Анализ сущностных характеристик имиджа государственного гражданского служащего региона

Картухин В.Ю., Сизганова Е.Ю., Калмыкова И.Ю., Потапова Е.П., Ашин А.А.

Статья в журнале

Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 5 (Май 2025)

Цитировать эту статью:



Введение

Позитивное мнение об органах публичной власти региона, оценка их деятельности населением способствуют социально-экономическому развитию территории, развитию социального партнерства, легитимации власти. Эффективность государственной власти, органов государственного управления не может быть обеспечена в полной мере без положительного имиджа государственных гражданских служащих. Формирование позитивного имиджа государственных гражданских служащих выступает важным условием повышения эффективности и оптимизации результатов деятельности государственных органов власти в целом и системы государственной службы, что способствует росту доверия населения к власти, обеспечивает диалоговое взаимодействие с гражданами.

Современное понимание сущности понятия имиджа государственного служащего основано на выделении двухкомпонентного состава данного феномена, что обусловлено сочетанием коллективного имиджа органа публичной власти и индивидуального имиджа отдельного госслужащего. Поэтому при формировании позитивного образа власти необходимо уделять внимание тем характеристикам, которые определяют имидж ее отдельных представителей.

Ретроспективный обзор итогов социологических исследований в этой сфере показывает следующие тенденции. В 2005 году социологическое исследование, проведенное институтом социологии РАН, показало, что в сознании населения был сформирован в основном негативный образ власти [10]. Среди качеств, которыми наделены чиновники, около 60% опрошенных выделили равнодушие к людям, коррумпированность, безразличие к интересам страны. Также была дана оценка работы органов центральной государственной власти, где недоверие к государственным служащим высказал 51% респондентов, 30% – затрудняются ответить, и лишь 19% – доверяют чиновникам.

Опрос подобного характера был проведен в 2013 году и показал следующее: оценка населением деятельности государственного служащего в целом удовлетворительная (45,2 %) и хорошая (35,5%) [5].

В 2020 г. наблюдается некоторое снижение уровня доверия населения как в целом к системе государственного управления, так и к отдельным общественным институтам в связи с пандемией.

С 2022 г. ситуация изменилась, что следует из опроса ВЦИОМ, проведенного с 19 по 25 февраля 2024 г. Уровень доверия россиян Президенту РФ В.В. Путину составил 79,6%, деятельность Правительства РФ одобряют 56% опрошенных, а работу председателя Правительства - 53,9% респондентов. [11].

Аналогичный опрос 2024 года показал, что уровень поддержки и одобрения деятельности институтов государственной власти со стороны общества существенно вырос. Это позволяет говорить о росте устойчивости системы, об усилении легитимности ее в целом [12].

Относительно имиджа власти у населения Владимирской области хотелось бы обратить внимание на тот факт, что в контексте развития государственного управления и с позиции развития региона ситуация характеризуется проблемой нехватки компетентных специалистов, что обуславливает сложность реализации новых моделей регионального управления, недостаточную эффективность предпринимаемых усилий по координации деятельности между органами исполнительной власти и бизнесом.

Целью данного исследования является выявление особенностей современного имиджа государственного служащего Владимирской области как фактора эффективности профессиональной деятельности.

Задачами исследования являются:

- исследование степени соответствия имиджа государственных гражданских служащих Владимирской области обозначенным имиджевым характеристикам;

- разработка методов и инструментов формирования позитивного имиджа государственных гражданских служащих Владимирской области;

- анализ результатов исследования и разработка рекомендаций для дальнейшей работы в данной области.

Под имиджем государственного служащего мы понимаем комплекс его внешних и внутренних качеств, который является показателем уровня доверия населения и критерием оценки обществом эффективности управленческой деятельности.

Имидж государственного служащего: сущностная характеристика

Имидж государственного служащего – это совокупность представлений и мнений, сложившихся у различных групп общественности (граждан, коллег, представителей СМИ, экспертов и т.д.) на основе и оценок внешнего вида, поведения, профессиональных качеств, эффективности работы и моральных принципов. Имидж - это не просто внешнее отражение, а комплексный, динамичный и многоаспектный феномен.

Можно выделить несколько аспектов процесса формирования и восприятия имиджа государственного служащего:

- со стороны государства имидж госслужащего рассматривается как инструмент повышения доверия к власти, укрепления легитимности государственных институтов, привлечения квалифицированных кадров на государственную службу и повышения эффективности государственного управления, государство заинтересовано в формировании позитивного и профессионального имиджа;

- граждане рассматривают имидж госслужащего как индикатор эффективности работы государственного аппарата, его открытости, доступности и готовности решать проблемы;

- государственные служащие могут воспринимать имидж как инструмент карьерного роста, повышения статуса и авторитета в профессиональной среде;

- средства массовой информации формируют общественное мнение о госслужащих, освещая их деятельность, поступки и высказывания, что может как способствовать формированию как положительного, так и негативного имиджа отдельных чиновников и государственных институтов в целом;

Учитывая современные тенденции и прогнозы социального и технологического развития, можно выделить следующие особенности имиджа госслужащего:

1) Цифровая компетентность - госслужащий должен владеть современными цифровыми технологиями, уметь использовать их для эффективной работы и взаимодействия с гражданами.

2) Клиентоориентированность - госслужащий должен быть ориентирован на решение проблем граждан, проявлять эмпатию и готовность помочь.

3) Прозрачность и открытость для общества, что подразумевает доступность информации о работе государственных органов, готовность к общественному контролю и участие в диалоге с гражданами.

4) Лидерские качества и инновационное мышление - госслужащий должен быть не только исполнителем, но и лидером, способным генерировать новые идеи, предлагать инновационные решения и эффективно руководить командой.

5) Адаптивность и гибкость - умение адаптироваться к новым условиям, быстро обучаться и быть готовым к изменениям.

6) С учетом трендов в коммуникациях, становится все более важным умение общаться с гражданами в более неформальном стиле, избегая излишней бюрократии и формализма.

7) Учет интересов различных социальных групп (молодежь, пенсионеры, люди с ограниченными возможностями и т.д.).

8) Этика и моральные принципы. В условиях развития технологий и искусственного интеллекта, роль человеческих ценностей, таких как честность, справедливость и ответственность, будет только возрастать. Госслужащий должен быть примером высоких моральных принципов.

9) Госслужащий должен быть готов к работе в условиях неопределенности и кризисов, уметь принимать решения в сложных ситуациях.

Существует не так много авторов, которые бы непосредственно занимались темой имиджа госслужащего как отдельной областью исследования. Тем не менее, понятие имиджа госслужащего затрагивается в работах по государственному управлению, связям с общественностью, психологии управления и этике государственной службы.

Так есть ряд работ, посвященных государственному управлению и имиджу государственной службы. В них авторы рассматривают имидж госслужащего как ключевой элемент формирования доверия к государственным институтам. Одни в своих работах по имиджелогии государственной службы рассматривают имидж госслужащего как совокупность внешних и внутренних характеристик, формирующих образ в сознании общественности, делая акцент на важности профессиональной компетентности, коммуникативных навыков и личных качеств госслужащего для создания позитивного имиджа [2-4]. Другие рассматривают имидж как стратегический ресурс организации, влияющий на ее конкурентоспособность и эффективность и отмечает важность целенаправленной работы по формированию имиджа госслужащего, включающей в себя разработку и реализацию PR-стратегий, работу со СМИ и общественностью [6,7].

Обобщенно авторы понимают имидж госслужащего как отражение реальной деятельности, достижениях и качествах госслужащего, выделяя ряд следующих особенностей:

- сочетание внешних и внутренних характеристик, так как имидж включает в себя как внешний вид и манеру поведения, так и профессиональную компетентность, этические принципы и личные качества;

- эффективная коммуникация, прозрачность и открытость - имидж формируется в процессе взаимодействия с гражданами, СМИ и другими заинтересованными сторонами;

- позитивный имидж госслужащего способствует повышению доверия к государственным институтам, укреплению легитимности власти и повышению эффективности государственного управления;

- имидж представляет собой динамичный и многослойный феномен, постоянно меняется под влиянием различных факторов и может отличаться в зависимости от целевой аудитории.

Современные исследования в области цифровой трансформации государственного управления и электронного правительства также вносят вклад в понимание того, как цифровые технологии влияют на восприятие госслужащих гражданами.

Таким образом, формирование имиджа органов публичной власти происходит в процессе:

- профессиональной деятельности представителей органов государственного управления, органов местного самоуправления, представителей выборных органов, государственных учреждений;

- профессиональной деятельности специального подразделения государственного органа по связям с общественностью по формированию в сознании населения положительного образа органов публичной власти;

- деятельности общественных организаций, социально-ориентированных некоммерческих организаций, добровольческих объединений, деятельность которых направлена на решение важных социальных проблем развития территории.

Сравним полученное в результате обобщения изученных нами исследований в рамках данной темы понимание сущности понятия имиджа государственного гражданского служащего с результатами проведенного социологического опроса.

Результаты исследования

С целью выявления особенностей имиджа современного государственного служащего региона с позиции самих служащих и с позиции общественности авторами в декабре 2024 года - феврале 2025 года был проведен опрос двух целевых групп: государственных гражданских служащих и представителей некоммерческих организаций Владимирской области. Опросники составлялись с учетом особенностей опрашиваемых, поэтому их содержание имело некоторые различия.

Обратимся к результатам, полученным в ходе изучения мнения государственных гражданских служащих. В данную группу вошли 130 представителей органов публичной власти: возраст опрошенных в основном 18-35 лет (43,2%) и 36-49 лет (52%); стаж работы на государственной службе до 10 лет- 63%, 10-20 лет - 21,5%, более 20 лет - 15,5%.

С утверждением, что имидж государственного служащего оказывает большое влияние на формирование доверия не только к нему как субъекту деятельности, но и к органам власти согласны 88,9% опрошенных.

Высокую степень значимости позитивного имиджа государственного служащего для эффективной профессиональной деятельности отмечают 69,8%, среднюю – 27,8%, низкую – лишь 2,4% респондентов.

Наиболее значимыми для позитивного имиджа государственного служащего социальными характеристиками большинство считают: уровень культурного развития (30,5%), внешний вид (26,9%), психологическое здоровье (24%) (рисунок 1):

Рисунок 1 – Значимость социальных характеристик для имиджа государственного служащего

Источник: составлено авторами

Наиболее значимые для позитивного имиджа государственного служащего личностные качества: коммуникабельность - 13,8%, эмпатичность, внимательность к проблемам граждан -13,2%, порядочность - 13%, стрессоустойчивость -12,8% (рисунок 2):

Рисунок 2 – Значимость личностных характеристик для имиджа государственного служащего

Источник: составлено авторами

Наиболее значимые для позитивного имиджа государственного служащего экономические характеристики по мнению опрошенных: квалификация-22,4%, уровень образования-20,7%, трудовой потенциал - 16,7%, деловая активность - 16,3% (рисунок 3):

Рисунок 3 – Значимость экономических характеристик для имиджа государственного служащего

Источник: составлено авторами

При оценке уровня сформированности собственных компетенций в сферах повышения эффективности государственного управления, взаимодействия государства и общества, открытости органов государственной власти, государственными служащими получены следующие результаты (таблица 1):

Таблица 1 – Оценка уровней сформированности компетенций государственными служащими

Критерии оценки
Уровни (количество ответов в %)
высокий
средний
низкий
знание проблемных ситуаций
30,2
62,7
7,1
умение давать оценку политических последствий и результатов проводимой политики и реагировать на вызовы внешней среды
31,1
61,7
7,2
умение работать в широком публичном контексте (политические партии, общественные организации, бизнес-среда, некоммерческий сектор)
33,6
50,4
16
умение осуществлять межведомственное и межуровневое взаимодействие органов государственной власти
40
48
12
умение диагностировать общественное мнение
33,6
64
2,4
умение взаимодействовать со СМИ
27,8
57,9
14,3
владение искусством презентации, публичного выступления
34,4
55,2
10,4
умение использовать новейшие коммуникационные технологии в системе государственного управления
32
56,8
11,2

Согласно данным таблицы большинство служащих по всем компетенциям в целом дают себе средние оценки, наиболее высокие оценки - умение осуществлять межведомственное и межуровневое взаимодействие органов государственной власти (40% высокий уровень и 48% - средний), низкие умение работать в широком публичном контексте с политическими партиями, общественными организациями, бизнес-средой – 16%.

Своему имиджу уделяют внимание 79% респондентов, практически не уделяют - 21%, при этом считают, имидж современного государственного служащего с точки зрения населения скорее позитивный, чем негативный (78%). Среди главных проблем, затрудняющих формирование позитивного имиджа в сознании населения называют: сложившиеся в обществе стереотипы, публикации в СМИ негативного характера, недостаточный уровень профессионализма сотрудников, отсутствие информационной повестки о деятельности госслужащих, нежелание меняться, коррупцию, оторванность чиновников от жизни обычных людей, равнодушие к проблемам, отсутствие коммуникации с гражданами, недостаточное освещение тех или иных проблем, спорных вопросов, невыполнение обещанного.

Результаты опроса представителей НКО Владимирской области (98 человек: возрастные группы 18-35 лет - 33,8%, 36-59 лет - 47,7%, 60 лет и старше - 18,5%; опыт работы до 10 лет – 49%, 10-20 лет – 40%, более 30 лет – 11%) показали следующее.

Общий имидж государственных служащих в нашей стране респонденты в целом оценивают как положительный (46,9%) и нейтральный (41,8%). В рейтинге наиболее важных для государственного служащего качеств – профессионализм, честность, ответственность (рисунок 4):

Рисунок 4 – Значимость личностных качеств для имиджа государственного служащего

Источник: составлено авторами

Опыт взаимодействия с государственными служащими у представителей общественности чаще всего положителен - 49,5% против 2,1% негативного опыта. Уровень доступности государственных служащих для граждан оценивают как средний 48%, высокий - 34,7%.

Уровень прозрачности работы государственных служащих в целом по оценкам средний – 66%, уровень профессиональной подготовки государственных служащих также средний - 60,2%.

По мнению респондентов, государственные служащие недостаточно эффективно реагируют на обращения граждан (54% ответов), уровень коррупции среди государственных служащих 53% опрошенных оценивает как средний.

Сравним ответы обеих групп респондентов на вопрос об актуальности проблем формирования имиджа государственного служащего (таблица 2):

Таблица 2 – Рейтинг наиболее актуальных проблем формирования имиджа государственного служащего (количество ответов в %)

Проблемы
Государственные служащие
Представители НКО
недостаточное внимание к созданию позитивного имиджа со стороны представителей власти
22,5
15,2
негативное влияние информации, распространяемой в СМИ, в сети Интернет
17
14,8
нехватка времени государственного служащего на работу над собственным имиджем
15,7
12,9
недостаточный уровень профессионализма служащих
15
19,5
отсутствие имиджевой подготовки руководителей структурных подразделений органов власти
15
16,2
для формирования позитивного имиджа необходима работа специалистов, имеющих опыт работы в данном направлении
14,6
21,4

По данным, представленным в таблице, видно расхождение в оценке актуальности тех или иных имиджевых проблем. Так, например, государственные служащие наиболее важным считают недостаточное внимание к созданию позитивного имиджа со стороны представителей власти, тогда как представители общественности приоритетной считают проблему привлечения для формирования позитивного имиджа специалистов, имеющих опыт работы в данном направлении. В остальных позициях мнение обеих групп приблизительно сходится, однако уровень профессионализма служащих сами служащие оценивают несколько выше общественного мнения (15% и 19,5% соответственно).

Заключение

В ходе проведенного исследования мы пришли к следующим выводам.

В подходах к характеристике имиджа государственного служащего у различных общественных групп есть общие и специфические черты. Различия как правило обусловлены наличием определенных факторов и условий деятельности представителей групп.

Так, в оценке имиджевых характеристик государственные служащие наиболее значимыми считают (в порядке убывания значимости): уровень культурного развития, внешний вид, квалификацию, эмпатичность, внимательность к проблемам граждан, порядочность, стрессоустойчивость и коммуникабельность. Представители НКО приоритетными считают профессионализм, честность, ответственность чиновника.

Общими являются высокая степень значимости позитивного имиджа государственного служащего для эффективной профессиональной деятельности по мнению респондентов и достаточно позитивная оценка общего имиджа государственных служащих в регионе и стране в целом.

При этом наиболее актуальными проблемами формирования позитивного имиджа опрошенные считают:

- недостаточное внимание к созданию позитивного имиджа со стороны представителей власти;

- негативное влияние информации, распространяемой в СМИ, в сети Интернет;

- нехватку времени государственного служащего на работу над собственным имиджем;

- недостаточный уровень профессионализма служащих;

- отсутствие компетентности в данной сфере у руководителей структурных подразделений органов власти.

Имидж государственной службы в настоящий момент зависит от двух взаимосвязанных компонентов:

− достоверная и системная оценка эффективности работы органов публичной власти, которая отражает основные сильные и слабые стороны в системе управления;

− своевременность и полнота предоставления информации в качестве базы для оценки эффективности, что обеспечивает актуальность принятия государственных решений.

Таким образом, имидж государственного служащего формируется под влиянием новых технологий, меняющихся потребностей общества и глобальных вызовов современности. Государственный служащий сегодня должен быть не только профессионалом в своей области, но и человеком, обладающим коммуникативной компетентностью, владеющим современными технологиями взаимодействия власти и общества, высокими моральными принципами. Формирование позитивного имиджа государственного служащего - это важная задача, требующая комплексного подхода и совместных усилий государства, самих госслужащих и общества. Сознательное формирование и поддержание имиджа является необходимым условием для эффективного функционирования государственного аппарата и повышения доверия граждан к власти.


Страница обновлена: 02.04.2025 в 12:15:06