Особенности функционирования высокотехнологичного предприятия в инновационной экономике
Зайцев А.В.1
1 Московский государственный университет дизайна и технологии, Текстильный институт им. А.Н. Косыгина, г. Москва
Скачать PDF | Загрузок: 16 | Цитирований: 50
Статья в журнале
Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 4, Номер 1 (Январь-Март 2014)
Цитировать:
Зайцев А.В. Особенности функционирования высокотехнологичного предприятия в инновационной экономике // Вопросы инновационной экономики. – 2014. – Том 4. – № 1. – С. 21-35. – doi: 10.18334/inec.4.1.434.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=21356873
Цитирований: 50 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье проанализированы особенности функционирования предприятий высокотехнологичного сектора экономики. Рассматриваются подходы к управлению предприятием в условиях перехода на инновационные методы управления. Деятельность предприятия анализируется с позиции его ориентированности на создание, освоение и практическое использование совокупности инноваций. Обоснована необходимость формирования интеллектуально-креативных ресурсов, а также создания и использования человеческого капитала. Управление инновациями рассматривается в контексте повышения конкурентоспособности и рыночной стоимости высокотехнологичного предприятия.
Ключевые слова: инновации, человеческий капитал, интеллектуальный капитал, интеллектуально-креативные ресурсы, конкурентоспособность предприятия, рыночная стоимость, управление инновациями, конкурентная стратегия, высокотехнологичное предприятие
В современной хозяйственной системе, охваченной процессами глобализации, концепция создания высокотехнологичных производств формирует конкурентоспособность и перспективу ускоренного развития национальных экономик. Базовыми элементами такого производства являются новые наукоемкие технологии и продукция с высоким уровнем затрат интеллектуального труда. Переход к инновационной экономике особенно актуален для России, поскольку ежегодный спрос на ее инновационную продукцию составляет лишь 5–7 млрд долларов США, а спрос на российское сырье и энергоносители, по оценкам экспертов Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, оценивается в размере 500–600 млрд долларов США. На мировом рынке высокотехнологичной продукции удельный вес России составляет около 0,2%, несмотря на инвестиционный рост. Однако объем инвестиций по отношению к ВВП в России в 2 раза ниже, чем в передовых экономиках. В настоящее время доминирующее положение на рынке технологических инноваций имеют страны «большой семерки», которые владеют 46 макротехнологиями и контролируют 2/3 производства и сбыта продуктовых инноваций. На рынке технологических инноваций США контролируют 22 макротехнологии, соответственно ФРГ – 10, Япония – 7, Великобритания и Франция по – 3–5 [14].
В современной экономике одним из основных структурообразующих элементов национальной инновационной системы является высокотехнологичное предприятие. Такой класс предприятий в своей деятельности ориентирован на создание, освоение и практическое использование совокупности инноваций. Основу этих инноваций составляют технологические инновации, охватывающие новые продукты (продуктовые инновации) и новые технологии производства этих продуктов (процессные инновации). В свою очередь технологические инновации порождают необходимость формирования принципиально новых организационно-производственных структур, сочетающих в себе высокий уровень гибкости и автоматизации, а также использования новых методов организации и управления бизнес-процессами. Поэтому в рамках инновационной системы высокотехнологичного предприятия возникают организационные и управленческие инновации. Новые способы продвижения на рынок высокотехнологичной продукции и услуг приводят к появлению совокупности маркетинговых инноваций. Стремление предприятия использовать ресурсы (как материальные, так и интеллектуальные) более высокого качества формирует ресурсные инновации. Все эти виды инноваций, участвуя в формировании интеллектуального капитала, относятся либо к идентифицируемым, либо к неидентифицируемым интеллектуальным активам предприятия и увеличивают его рыночную стоимость [2, 12].
Процессы создания и практического использования различных видов инноваций определяют динамику и качество экономического роста, а также уровень конкурентоспособности. В этой ситуации необходим механизм непрерывного внедрения достижений науки в производство. Формирование подходов к управлению инновационными процессами требует наличия устойчивых связей между субъектами бизнес-среды. Создание подобных подходов – сложный и капиталоемкий процесс. Длительность проектирования механизма, обеспечивающего непрерывное внедрение достижений науки в производство, а также эффективность и результативность его функционирования в значительной степени зависит от макроэкономических факторов.
Высокотехнологичное предприятие представляет собой достаточно сложную производственно-технологическую и организационно-экономическую систему, исследование которой позволит выявить ключевые факторы эффективности и сформировать цепочку роста рыночной стоимости предприятия. Несмотря на то, что формирование рыночной стоимости осуществляется в условиях глобального финансово-экономического кризиса, расширение мирового рынка наукоемких продуктов и услуг, а также увеличение объемов инвестиций в новые инновационные разработки являются основными предпосылками развития предприятия в инновационной сфере. Подобная тенденция характерна для многих стран Европы и Азии. В последнее десятилетие наметилась и другая тенденция, связанная с расширением сектора инжиниринговых услуг, в основе которых также лежит использование различных видов инноваций.
Возникновение разнообразных направлений инновационной деятельности связано с тем, что мировой рынок постоянно диктует более высокие требования к качеству производимой продукции, непрерывности процессов организации ее послепродажного инжинирингового (в том числе сервисного) обслуживания. Существует целый ряд факторов, усиливающих конкуренцию на рынках наукоемкой продукции и услуг. Таким образом, в современной экономике создание и использование «прорывных» инноваций становится основным источником экономического роста народного хозяйства.
В этой связи возрастает актуальность активизации инновационной деятельности субъектов национальных экономик с целью создания и продвижения на мировые рынки высокотехнологичных товаров, работ и услуг. Для этого необходимы не только соответствующие ресурсы, но формирование комплексной системы различных воздействий на экономические процессы, включая стимулирование разработчиков интеллектуальных продуктов, обучение специалистов маркетинговым технологиям с учетом специфики вывода различных научно-технических разработок на международный уровень и т.д.
Подобный подход предполагает, что предприятие в рамках реализации своей конкурентной стратегии осуществляет деятельность, характеризующуюся принципиальной новизной с точки зрения создания продукта и продвижения его на рынок, применяемых технологий, способов и инструментов воздействия на потребителя и т.д. Вследствие этого менеджменту предприятий высокотехнологичного сектора экономики при формировании стратегии устойчивого развития необходимо принимать во внимание инновационную составляющую стратегии. Такая составляющая охватывает создание инноваций, приобретение или их привлечение на основе лицензионных договоров.
Решение этой задачи злободневно для предприятий, интегрирующих в своей деятельности ряд этапов инновационного процесса. В мировой хозяйственной системе эти предприятия обеспечивают существенную часть ВВП национальной экономики, поскольку в настоящее время именно они демонстрируют свою конкурентоспособность. Фактически многие передовые предприятия являются научно-производственными структурами, включающие научно-исследовательские, производственные и часто маркетинговые подсистемы.
Любая подсистема высокотехнологичного предприятия является сложной. Сложность подсистемы определяется неоднородностью ее составляющих и элементов, многообразием возникающих связей в процессе их функционирования. Эти взаимосвязи рассматриваются в рамках процессного подхода к исследованию функциональных подсистем, при котором основной упор делается на изучение совокупности бизнес-процессов [3]. В конечном итоге сложность подсистемы обуславливает необходимость формирования совокупности взаимосвязанных целей, а также приводит к появлению достаточно большого числа показателей и критериев оценки состояния подсистемы.
Вследствие этого бизнес-процессы, реализуемые высокотехнологичными структурами, по сравнению с обычными производственными предприятиями имеют некоторую специфику. Эта специфика является следствием непрерывности цикла создания и использования технологических инноваций. Поэтому для управления инновационной деятельностью необходим соответствующий организационно-экономический механизм. Этот механизм должен быть адекватен условиям функционирования предприятий высокотехнологичных отраслей национальной экономики.
Созданный организационно-экономический механизм дает возможность системно управлять процессами формирования результатов интеллектуальной деятельности, отслеживая на ранних стадиях инновационного цикла те процессы, в рамках которых существует потенциальная возможность появления охраноспособных продуктов и услуг. В свою очередь эта системность обеспечивает динамичный рост интеллектуальных активов и интеллектуального капитала предприятия, включая не только объекты интеллектуальной собственности (патенты, лицензии, торговые знаки, знаки обслуживания и т.д.), но и организационный, клиентский, а также человеческий капитал [12].
Формирование добавленной стоимости материальных и интеллектуальных активов в результате создания или приобретения инновации приводит к росту рыночной стоимости, что в современных условиях является стратегическим направлением развития предприятия. Таким образом, особенностью функционирования современного предприятия является управление инновациями в течение всего жизненного цикла продукции, создаваемой в результате интеллектуальной деятельности персонала. Взаимосвязана с ней и следующая особенность, которой является интеграция науки и производства с целью сокращения цикла «исследование–производство–продвижение–сбыт» продукта или услуги. Это обеспечивается за счет ликвидации дополнительных звеньев и узких мест, неизбежно возникающих в процессе подготовки производства в традиционной экономической системе. Деятельность высокотехнологичных предприятий охватывает ключевые этапы создания инновационного продукта, включая:
– теоретические исследования, по результатам которых выполняется отбор идей, имеющих потенциальное научно-практическое значение;
– маркетинговые исследования, проводимые для определения возможности коммерциализации инновационных продуктов и услуг, созданных на основе реализации отобранных идей;
– научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, проводимые с целью создания продуктовых, процессных и других видов инноваций (организационно-управленческих, маркетинговых и т.д.);
– разработку конструкторско-технологической документации и установление рациональных взаимосвязей между подразделениями предприятия;
– техническое оснащение научных, конструкторских и производственных подразделений предприятия;
– запуск и освоение производства продуктовых инноваций;
– продвижение созданной наукоемкой продукции на национальные и мировые рынки;
– оказание инжиниринговых услуг в рамках послепродажного обслуживания продуктовых инноваций.
Другой особенностью функционирования высокотехнологичного предприятия является формирование факторов эффективности за счет использования современных технологий управления бизнес-процессами, включая как сферу разработки и производства продукции, так и сферу ее сбыта. В конечном итоге именно эти факторы во многом предопределяют эффективность реализации конкурентной стратегии предприятия. Эта стратегия, с одной стороны, в наибольшей мере учитывает рыночные факторы, а с другой – реальные возможности предприятия, определяемые наличием у него необходимых ресурсов разного вида. Поэтому конкурентную стратегию рассматривают как детально сформулированную концепцию достижения предприятием успеха на определенном рынке или в намеченной области за счет разработки и внедрения различных инвестиционных проектов. По этой причине предприятия высокотехнологичных отраслей обеспечивают более полное использование различных видов ресурсов. Это касается не только материальных ресурсов, но и человеческого капитала.
Инновационная направленность деятельности (особенно, если предприятие ориентируется на создание прорывных инноваций) приводит к тому, что для успешного функционирования на высоко конкурентных рынках наукоемкой продукции предприятию недостаточно располагать только финансовым капиталом. В условиях жесткой конкурентной борьбы необходим интеллектуальный капитал, который включает в себя интеллектуальные активы и человеческий (трудовой) капитал.
Следующей особенностью функционирования высокотехнологичного предприятия является создание и использование человеческого капитала. Человеческий капитал описывается с помощью таких параметров, как индивидуальные трудовые способности, профессиональные знания, умения, навыки и опыт различных категорий персонала. Важными параметрами, характеризующими степень развития человеческих (трудовых) ресурсов, являются уровень образования и квалификации, уровень инновационной активности и прочие результаты процесса интеллектуальной деятельности конкретных личностей, составляющих основу кадрового состава предприятия. Человеческий капитал формируется на основе интеграции интеллектуальных возможностей всех категорий персонала, включая научных и инженерно-технических работников, менеджмента, а также квалифицированных рабочих. Вследствие интеграции возникает дополнительный эффект синергии. В результате этого предприятия, эффективно трансформируя материальные, финансовые и интеллектуальные ресурсы в различные объекты интеллектуальной собственности, обеспечивают снижение затрат и длительности цикла создания и производства инновационной продукции [5, 7, 13, 15].
Отмечая особенности функционирования высокотехнологичного предприятия необходимо выделить существенное свойство работы системы управления. Это ее устойчивость, т.е. способность противостоять возмущающим воздействиям внешней среды и эффективно выполнять свои функции в условиях такого воздействия. Устойчивость обеспечивается не только посредством внедрения инновационных технологий управления, но и за счет использования различных видов дополнительных ресурсов с целью создания избыточного обеспечения деятельности предприятия.
Например, в производственной подсистеме избыточные ресурсы представляют собой страховой (резервный) запас сырья и материалов. Финансовая устойчивость предприятия обеспечивается за счет запаса финансовой прочности, представляющего собой разницу между фактическим значением выручки и порогом рентабельности. Финансовая устойчивость предприятия во многом зависит от структуры используемого предприятием капитала, т.е. соотношения между различными источниками финансирования.
Другими особенностям предприятий данного класса являются значительные финансовые затраты на научные исследования и опытно-конструкторские разработки, использование передовых в научно-техническом отношении стратегий развития и управления производственным и кадровым потенциалом, ориентация на создание, освоение и использование прорывных технологических инноваций, в результате чего обеспечивается выпуск конкурентоспособной инновационной продукции. Однако инновационная деятельность характеризуется высоким уровнем неопределенности конечных результатов. Причем эта неопределенность характерна не только для стадии создания и освоения инноваций, но и для стадии их использования. Наличие неопределенности в получении положительных результатов приводит к значительным рискам, возникающим практически на всех этапах жизненного цикла инновации. Следовательно, в рамках формирования стратегии устойчивого развития предприятий высокотехнологичного сектора экономики необходимо предусматривать создание системы управления рисками.
Реальная деятельность высокотехнологичного предприятия представляет собой процесс постоянной адаптации к изменению факторов внешней и внутренней среды. Их действие заставляет предприятие в режиме мониторинга отслеживать достигаемые показатели, использовать внутренние резервы, привлекать из внешней среды дополнительные ресурсы, совершенствовать процессы производства и сбыта продукции, уделяя особое внимание формированию системы управления качеством менеджмента, диверсифицировать деятельность и т.д. Все это необходимо для того, чтобы наилучшим образом обеспечить результативность деятельности предприятия, т.е. наиболее полное соответствие достигаемых результатов и целей, сформулированных в рамках конкурентной стратегии. При этом, используя внутренние резервы и привлекая внешние ресурсы, предприятие стремится не просто достичь поставленных целей, но и обеспечить превышение получаемых результатов над совокупными затратами, т.е. достичь запланированных показателей эффективности своей деятельности.
Определяющим признаком высокотехнологичного предприятия является осуществление полного цикла «исследование–производство». Главная задача предприятия состоит в том, чтобы на основе научно-технических разработок создать принципиально новые продуктовые инновации для последующей передачи их в массовое производство. Это осуществляется после экспериментальной проверки, отработки и выпуска первой серии. На решение такой задачи нацелена его организационная структура, охватывающая научно-технические, проектно-конструкторские, технологические, пусконаладочные, монтажные и другие подразделения. В составе таких предприятий часто присутствуют учебные и учебно-методические центры, занятые подготовкой квалифицированных специалистов для обслуживания нового производства.
Для высокотехнологичных предприятий характерны не только растущие расходы на научное обеспечение производства, но и высокие затраты на обновление материально-технической базы его научно-исследовательских подразделений. В отличие от научно-исследовательских институтов такие предприятия выполняют преимущественно прикладные исследования, создавая различные объекты интеллектуальной собственности и доводя их до промышленного производства. В ряде случае предприятия выполняют и поисковые научные исследования, результаты которых, как правило, также доводятся до конкретных образцов и промышленного производства. В этой связи актуальной является задача определения статуса высокотехнологичного предприятия в макроэкономической системе. Главным классификационным признаком, позволяющим отнести подобное предприятие к той или иной категории, является степень охвата его внутренних бизнес-процессов инновационными мероприятиями.
В последнее время стала активно развиваться интеграция университетов и высокотехнологичных производств реального сектора экономики. Такая интеграция воплощается в создание учебно-научно-производственных центров. Опыт промышленно развитых стран показывает, что создание таких центров повышает эффективность создания продуктовых и процессных инноваций. Растет результативность их продвижения в реальный сектор национальной экономики и на мировые рынки наукоемкой продукции. Кроме того, университеты становятся инновационными центрами стабилизации региональной экономики. В рамках работы центров не только осуществляется подготовка высококвалифицированных специалистов на базе университетов, но и выполняются фундаментальные и прикладные исследования для различных отраслей экономики. Вхождение университетов в эти центры позволяет значительно активизировать научную деятельность вузов, повысив ее эффективность. Университеты укрепляют связи с производством, привлекая ученых, преподавателей, аспирантов, молодых специалистов и студентов к выполнению реальных НИОКР, обеспечивая целевую подготовку специалистов для высокотехнологичных предприятий [8, 10].
Одним из конкурентных преимуществ высокотехнологичных предприятий является наличие у него значительных интеллектуально-креативных ресурсов, величина которых во многом определена квалификацией персонала. Интеллектуально-креативные ресурсы представляют собой совокупность идей, методов, инструментов и технологий управления, а также различных форм существования информации. Эти идеи, методы, инструменты и технологии управления, имея научно-производственную, финансово-экономическую, маркетинговую или организационно-управленческую направленность, являются результатом интеллектуальной деятельности персонала. Такие ресурсы могут быть частично или полностью отчуждены от их создателей. Эффективное использование интеллектуальных ресурсов обеспечивает предприятию дополнительные конкурентные преимущества на рынках наукоемкой продукции [11, 12].
Важным обстоятельством также является применение эффективных методов управления, создающих условия для раскрытия личного и коллективного творчества. В инновационном процессе интеллектуально-креативные ресурсы, трансформируясь в интеллектуальный капитал, способны приносить доход. Структура интеллектуального капитала предприятия включает такие элементы как интеллектуальная собственность, человеческий капитал и капитал бренда. Однако основной составляющей интеллектуального капитала является человеческий капитал, т.е. персонал предприятия со своими знаниями, умениями, опытом и навыками. Капитал бренда формируется в течение определенного времени за счет совокупности человеческого капитала и интеллектуальных активов предприятия, которые представляют собой кодифицированные знания, находящиеся в собственности предприятия [14].
Наличие у высокотехнологичного предприятия интеллектуальных ресурсов, способных на основе креативного подхода к управлению создать и реализовать на практике инновационные идеи является как условием повышения эффективности деятельности предприятия, так и гарантией выживаемости в турбулентной экономической среде. Креативность менеджмента обеспечивает адаптивность системы управления предприятием к быстро изменяющимся условиям внешней среды. При функционировании предприятия в условиях высокой неопределенности и нестабильности внешней среды именно креативная команда менеджеров способна создать комплекс нестандартных управленческих решений и успешно реализовать эти решения в процессе развития предприятия. Подобный комплекс решений, например, может содержать организационные изменения структуры предприятия или реализуемых бизнес-процессов, перераспределение материальных и финансовых потоков, разработку и успешную реализацию инвестиционных проектов инновационной направленности.
В инновационной экономике важным интеллектуальным ресурсом становится информация, в том числе и информация, образующая секреты производства (ноу-хау), которая составляет коммерческую тайну предприятия. Информация является одним из видов интеллектуальной собственности высокотехнологичного предприятия и как актив, не имеющий материальной формы, подлежит соответствующей охране. Это означает, что по отношению к информации предприятие должно обеспечить режим коммерческой тайны. Этот режим включает в себя правовые, организационные, технические и иные принимаемые обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, меры по охране ее конфиденциальности.
В условиях экономики постиндустриального общества, которую часто называют экономикой, основанной на знаниях, информация обеспечивает развитие действенных методов импорта новейших достижений, знаний и идей, необходимых для успешной деятельности предприятия. Это особенно важно для предприятий высокотехнологичных отраслей, где объем информации по сравнению с предприятиями традиционных отраслей многократно возрастает. Поэтому для этих предприятий первостепенное значение приобретает деятельность, связанная с производством, хранением, передачей и использованием знаний и информации, имеющих коммерческую ценность.
В современной экономике деятельность предприятий характеризуется ростом издержек, связанных с поиском информации, изучением рынка, заключением контрактов и контролем их исполнения, защитой прав собственности и т.д. Информация и коммуникации в этих условиях становятся важнейшими факторами обеспечения конкурентоспособности. Интеграция процессов обработки и доставки информации дает огромные социальные и экономические преимущества за счет возникновения синергетического эффекта.
Инновационные факторы развития предприятий обуславливают возрастание роли информации, используемой в сфере финансового менеджмента. На предприятиях информация с одной стороны выступает как ресурс инновационного развития, а с другой – как инструмент развития предприятия на основе приоритетного использования инновационных факторов. Однако результативность процессов формирования интеллектуального капитала зависит от многих факторов, во-первых, от потенциала и интеллектуальной активности конкретных сотрудников, а во-вторых, от уровня инновационной активности предприятия в целом. Именно активизация инновационной деятельности, способствующая развитию креативности сотрудников предприятия, приводит к преобразованию интеллектуального потенциала персонала, индивидуальных и коллективных знаний, а также информации в результаты интеллектуальной деятельности.
Особенностью управления высокотехнологичным предприятием в инновационной экономике является непрерывная изменчивость структуры его интеллектуального капитала. Так, например, на этапе формирования интеллектуального капитала доминирующую роль играет человеческий капитал, т.к. в этот период интеллектуальные активы и бренд предприятия только формируются, клиентская база мала. На этапе инновационного развития предприятия структура интеллектуального капитала сформирована и достаточно хорошо сбалансирована. Основная роль в этой структуре принадлежит интеллектуальным активам. По мере развития предприятия в структуре его имущества увеличивается количество патентоспособных технологий, растет роль торговых знаков (брендов).
На этапе, когда инновационное развитие замедляется, предприятие осуществляет улучшающие нововведения с целью поддержания своей конкурентоспособности на рынках наукоемкой продукции. На этом этапе основная роль в структуре интеллектуального капитала отводится бренду, позволяющему проводить политику активной коммерциализации портфеля прав интеллектуальной собственности. На этапе зрелости предприятия, как правило, срок действия ранее оформленных прав интеллектуальной собственности истекает. Поэтому в структуре интеллектуального капитала повышается роль человеческого капитала, использование которого позволяет создавать новые объекты интеллектуальной собственности. Для этого предприятие стремится привлечь значительные ресурсы (материальные, финансовые и интеллектуальные) и наилучшим образом их использовать.
Инновационное развитие касается не только научной и производственной сферы, но и таких сфер как финансовая, информационная, кадровая, социальная и т.д. Для предприятия, стремящегося выйти на рынок с новыми продуктами, всегда существует экономически значимый объем знаний, использование которых и позволяет ему достичь требуемого уровня конкурентоспособности. С усложнением создаваемых продуктов и технологий этот объем знаний постоянно растет. Наличие у предприятия экономически значимых знаний приводит к тому, что объемы производства и реализации продукции находятся в зависимости от качества интеллектуально-креативных ресурсов. При этом в создании и развитии инновационного бизнеса материальные и финансовые ресурсы перестают иметь доминирующее значение, а возрастает роль процессов капитализации знаний. Так, например, по оценкам экспертов для высокотехнологичных предприятий эта доля в суммарном показателе капитализации может доходить до 85% [12].
Таким образом, менеджмент при формировании конкурентной стратегии должен создавать инструменты, позволяющие активизировать нематериальные факторы роста стоимости высокотехнологичного предприятия. Эффективное использование интеллектуального потенциала лежит в основе механизма инновационного развития, базирующегося на современной концепции управления нематериальными факторами.
Центральная позиция этой концепции основана на том, что рыночная стоимость предприятия образуется под влиянием внешних (связанных с макроэкономической средой) и внутренних (непосредственно связанных со средой самого предприятия) факторов. Действие внешних и внутренних факторов проявляется в процессе экономической деятельности и обуславливает формирование в структуре капитала финансовой и интеллектуальной составляющих. Эти составляющие, взаимодействуя между собой, приводят к появлению в структуре имущества предприятия материальных и интеллектуальных активов.
При формировании конкурентной стратегии инновационный подход к управлению высокотехнологичным предприятием заключается в создании условий для высокой динамики научно-технологического развития. Такие процессы основываются на совершенствовании корпоративной культуры, создании структур, обеспечивающих продвижение продуктовых и процессных инноваций на рынки наукоемкой продукции, развитии форм коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, обеспечении охраны интеллектуальной собственности и создании условий воспроизводства человеческого капитала. В инновационной экономике приоритетным направлением реализации конкурентной стратегии высокотехнологичного предприятия становится решение задачи формирования эффективной стратегии управления различными видами активов, включая как материальные, так и нематериальные активы. В основе решения этой задачи должна лежать концепция стоимостного подхода к управлению.
Источники:
2. Баранов В.В., Зайцев А.В., Мурадов А.В., Седларж Й. Концепция бережливого производства как неидентифицируемый нематериальный актив и ее влияние на рыночную стоимость предприятия // Российское предпринимательство. –Выпуск 1. –2010. –No 6. –с.50–56.
3. Баранов В.В., Зайцев А.В., Соколов С.Н. Исследование систем управления: Учебное пособие / Баранов В.В., Зайцев А.В., Соколов С.Н. –М.: Альпина Паблишер, 2013. –216 с.
4. Зайцев А.В Особенности формирования стратегии управления стоимостью бизнеса в холдинговых структурах // Имущественные отношения в Российской Федерации. –2009. –No2. –С.52–57.
5. Инновационная деятельность высокотехнологичных предприятий / А.Ю. Шатраков идр. –М.: Экономика, 2007. –176 с.
6. Инновационный бизнес: Формирование моделей коммерциализации перспективных разработок: учеб пособие / Под ред. К.А. Хомкина. –М.: Дело, 2010. –320 с.
7. Корпоративное управление инновационным развитием / Под ред. Ю.П. Анискина. –М.: Издательство «Омега-Л», 2007. –416 с.
8. Крафт Й., Зайцев А.В. Влияние глобализации и роль университетов в формировании интеллектуально-креативных ресурсов общества // Российское предпринимательство. –2012. –No 2. –с.139–146.
9. Крафт Й., Зайцев А.В. Особенности развития инновационных предприятий в условиях глобализации / В кн.: Тезисы докладов Международной научно-технической конференции «Современные тхнологии и оборудование текстильной промышленности» (ТЕКСТИЛЬ –2009) –М.: ГОУВПО «МГТУ им. А.Н. Косыгина», 2009. –с.8–9.
10. Крафтова И., Крафт Й., Зайцев А.В. НИОКР и инновации как инструмент повышения производительности национальной экономики / В кн.: Проблемы и перспективы развития инновационно-креативной экономики / Сборник материалов по итогам Третьей международной научно-практической онлайн-конференции, Москва, 27–30 июля 2011года / Под общей редакцией профессора О.Н. Мельникова. –М.: Креативная экономика, 2011. –с.10–24.
11. Мельников О.Н. Управление интеллектуально-креативными ресурсами наукоемких производств. –2-е издание, перераб. и дополн. –М.: Издательство «Креативная экономика», 2010. –384 с.
12. Николаев С.Д., Зайцев А.В., Баранов В.В., Крафт Й. Интеллект современного предприятия: монография. –М.: Издательский Дом «Комсомольская правда», 2010. –252 с.
13. Николаев С.Д., Крафт Й., Зайцев А.В. Человеческий капитал и развитие инновационной деятельности предприятия в условиях глобализации / В кн.: Проблемы и перспективы развития инновационно-креативной экономики / Сборник материалов по итогам Третьей международной научно-практической онлайн-конференции, Москва, 27–30 июля 2011 года / Под общей редакцией профессора О.Н. Мельникова. –М.: Креативная экономика, 2011. –с.434–442.
14. Особенности развития предприятия в инновационной экономике: Монография/ Под ред. Н.С. Иващенко и А.В. Зайцева. –М.: Креативная экономика, 2011. –456 с.
15. Потуданская В.Ф., Яковлева Е.В. Объекты нематериального характера как базисные ресурсы в условиях экономики знаний // Креативная экономика. –2009. –No 3. –с. 11–19.
16. Спасенных М.Ю. Инновационный бизнес: корпоративное управление НИОКР: Учеб. пособие. –М.: Изд-во «Дело» АНХ, 2010. –148 с.
17. Такер Р.Б. Инновации как формула роста: Новое будущее ведущих компаний / Пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2006. –224 с.
18. Управление высокотехнологичным бизнесом: Классика Harvard Business Review / Коллектив авторов. –М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. –264 с.
Страница обновлена: 09.08.2024 в 13:10:19