Совершенствование планирования и организации трудовой адаптации осужденных в отечественной пенитенциарной системе

Дятлов Ю.Н.1, Нотченко В.В.2
1 Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний России (Псковский филиал)
2 Псковский государственный университет, Россия, Псков

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 7, Номер 4 (Апрель 2020)

Цитировать:
Дятлов Ю.Н., Нотченко В.В. Совершенствование планирования и организации трудовой адаптации осужденных в отечественной пенитенциарной системе // Экономика труда. – 2020. – Том 7. – № 4. – С. 375-390. – doi: 10.18334/et.7.4.100803.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=42848560
Цитирований: 2 по состоянию на 05.09.2022

Аннотация:
В статье рассмотрены вопросы совершенствования планирования и организации деятельности по трудовой адаптации спецконтингента в отечественных исправительных учреждениях. Результаты исследования показывают, что современный уровень ее организации не обеспечивает требуемой занятости осужденных, формирование у них в полной мере социально полезных трудовых и профессиональных навыков. В связи с этим авторами обоснована необходимость перераспределения полномочий и функций в сфере трудовой адаптации спецконтингента между подразделениями исправительного учреждения, а также применения соответствующей программно-плановой документации. Значительное внимание уделено рекомендациям по разработке и содержанию индивидуальных планов трудовой адаптации осужденных, общих и специализированных адаптационных программ, а также программ развития деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы (УИС) по трудовой адаптации спецконтингента. Уточнен состав показателя «потенциальные возможности исправительного учреждения (территориального органа УИС) по трудовой адаптации осужденных». Указаны некоторые направления государственной поддержки деятельности исправительных учреждений по адаптации спецконтингента к труду, предусматривающие расширение ее возможностей.

Ключевые слова: трудовая адаптация, организация, планирование, осужденные к лишению свободы, пенитенциарная система, исправительное учреждение

JEL-классификация: J19, J40, J49, J89

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

В настоящее время процессы ресоциализации и социальной адаптации лиц, осужденных к лишению свободы, протекают достаточно сложно и противоречиво. Одним из направлений реализации этих процессов в отечественных исправительных учреждениях является создание условий для приобретения (восстановления) осужденными трудовых навыков, освоения рабочих профессий с целью их последующей адаптации в обществе, выработки у них психологической и нравственной потребности трудиться и, как следствие, сокращения рецидива преступлений.

Трудовая адаптация спецконтингента в учреждениях УИС России выступает одним из приоритетных видов их деятельности, ориентированным на достижение целей социального, исправительного и воспитательного характера. При этом наряду с указанными целями пенитенциарной занятости следует обратить внимание и на ее экономические результаты, которые проявляются в получении доходов осужденными в виде оплаты труда, возмещения ущерба пострадавшим лицам, самообеспечения потребностей учреждений и органов УИС, компенсации государственных расходов на содержание спецконтингента и др. [1, с. 56–57] (Shamsunov, Pavlova, 2017).

Актуальность проблемы совершенствования планирования и организации трудовой адаптации осужденных в отечественной пенитенциарной системе обусловлена также значительным как в абсолютном, так и в относительном выражении числом содержащихся в ней трудоспособных граждан. Несмотря на устойчивую тенденцию снижения численности осужденных к лишению свободы в течение последних лет, по состоянию на 1 марта 2020 г. в учреждениях УИС находились 518,4 тыс. человек, из которых более 85 % являются лицами трудоспособного возраста [2].

Совершенствование организационных аспектов трудовой адаптации осужденных

Адаптация осужденных к труду может быть рассмотрена, с одной стороны, как процесс, с другой стороны – как результат [3, с. 2014] (Ibragimov, 2020). В первом случае ее исследование предполагает, что подразделения исправительного учреждения, участвующие в этом процессе, выполняют соответствующие задачи и функции, применяют меры и инструменты организации и планирования адаптационной деятельности, реализуют ряд этапов процесса становления осужденных как полноценных субъектов трудовой деятельности. Второй аспект предусматривает то, что посредством реализации определенной модели трудовой адаптации спецконтингента в исправительном учреждении, обеспечения необходимого уровня ее организации и управления возможно получение объективных и субъективных результатов адаптации, оценка которых требует использования соответствующих методических подходов.

Эффективность трудовой адаптации осужденных в условиях изоляции от общества зависит от способа ее организации, обоснованности содержания всех этапов адаптационной деятельности и их планомерной реализации в местах лишения свободы. В связи с этим одним из основных направлений совершенствования организации данной деятельности на уровне исправительного учреждения, на наш взгляд, может выступать обоснованное перераспределение полномочий и функций в сфере трудовой адаптации осужденных между его подразделениями.

Реализация процесса трудовой адаптации спецконтингента представляет собой комплексную задачу, в решении которой участвуют подразделения исправительного учреждения, осуществляющие различные направления деятельности: производственную, воспитательную, психологическую, медицинскую, оперативную, режимную. Сложность этого процесса заключается в том, что он не сводится только к обеспечению трудовой занятости осужденных, а предполагает решение различных социально-экономических, организационных и правовых вопросов преобразования производственного труда в труд адаптационный [4, с. 23] (Baydova, 2017).

Однако центры трудовой адаптации осужденных, производственные мастерские исправительных учреждений и федеральные государственные унитарные предприятия УИС в силу ограниченности своей штатной структуры и функциональных возможностей сотрудников, недостаточных объемов государственных, муниципальных и коммерческих заказов не обеспечивают требуемый уровень вовлечения спецконтингента в трудовую адаптацию (рис. 1) [5] (Dyatlov, 2018).

Рисунок 1. Динамика среднесписочной численности и удельного веса осужденных к лишению свободы, проходящих трудовую адаптацию Источник: составлено авторами на основе статистических данных ФСИН России.

В целом к перечню субъектов трудовой адаптации осужденных наряду с указанными выше подразделениями следует отнести не только профессиональные образовательные учреждения ФСИН России (их филиалы), расположенные при исправительных учреждениях, группы социальной защиты осужденных, психологические лаборатории, но и представителей внешней среды учреждений УИС: партнеров, участвующих в реализации совместных производственных проектов, образовательные организации среднего и высшего образования, центры занятости населения и другие общественные институты, с которыми осуществляется взаимодействие в сфере труда лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы.

Несмотря на значительный по составу перечень субъектов трудовой адаптации осужденных, основными подразделениями исправительного учреждения, курирующими работу по ее организации и обеспечению, должны выступать группы социальной защиты осужденных исправительных учреждений и центры трудовой адаптации осужденных (производственные мастерские), а при их отсутствии, например в колониях-поселениях, отделы трудовой занятости осужденных.

Подобной позиции придерживаются П.В. Голодов и Л.Л. Малкова, которые вместе с тем предлагают рассмотреть в качестве одного из возможных направлений структурного закрепления функций организации и управления трудовой адаптацией осужденных выделение соответствующего подразделения в структуре центра трудовой адаптации осужденных и (или) группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения [6, с. 54] (Golodov, Malkova, 2010). Такое предложение, безусловно, заслуживает внимания, однако в условиях оптимизации организационной структуры и штатной численности учреждений УИС при сохранении в последние годы устойчивой тенденции снижения численности осужденных в местах лишения свободы, его практическая реализация представляется маловероятной.

В связи с этим целесообразно рассмотреть возможности перераспределения полномочий и функций в сфере трудовой адаптации осужденных между указанными выше подразделениями исправительного учреждения. В целях повышения эффективности адаптационного процесса вполне обоснованным представляется закрепление за группой социальной защиты осужденных следующих дополнительных функций:

§ обобщение результатов диагностики трудового потенциала вновь прибывших в исправительное учреждение осужденных;

§ участие в подготовке рекомендаций по разделению спецконтингента на группы по отношению к процессу трудовой адаптации;

§ применение технологий профессионального отбора для проведения качественной профориентационной работы с осужденными;

§ разработка индивидуальных планов трудовой адаптации осужденных и контроль их выполнения;

§ организация решения вопросов трудового устройства осужденных и обучения их навыкам поиска работы в период подготовки к освобождению;

§ взаимодействие со службами занятости, работодателями, профсоюзами и другими внешними субъектами трудовой адаптации осужденных в процессе решения возникающих при ее осуществлении задач;

§ сбор и оценка сведений о трудоустройстве в постпенитенциарный период лиц из числа спецконтингента, прошедших трудовую адаптацию в исправительном учреждении.

Основные задачи и функции центров трудовой адаптации осужденных и производственных мастерских подробно изложены в приказе Минюста России от 1 апреля 2008 г. № 80 и связаны в первую очередь с организацией работы по обеспечению трудовой занятости, профессиональной подготовки и повышением профессиональной квалификации спецконтингента, созданием для него рабочих мест, приучением осужденных к необходимым трудовым навыкам и др. [7]. Представленный в этом приказе перечень функций в основном отвечает современным потребностям в организации многоцелевого труда осужденных к лишению свободы, но с учетом необходимости усиления его адаптационной направленности требует дальнейшей конкретизации. В частности, в указанный перечень, по нашему мнению, следует включить:

§ осуществление систематического мониторинга и прогнозирования потребностей региональных и местных рынков труда в рабочей силе, предъявляемых к ней квалификационных требований для уточнения перечня профессий и содержания профессиональных образовательных программ, по которым планируется осуществлять подготовку осужденных в исправительном учреждении;

§ оценку возможностей исправительного учреждения по трудовой адаптации осужденных и обоснование направлений их расширения;

§ отбор лиц из числа осужденных, положительно зарекомендовавших себя в процессе трудовой деятельности и обладающих требуемой квалификацией и навыками, для выполнения функций наставников;

§ организацию обучения сотрудников производственных подразделений и наставников, участвующих в трудовой адаптации спецконтингента;

§ анализ показателей эффективности трудовой адаптации спецконтингента в исправительном учреждении, разработка и реализация мер по устранению выявленных недостатков и др.

Рассмотренный выше вариант распределения полномочий и функций между подразделениями исправительного учреждения исходит из того, что центры трудовой адаптации осужденных и производственные мастерские обеспечивают организацию деятельности по трудовой адаптации спецконтингента в целом по учреждению, а группы социальной защиты осужденных планируют и контролируют процесс трудовой адаптации каждого вовлеченного в нее осужденного. Реализация таких положений представляется возможной только при наличии требуемой штатной численности сотрудников указанных подразделений, необходимого уровня их опыта и квалификации, активного взаимодействия с другими субъектами адаптационного процесса, внесении соответствующих изменений в должностные инструкции и нормативные акты, регулирующие данную сферу деятельности.

Среди других актуальных мер, направленных на совершенствование организационной и содержательной сторон деятельности по трудовой адаптации осужденных в исправительном учреждении, на наш взгляд, могут быть выделены следующие (рис. 2).

Рисунок 2. Меры по совершенствованию организационной и содержательной сторон деятельности по трудовой адаптации осужденных Источник: составлено авторами.

Совершенствование планирования деятельности по трудовой адаптации осужденных

Для планомерного осуществления и развития деятельности в сфере трудовой адаптации осужденных на уровне исправительного учреждения мы рекомендуем применять следующие виды программно-плановых документов (рис. 3).

Рисунок 3. Рекомендуемые виды программно-плановых документов по трудовой адаптации осужденных в исправительных учреждениях

Источник: составлено авторами.

Индивидуальный план трудовой адаптации осужденного может быть оформлен в виде самостоятельного документа, отдельного раздела плана социальной работы с осужденным или выступать приложением к его социальной карте. Такой план должен включать конкретный комплекс мероприятий, направленных на приобщение вновь прибывшего в исправительное учреждение осужденного к процессу трудовой адаптации, сроки реализации этих мероприятий и регистрацию результатов их выполнения. Вводная часть плана может содержать краткие демографические данные и медико-психологические характеристики трудоспособности осужденного, сведения о его образовании, опыте работы, личных предпочтениях и мотивах выбора места работы или профессии, а также полученные на основе использования методов профессионального отбора рекомендации [8, с. 84–85] (Dyatlov, 2018).

Перечень мероприятий, включаемых в индивидуальный план трудовой адаптации осужденного, может варьировать в зависимости от группы (категории), к которой он отнесен. К специфическим категориям осужденных, в трудовой адаптации которых возникают дополнительные трудности, относятся осужденные старшего (предпенсионного) возраста, лица из числа спецконтингента, страдающие алкогольной, наркотической зависимостью, имеющие незначительные психические отклонения, что требует дополнительного адаптационного сопровождения и должно обязательно учитываться при составлении планов их трудовой адаптации. Заполнение и контроль выполнения рассматриваемого плана целесообразно возложить на группу социальной защиты осужденных исправительного учреждения и начальника отряда, что согласуется с их типовыми должностными обязанностями

Общие и специализированные программы трудовой адаптации спецконтингента должны разрабатываться центрами трудовой адаптации осужденных (производственными мастерскими) и утверждаться начальниками этих подразделений. Они предназначены для проведения ознакомительной работы с осужденными на начальном этапе их вступления в адаптационный процесс и могут быть общими и специализированными. Общие программы трудовой адаптации касаются производственной деятельности всего учреждения, тогда как специализированные программы охватывают вопросы адаптации, связанные с определенным производственным подразделением или рабочим местом [9, с. 366–367] (Kibanov, 2020). Примерное содержание общих и специализированных программ трудовой адаптации для спецконтингента исправительных учреждений может включать следующие положения (рис. 4). Причем специализированную программу рекомендуется использовать как для первичной, так и для вторичной трудовой адаптации осужденных.

В разработке программы развития деятельности исправительного учреждения по трудовой адаптации осужденных должны принимать участие все вовлеченные в нее подразделения: центр трудовой адаптации (производственная мастерская), профессиональное образовательное учреждение, группа социальной защиты осужденных, отдел по воспитательной работе с осужденными, психологическая лаборатория и др. При этом учитываются имеющиеся в учреждении производственные мощности, перспективы развития производства с учетом долгосрочных заказов и прогноза спроса на выпускаемую продукцию и оказываемые услуги, состояние и возможности укрепления учебно-производственной базы исправительного учреждения, квалификационный уровень сотрудников, спектр реализуемых программ профессионального обучения или среднего профессионального образования осужденных, а также сложившаяся профессионально-отраслевая структура подготовки спецконтингента и потребности рынков труда в рабочей силе.

Рисунок 4. Примерное содержание общей и специализированной программ трудовой адаптации осужденных

Источник: составлено авторами.

Исходя из указанных особенностей, такая программа может охватывать развитие рассматриваемого вида деятельности в целом по учреждению, а также в разрезе его структурных подразделений на среднесрочный период (от трех до пяти лет) и включать следующие рекомендуемые нами разделы (рис. 5).

Рисунок 5. Рекомендуемые разделы программы развития деятельности исправительного учреждения по трудовой адаптации осужденных

Источник: составлено авторами.

Подобный вид программ П.В. Голодов и Л.Л. Малкова называют программами трудовой адаптации осужденных [6, с. 55–56] (Golodov, Malkova, 2010), что не вполне корректно, поскольку они затрагивают не содержание самого адаптационного процесса, а вопросы развития связанной ним деятельности. Кроме того, рассмотренное указанными авторами разделение этого вида программ на общие (в целом по учреждению) и специализированные (по конкретным подразделениям (цех, участок), рабочим местам, категориям осужденных), по нашему мнению, является нецелесообразным в связи с тем, что в программу развития деятельности по трудовой адаптации осужденных исправительного учреждения в соответствии с принципами комплексности и системности следует включать как общие вопросы, касающиеся всего учреждения, так и мероприятия, связанные с конкретными подразделениями, рабочими местами и т.п.

Первый раздел этой программы (рис. 5) должен предусматривать оценку возможностей и проблем исправительного учреждения по трудовой адаптации спецконтингента, что предполагает изучение внутреннего потенциала учреждения по данному направлению деятельности и перспективы его расширения с учетом факторов внешней среды.

В настоящее время такой показатель, как «потенциальные возможности исправительного учреждения по трудовой адаптации осужденных» не входит в печень показателей, предусмотренных действующей нормативной и методической базой, но необходимость его применения и расчета с целью обоснованного принятия мер руководством исправительного учреждения подчеркивается некоторыми исследователями [10] (Shlykov, 2007).

Для удобства планирования и оценки уровня потенциальных возможностей исправительного учреждения (территориального органа УИС) по трудовой адаптации осужденных рекомендуется его рассчитывать путем суммирования ряда частных показателей (рис. 6), которые должны соответствовать аналогичным отчетным показателям раздела 01 «Сведения о привлечении осужденных к трудовой адаптации» формы ведомственной статистической отчетности ОТАО «Отчет о трудовой адаптации осужденных» [11].

Рисунок 6. Состав показателя «потенциальные возможности исправительного учреждения (территориального органа УИС) по трудовой адаптации осужденных»

Источник: составлено авторами на основе [10; 11].

Расчет и оценка возможностей исправительного учреждения по трудовой адаптации спецконтингента могут осуществляться начальником центра трудовой адаптации осужденных совместно с директором образовательного учреждения начального профессионального образования при исправительном учреждении на основе информации об имеющемся количестве рабочих мест для осужденных, состоянии производственных мощностей, объеме заказов на изготовление продукции, выполнении работ и оказании услуг, связанных с привлечением осужденных к труду, а также исходя из наличия мест для профессионального обучения спецконтингента.

В результате сопоставления имеющихся возможностей исправительного учреждения по трудовой адаптации спецконтингента с численностью осужденных, подлежащих обязательному вовлечению в процесс трудовой адаптации, может быть установлен планируемый уровень занятости осужденных. Его низкий уровень свидетельствует о необходимости принятия соответствующих мер, которые должны быть включены в программу развития деятельности исправительного учреждения по трудовой адаптации осужденных. При этом одним из основных целевых показателей оценки эффективности реализации данной программы должен стать абсолютный и относительный прирост численности осужденных к лишению свободы, вовлеченных в процесс трудовой адаптации.

Заключение

Таким образом, для повышения уровня планирования и организации деятельности исправительного учреждения, связанной с адаптацией спецконтингента к труду, наряду с перераспределением полномочий и функций между подразделениями исправительного учреждения, усилением роли и качества наставнической работы, применением специальных инструментов, способствующих трудовой адаптации осужденных, рекомендуется осуществлять разработку и реализацию общих и специализированных программ, предназначенных для проведения ознакомительной работы с осужденными на начальном этапе их вступления в адаптационный процесс, а также программ развития деятельности исправительного учреждения по трудовой адаптации спецконтингента. Кроме того, целесообразно ввести в практику составление для каждого осужденного индивидуального плана трудовой адаптации, который может включать комплекс мероприятий, направленных на его вовлечение в адаптационный процесс, предусматривать сроки реализации этих мероприятий и регистрацию результатов их выполнения.

В то же время следует учитывать, что одним из основных внешних факторов, оказывающих влияние на потенциальные возможности исправительных учреждений по трудовой адаптации осужденных, выступает уровень их государственной поддержки [12] (Dyatlov, 2019). В связи с этим наиболее перспективными, на наш взгляд, могут стать следующие направления государственной поддержки деятельности подразделений трудовой адаптации осужденных:

§ содействие в реализации в исправительных учреждениях проектов, направленных на развитие отраслей промышленного производства и аграрного сектора, которые при меньших в сравнении с другими отраслями требованиях к уровню фондовооруженности труда позволят повысить занятость спецконтингента;

§ установление для предприятий любых организационно-правовых форм, участвующих в создании рабочих мест в исправительных учреждениях или использующих труд осужденных, мер стимулирования в виде предоставления льгот в части налога на прибыль, полученную в результате привлечения труда осужденных, налога на имущество, используемого в этих целях, а также льготного кредитования проектов, реализуемых в данной сфере;

§ упрощение и ускорение сроков проведения закупочных процедур, необходимых для обеспечения процесса трудовой адаптации осужденных в учреждениях УИС на основе внесения изменений в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

§ установление минимальных объемов государственных заказов на определенный перечень товаров, подлежащих размещению исключительно в учреждениях УИС;

§ включение в федеральные и региональные проекты и программы мероприятий по привлечению осужденных, отбывающих наказание в колониях-поселениях, к работам по сортировке и переработке твердых коммунальных отходов, а также выполнению строительно-монтажных работ на государственных и муниципальных объектах;

§ проработка и реализация проекта создания госкомпании с представительствами в территориальных органах ФСИН России с целью оптимизации функций поиска заказов и сбыта продукции, произведенной в учреждениях УИС и др.

В целом существенное расширение возможностей исправительных учреждений по трудовой адаптации осужденных может быть достигнуто при условии их одновременной поддержки на различных уровнях, включая разработку и реализацию соответствующих федеральных и региональных программ и проектов, а также активизацию взаимодействия с органами местного самоуправления и предпринимательским сектором.


Источники:

1. Шамсунов С.Х., Павлова Е.В. Некоторые вопросы привлечения к труду осужденных к лишению свободы в современных условиях развития уголовно-исполнительной системы // Вестник Владимирского юридического института. – 2017. – № 2 (43)1. – С. 55–58.
2. Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы [Электронный ресурс] // Федеральная служба исполнения наказаний: офиц. сайт. – URL: http://xn--h1akkl.xn--p1ai/structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya%20har-ka%20UIS.
3. Ибрагимов О.А. Понятие трудовой адаптации осужденных: системный анализ // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 13. – С. 2011-2020.
4. Байдова Н. В. Современные проблемы подготовки специалистов в сфере организации производства в УИС // Организация образовательного процесса вузах: современное состояние, проблемы и перспективы: сб. материалов науч.-метод. конф. (Рязань, 30–31 марта 2017 г.). – Рязань: Академия ФСИН России, 2017. – С. 19–24.
5. Дятлов Ю.Н. Проблемы организации трудовой занятости осужденных на современном этапе развития отечественной пенитенциарной системы // Вестник Псковского государственного университета. Серия Экономика. Право. Управление. – 2018. – № 8. – С.55–62.
6. Голодов П. В., Малкова Л. Л. Механизм управления трудовой адаптацией осужденных в исправительных учреждениях // Вестник института: преступление, наказание, исправление. – 2010. – № 10. – С. 53–56.
7. Об утверждении примерного Положения о Центре трудовой адаптации осужденных или учебно-производственной (трудовой) мастерской учреждения, исполняющего уголовные наказания в виде лишения свободы, и примерного Положения о лечебно-производственной (трудовой) мастерской учреждения, исполняющего уголовные наказания в виде лишения свободы [Электронный ресурс]: приказ Минюста России от 01.04.2008 № 80 // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76221.
8. Дятлов Ю. Н. Некоторые вопросы структурирования процесса трудовой адаптации осужденных // Функционирование учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы: сб. материалов науч. мероприятий (Псков, 2 нояб.–14 дек. 2018 г.). – Псков : Псков. филиал Академии ФСИН России, 2018. – С. 82–88.
9. Управление персоналом организации [Текст] : учебник / Под ред. А. Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 695 с.
10. Шлыков В. В. Начальник исправительного учреждения в механизме трудовой адаптации осужденных // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. – 2007. – № 5. – С. 18–21.
11. Об утверждении формы статистической отчетности ОТАО «Отчет о трудовой адаптации осужденных» и инструкции по ее заполнению и представлению [Электронный ресурс]: приказ ФСИН России от 16.10.2018 № 961 // URL: https://base.garant.ru/72178028.
12. Дятлов Ю. Н. Проблемы реализации международных стандартов в сфере трудовой адаптации осужденных: российская практика и зарубежный опыт // Проблемы борьбы с преступностью и подготовки кадров для правоохранительных органов : тез. докл. междунар. науч.-практ. конф. (Минск, 21 февр. 2019 г.). – Минск: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2019. – С. 287–288.9

Страница обновлена: 22.03.2024 в 09:39:14