Направления координации предпринимательского взаимодействия в рамках регионального кластера

Кошелева Т.Н.1,2
1 Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации, Россия, Санкт-Петербург
2 Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики, Россия, Санкт-Петербург

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 10, Номер 10 (Октябрь 2020)

Цитировать:
Кошелева Т.Н. Направления координации предпринимательского взаимодействия в рамках регионального кластера // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – Том 10. – № 10. – С. 2517-2528. – doi: 10.18334/epp.10.10.110906.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44429286
Цитирований: 15 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье обоснована необходимость формирования механизма управления большими объемами данных функционирования предпринимательского взаимодействия в рамках отраслевого или регионального кластера в процессе выстраивания цифровой платформы многоуровневой системы управления предпринимательским взаимодействием в регионах. Предложено формирование многоуровневой системы управления предпринимательским взаимодействием, раскрыты принципы системы управления предпринимательским взаимодействием и обоснована необходимость и возможность запуска платформы цифровой координации малого и среднего предпринимательства в формате многоуровневой системы регионального управления предпринимательским взаимодействием регионального кластера

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство; предпринимательское взаимодействие; многоуровневая система управления; механизм управления большими объемами данных; предпринимательская инфраструктура поддержки; отраслевой или региональный кластер; цифровая трансформация предпринимательского взаимодействия; платформа цифровой координации

JEL-классификация: L26, M21, R19

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

В период восстановления экономики страны после коронавирусных ограничений, которые привели к падению ВВП за 2-й квартал 2020 г. на 8,5% [7], формирование механизма управления большими объемами данных функционирования предпринимательского взаимодействия в рамках отраслевого или регионального кластера в процессе выстраивания цифровой платформы многоуровневой системы управления предпринимательским взаимодействием в регионах в целях остановки падения предпринимательской активности и поддержки неустойчивых малых и средних предприятий, а также в восстановления предпринимательской активности в моногородах, представляется достаточно важным и актуальным. Рассмотрение алгоритма формирования многоуровневой системы управления предпринимательским взаимодействием, которая предназначена для повышения эффективности управления предпринимательской инфраструктурой поддержки в сложных экономических условиях восстановления экономики, нацелено на то, чтобы российский бизнес, неравномерно переживающий кризис, спровоцированный пандемией коронавируса, где сложнее всего пришлось промышленному производству, туризму и гостиничной отрасли, общепиту, сектору деловых услуг (некоторые из этих видов бизнеса потеряли до половины своей планируемой выручки), достойно пережил период посткризисного восстановления и перешел на качественно новый этап развития в целях скорейшего восстановления экономики регионов и ликвидации перекосов в развитии предпринимательства в моногородах. В предлагаемой статье проанализированы разные подходы к механизму координации предпринимательского взаимодействия, а именно: подходы Амельченко Е.Н. и Круглова Д.В. [1, с. 29–32] (Amelchenko, 2020, р. 29–32), Бургонова О.В. Круглова Д.В. [4, с. 407–414] (Burgonov, 2020, р. 407–414), Круглова Д.В. [13, с. 201–204] (Kruglov, 2017, р. 201–204), Ксенофонтовой Т.Ю. [14, 15, с. 56–59] (Ksenofontova, Smirnov, Kadyrova, Kosheleva, Burgonov, Kudrova, 2019; Ksenofontova, 2019, р. 56–59) и др., и обоснована возможность запуска создания системы одного окна с дальнейшей разработкой платформы цифровой координации малого и среднего предпринимательства в формате многоуровневой системы регионального управления предпринимательским взаимодействием регионального кластера. Основной целью данной статьи выступает обоснование направлений формирования механизма управления большими объемами данных функционирования предпринимательского взаимодействия в рамках отраслевого или регионального кластера в целях скорейшего восстановления экономики регионов и ликвидации перекосов в развитии предпринимательства в моногородах. Научная новизна предлагаемой статьи состоит в проработке принципов системы управления предпринимательским взаимодействием, в обосновании возможности выстраивания платформы цифровой координации малого и среднего предпринимательства в формате многоуровневой системы регионального управления предпринимательским взаимодействием регионального кластера. В качестве методологической основы предлагаемой статьи выступает обоснование необходимости формирования механизма управления большими объемами данных функционирования предпринимательского взаимодействия в рамках отраслевого или регионального кластера, разработка принципов системы управления предпринимательским взаимодействием и разработка рекомендаций по поддержке развития предпринимательства в моногородах.

Управление развитием современного малого и среднего предпринимательства, особенно в условиях постпандемийного восстановления экономики, целесообразно рассмотреть на основе модели управления современным городом, т.е. на основе управления большими объемами данных, которые определяют процесс принятия решений коллегиального органа управления и выступают одним из элементов процесса функционирования предпринимательского взаимодействия в рамках отраслевого или регионального кластера [3; 5; 13, с. 201–204] (Brazevic, Safronova, Kosheleva, Birykova, 2020; Golubetskaya, Kunin, Kosheleva, 2017; Kruglov, 2017, р. 201–204). Предлагается такой механизм управления большими объемами данных функционирования предпринимательского взаимодействия в рамках отраслевого или регионального кластера определять как многоуровневую систему управления предпринимательским взаимодействием. Примером модели управления большими объемами данных также выступает Национальная система управления данными (НСУД), целью которой является объединение государственных данных, которые содержатся и обрабатываются в информационных ресурсах органов власти и организаций госсектора, в целях более комплексного использования информации для решения различных задач органами власти и предпринимательского сообщества. Многоуровневая система управления предпринимательским взаимодействием направлена на повышение эффективности управления предпринимательской инфраструктурой, позволит снизить предпринимательские риски и потери в процессе функционирования производственного процесса или процесса обслуживания и взаимодействия с потребителем или с партнерами по предпринимательской деятельности, будет способствовать повышению эффективности логистических транспортных систем, а также обеспечит прозрачность и открытость данных предпринимательских структур отраслевого или регионального кластера [1, с. 29–32; 16, с. 21–24] (Amelchenko, 2020, р. 29–32; Mullina, 2018, р. 21–24). Основные принципы предлагаемой многоуровневой системы управления предпринимательским взаимодействием – это взаимообусловленность и взаимосвязанность поступающей и учитываемой информации, комплексность, преемственность и совместимость погружаемых в систему управления данных, контроль их качественного состава, однократность учета, многократность использования, единство механизмов взаимодействия участников.

Принцип взаимообусловленности и взаимосвязанности поступающей и учитываемой информации предполагает трансформацию многоступенчатого процесса сбора и распределения информационных потоков от малых и средних предпринимательских структур – участников отраслевого или регионального кластера во взаимоувязанную информационную платформу многоуровневой системы управления предпринимательским взаимодействием, которая упорядочивает, систематизирует и распределяет поступающую от всех предпринимательских субъектов информацию. Принцип комплексности предполагает упорядоченный подход к процессу управления большими объемами данных предпринимателей – участников кластера, при котором сами данные должны анализироваться и систематизироваться с учетом всех влияющих на данную информацию факторов и рыночных условий. Принцип преемственности и совместимости погружаемых в систему управления данных предполагает подход к процессу управления большими объемами данных предпринимателей – участников кластера, при котором сами данные упорядочиваются в соответствии с определенной, заранее заданной последовательностью и с учетом сопоставимости массивов данных и возможности трансформации данных объемов информации в готовое новое знание. Принципы контроля качественного состава массивов информации, однократности учета информации и многократности ее использования взаимоувязаны между собой и предполагают последовательно отслеживание и проверку качества массивов поступающих данных, предопределяют использование одного и того же массива информационных данных один раз и позволяют использовать упорядоченные и классифицированные массивы данных для разноцелевого использования неоднократно. Все вышеперечисленные принципы демонстрируют общий подход и принцип единства механизмов взаимодействия участников отраслевого или регионального кластера, что предопределяет равновзвешенное производственное участие всех участников кластера в общем предпринимательском процессе в рамках многоуровневой системы управления предпринимательским взаимодействием и одновременно позволяют ей функционировать. Данные, которые используются в рамках многоуровневой системы управления предпринимательским взаимодействием, должны быть обезличенными и агрегированными. Персональные данные малых и средних предпринимателей – участников отраслевого или регионального кластера, имеющие коммерческую тайну, на этой основе считаем нецелесообразным накапливать и использовать в процессе сбора, обработки, упорядочивания, хранения, трансформации и использования, и они не должны обрабатываться в рамках многоуровневой системы управления предпринимательским взаимодействием в связи с конфиденциальностью персональной информации [14; 15, с. 56–59; 17, с. 61–67] (Ksenofontova, Smirnov, Kadyrova, Kosheleva, Burgonov, Kudrova, 2019; Ksenofontova, 2019, р. 56–59; Sorvina, 2019, р. 61–67).

Таким образом, полученные в процессе управления развитием современного малого и среднего предпринимательства, в рамках многоуровневой системы управления предпринимательским взаимодействием статистические информационные массивы позволят в перспективе определять региональные или отраслевые точки притяжения предпринимательской активности, планировать размещение новой или развитие имеющейся предпринимательской инфраструктуры [2; 15, с. 56–59] (Ksenofontova, Kocheleva, Bezdudnaya, 2016; Ksenofontova, 2019, р. 56–59). С их помощью можно планировать потребности в услугах или какой-либо продукции на уровне региона и максимально быстро перенаправлять в эти сферы деятельности предпринимательскую активность и удовлетворять потребности региона. И многоуровневая система управления предпринимательским взаимодействием, таким образом, может трансформироваться в многоуровневую систему регионального управления предпринимательским взаимодействием на основе регионального предпринимательского кластера по комплексному обслуживанию потребностей жителей региона. В основе управленческого процесса необходимо использовать цифровую платформу по поиску оптимальных решений в многофакторном, разновекторном и бесконечно увеличивающемся объеме решаемых задач в пространстве региона [2; 19; 6, с. 99–103] (Ksenofontova, Kocheleva, Bezdudnaya, 2016; Tarkhanova, Kosheleva, Vasilchikov, Ksenofontova, 2020; Grozovskaya, 2020, р. 99–103).

Сегодня цифровая трансформация предпринимательского взаимодействия в рамках региона – одно из главных направлений развития предпринимательской деятельности и факторов роста региональной экономики, особенно в условиях оживления и решения проблем развития моногородов [4, с. 407–414] (Burgonov, 2020, р. 407–414). Малые и средние предприятия, которые будут готовы и смогут внедрять гибкие модели работы в процессе мобильной адаптации к комплексным цифровым изменениям в рамках формирования многоуровневой системы регионального управления предпринимательским взаимодействием на платформе регионального предпринимательского кластера по комплексному обслуживанию потребностей жителей региона, получат как никогда большие возможности для дальнейшего развития, в том числе и в рамках частно-государственного партнерства [6, с. 99–103; 12, с. 176–179; 18, с. 98–104; 20] (Grozovskaya, 2020, р. 99–103; Kosheleva, 2020, р. 176–179; Sorvina, 2020, р. 98–104; Kosheleva, Tarhanova, Strielkowski, Ksenofontova, 2019).

У российских малых и средних предпринимательских компаний появится уникальный шанс реализовать свой инновационный потенциал в ходе цифровой трансформации, и они смогут занять достойное место среди ключевых игроков экономического регионального рынка.

В целом цифровая трансформация – это существенная перестройка бизнес-модели системы регионального управления предпринимательским взаимодействием с применением новых цифровых технологий. Она может привести к фундаментальному переосмыслению действующей структуры предпринимательского взаимодействия в рамках отраслевых кластеров и к изменению всех процессов взаимодействия его участников, включая и государственные организации инфраструктурной поддержки, что позволит создавать новые форматы в работе с партнерами, например консорциумы, а также адаптировать продукты и услуги под запросы конкретного клиента в региональном разрезе. Итогом должно стать достижение малыми и средними предпринимательскими компаниями ключевых результатов экономической эффективности, оптимизация предпринимательских издержек бизнеса и повышение качества предоставляемого сервиса или выпускаемого продукта.

Процесс формирования многоуровневой системы регионального управления предпринимательским взаимодействием на платформе регионального предпринимательского кластера можно выстраивать на платформе многофункциональных центров для бизнеса, идея создания которых в формате создания так называемого одного окна для предпринимателей была предложена уполномоченным при президенте РФ по защите прав предпринимателей Б.Ю. Титовым. Количество различных вопросов взаимодействия малых и средних предпринимательских структур с государством не меньше, чем гражданского населения. Была идея создания специальных многофункциональных центров – МФЦ – для предпринимателей, она была даже осуществлена в нескольких регионах, но массовой пока не стала. «Но систему одного окна можно было бы выстроить еще и как специальное МФЦ для малого и среднего бизнеса», - отмечал Б.Ю. Титов [8].

Премьер-министр России М.В. Мишустин, еще выступая 22 июля 2020 г. в Госдуме с отчетом о работе правительства, предложил создать для малого бизнеса так называемую систему одного окна, где представители малого и среднего предпринимательства смогли бы найти всю важную для них информацию, в том числе о получении кредита и уплате налогов [11]. Предлагается пойти дальше и на принципах создаваемой системы одного окна разработать и запустить платформу цифровой координации малого и среднего предпринимательства в формате многоуровневой системы регионального управления предпринимательским взаимодействием регионального кластера. Б.Ю. Титов отмечает, что аппарат уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей не привлечен к работе по созданию цифровой системы управления предпринимательской деятельностью [8]. Этой работой должны заниматься профессионалы, которые связаны в своей деятельности с подготовкой различных региональных и отраслевых программ, цифровых систем и платформ по выстраиванию предпринимательского многоуровневого взаимодействия, т.е. региональные структуры по поддержке предпринимательских структур, как и предлагается в статье. Система одного окна в формате многоуровневой системы регионального управления предпринимательским взаимодействием регионального кластера должна подчиняться тем же принципам функционирования, что и сама многоуровневая система регионального управления предпринимательским взаимодействием. Можно дополнить систему одного окна еще принципом единообразия и простоты взаимодействия предпринимателей со структурами управления и поддержки.

Государственная Дума 22 июля 2020 г. приняла в финальном третьем чтении разработанный Минэкономразвития законопроект «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» (законопроект о «регуляторных песочницах») [9], а 31 июля 2020 г. Президент РФ В.В. Путин подписал разработанный Минэкономразвития закон «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» [9]. Данный закон предусматривает право регионов вводить на своей территории особые условия для инновационных цифровых компаний – экспериментальный правовой режим. В рамках этого режима можно будет временно отменять действующие предписания, требования или запреты в цифровой сфере, включая установленные на федеральном уровне. Закон «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» должен вступить в силу через 180 дней после его официального опубликования, и используя его положения, можно запустить создание системы одного окна с дальнейшей разработкой платформы цифровой координации малого и среднего предпринимательства в формате многоуровневой системы регионального управления предпринимательским взаимодействием регионального кластера в целях скорейшего восстановления экономики регионов и ликвидации перекосов в развитии предпринимательства в моногородах.

Экспериментальные правовые режимы, согласно данному документу, можно будет вводить для цифровых инноваций в медицине, транспорте, в сфере торговли, в архитектуре, сельском хозяйстве, промышленном производстве. При этом правительство будет вправе включить туда и иные направления. Кабинет министров, также по согласованию с Банком России, сможет устанавливать специальный регуляторный режим и в финансовой сфере. При этом ЦБ сможет ограничивать объем финансовых операций, осуществляемых в рамках экспериментального режима, количество их участников, сроки эксперимента и другие условия. Экспериментальный режим устанавливается на срок не больше трех лет, но при необходимости его можно продлить еще на год. Специальный режим должен быть прозрачным, открытым для всех выполняющих установленные условия претендентов, он должен обеспечивать их равноправие. Закон «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» исключает возможность предоставления каких-либо налоговых льгот в рамках этого режима, но не исключает использование других элементов инфраструктурной поддержки малого и среднего предпринимательства. При этом для разных участников эксперимента допускается установление разных сроков. Экспериментальный режим может быть введен как по инициативе органов власти, так и по инициативе самих предпринимателей, – если они соответствуют требованиям к участникам режима, а также зарегистрированы в РФ, не имеют долгов по налогам, не находятся в состоянии ликвидации или банкротства, а их руководители не имеют судимости [10].

Заключение

Таким образом, в результате проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы: предлагается механизм управления большими объемами данных функционирования предпринимательского взаимодействия в рамках отраслевого или регионального кластера определять как многоуровневую систему управления предпринимательским взаимодействием; многоуровневая система управления предпринимательским взаимодействием направлена на повышение эффективности управления предпринимательской инфраструктурой поддержки, позволит снизить предпринимательские риски и потери в процессе функционирования производственного процесса или процесса обслуживания и взаимодействия с потребителем или с партнерами по предпринимательской деятельности, будет способствовать повышению эффективности логистических транспортных систем, а также обеспечит прозрачность и открытость данных предпринимательских структур отраслевого или регионального кластера. Многоуровневая система управления предпринимательским взаимодействием, таким образом, может трансформироваться в многоуровневую систему региональным управлением предпринимательским взаимодействием на основе регионального предпринимательского кластера по комплексному обслуживанию потребностей жителей региона. Процесс формирования многоуровневой системы регионального управления предпринимательским взаимодействием на платформе регионального предпринимательского кластера можно выстраивать на платформе многофункциональных центров для бизнеса, идея создания системы одного окна для предпринимателей. К основным принципам предлагаемой многоуровневой системы управления предпринимательским взаимодействием целесообразно отнести: взаимообусловленность и взаимосвязанность поступающей и учитываемой информации, комплексность, преемственность и совместимость погружаемых в систему управления данных, контроль их качественного состава, однократность учета, многократность использования, единство механизмов взаимодействия участников, единообразия и простоты взаимодействия предпринимателей со структурами управления и поддержки. Используя положения только что принятого закона «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации», предложено рассмотреть возможность запустить создание системы одного окна с дальнейшей разработкой платформы цифровой координации малого и среднего предпринимательства в формате многоуровневой системы регионального управления предпринимательским взаимодействием регионального кластера в целях скорейшего восстановления экономики регионов и ликвидации перекосов в развитии предпринимательства в моногородах.

Сформулированные предложения могут быть использованы региональными общественными отделениями предпринимателей в целях инициирования создания системы одного окна и поддержки и инициативной разработки многоуровневой системы регионального управления предпринимательским взаимодействием в регионе в рамках формирования регионального кластера или поддержки развития предпринимательства в моногородах. На уровне поддержки отраслей, особенно сильно пострадавших в результате коронавирусных ограничений, рекомендуется в регионах формировать под руководством отраслевых министерств межотраслевые предпринимательские кластеры, которые позволят быстрее восстановить отраслевые предприятия и создать основу для открытия новых малых и средних предпринимательских структур в регионах, а также одновременно позволят стимулировать развитие предпринимательства в моногородах.


Источники:

Амельченко, Е. Н. Развитие предпринимательских структур в условиях цифровой экономики: региональный аспект / Е. Н. Амельченко, Д. В. Круглов // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2020. № 2 (152). С. 29-32.
2. Бездудная, A. Г. The interconnection of demographic factors and indicators of the population density in the region territory at the meso-and micro-levels / A. Г. Бездудная, T. Ю. Kсенофонтова, T. Н. Koшелева // International Journal of Applied Business and Economic Research. 2016. Т. 14. № 10. С. 7301-7313.
3. Бразевич, Д. С. Analysis of the Problems of Ensuring Information Security in the Terms of the Contemporary Society // Д. С. Бразевич, А. В. Бирюкова, Т. Н. Кошелева // Open Journal of Social Sciences ISSN Print: 2327-5952 ISSN Online: 2327-5960 Submission Website: https://www.scirp.org/journal/jss (журнал) DOI: 10.4236/jss. 2020. 82018, 16 Downloads, 38.
4. Бургонов, О. В. Цифровая среда предпринимательства: перспективы и вызовы для развития экономических систем / О. В. Бургонов, Д. В. Круглов // Экономика и управление. 2020. Т. 26. № 4 (174). С. 407-414.
5. Golubetskaya, N. Problems of innovative development of an entrepreneurship in the industry in the conditions of upgrade of economy / N. Golubetskaya, V. Kunin, T. Kosheleva // Iop conference series: Earth and environmental science, 19. Сер. "Energy Management of Municipal Transportation Facilities and Transport, EMMFT 2017" 2017, с. 012049.
6. Грозовская, Е. В. Методологические основы разработки концепции управления развитием предпринимательской деятельности на транспорте / Е. В. Грозовская, Д. С. Бразевич, Т.Н. Кошелева // Вестник высшей школы «Alma mater», № 1 (январь, 2020), с. 99-103, ISSN 1026-955Х.
7. Информационный сайт «Росбалт»: «Экономика России рухнула во II квартале на 8,5%» – [Электронный ресурс] – [Режим доступа] - https://www.rosbalt.ru/business/2020/08/11/1858139.html - Дата обращения - 12.08.2020.
8. Информационный сайт «Ресурсный центр малого предпринимательства»: «Титов рассчитывает на массовое создание многофункциональных центров для бизнеса в России» – [Электронный ресурс] – [Режим доступа] - https://rcsme.ru/ru/news/show/94404/Титов-рассчитывает-на-массовое-создание-многофункциональных-центров-для-бизнеса-в-России/0/30-07-2020 - Дата обращения - 02.08.2020.
9. Информационный сайт «Министерства экономического развития Российской Федерации» – [Электронный ресурс] – [Режим доступа] - https://www.economy.gov.ru/material/news/zakonoproekt_o_regulyatornyh_pesochnicah.html - Дата обращения - 12.08.2020.
10. Информационный сайт «Ресурсный центр малого предпринимательства»: «Совфед одобрил закон о «регуляторных песочницах» для цифровых инноваций» – [Электронный ресурс] – [Режим доступа] - https://rcsme.ru/ru/news/show/94375/Совфед-одобрил-закон-о-регуляторных-песочницах-для-цифровых-инноваций/0/30-07-2020 - Дата обращения - 02.08.2020.
11. Информационный сайт «Российская газета RG RU»: Отчет Михаила Мишустина о работе правительства. Стенограмма – [Электронный ресурс] – [Режим доступа] - https://rg.ru/2020/07/22/otchet-mihaila-mishustina-o-rabote-pravitelstva-stenogramma.html - Дата обращения - 02.08.2020
12. Кошелева Т.Н. Методологические подходы к инфраструктурному развитию малых и средних сервисных компаний в процессе становления сферы обслуживания на цифровой основе/ Т.Н. Кошелева // Евразийский международный научно-аналитический журнал «Проблемы современной экономики», № 1 (73). СПб.: ЦНИТ «Астерион», 2020. – 249 с., с. 176-179, ISSN 1818-3395.
13. Круглов, Д. В. Инновационный кластер как основа развития экономики региона / Д. В. Круглов, О. Д. Круглова // В сборнике: Институты и механизмы инновационного развития: мировой опыт и российская практика. Сборник научных статей 7-й Международной научно-практической конференции. В 3-х томах. Ответственный редактор А.А. Горохов. 2017. С. 201-204.
14. Ксенофонтова, Т. Ю. Practical application of methodologies and mechanisms of formation of regional innovation development strategies / Т. Ю. Ксенофонтова, Р. В. Смирнов, О. В. Кадырова, О. В. Бургонов, Т. Н. Кошелева. Журнал «IJRTE-International Journal of Recent Technology and Engineering» (ISSN22773878-india-Scopus) ISSN: 2277-3878, Volume-8 Issue-2, July 2019.
15. Ксенофонтова, Т. Ю. Подходы к стратегическому развитию малых предпринимательских структур в условиях становления цифровой экономики / Т. Ю. Ксенофонтова, Т. Н. Кошелева // В сборнике: Проблемы управления производственными и инновационными системами. материалы статей всероссийской научно-практической конференции. 2019. с. 56-59.
16. Муллина, И. В. Подходы к формированию стратегии инновационного развития предпринимательских структур в условиях становления экономики знаний / И. В. Муллина, Т. Н. Кошелева // В сборнике: Социально-экономическое развитие общества: история и современность. Тринадцатые Ямбургские чтения. Материалы международной научно-практической конференции. 2018. С. 21-24.
17. Сорвина, Т.А. Особенности стратегического управления малых и средних сервисных компаний в условиях становления цифровой экономики / Т. А. Сорвина, Т. Н. Кошелева // ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ, Издательство: Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения (Санкт-Петербург) 2019. № 4. с. 61-67.
18. Сорвина, Т. А. Особенности развития малых и средних предпринимательских структур в процессе становления цифровой экономики в сложных экономических условиях / Т. А. Сорвина, Т. Н. Кошелева // ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ - Издательство: Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения (Санкт-Петербург), № 2, 2020, с. 98-104, ISSN: 2307-5368.
19. Тарханова, Н. П. Public-private partnership as an instrument for regional entrepreneurial development / Н. П. Тарханова, Т. Ю. Ксенофонтова, А. В. Васильчиков, Т.Н. Кошелева // Государственно-частное партнерство как инструмент развития предпринимательства в регионе. - JARDCS-IASR(TJPRC) - Journal of Advanced Research in Dynamical and Control Systems (ISSN1943023X-United States-Scopus) Vol. 12, 01-Special Issue, 2020, с. 544-548. DOI: 10.5373/JARDCS/V12SP1/20201102; ISSN 1943-023X.
20. Тарханова, Н. П. Development of customer motivation system in the field of entrepreneurship: travel businessразвитие системы мотивации клиентов в сфере предпринимательства вообще и в туристическом бизнесе в частности / Н. П. Тарханова, В. Стриелковски, Т. Ю. Ксенофонтова, Т. Н. Кошелева // Jour of Adv Research in Dynamical & Control Systems, Vol. 11, 11-Special Issue, 2019 (2019) Journal of Advanced Research in Dynamical and Control Systems, 11 (11 Special Issue), pp. 82-89

Страница обновлена: 07.12.2023 в 17:53:47