Практика функционирования центра жилищного просвещения «Молодой семье – доступное жилье»
Скачать PDF | Загрузок: 4 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 6 (6), Июнь 2011
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=16535682
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье дается оценка результатам социального проектирования некоммерческих организаций. Сущность проекта заключается в консультировании населения по жилищным вопросам. Рассмотренные аспекты могут быть использованы заинтересованными структурами при реализации аналогичных проектов в других регионах Российской Федерации.
Ключевые слова: целевые программы, доступное жилье, молодые семьи, жилищные программы, жилищное консультирование
Цели и задачи центра жилищного просвещения «Молодой семье — доступное жильё» были определены в соответствии с потребностью в информационном сопровождении федеральных и региональных жилищных программ, реализуемых в Республике Татарстан. Также, предпосылками для запуска проекта было то место, которое занимает Общественная организация «Объединение молодёжного строительства Республики Татарстан» (далее Объединение).
Объединение является уполномоченной организацией на реализацию Закона Республики Татарстан «О государственной поддержке молодых семей в Республике Татарстан» и реализует его с 1999 г., а с 1997 г. — программу государственной поддержки молодых семей в приобретении жилья. Таким образом, Объединение обладает значительным опытом взаимодействия с населением и обладает достоверной информацией о его потребностях в деле решения жилищной проблемы. Кроме того, всемерное содействие населению в жилищном вопросе является уставной целью Объединения.
Еще одним обстоятельством, служащим основанием для реализации центра жилищного консультирования, являются договора на реализацию Закона Республики Татарстан «О государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий» в городах и районах Республики Татарстан. В частности, в договорах отмечается, что в обязанности Объединения входит информационное сопровождение реализуемых ею мероприятий [2].
Главным же побудительным мотивом к реализации данного проекта явилось решение общественных слушаний «Информационная политика в жилищной сфере: обязанность государства, бизнеса или общества?», проведенного комиссией по местному самоуправлению и жилищной политике Общественной Палаты Российской Федерации от 24 июня 2009 г. Данными слушаниями было предложено развивать на муниципальном и региональном уровнях центры жилищного просвещения, а органам исполнительной власти разрабатывать соответствующие программы.
Таким образом, в сложившихся условиях Объединение приняло решение об актуальности запуска центров жилищного просвещения. Однако в силу ограниченности средств на обеспечение хозяйственной деятельности возможностей для самостоятельного запуска проекта не было, в связи с чем было принято решение о разработке проекта и участии в первом конкурсе социальных проектов ОАО «РИТЭК» в Республике Татарстан [1].
Для запуска пилотного проекта центра жилищного просвещения был выбран город Набережные Челны. Главной целью запуска центра жилищного просвещения является формирование условий для принятия гражданами верного и взвешенного решения об участии в одной из жилищных программ, реализуемых в городе. Это позволило бы верно спланировать развитие состава и бюджета семьи.
Перед началом функционирования центра была осуществлена методическая подготовка — приобретены компьютеры, оргтехника, мебель, подготовлена вывеска. Началась подготовка раздаточных материалов о реализуемых жилищных программах. Подготовлены печатная продукция (для раздачи всем посетителям) и видеозапись (для распространения среди организаций и учреждений).
В результате, подготовлено рабочее место для сотрудника организации с компьютерной техникой и информационными раздаточными материалами. Компьютерная техника используется для работы с интернет-обращениями молодых семей. Подготовленный специалист организации обладает информацией о возможностях приобретения жилья в рамках существующих в Республике Татарстан жилищных программ.
Специалистом, как и планировалось, осуществляется проведение предварительных расчетов по необходимому первоначальному взносу, размеру безвозмездной субсидии и государственной поддержки, величине ежеквартальных выплат и требуемому доходу семьи. После выяснения этих данных определяется конкретная программа, участником которой может быть семья. Затем молодой семье разъясняются основные положения выбранной жилищной программы. Максимальное количество граждан, посетивших центр жилищного консультирования в течение дня, достигло 38 человек. Часть семей высказывают предложения об организации видеоконсультаций через интернет.
Сложности, возникшие при реализации проекта
В 2010 г. для молодых семей действовали две специализированные молодежные программы — Закон Республики Татарстан «О государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий» и подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002–2010 гг. С 2011 г. реализация последней программы в Республике Татарстан приостановлена, ввиду неудовлетворительных для бюджетной системы республики условий софинансирования. Таким образом, в рамках разъяснительной деятельности для молодых семей предлагались лишь две жилищные программы — Закон Республики Татарстан «О государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий» и программа социальной ипотеки. Вместе с этим отметим, что условия федеральной программы отличались от других в выгодную для молодых семей сторону и отказ региональных властей от ее финансирования привело к большому количеству обращений с требованиями разъяснить перспективы ее реализации в Республике Татарстан, так как большинство молодых семей уже состояло на учёте в рамках данной программы в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Проведение активной информационно-разъяснительной деятельности позволило получить выводы, что тесный контакт с молодыми семьями существенно повышает ожидания последних от мероприятий государственной поддержки. Дело в том, что конструктивная беседа со специалистом привносит семье надежды, реализация которых становится реальной. Эффективная обратная связь с молодыми семьями увеличивает жизненный настрой семьи, вдохновляет ее на профессиональную деятельность. В итоге, ставится высокая задача собственно самой системе государственной поддержки молодых семей в улучшении жилищных условий, прежде всего, в установлении приемлемых сроков ожидания приобретения жилья.
Таким образом, активизация работы с населением привела к необходимости увеличения объемов целевого финансирования мероприятий по улучшению жилищных условий молодых семей.
Одной из форм консультаций стали выездные встречи, когда представители Объединения посещали различные организации и учреждения. В ходе встреч основными вопросами, адресованными представителям Объединения, были проблемы постановки на учет. В частности, данный вопрос, находящийся в ведении исполнительного комитета города, к настоящему времени имеет различные пути решения. А в городе Набережные Челны, в сравнении с остальными районами Республики Татарстан, используется наименее адекватный подход к учету молодых семей в качестве нуждающихся, что отсекает значительное количество семей от участия в жилищных программах. В результате это позволило сформировать общественное мнение относительно данного вопроса. В настоящее время нами рассматривается вопрос о проведении консультаций с представителями жилищных комиссий города на предмет изменения правил учета молодых семей в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Установление взаимоотношений с другими организациями
В настоящее время на стадии подписания соглашения о сотрудничестве находятся взаимоотношения с одним из лидеров банковского сектора Республики Татарстан — ОАО «АИКБ ТатФондБанк». В соответствии с соглашением, на территории Объединения будут размещаться стенды и рекламные материалы с указанием параметров программ ипотечного кредитования.
Планируется проведение предварительной классификации клиентов, как потенциальных заемщиков Банка, на предмет определения возможности выдачи им кредита, определения предварительной суммы кредита, которую последние могли бы получить в Банке, определения соответствия либо несоответствия их запросов условиям кредитных продуктов Банка, а также определения соответствия либо несоответствия клиентов требованиям Банка. Возможно оказание консультаций и содействие клиентам в сборе и заполнении документов, необходимых для рассмотрения Банком вопросов платеже- и кредитоспособности.
Таким образом, деятельность Объединения в рамках взаимодействия с ОАО «АИКБ ТатФондБанк» подходит под определение социального ипотечного брокера и также является частью информационно-разъяснительной деятельности о механизмах улучшения жилищных условий. Более того, благодаря предварительным консультациям с банком, уже обозначены перспективные направления взаимодействия, например, осуществлена предварительная проработка вопроса обеспечения жильем сотрудников банка на льготных условиях с привлечением заёмных средств.
Продвижение сайта Объединения
По результатам анализа статистики, наиболее используемыми ключевыми словами при поиске были:
В целом, исполнитель выполнил комплекс мероприятий по продвижению страниц сайта www.oms-rt.ru в поисковой системе Яндекс, Google и Rambler. Исполнитель вывел страницы сайта www.oms-rt.ru по представленным поисковым запросам (5 из 7) на места в поисковой системе Яндекс не ниже ТОП 10 (десятого), в поисковых системах Rambler и Google не ниже чем до продвижения.
В результате, с декабря 2010 г., с момента начала продвижения сайта, посещаемость сайта выросла в среднем в 1,5–2 раза — со 100 посетителей в день до 200. График роста посещаемости представлен на рисунке 1.
Источник данной информации можно получить по следующей ссылке:
http://www.liveinternet.ru/stat/oms-rt.ru/index.gif?id=0;id=8;date=2011-04-17;period=week;graph=yes
Рис.1. Динамика посещаемости сайта www.oms-rt.ru за период его продвижения (с декабря 2010 г. по июнь 2011 г.)
Работы по продвижению сайта осуществлялись по 15 июня 2011 г., что, безусловно, сказалось на посещаемости сайта (наблюдается снижение с середины июня 2011 г.).
Общая статистика посещаемости сайта Объединения с момента его начала функционирования (октябрь 2009 г.) представлена на рисунке 2.
Рис.2. Динамика посещаемости сайта www.oms-rt.ru за весь период его существования (с октября 2009 г. по июнь 2011 г.)
Источник данной информации можно получить по следующей ссылке:
http://www.liveinternet.ru/stat/oms-rt.ru/index.gif?id=0;id=8;date=2011-04-17;period=month;graph=yes
Включение продвижение сайта в состав мероприятий проекта «Молодой семье — доступное жилье» было оправданным, так как увеличение посещаемости сайта привело к увеличению количества интернет-обращений от молодых семей, интересующихся вопросами улучшения жилищных условий.
Объем финансовых средств, направленных на продвижение сайта Объединения, был уменьшен от запланированного после детального изучения коммерческого предложения специализированной организации. В частности выяснилось, что для достижения большего результата (увеличение посещаемости) требуется существенно большее финансирование работ по продвижению. Неиспользованные денежные средства были направлены на увеличение других, также ранее запланированных статей, реализация которых привела к увеличению совокупного эффекта от проекта. Отметим, что сокращение финансирования не означает снижение результативности, что и отражено выше на графиках.
Еще одной особенностью продвижения сайта явилось то обстоятельство, что его эффект оказался направленным на жителей всей Республики Татарстан. Другими словами, увеличение посещаемости сайта произошло не только благодаря посетителям из города Набережные Челны, но и из других городов и районов Республики Татарстан, прежде всего из Казани (рис.3).
Источник данной информации можно получить по следующей ссылке:
http://www.liveinternet.ru/stat/oms-rt.ru/regions.gif?period=month;graph=yes
Рис.3. География посетителей сайта www.oms-rt.ru
В этой связи количество обращений, связанных с вопросами обеспечения жильем в других городах и районах Республики Татарстан, существенно возросло. Естественно, обязанность на поступающие вопросы была возложена на головной офис, находящийся в Казани.
В современных условиях для ответа на обращения граждан в органы исполнительной власти существует временное ограничение — не более 30 дней. Для повышения качества взаимодействия с гражданами Республики Татарстан Объединением, не относящимся к указанной категории учреждений, было принято решение о сокращении времени рассмотрения заявки до минимума — 3 суток. На практике же, на поступивший ответ Объединением, как правило, тратится не более суток.
По ходу реализации проекта нами были несколько скорректированы запланированные мероприятия — сокращены расходы, но увеличено финансирование материально-технического обеспечения деятельности. Мы считаем это верным и эффективным решением.
Дело в том, что в условиях отсутствия оперативной возможности (технической, прежде всего) ответов на интернет-обращения это могло подорвать саму идею с повышением посещаемости сайта, так как семьи не получали бы должного ответа в приемлемые сроки.
Самое главное, что увеличение количества приобретенных товаров длительного пользования вызывает долгосрочный эффект, т.е. экономия будет проявляться и в будущих периодах, как и реализация мероприятий по осуществлению информационно-разъяснительной деятельности.
В результате установленной с молодыми семьями обратной связи удалось выяснить их основные потребности при решении жилищного вопроса. В частности, каждый посетитель оставлял своё мнение в предоставленной ему анкете. Полученные данные используются в разработке рекомендаций к действующей нормативно-правовой базе улучшения жилищных условий населения Республики Татарстан.
О продолжении реализации проекта в будущем периоде
В условиях эффективности и востребованности проведенных мероприятий, актуальным является продолжение и усиление деятельности Объединения в этом направлении. Реализация данного проекта, безусловно, является социально значимой задачей и направлена на улучшение качества жизни населения города. Кроме того, за счет участия в конкурсе Объединению удалось обеспечить рабочие места новыми и перспективными техническими средствами. Однако это привело к увеличению нагрузки на сотрудников Объединения при сохранении заработной платы на прежнем уровне, а самое главное — к снижению внимания на основные функциональные обязанности. Таким образом, Объединением в настоящее время разрабатывается проектная документация для очередного конкурса среди общественных организаций. Вместе с этим отметим, что с нашей точки зрения наиболее эффективным продолжением проекта «Молодой семье — доступное жилье» является разработка и реализация соответствующей муниципальной программы, в рамках которой будет осуществляться материальное и организационное сопровождение проекта.
Выводы
Таким образом, осуществление информационно-разъяснительных мероприятий среди населения города Набережные Челны позволило:
Источники:
2. Гареев И.Ф. Организация центров жилищного просвещения в Республике Татарстан // Российское предпринимательство. – № 11. – вып. 2. – 2010. – С.159-164.
3. Гареев И.Ф. Эволюция программ обеспечения жильем молодежи и молодых семей в Республике Татарстан // Экономика, предпринимательство и право. — 2011. — № 5. — c. 9-15. — http://epp.enjournal.net/article/321/.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 00:51:07