Использование компетентностного подхода в оценке имиджа руководителя предприятия
Скачать PDF | Загрузок: 8 | Цитирований: 7
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 4 (21), Декабрь 2013
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=21094120
Цитирований: 7 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье показана структура имиджа предприятия. Рассмотрена модель оценки имиджа руководителя, сформированная с использованием компетентностного подхода. Предложены показатели оценки имиджа руководителя.
Ключевые слова: оценка, компетенции, показатели, имидж предприятия, имидж руководителя
Развитие конкурентных преимуществ предприятия сферы услуг зависит от эффективности использования имеющихся в его распоряжении нематериальных активов, особая роль в которых принадлежит репутации предприятия. В свою очередь эффективность репутационного менеджмента в значительной степени определяется грамотной реализацией технологий формирования всех элементов имиджа на основе обоснованной оценки.
Имидж предприятия как объект оценки и управления возможно представить с помощью нижеприведенной структурной модели (рис. 1).
Данная модель составлена по результатам обобщения классификаций имиджа предприятия Томиловой М.В., Ахтямова Т.М., Шкардун В.Д., Опокина В.В., Мартыновой А.В. [1, 2, 4, 5].
В модель имиджа нами включены следующие компоненты:
1) имидж товара (услуги). Имидж товара составляют представления людей относительно уникальных характеристик, которыми, по их мнению, обладает товар, его способность в совершенстве выполнять основную функцию и соответствовать показателям качества [5]. Определяется потребительскими свойствами товара: социальными, функциональными, эстетическими, надежности, экологическими и органолептическими. Имидж товара определяется также и дополнительными услугами для более полного удовлетворения потребностей;
2) имидж персонала – собирательный обобщенный образ персонала, раскрывающий наиболее характерные для него черты [4]. При этом каждый работник может рассматриваться как «лицо» организации, по которому судят о персонале в целом;
3) бизнес-имидж организации – представления об организации как субъекте определенной деятельности [5]. Основные характеристики здесь надежность предприятия как бизнес-партнера, соблюдение этических норм бизнеса в осуществлении предпринимательской деятельности, а также деловая активность организации;
4) имидж руководителя представляет собой целостный образ внешних и внутренних качеств менеджера. Основными факторами, формирующими такой образ, следует назвать коммуникативные и организаторские способности, личные качества и особенности мышления.
В данной статье более подробно остановимся на показателях оценки имиджа руководителя.
Для разработки оценочных характеристик имиджа руководителя нами адаптирована модель оценки управленческого потенциала, состоящая из четырех функциональных блоков: мыслительного, организаторского, коммуникативного и личностного, при этом каждая компетенция (стратегическое мышление, креативность и др.) рассматривается как комбинация двух наиболее значимых характеристик [3]. Полученная модель для исследования имиджа руководителя представлена на рис. 2.
В ходе проведенного авторами исследования были разработаны оценочные параметры каждой характеристики, в наибольшей степени отражающие имидж руководителя. Таким образом, каждая характеристика представлена в трехбалльной шкале оценок.
Показатели оценки характеристик мыслительного блока
Скорость принятия решений оценивается качеством и сроками его принятия.
1 – Качество решений видно сразу, ошибки корректируются. Решения всегда принимаются оперативно.
2 – Качество и быстрота решений зависят от необходимости (например, обеспечения непрерывной работы организации). Возможно замедление принятия решений.
3 – Качество решений оценивается по прошествии времени, но от них зависит вся работа организации. Решения принимаются не сразу, но с высокой степенью обоснованности и программой реализации.
Креативность оценивается способностью генерировать идеи и внедрять изменения.
1 – Сосредоточение на процессе, а не на усовершенствовании. Быстрое внедрение и адаптация к новым условиям.
2 – Выдвижение идей непосредственно для своего подразделения, не влияющих на работу всей организации. Достаточно медленное подключение к изменениям.
3 – Постоянное изучение новых идей, переориентирование на свою организацию. Активная поддержка внедрения изменений.
Стратегическое мышление оценивается способностью устанавливать тенденции и системностью мышления.
1 – Обеспечивает непрерывную работу подразделения. Не придает значения всем звеньям и работе системы, упор на поддержание существующих бизнес-процессов.
2 – Видит общую картину работы организации и динамику факторов, способен вносить корректировки в работу.
3 – Предвидение развития организации и перспективных ноу-хау. Целостное восприятие организации с понимание причинно-следственных связей факторов.
Показатели оценки характеристик организационного блока
Планирование и контроль оценивается эффективностью их выполнения.
1 – Планирование на один день или неделю. Осуществляется контроль всех мелких процессов.
2 – Тактическое планирование. Контроль за результатом, а не процессом.
3 – Стратегическое планирование. Контроль за всеми сферами и направлениями развития.
Ориентация на результат оценивается видением цели и активностью.
1 – Видение только целей, касающихся его сферы. «Чем быстрее, тем лучше» – основной девиз.
2 – Развертывание задач от генеральной цели. Активность заключается в количестве выдвигаемых идей.
3 – Системное видение дерева целей. Активность направлена на достижение максимального результата
Показатели оценки характеристик коммуникативного блока
Влиятельность оценивается способностью вызывать доверие, а также ясностью мысли и позиции.
1 – Доверие на уровне «друг». Грамотное объяснение конкретных действий по процессу.
2 – Доверие на уровне «наставник». Умение изложить усовершенствование процесса так, чтобы было понятно работнику с любым уровнем образования.
3 – Доверие на уровне «авторитет». Способность доступно излагать свои мысли и установить доверительный контакт с любой аудиторией.
Руководство группой оценивается способностью обеспечивать единство и устанавливать нормы взаимодействия.
1 – Отношение в его локальном коллективе дружеские. Устанавливает нормы в общении коллектива и контактов внутри структуры организации.
2 – Обеспечивает единство информационно-коммуникационных потоков подразделения. Устанавливает нормы взаимодействия с клиентами.
3 – Обеспечивает объединение всей организации в единый слаженный механизм. Устанавливает нормы на общение с партнерами во внешней среде.
Показатели оценки характеристик личностного блока
Последовательность оценивается способностью устанавливать принципы, следовать им и поддерживать порядок.
1 – Способность устанавливать принципы для общения с клиентами и между собой в рабочих группах. Основной акцент на самоконтроль.
2 – Создание принципов для общения внутри коллектива и с внешними партнерами. Поддержание порядка на производстве и в команде.
3 – Способность устанавливать принципы для всей организации в целом. Поддержание порядка в масштабах всей организации.
Социальная ориентированность оценивается способностью учитывать интересы других и выстраивать отношения.
1 – Учитывает интересы всех сотрудников организации. Выстраивание отношений зависит от положения и статуса работника.
2 – Учитывает интересы сотрудников и клиентов. Отношения выстраиваются со всеми звеньями равные.
3 – Учитывает интересы всего персонала и организации в целом. Сохранение доверительных отношений с каждым сотрудником.
Ответственность оценивается способностью предвидеть последствия и соблюдать договоренности.
1 – Свои действия ограничивает зоной ответственности, выполняет поручения в срок.
2 – Договаривается о различных вариантах развития событий. Соблюдает договоренности.
3 – Умеет получить помощь при решении возникшей проблемы. Обеспечивает результат, несмотря на обстоятельства.
Выводы
Представленные показатели оценки имиджа руководителя можно использовать в составе методик деловой оценки управленческого персонала, а также в рамках самооценки. При этом для каждой позиции в управленческой иерархии с конкретной комбинацией функций и полномочий можно определить свой необходимый уровень имиджа руководителя. Использование рассмотренных оценочных показателей позволит повысить качество и эффективность управления имиджем руководителя, обеспечивая более обоснованный вклад в формирование целостного имиджа организации.
Источники:
2. Мартынова А.В. Методы формирования имиджа организации в условиях кризиса: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. – СПб, 2011. – 18 с.
3. Невраева И.В. Результаты диагностики управленческого потенциала регионального кадрового резерва. – Режим доступа: http://www.youwe.tom.ru/nauka-i-stati/stati-neprosto-o-slozhnom/kadrovyj-rezerv_metodika-diagnostiki/ (дата обращения: 28.11.2013).
4. Опокин В.В. Имидж организации: типология // Статьи сообщества менеджеров. 16.02.2013. – Режим доступа: http://www.e-xecutive.ru/community/articles/1794790/ (дата обращения 24.11.2013).
5. Томилова М.В. Модель имиджа организации // Маркетинг в России и за рубежом. – 1998. – № 1. – http://www.dis.ru/library/detail.php?ID=21965 (дата обращения 24.11.2013).
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:04:18