Особенности развития рынка налогового консультирования в России
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 16 (262), Август 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Данная статья освещает основные проблемы правового регулирования налогового консультирования за рубежом и в России, решением которых может быть введение закона, регулирующего консалтинговую деятельность. Также в статье отражены основные теоретические аспекты налогового консалтинга и определены некоторые направления развития консалтингового рынка.
Ключевые слова: рынок, консалтинг, консалтинговые услуги, налоговое консультирование
На данный момент в России все более активно развивается налоговое законодательство, которое при этом постоянно претерпевает изменения, т.к. находится в несколько нестабильном состоянии. В законодательные налоговые акты часто вносятся правки и дополнения, при этом на практике сохраняется множество спорных моментов при трактовке тех или иных пунктов закона. Для разрешения споров компаниям все чаще приходится прибегать к помощи специалистов, способных дать профессиональную оценку той или иной ситуации – к консалтинговым компаниям. Данный факт привел как к росту количества таких компаний в области налогообложения, так и к увеличению числа специалистов-консультантов по налогам и налоговым сборам.
Но, несмотря на развитие рынка консультирования в налоговой сфере, на данном этапе все еще отсутствует достаточное количество информации по правовому регулированию отношений между консультантами и организациями-клиентами, а также между консультантами и государством. Эти обстоятельства приводят к снижению качества консалтинговых услуг и к увеличению доли различного рода рисков.
Налоговое консультирование
Консультирование – это тот вид профессиональной деятельности, при котором консультанты осуществляют анализ проблем клиента в какой-либо области и предлагают пути. При этом консалтинговые услуги востребованы в самых разных областях: правовая, судебная, экономическая, финансовая, кадровая, маркетинговая и многих-многих других. То есть, по своей сути, консалтинг – это вообще любая консультационная деятельность, включающая в себя помощь руководителям, менеджерам, бизнесменам в решении тех или иных проблем.
В Европейском справочнике-указателе, изданном Европейской ассоциацией консультантов по экономике и управлению (ФЕАКО), можно ознакомиться с отдельной классификацией всех услуг по направлению консалтинг: всего 84 вида услуг, входящих в 8 различных групп [7].
Существует также и общераспространенная классификация, которая делит консалтинговые услуги по функциональному признаку: финансовый, юридический, управленческий и налоговый консалтинг [4].
Непосредственно в области налогообложения услуги консультантов по большей части касаются таких вопросов, как оптимизация налоговой политики, планирование уплаты налогов, а судебная защита в различных спорах, связанных с налогообложением. Также в область консультирования в налоговой сфере включены практические советы, как устранить негативные последствия после нарушений, услуга по составлению перечня управленческих мер, которые позволят разработать удобную систему налогового планирования внутри компании, и многое другое.
Правовой аспект
Согласно Налоговому кодексу РФ (п.1 ст. 21) все налогоплательщики могут получить в налоговом органе по месту их учета информацию (как в устной, так и в письменной форме) о том, какие действуют налоги и налоговые сборы на их деятельность, какую уплату налогов нужно производить, и как вычисляются эти цифры.
При этом п. 2 ст. 21 Налогового кодекса РФ регламентирует право налогоплательщика получать разъяснения по вопросам законодательства РФ в налоговой сфере в письменной форме от Министерства Финансов РФ, финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований. Также предоставление этой информации входит в обязанности налоговых органов согласно п. 4 ст. 32 Налогового кодекса РФ.
Специальный же законодательный акт, определяющий порядок консультирования, в России в настоящее время отсутствует. Это приводит к рознящейся интерпретации тех пунктов закона, которые определяют обязанности сотрудников налоговых органов по предоставлению информации гражданам государства. С точки зрения налогоплательщиков, в обязанности налоговых органов входит подробное разъяснение налогового законодательства и его работы на практике. Со стороны же налоговых органов столь подробное разъяснение будет являться уже не информированием, а самым настоящим консультированием, осуществлять которое они не имеют права, тем более что налоговый орган имеет в первую очередь контролирующие, а не информирующие функции.
При этом, несмотря на то, что консалтинговые услуги в области налогообложения в нашей стране на данный момент становятся все более востребованными (т.к. вместе с активным развитием предпринимательского рынка развивается и налоговое законодательство) нормативная база непосредственно по оказанию консалтинговых услуг все еще остается неопределенной.
На данный момент при осуществлении своей деятельности налоговые консультанты могут руководствоваться лишь несколькими пунктами конституции Российской Федерации. Такими как:
- п.1 ст. 8 Конституции РФ, согласно которому всем гражданам дается гарантия на свободное перемещение услуг, товаров, финансовых средств и на свободу их экономической деятельности, а также на единство всего экономического пространства, в котором поддерживается здоровая конкуренция, а все виды собственности признаны и защищены;
- п. 4 ст. 29 Конституции РФ. Согласно этому пункту граждане нашей страны имеют право любым способом, остающимся в рамках закона, свободно находить и получать информацию из любых источников и распространять ее;
- ст. 57 Конституции РФ. Эта статья определяет обязанность гражданина страны платить все установленные законом налоги и налоговые сборы;
- п. 1 ст. 34 Конституции РФ, определяющим, что каждый гражданин нашей страны имеет право свободно использовать свое имущество и свои способности для предпринимательской деятельности.
Мировой опыт
В целом, системы правового регулирования на рынке консалтинговых услуг имеют сходные системы. Но в каждой стране есть свой определенный набор критериев, который выводится индивидуально для этой страны.
Во-первых, модели правового регулирования в каждой стране имеют свои собственные параметры, согласно которым на консалтинговый рынок допускаются желающие: личные качества, уровень профессиональной подготовки, степень исключительности права на оказание услуг и т.д.
Во-вторых, в каждой стране устанавливаются свои правила поведения участников консалтинговых отношений: права и обязанности сторон, консалтинговая этика в области налогообложения, порядок страхования. Также в правилах обычно указаны рекомендации, ограничивающие места исполнения и варианты организационно-правовых форм компаний, осуществляющих консультирование. Также в некоторых странах могут быть прописаны правила, касающиеся объемов и видов продвижения консалтинговых компаний, требования к договорам и прочее.
Несмотря на то, что вышеуказанные пункты в каждой стране указываются индивидуально, при рассмотрении нормативной базы для консультирования в налоговой сфере в зарубежных странах все же можно выделить только две основных системы регулирования правовых отношений.
Первая система – это регулирование на государственном уровне. Для такой системы характерно наличие единого закона о налоговом консультировании, на основе которого и осуществляют свою деятельность профессиональные консалтинговые компании. Сфера налогового консультирования четко регламентирована едиными законодательными актами и стандартами, которые устанавливают обязанности и ответственность, а также правовой статус субъектов регулирования. К странам с государственной системой регулирования налогового консультирования относятся такие страны, как Венгрия, Австрия, Италия, Германия, Словакия, Польша, Франция, Чешская Республика и Хорватия.
Другой вариант регулирования деятельности консалтинговых компаний в области налогообложения – это саморегулирование. В этом случае все организации, желающие получить статус консалтинговых, должны получить членство в профессиональных общественных объединениях, самостоятельно устанавливающих требования к консультационным службам. Деятельность таких саморегулируемых объединений также регламентируется законодательством о некоммерческих организациях, а также уставами и положениями этих сообществ и нормами профессиональной этики. Успешно функционируют на основе саморегулирования в области налогового консультирование такие страны, как Великобритания, Нидерланды, Голландия, Бельгия, Испания, Ирландия, Швейцария и Финляндия.
Рынок налогового консультирования в России
На данный момент рынок налогового консультирования в Российской Федерации занимает существенную нишу консалтинговых услуг, составляющий порядка 8% (что приравнивается к доле консалтинга в области финансов). При этом существует несколько факторов, препятствующих развитию этого рынка. К таким факторам относятся: высокий уровень цен на консалтинговые услуги, низкий уровень культуры, высокий уровень концентрации рынка и отсутствие регулирования на уровне законодательства.
Несмотря на это, прогнозируется рост спроса на консультации в сфере налогообложения, потому что, во-первых, по статистике ВАС РФ, на данный момент суды удовлетворяют не менее 60% исков к налоговым службам, полученных от организаций, получивших профессиональные консультации в области налогообложения, во-вторых, снижается вероятность неправовых начислений недобросовестными налоговыми инспекторами. Более того, уже на стадии досудебных разбирательств при поддержке консалтинговых компаний организации-налогоплательщики добиваются существенного уменьшения суммы претензий [5].
Также востребован налоговый консалтинг и в вопросах трансфертного ценообразования. Это объясняется внесенными изменениями в налоговое законодательство в области контроля за транснациональными организациями. Отсутствие практики применения новых норм и недостаточное количество специалистов вынуждает такие организации искать помощь в профессиональных консалтинговых компаниях, имеющих практический опыт в этом вопросе.
Выводы
Таким образом, было выявлено, что потребности в налоговом консалтинге растут в связи с укреплением финансово-экономического состояния хозяйствующих субъектов и с улучшением ситуации на рынке инвестиций.
Внедрение широкой сети консультирования должно осуществляться комплексно и единовременно по двум направлениям.
1. Повышение качества и широты охвата консультированием со стороны государственных налоговых органов, в первую очередь за счет наиболее прогрессивных и востребованных способов консультирования и информирования, включая уведомление налогоплательщика о его налоговых обязательствах и обеспечение возможности ознакомиться с расчетом налога в режиме он-лайн на сайте налогового органа.
2. Развитие рынка профессиональных налоговых консультантов на основе правового оформления основ их деятельности, в том числе партнерства с налоговыми органами и налогоплательщиками.
При этом очень важно грамотно организовать правовое обеспечение деятельности консалтинговых организаций, т.к. его отсутствие может привести к недобросовестному выполнению своих обязанностей консультантами, а также привести к рискам консалтинговые компании ввиду некорректного выполнения рекомендаций консультантов организациями-клиентами. В связи с этим необходимо разработать концепцию по снижению рисков, определяющую порядок, правила и стандарты внедрения рекомендаций консалтинговых услуг в деятельность предприятий, а также обеспечивающую признание значения грамотного консультирования на официальном уровне. Вместе с тем необходимо принятие кодекса этики налогового консультанта (по аналогии с аудитом), а также законодательное закрепление стандартов качества работы и определение уровня ответственности консультантов за разглашение конфиденциальных сведений об организациях-заказчиках.
Для успешной реализации этой задач необходимо принятие Федерального закона «О налоговом консультировании» [2], основой которого станут права и обязанности как организаций, нуждающихся в налоговых консультациях, так и консалтинговых предприятий.
Источники:
2. Проект Федерального закона «О налоговом консультировании». Государственный регистрационный номер 98051004-2 от 17.10.2012.
3. Административный регламент Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по предоставлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18.01.2008 № 9н.
4. Башкирова Н.Н., Сугробова Е.Б. Основы налогового консультирования. - М.: Магистр, 2010.
5. Талаласова Е.А. Обзор состояния российского рынка налогового консультирования // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. заоч. науч. конф.: в 2 т. Т. II. – М., 2011. – С. 43–47.
6. Шувалова Е.Б., Ефимова Т.А. Налоговое консультирование (правовой аспект): учебное пособие. – М.: Изд. Центр ЕАОИ, 2011. – 136 с.
7. Мишенина М.С. К вопросу классификации видов налогового консультирования в РФ // Академический вестник. –2012. –№ 3. –С. 215-222.
Страница обновлена: 22.01.2024 в 20:04:32