Государственное регулирование как необходимая форма координации инвестиционной деятельности
Скачать PDF | Загрузок: 6 | Цитирований: 8
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 5 (16), Октябрь 2012
Цитировать:
Прохоров А.Ю. Государственное регулирование как необходимая форма координации инвестиционной деятельности // Экономика, предпринимательство и право. – 2012. – Том 2. – № 5. – С. 3-8.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=18051670
Цитирований: 8 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В данной статье рассмотрены формы государственного регулирования инвестиционной деятельности, необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику и влияние административного регулирования на инвестиционный климат, а также эффективность применения данных форм регулирования для развития инвестиционных процессов.
Ключевые слова: инвестиции, инвестиционный климат, государственное регулирование, инвестиционная политика, инвестиционный проект
Условия формирования и развития рыночной экономики предполагают наличие тенденций рынка к саморегулированию и свободы выбора вида экономической деятельности для субъектов экономической деятельности, за исключением некоторых видов деятельности, которые остаются прерогативой государства (производство оружия, эмиссия денежной массы и т.д.). Несмотря на тенденции рыночной экономики к саморегулированию, любой рыночный контрагент нуждается в обеспечении гарантий своих прав и обеспечении безопасности своей деятельности со стороны закона, т.е. даже в условиях рыночной экономики возникает потребность во вмешательстве государства (антимонопольное регулирование, защита прав потребителей, урегулирование в судебном порядке споров о правоотношениях между субъектами экономической деятельности и т.д.). Вопросам тенденций рынка к саморегулированию и необходимости государственного вмешательства, в том числе влияния на развитие инвестиционной деятельности, посвящены работы А. Смита, Дж.М. Кейнса, И. Ансоффа, У. Шарпа, P.M. Нуреева, Е.В.Борисовой, В.В. Бочаровой, Т.Г. Долгопятовой, А.Е. Шаститко, В.Л. Тамбовцева, К.П. Янковского. Тем не менее, данный вопрос остается актуальным в силу динамичности развития рыночной экономики, освоения новых видов экономической деятельности и сложности определения четких границ вмешательства государства в свободу рыночных отношений при сохранении условия максимально эффективного экономического развития на основе свободной рыночной конкуренции.
Учитывая, что целью предпринимательской деятельности является извлечение максимально возможной прибыли и расширенное воспроизводство как возможность обеспечения роста прибыли, то становится неизбежным участие государства в регулировании методов обеспечения расширенного воспроизводства, в том числе основанных на привлечении инвестиций. Как известно, к интересам потенциальных инвесторов, в том числе и зарубежных, относятся именно те отрасли экономики, развитие которых в состоянии обеспечить максимальную отдачу от вложенных средств, соответственно возникает вопрос качества развития, использования ресурсов и защищенность прав не только потребителей, но и самих инвесторов по обеспечению возвратности инвестированных ресурсов.
Соответственно, к необходимым формам государственного вмешательства [2] в инвестиционную деятельность можно отнести следующие:
1. Регулирование рынка ценных бумаг (РЦБ).
2. Контроль и правовое обеспечение осуществления инвестиционной деятельности за пределы государства.
3. Формирование эффективной налоговой политики для инвестиционной деятельности.
4. Регулирование направлений и объектов инвестиционной деятельности.
5. Правовое регулирование участия инвесторов в процессе приватизации.
6. Экспертиза проектов инвестирования.
7. Проведение эффективной политики амортизации.
8. Предоставление финансовой помощи.
9. Защита прав и интересов инвестора и т.д.
Регулирование РЦБ предполагает установление и контроль за выпуском и обращением различных ценных бумаг, предъявление определенных требований к эмитентам, а также способов реализации финансовых инструментов на первичном и вторичном рынке и контроль за деятельностью финансовых посредников. Учитывая, что процесс привлечения инвестиций может проводиться, допустим, через продажу доли акций, то государственное обеспечение гарантий чистоты сделки будет просто необходимо и будет выступать фактором определенного снижения риска (в правовом аспекте), и, соответственно, способствовать повышению уровня инвестиционной привлекательности, в том числе и для зарубежных инвесторов при одновременном формировании программ активного развития фондового рынка.
Контроль и правовое обеспечение осуществления инвестиционной деятельности за пределы государства возложен на ЦБ РФ. Концепция рыночной экономики предполагает свободу в выборе объектов инвестирования, в том числе и за рубежом, но процесс финансирования резидентами одной страны развития экономической деятельности в другой можно рассматривать как отток капитала из страны резидента. В силу альтернативной возможности использования капитала в своей, рассматривая интерес инвестора в максимизации отдачи от вложенных средств, становится возможным предположить теневой вывоз капитала из страны. В силу наличия данного аспекта, инвестиции за границу осуществляются только за счет собственных средств, находящихся на счетах бухгалтерского баланса, использование же заемных средств не допускается. Исходя из данного аспекта, инвестиции за границу возможны исключительно в безналичной форме через корреспондентские счета уполномоченных банков.
Формирование эффективной налоговой политики для инвестиционной деятельности должно способствовать повышению уровня инвестиционной привлекательности для сфер хозяйственной деятельности, развитие которых относится к государственным приоритетам, откуда следует объективная необходимость в дифференцировании налоговых ставок по отраслям и регионам в зависимости от их значимости для экономики в целом. Т.е. можно говорить о рыночном воздействии на потенциальных инвесторов для привлечения капитала и развития отраслей, обладающих значительно меньшим уровнем инвестиционной привлекательности. В то же время необходимо применение специальных налоговых режимов и для зарубежных инвесторов, также основанных на дифференцированном подходе.
В соответствии с действующим законодательством интересы инвесторов в выборе объектов инвестирования никем и ничем не могут быть ограничены, кроме случаев, когда создание данных объектов не отвечает санитарно-гигиеническим, экологическим, архитектурным требованиям или нарушает права и интересы физических, юридических лиц и государства в целом. Естественно, что наиболее приоритетными для инвесторов являются отрасли с наибольшим потенциалом, такие, как топливно-энергетическая, связь, транспортная инфраструктура, лесопромышленная и т.д. Соответственно дополнительное стимулирование для привлечения капитала в эти отрасли, в отличие от менее перспективных, где оно зачастую жизненно необходимо, не требуется.
Правовое регулирование участия инвесторов в процессе приватизации осуществляется в соответствии с Федеральным Законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ (в ред. от 18.07.2011) «О приватизации государственного и муниципального имущества» [1]. Помимо самого имущественного комплекса особую привлекательность представляют права собственности на земельный участок, на котором размещен объект инвестиционной деятельности. Соответственно обеспечение правового регулирования по распоряжению приватизированным имущественным комплексом является необходимым, для предотвращения возможности нанесения ущерба интересам третьих лиц.
Экспертиза проектов инвестирования проводится в целях соблюдения экологических и санитарно-гигиенических требований по всем государственным и региональным программам, реализуемым за счет бюджетных и внебюджетных средств. Соответственно особо детальной экспертизе должны подлежать проекты с привлечением инвесторов из-за рубежа претендующих на дополнительные таможенные, налоговые и прочие льготы, исходя из позиций политики патернализма.
Проведение эффективной политики амортизации предполагает возможность установления оптимальных норм износа материальных и нематериальных активов, что, безусловно, способствует формированию и обновлению постоянного капитала фирмы, что в свою очередь должно позитивно сказаться на уровне экономической развитости, конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности компании.
Предоставление финансовой помощи регионам, отдельным отраслям или предприятиям, как правило, носит периодический или разовый характер в условиях рыночной экономики в виде дотаций, субсидий, субвенций, а также в форме льготного кредитования. Политика предоставления финансовой помощи указанным субъектам реализуется как инструмент межбюджетного выравнивания, поддержки приоритетных направлений экономической деятельности или предприятий, реализующих государственный заказ. Оказание подобной помощи в какой то мере ослабляет рыночную концепцию конкурентоспособности, но в то же время государственное участие представляется неким гарантом реализации проекта, что повышает уровень доверия потенциального инвестора и способствует привлечению финансирования извне.
Защита прав и интересов инвестора в равной мере и вне зависимости от прав собственности, предполагающих отсутствие дискриминации в том числе и к зарубежным инвесторам, и наличие единого правового режима предполагает возмещение инвестору в полном объеме всех убытков, связанных с прекращением инвестиционной деятельности, включая материальную и моральную компенсацию от упущенной выгоды в случае национализации и реквизиции инвестированных средств. Наличие такого работающего механизма способствует становлению благоприятного инвестиционного климата, так как обеспечивает гарантии легитимности инвестиционной деятельности и, соответственно, понижает уровень рисков, связанных с инвестиционной деятельностью.
Вывод
На основе вышеизложенного, можно сделать вывод, что эффективная реализация данных форм регулирования инвестиционной деятельности со стороны государства не только жизненно необходима экономике страны, региона и предприятия в частности, но и определяет стратегические направления оптимального использования инвестиционных ресурсов в масштабе страны, что не только формирует благоприятный инвестиционный климат и способствует расширенному воспроизводству, но и укрепляет позиции государства на международной арене. В то же время чрезмерное вмешательство государства в развитие экономических отношений, построенных на принципах конкурентоспособности, может препятствовать становлению и развитию рыночной экономики и активному притоку инвестиционных ресурсов. Соответственно, оптимальный эффект от использования вышеперечисленных рычагов воздействия может быть достигнут только при условии легитимности, всеобщности применения, как противовеса создания привилегированной группы инвесторов и нарушения условий конкурентной борьбы, и гибкости использования данных инструментов в целях способствования привлечения инвестиций, в том числе и из-за рубежа, и создания благоприятного инвестиционного климата.
Источники:
2. http://finansi-credit.ru/gosudarstvennoe-regulirovanie-investitsionnoi-deyatelnosti
Страница обновлена: 15.07.2024 в 02:01:53