Стратифицированный подход к исследованию эффективности труда в условиях функционирования социотехнологической системы предприятия

Мизя М.С., Потуданская В.Ф.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 23 (269), Декабрь 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Статья посвящена исследованию эффективности труда в современных социально-экономических условиях деятельности предприятий. Предлагаемый подход основан на стратификации предприятия по уровням, каждый из которых представлен через взаимосвязанные компоненты социотехнологической системы, что позволяет связать показатели отдельных рабочих мест, участков и цехов с показателями развития предприятия в целом.

Ключевые слова: инновационное развитие, эффективность труда, социотехнологическая система, стратификация предприятия, компоненты предприятия



Трансформация экономических и социальных условий деятельности предприятий в настоящее время приводит к необходимости поиска новых путей повышения эффективности их функционирования на основе реализации трудового потенциала персонала, который становится определяющим фактором производства [3].

Поиск новых путей повышения эффективности предприятия

Д. Ньюленд выделил основные посткризисные тренды в развитии предприятий [4]:

- от работников требуется выполнение большего объема работ при меньшем объеме ресурсов, в первую очередь, времени, что вызывает абсентеизм и проблемы с охраной труда, в итоге, сниженная производительность труда;

- сокращение платежеспособного спроса и рост значимости потребительской ценности товара в принятии решения о покупке;

- повышение затрат на персонал за счет расходов на здравоохранение, образование и увеличения ставок оплаты труда в развивающихся странах;

- популярность зеленого движения, корпоративной социальной ответственности, здорового образа жизни, которые меняют поведение потребителей и наемных работников;

- более поздний уход работников на пенсию, смещение баланса от производства в сторону инноватики и творчества, ухудшение качества образования требуют пересмотра того, как выполняется работа и как подготавливается рабочая сила, для формирования инициативного, ответственного, творческого персонала.

Развитие предприятия в соответствии с выделенными трендами требует постоянного повышения эффективности труда, чего можно достичь на основе развития инновационной деятельности предприятия, движущей силой которой являются социотехнологические системы (СТС) с их мобильными технологическими компонентами и вектором социальных преобразований. Можно согласиться с Ю. Полуниным и А. Юдановым, что «вовлеченность в инновационные процессы повышает долгосрочные шансы устойчивого роста» [1]. С другой стороны, усложнение условий требует применения интегрального подхода к исследованию организационных, технологических и кадровых изменений внутренней среды предприятия.

Социотехнологические системы (СТС)

В условиях инновационных преобразований социотехнологический подход направлен на создание условий для поддержания устойчивого положения адаптивного предприятия во внешней среде.

В рамках реализации социотехнологического подхода в условиях специфики каждого предприятия, методы оценки его социотехнологической системы позволяют установить, насколько соответствует технологическая система и ее планируемые изменения параметрам социальной среды, в которой она функционирует, а также планировать соответствующие изменения социальной и технологической систем для их наилучшего соответствия друг другу. Среда внедрения инноваций оказывает влияние через приспособление внедряемой техники и технологии к уже имеющемуся технологическому комплексу на предприятии и через изменение содержания труда, требуемых компетенций, организационной и управленческой структуры.

Социотехнологические методы управления направлены на совместную оптимизацию технологической и социальной подсистем, при этом большое значение отводится работнику, который реализует на рабочем месте потенциал СТС, применяет технику, знания, навыки и коммуникации, является активным участником рационализации производства и инновационного развития предприятия. Качество трудовой жизни работников, как среда для развития социотехнологических систем, ориентировано на создание безопасных и здоровых условий труда, взаимной поддержки и уважения; возможностей обучения и повышения квалификации; оптимальной степени автономии в принятии решений; ротации персонала и карьерного роста; содержательности и значимости труда; справедливости оплаты труда [3].

Социотехнологические методы развивают инициативность работников на основе:

- использования поливалентного (многопрофильного) труда, требующего применения широких навыков, что позволяет человеку видеть больше возможностей по улучшению производственного процесса;

- плоских организационных структур при участии работников в принятии управленческих решений и развитии внутреннего контроля в рамках саморегулируемых подсистем организации;

- наделения работника своевременной полной информацией, касающейся его непосредственной деятельности и общими данными по положению предприятия, что повышает его способность к внесению предложений.

Функционирование социотехнологической системы предприятия комплексно охватывает все стороны его деятельности: издержки производства, качество продукции, научно-техническую оснащенность, загрузку мощностей, уровень квалификации персонала, качество информационного обеспечения работников, гибкость организационной структуры, адаптивность к воздействиям внешней среды, эффективность систем мотивации и стимулирования работников.

Социотехнологическая система предприятия - это открытая система, обеспечивающая органическое единство человека и технологии в производственном процессе, основанная на поддержании динамического равновесия и развития в условиях изменяющейся внешней среды. СТС включает две основные подсистемы, находящиеся в тесном взаимодействии: социальную и технологическую.

Социальная подсистема представлена социальными компонентами, включающими культуру, качество трудовой жизни, социальную значимость труда, формы трудовых отношений и отдельным работником с присущими ему личностными качествами и профессионально-квалификационным уровнем.

Технологическая подсистема представляет собой соединение собственно технологии, средств труда и предметов труда (см. рис. 1). От того, насколько полно выстраивается соответствие между подсистемами в процессе функционирования предприятия, зависит уровень эффективности труда. Эффективность труда - это социально-экономическая категория, определяющая степень достижения той или иной цели, соотнесенную со степенью рациональности использованных при этом ресурсов [2], т.е. соотношение между результатами и затратами.

Для изучения эффективности труда в границах предприятия целесообразно выделить 4 страты в зависимости от организационного уровня: рабочее место, участок, цех, предприятие в целом (см. рис. 2). Каждая страта исследуется в разрезе соответствия социальной и технологической подсистем по компонентам СТС, что позволяет отражать взаимодействие технологии с персоналом на уровне отдельного работника, рабочей группы, нескольких групп и всего трудового коллектива. Предлагаемая стратификация позволяет связать показатели отдельных рабочих мест, участков и цехов с показателями развития предприятия в целом.

Компоненты СТС предприятия в рамках своей страты исследуется по основным направлениям, представленным на рисунке 3.

Технологические характеристики описывают уровень наукоемкости, автоматизации и гибкости производства; прогрессивность технологии; уровень материально-технической базы; наличие резерва мощностей; трудоемкость операций; интенсивность труда; физические свойства и конфигурацию применяемых материалов.

Информационно-коммуникационное направление исследования характеризует компетенции персонала по работе с информацией; степень автономии в принятии решений работниками; качество взаимоотношений работников; уровень развития информационно-коммуникационных технологий; уровень внутренних трансакционных издержек; эффективность программного обеспечения; качество базы знаний; объем и характеристики используемой информации.

Организационный аспект компонентов СТС описывает рациональность приемов и методов труда, разделения и кооперации труда; вовлечение работника в принятие решений; содержательность труда; ротацию персонала и карьерный рост; условия труда.

Образовательная сторона компонентов СТС направлена на достижение соответствия знаний и навыков работников выполняемым заданиям на текущий момент и в перспективе через исследование соответствия уровня квалификации работника, сложности выполняемых работ, набора необходимых компетенций для выполнения работы, уровня трудового потенциала работника; возможностей обучения и повышения квалификации; сложности адаптации новых технологий к существующей СТС, обеспеченности персоналом, занятым в НИР и ОКР.

Социальные характеристики учитывают инициативность работника; удовлетворенность трудом; социальную значимость труда; ценности, разделяемые работником; тяжесть труда; отчуждение труда; эргономичность используемых средств труда; эстетичность предметов труда.

Экономические характеристики компонентов СТС направлены на оценку результата работы персонала, рациональности использования всех видов ресурсов на предприятии и включают показатели доходности и рентабельность труда; справедливости оплаты труда; экономичности технологии; результативности и производительности труда; эффективности использования основных средств и предметов труда.

Выводы

Предлагаемая технология исследования эффективности труда на основе социотехнологического анализа по стратам позволяет определить диспропорции между подразделениями и несбалансированность развития организации в целом по социальным, экономическим, организационным, образовательным, информационно-коммуникационным и технологическим критериям, выявить сильные и слабые стороны СТС и пути повышения эффективности труда через гармонизацию развития внутренней среды предприятия.


Источники:

1. Полунин Ю. Средний бизнес и консервативные экономические ценности / Ю. Полунин, А. Юданов // Эксперт. - 2014. - № 26 (905). - С. 13-21.
2. Слезингер Г.Э. Труд в условиях рыночной экономики: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 1996. - 336 с.
3. Черникова С.А., Исаков Ю.А. Трудовые ресурсы как фактор производства // Российское предпринимательство. - 2014. - № 5 (251). - С. 55-62.
4. Newland D. The New Normal 2.0 The next phase of Global Business. – Mission facilitators International, 2013. - 24 p.

Страница обновлена: 03.08.2025 в 04:51:37

 

 

Stratified approach to the study of labour productivity in the functioning of the enterprise social and technological system

Mizya M.S., Potudanskaya V.F.

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 23 / December, 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Citation:

Abstract:
The article investigates the productivity of labour in contemporary social and economic conditions of enterprises’ operations. The proposed approach is based on the stratification of enterprises through the levels, each of which is represented by interconnected components social and technological system that allows relating performances of individual jobs, sites and shops with performances of development of the enterprise as a whole.

Keywords: innovative development, labour productivity, social and technological system, stratification of an enterprise, components of an enterprise