Роль налоговой системы в политике города Москвы по поддержке малых инновационных предприятий
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 7 (91), Июль 2014
Цитировать:
Шестаков В.А. Роль налоговой системы в политике города Москвы по поддержке малых инновационных предприятий // Креативная экономика. – 2014. – Том 8. – № 7. – С. 75-85.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=21753003
Аннотация:
Проанализированы характерные особенности и проблемы развития малого инновационного бизнеса в России. Выявлена и обоснована необходимость государственной поддержки. На основе проведенного исследования автором выделены основные меры по поддержке малого инновационного бизнеса на территории города Москвы.
Ключевые слова: малый бизнес, инновации, налоги, конкурентоспособность, налоговые льготы, инвестиции, инфраструктура, инновационное развитие региона
На сегодняшний день структура экономики Москвы представляет собой структуру экономики классического мегаполиса, который живет за счет услуг. В структуре ВРП Москвы услуги занимают наибольшую часть, промышленное производство составляет порядка 17%. Причем с 2000 г. произошел спад этой доли с 25% до 17% к 2012 г. [3], более детально структура ВРП на 2012 г. выглядит следующим образом [3]: 38,5% –оптовая и розничная торговля; 19,7% – операции с недвижимым имуществом; 17% –промышленность; 9,6% – бизнес-услуги; 9,3% – транспорт и связь; 4,6% – НИОКР и IT; 3,0% – здравоохранение и социальные услуги; 2,4% – строительство; 7,9% – прочее.
Как мы видим, доля НИКОР и IT в экономике города на сегодняшний день остается сравнительно небольшой (около 5%), и основной задачей, стоящей перед городом, является переход на новый, инновационный путь развития. Именно на это направлена государственная политика в области науки и технологий. Особенно актуален переход к инновационному сценарию развития для Москвы, т.к. только такой путь позволит предприятиям сохранять конкурентоспособность [7].
Великое в малом
Особую роль в развитии инновационного сектора в мире традиционно играет малый бизнес. Углубленная специализация малых предприятий позволяет глубже вникать в тонкости технологии и добиваться более высоких результатов. Сравнительно низкие накладные расходы и более высокий уровень использования технологического оборудования на них позволяют получить экономический выигрыш по сравнению с вариантами организации подобного производства на крупных предприятиях.
Поэтому поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства является одной их приоритетных задач московских органов власти. На данный момент в инновационной сфере поддержка осуществляется по следующим направлениям [6]:
– обеспечение более простого и масштабного доступа малых инновационных предприятий к финансовым ресурсам;
– усиление мер, направленных на защиту интеллектуальной собственности, введение новых стандартов сертификации, соответствующих мировым стандартам;
– стимулирование спроса на инновационную продукцию и экспортного потенциала малых и средних инновационных предприятий;
– предоставление различных льгот и преференций;
– способствование развитию специфической инновационной инфраструктуры, направленной на поддержку малого инновационного бизнеса.
В мировой практике считается, что крупным предприятиям проще для получения нового продукта не осваивать новые технологии у себя, а собрать наиболее успешные малые и средние предприятия и организовать выпуск нового продукта с их участием.
В России же пока крупные предприятия и естественные монополии по-прежнему концентрируют все возможные технологические переделы у себя. Особенно это характерно для предприятий ОПК, которые получили значительные средства для модернизации и закупили по всему миру уникальное оборудование, не сильно задумываясь о его реальной загрузке. В итоге это не повысило их экономическую эффективность и не способствовало развитию малого инновационного предпринимательства.
В целом на федеральном уровне идет переориентация программ с поддержки предпринимательства в общем к поддержке конкретного малого инновационного предпринимательства. Но процесс идет слишком медленно, и существует масса нерешенных вопросов, которые в том или ином виде тормозят развитие малых производственно-инновационных предприятий. Поэтому на данный момент уровень инновационной активности малого предпринимательства в России остается на низком уровне.
В этом плане политика правительства Москвы носит более продуманный характер. Москва относится к лидерам по уровню развития малого предпринимательства, по сравнению с другими регионами России. На конец 2011 г. в городе функционировало более 140000 малых предприятий и 145000 индивидуальных предпринимателей. Оборот московского малого бизнеса составляет почти треть совокупного оборота малых предприятий России [4].
Несмотря на это, количество малых предприятий, которые можно назвать «инновационными», составляет всего около 5% от общего числа малых предприятий. По данным официального статистического обследования, уровень инновационной активности напрямую зависит от размеров предприятия: от 6,5% в компаниях с численностью работников до 50 человек и до 50% на предприятиях с численностью работников от 10 000 человек и более [2].
В 2011 г. малые предприятия затратили на инновации 9 млрд руб., в то время как крупные – 700 млрд руб. [2]. В 2010 г. был проведен опрос среди руководителей предприятий с целью выявить основные препятствия для развития инноваций: 37% назвали главной проблемой недостаток собственных средств, 28% – недостаточный уровень государственной поддержки.
Есть программа – есть средства!
В период с 2000 по 2008 г. в Москве наблюдалась тенденция снижения затрат на технологические инновации. Наметившиеся явления стагнации в инновационной сфере в немалой степени были связаны с недостаточным вниманием к интенсификации и продвижению инноваций в реальный сектор экономики со стороны государства, в частности с уровнем финансовой поддержки. Сложившиеся условия финансирования привели к тому, что на протяжении многих лет для поддержания уровня инновационной активности в экономике страны предприятия предпринимают действия сами, в одиночку.
При всем имеющемся разнообразии альтернативных источников финансирования инновационной деятельности основным из них выступают собственные средства предприятий. В 2000 г. собственные средства предприятий обеспечивали 80% затрат на инновации в России. Однако с 2008 г. предприятия Москвы стали получать значимую финансовую поддержку государства: доля бюджетных средств в общих затратах на инновации стала расти, и на 2011 г. доля собственных средств в общих затратах на инновации снизилась до 69%. А на конец 2011 г. затраты на технологические инновации в Москве составили рекордные 170 млрд руб. (в 7 раз больше затрат 2010 г. и в 12 раз больше затрат 2000г.) [4].
На сегодняшний день субъекты малого инновационного бизнеса могут получить несколько видов субсидий. С 2012 г. действует государственная программа по выдаче субсидий на создание опытного образца в размере 2,5 млн руб., а также на патентование в размере 1 млн руб., на продвижение собственной инновационной продукции на российских и зарубежных рынках в размере 250 тыс. руб. В 2013 г. были введены 3 новых гранта для инноваторов: целевая субсидия на развитие инноваций размером до 5 млн руб., субсидия для предприятий, работающих в сфере медицинской техники и оборудования, в размере до 10 млн руб., а также субсидия для инновационных стартапов в размере 500 тыс. руб. Кроме того, в 2013 г. появилась целевая субсидия на развитие совместных проектов инновационных компаний и формирование кластеров.
Среди программ, направленных на укрепление экономики города и развитие инновационного потенциала, действующих на сегодняшний день, можно выделить три главных: «Москва – инновационная столица России», «Поддержка развития предпринимательства» и «Реструктуризация и стимулирование промышленности». В ранее принимавшихся программах не были прописаны конкретные целевые показатели развития инновационной и научно-технической деятельности. Поэтому принятие новой городской подпрограммы «Москва – инновационная столица России» является важным шагом по изменению городской политики в инновационной и научно-технической сферах. В новой подпрограмме прописана совокупность механизмов и технологий по обеспечению роста инновационной активности, развитию инновационной инфраструктуры, стимулированию спроса на инновационную продукцию.
На эти программы направляются большие потоки средств как из местного бюджета, так и из федерального и прочих источников. Помимо этих программ, в Москве существуют следующие формы поддержки инновационной деятельности:
– различные льготы и преференции;
– предоставление гарантий под кредиты;
– создание благоприятных условий для привлечения инвестиций;
– стимулирование спроса;
– содействие продвижению на внутренних и внешних рынках.
Ставки ниже – работа лучше!
Налоговая политика способна повлиять на ход воспроизводственных процессов в национальной экономике, которые в существенной мере предопределяют налоговую нагрузку, например, на динамику объемов и эффективности производства, его отраслевую, продуктовую, технологическую, институциональную составляющие, региональный состав, режим использования имеющегося производственного потенциала, масштабы и структуру экономической деятельности сектора домашних хозяйств. Законодательством города Москвы предусмотрено предоставление налоговых льгот или установление сниженных ставок для инновационных предприятий по:
– налогу на имущество организаций;
– налогу на прибыль организаций в части налогов, подлежащих зачислению в бюджет города Москвы;
– земельному налогу.
Льготы по налогу на прибыль. Право устанавливать льготы по налогу на прибыль в части, подлежащей зачислению в бюджет города Москвы, установлено Главой 25 Налогового Кодекса РФ и Законом г. Москвы от 23 января 2013 г. №2 «Об установлении ставки налога на прибыль организаций для резидентов технополисов, технологических парков и индустриальных парков». В соответствии с данным актом, для организаций – резидентов технополисов, технологических парков и индустриальных парков установлена ставка налога на прибыль в размере 13,5% (вместо базовой ставки 18%, определенной НК РФ).
Льготы по налогу на имущество. Льготы по налогу на имущество организаций установлены Законом города Москвы от 5 ноября 2003 г. №64 «О налоге на имущество организаций» для отдельных категорий инновационных и промышленных компаний, в том числе:
– для резидентов технополисов, технопарков и индустриальных парков, управляющих организаций технопарков, технополисов – по ставке 0%;
– для управляющих организаций индустриальных парков – 50% от суммы налога, исчисленного в отношении имущественного комплекса индустриального парка.
Указанные льготы предоставляются на срок 10 лет с момента присвоения статуса резидента или управляющей компании технополиса, технопарка или индустриального парка.
Льготы по земельному налогу. Льготы по земельному налогу установлены Законом города Москвы от 24 ноября 2004 г. №74 «О земельном налоге» для отдельных категорий инновационных и промышленных компаний, в том числе:
– для управляющих организаций технопарков, технополисов – в размере 0,7% от суммы налога, исчисленного в отношении занимаемого земельного участка;
– для управляющих организаций индустриальных парков – в размере 20% от суммы налога, исчисленного в отношении занимаемого земельного участка.
Указанные льготы предоставляются на срок 10 лет с момента присвоения статуса резидента или управляющей компании технополиса, технопарка или индустриального парка.
Льготы инвесторам и резидентам ОЭЗ «Зеленоград» и парка «Сколково». Помимо вышеперечисленных льгот, инвесторам на территории Особой экономической зоны «Зеленоград» предоставляются следующие налоговые льготы и преференции [9]:
– режим свободной таможенной зоны: ввозные таможенные пошлины – 0%, НДС на ввозимые товары – 0%;
– налог на прибыль – 13,5% до 2016 г.;
– единый социальный налог – 14% до 2017 г.;
– налог на имущество – 0% на 10 лет с момента постановки имущества на учет;
– налог на транспорт – 0% на 5 лет с момента регистрации транспортного средства;
– налог на землю – 0% на 5 лет с момента возникновения права собственности на земельный участок и 1,5% от кадастровой стоимости после окончания льготного периода.
Резиденты Сколково могут претендовать на следующие льготы [9]:
– налог на прибыль – 0%;
– НДС – 0% (кроме НДС, уплачиваемого при ввозе товаров в Российскую Федерацию);
– налог на имущество организаций – 0%;
– пониженный тариф страховых взносов – 14%;
– возмещение таможенных платежей (таможенной пошлины и НДС) в отношении товаров, ввозимых для целей их использования при строительстве, оборудовании и техническом оснащении объектов недвижимости в центре «Сколково» или необходимых участникам проекта для осуществления исследовательской деятельности.
Все это дает малым предприятиям существенную экономию и позволяет более динамично развиваться, особенно на ранних этапах существования. Особую роль играет возможность получения льгот по социальным взносам, т.к. расходы на персонал в малых инновационных компаниях составляют больше 50% всех затрат. Воздействие налоговых мер на инновационный сектор экономики проходит сразу по нескольким направлениям. Во-первых, налоги способствуют снижению текущей стоимости дохода от капитала, который инвестирован в инновации, тем самым ускоряя окупаемость этих инвестиций. Во-вторых, при наличии различных льгот по налогу на прибыль компаний происходит уменьшение налогооблагаемой базы и высвобождение средств для реинвестирования и новых вложений, а также повышается рыночная стоимость инвестиций в инновации. В-третьих, предоставление организациям инновационного сектора возможности получения налогового инвестиционного кредита способствует повышению текущей стоимости капитала, направленного на финансирование инноваций.
Помимо налоговых льгот и преференций в политике Москвы по поддержке инновационного малого бизнеса можно выделить такие меры, как предоставление государственных гарантий при получении кредитов малыми предприятиями; разработка специальных регламентов для снижения административных барьеров для инновационных предприятий; организация центров информационной поддержки малых инновационных предприятий; организация специализированных образовательных программ; реформирование системы государственных закупок Правительства Москвы, а также способствование продвижению товаров предприятий на внешние рынки.
Все это в целом свидетельствует о том, что город имеет все возможности, чтобы решить задачи модернизации и инновационного роста. Вместе с тем до сих пор развитие города Москвы опиралось в основном на ранее накопленный потенциал, а многие программы не давали требуемых результатов. Поэтому акцент в новых программах развития инновационного сектора сделан на решение основных проблем, мешающих эффективному функционированию малых инновационных предприятий. И как показал анализ, немаловажную роль в решении этих вопросов играет система налогообложения.
Выводы
По результатам проведенного анализа можно выделить следующие проблемы.
1. Слабое задействование мощного научно-технического потенциала Москвы для инновационного развития экономики города. Основная причина – плохая организация инновационной деятельности в целом по стране. В период перехода к рыночной экономике была фактически полностью разрушена существовавшая ранее система создания инноваций и их последующего внедрения в реальную экономику, поэтому значительные усилия были направлены на внедрение нового механизма, основанного на рыночных принципах. В то же время органы власти Москвы осуществляют активную поддержку инновационных предприятий, в том числе с помощью системы государственных закупок
2. Недостаточность стимулов для проведения НИОКР и инновационной деятельности. Во время переходного периода научные учреждения и университеты лишились значительной части льгот, которые они имели раньше, например, таких как льготы по налогу на имущество, по налогу на землю, а также по тарифам на ЖКХ и некоторых других. Значительные затраты требуются для уплаты всех необходимых таможенных пошлин для ввоза специфического сырья и специализированного оборудования. В этой области также ведется работа (в частности был создан специальный таможенный центр). Однако стоит отметить и некоторую непоследовательность проводимой политики, так, например, повышение величины социальных взносов (за счет введения дополнительного 10% сбора) крайне серьезно ударило по компаниям, расходы на персонал в которых составляют свыше 50%.
3. Количество малых научно-технических и инновационных предприятий в городе все еще незначительно, как следствие, низкая доля инновационной составляющей в объеме выпускаемой продукции. Для решения этого вопроса также было принято множество мер (создание специализированной инфраструктуры, введение льгот и преференций, организация образовательных мероприятий и так далее).
4. Инновационная инфраструктура Москвы все еще находится в процессе формирования. Отдельно стоит отметить, что, помимо создания отдельных объектов, необходимо организовать их в общую эффективную сеть поддержки инновационных предприятий.
5. Низкий уровень спроса на инновационную продукцию. Его пытаются компенсировать с помощью государственных заказов и субсидий, но стоит отметить, что сам механизм проведения тендеров еще нуждается в доработке. Помимо закупок, реализуются также программы продвижения продукции как на внутренний, так и на внешние рынки.
6. Отдельно стоит отметить, что меры поддержки инновационной деятельности, реализуемые отдельными органами власти, не всегда носят согласованный характер. Однако в Москве политика поддержки инноваций в последнее время проводится все более централизовано (в частности, Департаментом науки и промышленной политики Москвы в рамках программы «Москва – инновационная столица»).
Источники:
2. Государственная программа города Москвы «Стимулирование экономической активности на 2012–2016 гг.».
3. Данные Департамента науки и промышленного развития Москвы, отчеты за 2012, 2013 годы.
4. Данные Федеральной службы государственной статистики. Сборник «Регионы России», 2000–2012.
5. Подшивалова М.В. Инструменты налогового регулирования малого инновационного бизнеса // Финансы и кредит, 2009. – № 45.
6. Постановление Правительства Москвы от 29.12.2009 № 1471-ПП «О мерах по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере в городе Москве на 2010–2012 гг».
7. Постановление Правительства Москвы от 5 сентября 2006 г. N 658-ПП «О концепции инновационной политики города Москвы».
8. Эффективная реализация инновационного потенциала: опыт Москвы и регионов: Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции, 19 ноября 2009 г. – Правительство Москвы.
9. Центр инновационного развития Москвы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://inno.msk.ru/moscow-opportunities/nalog/.
10. Камалтдинова Р.М., Леонов В.. Управление инвестиционной привлекательностью региона в современных условиях // Российское предпринимательство. – 2012. – № 7 (205). – c. 140–144. –http://www.creativeconomy.ru/articles/23321/.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 08:16:22