государственным институтам, укреплению легитимности власти и повышению эффективности государственного управления;
- имидж представляет собой динамичный и многослойный феномен, постоянно меняется под влиянием различных факторов и может отличаться в зависимости от целевой аудитории.
Современные исследования в области цифровой трансформации государственного управления и электронного правительства также вносят вклад в понимание того, как цифровые технологии влияют на восприятие госслужащих гражданами.
Таким образом, формирование имиджа органов публичной власти происходит в процессе:
- профессиональной деятельности представителей органов государственного управления, органов местного самоуправления, представителей выборных органов, государственных учреждений;
- профессиональной деятельности специального подразделения государственного органа по связям с общественностью по формированию в сознании населения положительного образа органов публичной власти;
- деятельности общественных организаций, социально-ориентированных некоммерческих организаций, добровольческих объединений, деятельность которых направлена на решение важных социальных проблем развития территории.
Сравним полученное в результате обобщения изученных нами исследований в рамках данной темы понимание сущности понятия имиджа государственного гражданского служащего с результатами проведенного социологического опроса.
Результаты исследования
С целью выявления особенностей имиджа современного государственного служащего региона с позиции самих служащих и с позиции общественности авторами в декабре 2024 года - феврале 2025 года был проведен опрос двух целевых групп: государственных гражданских служащих и представителей некоммерческих организаций Владимирской области. Опросники составлялись с учетом особенностей опрашиваемых, поэтому их содержание имело некоторые различия.
Обратимся к результатам, полученным в ходе изучения мнения государственных гражданских служащих. В данную группу вошли 130 представителей органов публичной власти: возраст опрошенных в основном 18-35 лет (43,2%) и 36-49 лет (52%); стаж работы на государственной службе до 10 лет- 63%, 10-20 лет - 21,5%, более 20 лет - 15,5%.
С утверждением, что имидж государственного служащего оказывает большое влияние на формирование доверия не только к нему как субъекту деятельности, но и к органам власти согласны 88,9% опрошенных.
Высокую степень значимости позитивного имиджа государственного служащего для эффективной профессиональной деятельности отмечают 69,8%, среднюю – 27,8%, низкую – лишь 2,4% респондентов.
Наиболее значимыми для позитивного имиджа государственного служащего социальными характеристиками большинство считают: уровень культурного развития (30,5%), внешний вид (26,9%), психологическое здоровье (24%) (рисунок 1):
Рисунок 1 – Значимость социальных характеристик для имиджа государственного служащего
Источник: составлено авторами
Наиболее значимые для позитивного имиджа государственного служащего личностные качества: коммуникабельность - 13,8%, эмпатичность, внимательность к проблемам граждан -13,2%, порядочность - 13%, стрессоустойчивость -12,8% (рисунок 2):
Рисунок 2 – Значимость личностных характеристик для имиджа государственного служащего
Источник: составлено авторами
Наиболее значимые для позитивного имиджа государственного служащего экономические характеристики по мнению опрошенных: квалификация-22,4%, уровень образования-20,7%, трудовой потенциал - 16,7%, деловая активность - 16,3% (рисунок 3):
Рисунок 3 – Значимость экономических характеристик для имиджа государственного служащего
Источник: составлено авторами
При оценке уровня сформированности собственных компетенций в сферах повышения эффективности государственного управления, взаимодействия государства и общества, открытости органов государственной власти, государственными служащими получены следующие результаты (таблица 1):
Таблица 1 – Оценка уровней сформированности компетенций государственными служащими
Критерии оценки
|
Уровни (количество ответов в %)
| ||
высокий
|
средний
|
низкий
| |
знание
проблемных ситуаций
|
30,2
|
62,7
|
7,1
|
умение
давать оценку политических последствий и результатов проводимой политики и
реагировать на вызовы внешней среды
|
31,1
|
61,7
|
7,2
|
умение
работать в широком публичном контексте (политические партии, общественные
организации, бизнес-среда, некоммерческий сектор)
|
33,6
|
50,4
|
16
|
умение
осуществлять межведомственное и межуровневое взаимодействие органов
государственной власти
|
40
|
48
|
12
|
умение
диагностировать общественное мнение
|
33,6
|
64
|
2,4
|
умение
взаимодействовать со СМИ
|
27,8
|
57,9
|
14,3
|
владение
искусством презентации, публичного выступления
|
34,4
|
55,2
|
10,4
|
умение
использовать новейшие коммуникационные технологии в системе государственного
управления
|
32
|
56,8
|
11,2
|
Согласно данным таблицы большинство служащих по всем компетенциям в целом дают себе средние оценки, наиболее высокие оценки - умение осуществлять межведомственное и межуровневое взаимодействие органов государственной власти (40% высокий уровень и 48% - средний), низкие умение работать в широком публичном контексте с политическими партиями, общественными организациями, бизнес-средой – 16%.
Своему имиджу уделяют внимание 79% респондентов, практически не уделяют - 21%, при этом считают, имидж современного государственного служащего с точки зрения населения скорее позитивный, чем негативный (78%). Среди главных проблем, затрудняющих формирование позитивного имиджа в сознании населения называют: сложившиеся в обществе стереотипы, публикации в СМИ негативного характера, недостаточный уровень профессионализма сотрудников, отсутствие информационной повестки о деятельности госслужащих, нежелание меняться, коррупцию, оторванность чиновников от жизни обычных людей, равнодушие к проблемам, отсутствие коммуникации с гражданами, недостаточное освещение тех или иных проблем, спорных вопросов, невыполнение обещанного.
Результаты опроса представителей НКО Владимирской области (98 человек: возрастные группы 18-35 лет - 33,8%, 36-59 лет - 47,7%, 60 лет и старше - 18,5%; опыт работы до 10 лет – 49%, 10-20 лет – 40%, более 30 лет – 11%) показали следующее.
Общий имидж государственных служащих в нашей стране респонденты в целом оценивают как положительный (46,9%) и нейтральный (41,8%). В рейтинге наиболее важных для государственного служащего качеств – профессионализм, честность, ответственность (рисунок 4):
Рисунок 4 – Значимость личностных качеств для имиджа государственного служащего
Источник: составлено авторами
Опыт взаимодействия с государственными служащими у представителей общественности чаще всего положителен - 49,5% против 2,1% негативного опыта. Уровень доступности государственных служащих для граждан оценивают как средний 48%, высокий - 34,7%.
Уровень прозрачности работы государственных служащих в целом по оценкам средний – 66%, уровень профессиональной подготовки государственных служащих также средний - 60,2%.
По мнению респондентов, государственные служащие недостаточно эффективно реагируют на обращения граждан (54% ответов), уровень коррупции среди государственных служащих 53% опрошенных оценивает как средний.
Сравним ответы обеих групп респондентов на вопрос об актуальности проблем формирования имиджа государственного служащего (таблица 2):
Таблица 2 – Рейтинг наиболее актуальных проблем формирования имиджа государственного служащего (количество ответов в %)
Проблемы
|
Государственные служащие
|
Представители НКО
|
недостаточное
внимание к созданию позитивного имиджа со стороны представителей власти
|
22,5
|
15,2
|
негативное
влияние информации, распространяемой в СМИ, в сети Интернет
|
17
|
14,8
|
нехватка
времени государственного служащего на работу над собственным имиджем
|
15,7
|
12,9
|
недостаточный
уровень профессионализма служащих
|
15
|
19,5
|
отсутствие
имиджевой подготовки руководителей структурных подразделений органов власти
|
15
|
16,2
|
для
формирования позитивного имиджа необходима работа специалистов, имеющих опыт
работы в данном направлении
|
14,6
|
21,4
|
По данным, представленным в таблице, видно расхождение в оценке актуальности тех или иных имиджевых проблем. Так, например, государственные служащие наиболее важным считают недостаточное внимание к созданию позитивного имиджа со стороны представителей власти, тогда как представители общественности приоритетной считают проблему привлечения для формирования позитивного имиджа специалистов, имеющих опыт работы в данном направлении. В остальных позициях мнение обеих групп приблизительно сходится, однако уровень профессионализма служащих сами служащие оценивают несколько выше общественного мнения (15% и 19,5% соответственно).
Заключение
В ходе проведенного исследования мы пришли к следующим выводам.
В подходах к характеристике имиджа государственного служащего у различных общественных групп есть общие и специфические черты. Различия как правило обусловлены наличием определенных факторов и условий деятельности представителей групп.
Так, в оценке имиджевых характеристик государственные служащие наиболее значимыми считают (в порядке убывания значимости): уровень культурного развития, внешний вид, квалификацию, эмпатичность, внимательность к проблемам граждан, порядочность, стрессоустойчивость и коммуникабельность. Представители НКО приоритетными считают профессионализм, честность, ответственность чиновника.
Общими являются высокая степень значимости позитивного имиджа государственного служащего для эффективной профессиональной деятельности по мнению респондентов и достаточно позитивная оценка общего имиджа государственных служащих в регионе и стране в целом.
При этом наиболее актуальными проблемами формирования позитивного имиджа опрошенные считают:
- недостаточное внимание к созданию позитивного имиджа со стороны представителей власти;
- негативное влияние информации, распространяемой в СМИ, в сети Интернет;
- нехватку времени государственного служащего на работу над собственным имиджем;
- недостаточный уровень профессионализма служащих;
- отсутствие компетентности в данной сфере у руководителей структурных подразделений органов власти.
Имидж государственной службы в настоящий момент зависит от двух взаимосвязанных компонентов:
− достоверная и системная оценка эффективности работы органов публичной власти, которая отражает основные сильные и слабые стороны в системе управления;
− своевременность и полнота предоставления информации в качестве базы для оценки эффективности, что обеспечивает актуальность принятия государственных решений.
Таким образом, имидж государственного служащего формируется под влиянием новых технологий, меняющихся потребностей общества и глобальных вызовов современности. Государственный служащий сегодня должен быть не только профессионалом в своей области, но и человеком, обладающим коммуникативной компетентностью, владеющим современными технологиями взаимодействия власти и общества, высокими моральными принципами. Формирование позитивного имиджа государственного служащего - это важная задача, требующая комплексного подхода и совместных усилий государства, самих госслужащих и общества. Сознательное формирование и поддержание имиджа является необходимым условием для эффективного функционирования государственного аппарата и повышения доверия граждан к власти.
Страница обновлена: 02.04.2025 в 12:15:06