Модель создания региональных фондов и других финансовых институтов
Скачать PDF | Загрузок: 8
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 10 (46), Октябрь 2003
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В настоящее время практически неосуществимы прямые региональные бюджетные дотации на развитие предприятий малого бизнеса (как в силу дефицитности региональных бюджетов, так и вследствие значительной разнородности и слабой интеграции самой этой сферы). Даже проведение таких дотаций через фонд поддержки малого предпринимательства по мере их продвижения к непосредственному получателю часто приводит к постепенному вымыванию выделенных средств. Возможно, более эффективной окажется их реализация через специальный банк поддержки малого бизнеса в виде кредитов на низкопроцентной или беспроцентной долгосрочной основе. Это, во-первых, повысило бы реальность использования каждого дотационного рубля (так как любой из них будет учитываться по мере поступления средств на баланс банка), во-вторых, сделало бы дотации более доступными практически для каждого малого предприятия (а не только для организаций – членов фонда), наконец, создало бы основу возврата бюджетных средств.
Ключевые слова: развитие малого бизнеса, финансовые институты, региональный фонд
В настоящее время практически неосуществимы прямые региональные бюджетные дотации на развитие предприятий малого бизнеса (как в силу дефицитности региональных бюджетов, так и вследствие значительной разнородности и слабой интеграции самой этой сферы). Даже проведение таких дотаций через фонд поддержки малого предпринимательства по мере их продвижения к непосредственному получателю часто приводит к постепенному вымыванию выделенных средств. Возможно, более эффективной окажется их реализация через специальный банк поддержки малого бизнеса в виде кредитов на низкопроцентной или беспроцентной долгосрочной основе. Это, во-первых, повысило бы реальность использования каждого дотационного рубля (так как любой из них будет учитываться по мере поступления средств на баланс банка), во-вторых, сделало бы дотации более доступными практически для каждого малого предприятия (а не только для организаций – членов фонда), наконец, создало бы основу возврата бюджетных средств.
Фонды, создаваемые в целях поддержки малого бизнеса, могут столкнуться с проблемами осуществления банковских операций как при выдаче кредитов малым предприятиям – членам фонда, так и при их кредитовании с целью прибыльного размещения средств. По Закону РФ «О банках и банковской деятельности» на проведение отдельных видов банковских операций надо получать лицензию Центрального банка, так как проведение такого рода операций, во-первых, влечет за собой повышенный риск, отражающийся на ликвидности баланса, во-вторых, влияет на денежное обращение.
Создание специального регионального банка поддержки малого бизнеса потребует определенного времени. Поэтому для повышения шансов малого предприятия на получение льготных кредитов следует подумать о целесообразности создания системы компенсаций высоких процентов по кредитам коммерческих банков, которая не должна быть унифицированной (т.е. доступной для всех предприятий) и безусловной (т.е. гарантировать получение компенсаций). Но в любом случае, так как получателями компенсационных сумм будут сами предприятия, можно предвидеть некоторое снижение «сопротивляемости» субъектов малого предпринимательства при завышении коммерческими банками процентных ставок.
В настоящий период единственно реальным и во многом необходимым шагом на пути создания определенных льгот для малого бизнеса при кредитовании является исключение из облагаемой налогом прибыли предприятия ее части, связанной с выплатой процентов по кредитам (в первый год работы). Вообще же речь должна идти о выработке экономической стратегии создания не столько льготных, сколько равных условий для получения малыми предприятиями кредитов в коммерческих банках. Дело в том, что обращение за ссудой происходит чаще всего в период начала деятельности малого предприятия. Коммерческий банк в этом случае волнует не статус предприятия или сумма запрашиваемого кредита, а гарантии возврата ссуды, т.е. наличие у заемщика каких-либо предварительных накоплений, исходного собственного капитала или других гарантированных источников дохода (помимо той деятельности, на развитие которой направлен кредит). Предоставление же кредита на «нулевом» этапе развития малого предприятия является для банка малопривлекательным.
С целью повышения заинтересованности банка в кредитовании малого бизнеса необходимо создать соответствующую систему гарантий. Причем в число главных гарантов по кредитам для малого бизнеса должны входить органы государственной власти регионов, а также органы местного самоуправления. Конкретным юридическим лицом, выдающим такого рода гарантии, может быть предлагаемый специальный банк, о котором сказано выше. Гарантом по кредитам для малых предприятий, как уже отмечалось, помимо этого должен быть фонд поддержки предпринимательства.
Кроме создания таких банков и фондов, весьма эффективным представляется формирование самими малыми предприятиями локальных обществ взаимного кредита и страховых компаний. Целесообразно также создание центра ипотечного кредитования, в чем могут участвовать органы государственной власти регионов, органы местного самоуправления, коммерческие банки (в том числе банк малого предпринимательства), фонд поддержки предпринимательства. Однако для широкого развития ипотечного кредитования необходимы специальные федеральные законы.
Несомненно, большую роль в укреплении кредитной системы (не только в отношении предпринимателей) сыграло бы законодательное закрепление и развитие системы залогового права. Включение в ее состав возможных видов залога и прав на аренду (сооружений, зданий, оборудования и т.п.), права на владение и пользование землей, права на использование научных и практических результатов открытий и изобретений и т.п. позволило бы многим малым предприятиям на начальной стадии своей работы получать необходимые кредиты под залог уже имеющихся у них имущества и прав, которые в настоящее время еще не признаны как определенный вид начального капитала.
Однако, как уже отмечалось, рассчитывать на рисковые кредиты со стороны коммерческих банков не приходится. Большинство предпринимателей не смогло бы решить свои проблемы с помощью заемного капитала даже при условии его достаточного объема, так как сама природа кредитных средств (в первую очередь их возвратность и необходимость выплаты процентов уже в течение первого года) делает невозможным свободное маневрирование ими в целях развития деловой активности.
Итак, необходимо создать следующие финансовые институты, обеспечивающие поддержку предпринимательства:
1. Ипотечный банк малого предпринимательства. Цель создания ипотечного банка — объединение материальных, трудовых, финансовых и интеллектуальных ресурсов для развития рынка кредитного (залогового) капитала и извлечение прибыли в порядке и на условиях, определяемых действующим законодательством.
Для реализации своих целей залоговое общество проводит следующую работу:
— аккумулирует залоговые обязательства юридических и физических лиц и на сумму этих обязательств осуществляет выпуск собственных ценных бумаг;
— выдает залогодателям ссуды в виде пакета собственных ценных бумаг;
— обеспечивает обращение собственных ценных бумаг и погашение их в соответствии с условиями выпуска;
— осуществляет консультационное, методическое и юридическое обеспечение общей технологии выпуска, обращения и погашения собственных ценных бумаг;
— гарантирует соблюдение прав залогодателя в соответствии с законодательством России;
— содействует созданию других кредитных обществ и объединению их в ассоциацию с единой программой действий.
2. Тендерный центр малого предпринимательства. Цель создания тендерного центра — объединение материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов для развития рынка движимого и недвижимого имущества, развития залогового механизма и извлечения прибыли в порядке и на условиях, определенных действующим законодательством.
Для достижения своих целей центр выполняет следующие мероприятия:
— устанавливает порядок оценки имущества залогодателей;
— оценивает недвижимое и другое имущество на основе существующих и создаваемых методик;
— проверяет наличие, состояние и условия хранения предмета залога, требует от залогодателя принятия мер, необходимых для сохранения предмета залога;
— определяет общий порядок проведения аукционов и торгов, условия участия в них покупателей, порядок расчетов, а также процедуру оформления прав собственности на продаваемые объекты в соответствии с действующим законодательством;
— проводит аукционы, торги по продаже имущества;
— создает сеть агентов по продаже движимого и недвижимого имущества;
— проводит всестороннюю рекламную политику для осуществления своих целей.
3. Страховая компания (фирма) малого предпринимательства.
Цель создания страховой компании — объединение материальных, трудовых, финансовых и интеллектуальных средств учредителей для развития сферы страховых услуг, повышающих надежность залогового механизма, а также извлечение прибыли в порядке и на условиях, определяемых действующим законодательством.
Страховая фирма осуществляет:
— повышение эффективности страховых операций;
— страхование предприятий негосударственного сектора экономики на случай ликвидации предприятия;
— страхование имущества и имущественных интересов от отдельных рисков и по полному пакету рисков;
— страхование кредитного имущества (риск непогашения кредита заемщиком);
— страхование ценных бумаг (риск падения стоимости от номинала либо неполучения оговоренного в полисе дивиденда);
— страхование малых строительных организаций от консервации строящихся объектов;
— страхование ценовых рисков;
— оказание иных услуг в сфере страхования с учетом пожеланий клиента.
4. Депозитная компания малого предпринимательства.
Цель депозитария — создание необходимых условий для обращения ценных бумаг, позволяющих обеспечить учет безналичных выпусков кредитных билетов и других ценных бумаг.
Для осуществления этой цели депозитарий предоставляет следующие услуги:
— ведет по поручению эмитентов реестры владельцев ценных бумаг;
— открывает и ведет счета владельцев кредитных билетов и других ценных бумаг;
— ведет учет движения на счетах клиентов ценных бумаг при осуществлении ими сделок купли-продажи;
— предоставляет необходимую информацию по запросу клиентов малого предпринимательства об их счетах;
— осуществляет в интересах клиентов достоверную передачу информации в другие депозитарии, обеспечивая доступ к региональным рынкам ценных бумаг.
5. Инвестиционная компания малого предпринимательства. Цель создания инвестиционной компании — объединение материальных, трудовых, финансовых и интеллектуальных средств для развития рынка ценных бумаг и извлечение прибыли в порядке и на условиях, определяемых действующим законодательством.
Инвестиционная компания проводит следующую работу:
— осуществляет функции посредника на рынке ценных бумаг, выполняет посреднические функции при купле-продаже ценных бумаг за счет и по поручению клиента;
— оказывает консультационные услуги по поводу выпуска и обращения ценных бумаг;
— организует выпуск ценных бумаг и выдает гарантии по их размещению в пользу третьих лиц;
— вкладывает средства в ценные бумаги, осуществляет куплю-продажу от своего имени и за свой счет, в том числе путем котировки ценных бумаг (объявляет на кредитные билеты «цену продавца» и «цену покупателя», по которым инвестиционная компания обязуется их продавать и покупать);
— выполняет функции трастовой компании, осуществляет доверительное управление капиталами клиентов. С помощью менеджеров траст-отдела управляет имуществом и наследством, представляет интересы клиентов — держателей акций на собраниях акционеров;
— осуществляет подготовку и проведение санации предприятия.
6. Муниципальный банк малого предпринимательства.
Цель создания муниципального банка — объединение материальных, финансовых и интеллектуальных средств для обеспечения эффективной работы малых предприятий, создание финансовой инфраструктуры и извлечение прибыли в порядке и на условиях, определяемых действующим законодательством.
Муниципальный банк выполняет следующие функции:
— осуществляет финансовую поддержку предпринимательства;
— обеспечивает денежное обращение и предоставление услуг предприятиям малого предпринимательства;
— выпускает муниципальные займы и кредитует целевые социальные программы развития предпринимательства;
— работает по более низким кредитным ставкам, чем коммерческие банки;
— принимает к учету ценные бумаги и выполняет все операции с ними;
— поддерживает ликвидность кредитных билетов.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:49:25