Перспективы ведения акциза на сахаросодержащую продукцию в Российской Федерации и других странах Евразийского экономического союза
Сасова А.Д.1
1 Российская таможенная академия
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 5 (Май 2025)
Аннотация:
Статья посвящена вопросам введения акциза
на сахаросодержащую продукцию в Российской Федерации и других странах Евразийского экономического союза. Автором изучено налоговое законодательство стран Евразийского экономического союза в части налогообложения сахаросодержащих напитков, а также выявлены предпосылки к введению акциза на сахаросодержащие напитки
в Российской Федерации. Разработаны критерии для отнесения товара к виду подакцизных товаров «сахаросодержащие напитки» в соответствии
с определением, данным в Налоговом кодексе Российской Федерации. Проанализированы последствия введения акциза на новый вид товара
для отечественного рынка безалкогольных напитков. Делается вывод,
что на сегодняшний день только в двух странах Евразийского экономического союза (Российской Федерации и Кыргызской Республике) введен акциз
на сахаросодержащие напитки. Проведена аналогия с другим видом подакцизных товаров – табачной и никотинсодержащей продукцией, предложены пути решения для приведения условий отнесения сахаросодержащих напитков к подакцизным товарам к единым во всех государствах-членах ЕАЭС
Ключевые слова: сахарный диабет, сахаросодержащие напитки, акциз, ставки акциза, страны ЕАЭС
JEL-классификация: L51, L52, O25
Введение
В 2016 году Всемирная организация здравоохранения призвала к глобальным действиям по сокращению потребления сладких напитков и их влияния на здоровье, в том числе на развитие сахарного диабета, путем введения налога на сахаросодержащие напитки [21], а также предоставила рекомендации по их налогообложению [19]. По состоянию на сентябрь 2023 г., порядка 60 стран уже взимают налоги на сладкие напитки (Sugary Drink Taxes) [20].
Сахарный диабет относится к группе неинфекционных заболеваний, являющихся одной из важнейших причин смертности населения во всем мире. По данным Международной диабетической федерации в мире в настоящее время диагноз «сахарный диабет» имеют 463 млн. людей в возрасте 20-79 лет, что составляет 9,3 % от взрослого трудоспособного населения планеты [2].
В настоящее время Российская Федерация входит в пятерку стран, где зарегистрированы самые высокие показатели заболеваемости сахарным диабетом. Согласно прогнозам, с каждым годом число пациентов, страдающих сахарным диабетом, будет только увеличиваться. Многие врачи и исследователи называют такое явление «неинфекционной эпидемией».
Сахарный диабет был отнесен к группе «Социально значимых заболеваний», которые влекут за собой большой экономический ущерб обществу, обусловленный временной и стойкой нетрудоспособностью пациентов, большими финансовыми затратами на профилактику, лечение и реабилитацию, а также в связи с преждевременной смертностью лиц трудоспособного возраста [2].
По данным ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии» Минздрава России на начало 2025 года число пациентов с сахарным диабетом достигло почти 6 миллионов человек [6] или 4,1% населения.
С учетом стремительного роста количества людей больных сахарным диабетом по поручению Президента Российской Федерации В.В. Путина в 2023 году запущен федеральный проект «Борьба с сахарным диабетом» (далее – федеральный проект).
Для регулирования потребления сахаросодержащих напитков с 01.07.2023 такие напитки признаются подакцизным товаром, ставка акциза составляет 7 рублей за 1 литр. Средства от поступления акциза направляются на мероприятия, предусмотренные в рамках федерального проекта. По итогам 2023 года сумма уплаченного в федеральный бюджет акциза, взимаемого при ввозе на территорию Российской Федерации подакцизного товара «сахаросодержащие напитки», составила 1,1 млрд руб., поступления от сахаросодержащих напитков, которые производились в России, составили 7,2 млрд руб. [8]. С учетом изложенного исследуемая тема является актуальной.
В качестве теоретической базы исследования использованы научные труды Куликова Н.И. [7], Романовского М.В. [15], Парыгиной В.Г. [12], Багдасаряна Л. Ю. [1], Турбиной Н.М., Косенковой Ю.Ю. [16] Вопросы введения акциза на сахаросодержащие напитки углублены и раскрыты в трудах таких российских ученых и практиков, как Черняковой Е.Е., Богатыревой А.Ф., Ястребовой Е.А. [17], Мусаевой Х.М. [9].
Научный пробел: на сегодняшний день не разработаны единые детальные критерии для отнесения товаров к виду подакцизных товаров «сахаросодержащие напитки» в соответствии с определением, данным в Налоговом кодексе Российской Федерации, что усложняет идентификацию рассматриваемой категории товаров в целях отнесения (неотнесения) их к подакцизному.
Целью исследования является разработка критериев для отнесения товара к виду подакцизных товаров «сахаросодержащие напитки» в соответствии с определением, данным в Налоговом кодексе Российской Федерации, а также анализ налогового законодательства стран Евразийского экономического союза в части налогообложения сахаросодержащих напитков.
Научная новизна: разработаны детальные критерии для отнесения товаров к виду подакцизных товаров «сахаросодержащие напитки» в соответствии с определением, данным в Налоговом кодексе Российской Федерации.
Авторская гипотеза: можно ожидать, что наличие официально закрепленных детальных критериев для отнесения товаров к виду подакцизных товаров «сахаросодержащие напитки», позволит должностным лицам таможенных органов правильно идентифицировать товар в целях его отнесения (неотнесения) к подакцизному и ускорить проведение таможенного контроля.
Методологическую основу исследования составили системный и процессный подходы общей теории управления, принцип диалектического единства теории и практики. В исследовании использованы такие общенаучные методы как абстракция, анализ, синтез, сравнение, сравнительный анализ.
Основная часть
Акциз является исключительным источником формирования бюджета всех уровней и обладает социальной направленностью, заключающейся в устранении отрицательных последствий от потребления подакцизных товаров, оказывающих негативное влияние на здоровье населения страны.
Исчисление и уплата акциза в отношении подакцизных товаров осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – НК РФ).
В соответствии с подпунктом 13 пункта 1 статьи 182 НК РФ операция по ввозу подакцизных товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, признается объектом налогообложения.
В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2022 № 443-ФЗ «О внесении изменений в статью 4 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 01.07.2023 сахаросодержащие напитки признаются подакцизным товаром.
Для целей расчета акциза используются дополнительные единицы измерения (далее – ДЕИ) – литры, сведения о которых указываются в 41 графе декларации на товары (далее – ДТ).
Если кодом ТН ВЭД ЕАЭС не предусмотрено измерение количества товара в ДЕИ (л), информацию о количестве товара в ДЕИ необходимо указывать в 31 графе ДТ для использования такой информации при расчете акциза на сахаросодержащие напитки.
В целях обеспечения уплаты акцизов в отношении ввозимых в Российскую Федерацию сахаросодержащих напитков, признаваемых подакцизными товарами, используется код вида платежа 4400 [1].
Проанализируем условия и определим критерии для отнесения товара к виду подакцизных товаров «сахаросодержащие напитки» в соответствии с определением, данным в Налоговом кодексе Российской Федерации.
1. Товар упакован в первичную потребительскую упаковку (упаковка, предназначенная для продажи или первичной упаковки продукции, реализуемой конечному потребителю, приобретенная конечным потребителем для непосредственного употребления напитка [5]) или транспортную упаковку.
2. Товар представляет собой жидкий напиток, изготовленный с использованием питьевой или минеральной воды.
Использование воды для изготовления напитков может производиться двумя способами
как продовольственное (пищевое) сырьё;
как технологическое средство.
Вода, использованная для производства (изготовления) пищевой продукции, является компонентом этой пищевой продукции.
Вода может быть использована для изготовления напитков в качестве технологического средства, то есть как вещество, которое, не являясь компонентом пищевой продукции, преднамеренно используются при переработке продовольственного (пищевого) сырья и (или) при производстве пищевой продукции для выполнения определенных технологических целей и после их достижения удаляется из такого сырья, такой пищевой продукции, или остаточные количества которой не оказывают технологический эффект в готовой пищевой продукции.
3. В состав товара в качестве компонентов входят сахар (глюкоза, фруктоза, сахароза, декстроза, мальтоза, лактоза), и (или) сироп с сахаром, и (или) мед, и (или) патока.
Компонентами пищевой продукции являются продукты или вещества (включая пищевые добавки, ароматизаторы), которые в соответствии с рецептурой используются при производстве (изготовлении) пищевой продукции и являются ее составной частью [13].
Сведения о компонентном составе пищевой продукции подлежат обязательному указанию в маркировке упакованной пищевой продукции [14].
Исходя из содержания термина «компонент пищевой продукции» для отнесения товара к сахаросодержащим напиткам сахар (сироп с сахаром, мёд) должен быть добавлен в него при производстве в качестве отдельного компонента. В компонентный состав напитка могут входить компоненты, такие как соки, растительные экстракты, в которых низкомолекулярные сахара накапливаются в процессе роста и созревания плодов и растений.
4. Количество углеводов в пищевой ценности товара составляет более 5 граммов на 100 мл напитка.
Нутриенты или пищевые вещества представляют собой вещества, являющиеся составными частями пищевой продукции, которые используются организмом человека как источники энергии, источники или предшественники субстратов для построения, роста и обновления органов и тканей, образования физиологически активных веществ, участвующих в регуляции процессов жизнедеятельности, и определяющие пищевую ценность пищевой продукции [13]
Показатели пищевой ценности продукции подлежат обязательному указанию в маркировке упакованной пищевой продукции. При этом пищевая ценность должна быть приведена в расчете на 100 граммов или 100 миллилитров.
5. Объемная доля этилового спирта в таких товарах не превышает 1,2 процента включительно.
Этиловый спирт в товаре не обязательно должен являться отдельным компонентом напитка, а может содержаться в каком-либо компоненте такого напитка. Например, в компонентный состав напитка может входить сброженные фруктовый сок, содержащий этиловый спирт.
Если объёмная доля этилового спирта в товаре превышает указанное значение, то такой товар не относится к виду подакцизных товаров «сахаросодержащий напиток».
Для того, чтобы товар относился к виду подакцизных товаров «сахаросодержащие напитки» необходимо одновременное соблюдение всех указанных элементов: товар должен содержать в своём составе определённые компоненты и нутриенты, быть изготовленным с использованием определённых технологий, быть упакован в определённый вид упаковки и не являться товаром-исключением, которые не признаются НК РФ сахаросодержащими напитками.
Не признаются НК РФ сахаросодержащими напитками следующие виды подакцизных товаров, указанные на рис. 1.
Рис.1. Виды подакцизных товаров, не признаваемые НК РФ сахаросодержащими напитками
Товары, обладающие свойствами и характеристиками сахаросодержащих напитков, которые признаются НК РФ сахаросодержащими напитками, могут классифицироваться в соответствии с Единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее – ТН ВЭД ЕАЭС), в том числе, в следующих кодах ТН ВЭД ЕАЭС: 0402 99, 0403, 0404, 1901 90, 2009, 2106 90 980 8, 2202, 2206, 2208.
Перечень документов, подтверждающих характеристики товаров, в целях их отнесения (неотнесения) к виду подакцизных товаров «сахаросодержащие напитки», представлен в таблице. Сведения о реквизитах декларации соответствия и свидетельства о государственной регистрации продукции, подтверждающих соответствие продукции требованиям технического регламента ЕАЭС, подлежат указанию в графе 44 декларации на товары под кодами вида документа «01402» и «01411» соответственно.
Таблица
Перечень документов, подтверждающих характеристики товаров, в целях их отнесения (неотнесения) к виду подакцизных товаров «сахаросодержащие напитки»
№
|
Характеристика товара
|
Документ, подтверждающий наличие у товара
характеристики
|
Обязательность представления документа при
таможенном декларировании
|
1
|
является специализированной
пищевой продукцией
|
свидетельство
о государственной регистрации продукции требованиям технического регламента
Таможенного союза «О безопасности отдельных видов специализированной пищевой
продукции, в том числе диетического лечебного и диетического
профилактического питания»
ТР ТС 027/2012
|
-
|
2
|
является обогащённой
пищевой продукцией
|
-
|
-
|
3
|
является тонизирующим
напитком
|
-
|
-
|
4
|
является алкогольной
продукцией
|
-
|
-
|
5
|
является виноградным,
пивным, плодовым, медовым или иным суслом
|
-
|
-
|
6
|
является плодовым
сброженным материалом
|
сертификат
соответствия ГОСТ 32027-2013. «Межгосударственный стандарт. Виноматериалы
фруктовые (плодовые) сброженные и сброженно-спиртованные. Технические
условия»
|
-
|
7
|
является квасом
|
сертификат
соответствия ГОСТ 31494-2012. «Межгосударственный стандарт. Квасы. Общие технические
условия»
|
-
|
8
|
является соком
|
декларация
о соответствии требованиям Технического регламента Таможенного союза
«Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей (ТР ТС
023/2011)»
|
да
|
9
|
является сокосодержащим напитком
|
декларация
о соответствии требованиям Технического регламента Таможенного союза
«Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей (ТР ТС
023/2011)»
|
да
|
10
|
является нектаром
|
декларация
о соответствии требованиям Технического регламента Таможенного союза
«Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей (ТР ТС
023/2011)»
|
да
|
11
|
является морсом
|
декларация
о соответствии требованиям Технического регламента Таможенного союза
«Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей (ТР ТС
023/2011)»
|
да
|
12
|
является сиропом
|
сертификат соответствия
ГОСТ 28499-2014. «Межгосударственный стандарт. Сиропы. Общие технические
условия»
|
-
|
13
|
является молоком
|
декларация о соответствии
требованиям Технического регламента Таможенного союза. «О
безопасности молока и молочной продукции (ТР ТС 033/2013)» |
-
|
14
|
является молочной
продукцией
|
декларация о соответствии
требованиям Технического регламента Таможенного союза. «О
безопасности молока и молочной продукции (ТР ТС 033/2013)» |
-
|
15
|
является киселём
|
сертификат соответствия
ГОСТ Р 56558-2015. «Национальный стандарт
Российской Федерации. Консервы. Кисели питьевые фруктовые. Общие технические условия» |
-
|
16
|
является
напитком на растительной основе, произведенным из зерна злаковых,
зернобобовых, масличных культур, орехов, кокоса и (или) продуктов их
переработки
|
-
|
-
|
Таким образом, исходя из данных, изложенных в таблице, не все виды товаров имеют документ, подтверждающий наличие у товара характеристики в целях их отнесения (неотнесения) к виду подакцизных товаров «сахаросодержащие напитки», что затрудняет идентификацию таких товаров как подакцизных и принятие должностным лицом таможенного органа решения о необходимости обложения их акцизом.
В соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе, (подписан в г. Астане 29 мая 2014 года) территории Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации, Кыргызской Республики и Республики Армении образуют территорию Евразийского экономического союза.
В государствах-членах Евразийского экономического союза (далее – государства-члены ЕАЭС), кроме Российской Федерации, акциз на сахаросодержащие напитки введен только в Кыргызской Республике в 2023 году с формулировкой в пп. 3 п. 1 статьи 334 Налогового кодекса Кыргызской Республики (далее – НК РК) «воды, включая минеральные и газированные, содержащие добавки сахара или других подслащивающих, или вкусо-ароматических веществ, классифицируемые в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза в товарной позиции 2202», ставка 100 сомов за 1 литр.
Критерии для отнесения товара к подакцизному, установленные НК РК, отличаются от критериев в НК РФ. Так, в Российской Федерации определяющими факторами являются вид упаковки, компонентный и нутриентный состав товара (пищевые вещества), содержание этилового спирта, технология изготовления товара, вид упаковки товара, а также товары-исключения, которые не признаются НК РФ сахаросодержащими напитками (пункт 3 статьи 181 НК РФ). В то время как в Кыргызской Республике критериями являются только компонентный состав товара и его классификация в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, товары-исключения отсутствуют.
В Республике Беларусь по итогам предварительной проработки вопросов о налогообложении всех сахаросодержащих напитков Правительство государства выявило ряд моментов, связанных с определенными сложностями как в администрировании, так и в росте цен. Так, в Республике Беларусь предполагается ввести акциз только на безалкогольные энергетические напитки в 2026 году с применением ставки в размере 50 копеек на 1 литр готовой продукции [11].
В Республике Казахстан и Республике Армения введение акциза на сахаросодержащие напитки в настоящее время не планируется, так как представители власти считают, что установление новых и отмену действующих налогов и платежей в бюджет необходимо рассматривать изменение ставок с соблюдением баланса экономических интересов государства и налогоплательщиков [3].
С учетом изложенного введение акциза на сахаросодержащие напитки в Российской Федерации может повлечь за собой падение спроса на отечественные напитки из-за подорожания продукции, а также наличия на рынке дешевых напитков, произведенных в государствах-членах ЕАЭС. Также данная мера приведет к сокращению инвестиций, заморозке строительства новых заводов, активной переносу производства на территории государств-членов ЕАЭС.
Вместе с этим доля нелегального оборота соков и сахаросодержащих напитков в России превысила в 2023 году 12%, при этом за последний год количество фальсифицированной и контрафактной продукции значительно увеличилось в связи с уходом с рынка крупных транснациональных компаний, развитием параллельного импорта [4].
Введение же акциза на сахаросодержащие напитки может способствовать увеличению доли нелегальной продукции на российском рынке, даже несмотря на внедрение маркировки средствами идентификации такой продукции в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2023 г. № 887 «Об утверждении Правил маркировки отдельных видов безалкогольных напитков, в том числе с соком, и соков средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении отдельных видов безалкогольных напитков, в том числе с соком, и соков».
Такой вывод можно сделать, проведя аналогию с другим видом подакцизных товаров – табачной и никотинсодержащей продукцией. Несмотря на имеющиеся у государства методы контроля за ввозом табачной и никотинсодержащей продукции на территорию Российской Федерации, представленные маркировкой акцизными марками и средствами идентификации, на долю нелегальной продукции в 2023 году пришлось 12,6% российского рынка табака. Причинами такой статистики является значительное различие ставок акцизов в государствах-членах ЕАЭС и свободное перемещение товаров в рамках ЕАЭС, которое позволяет недобросовестным участникам внешнеэкономической деятельности ввозить в страну нелегальную продукцию. К другой причине относится снижение количества контрольно-надзорных мероприятий на рынке в связи с введением моратория на проверки, который был продлен до 2024 года, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 14.12.2023 № 2140 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336».
С учетом изложенного предлагается расширить минимальный перечень подакцизных товаров и услуг, предусмотренный приложением № 1 к Договору между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об общих принципах налогообложения по косвенным налогам, утвержденному Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.09.2022 № 2583-р, включив в него сахаросодержащие напитки. А также в целях углубления экономического сотрудничества, взаимной помощи таможенных и налоговых органов государств-членов ЕАЭС в противодействии уклонению от уплаты косвенных налогов, в том числе при трансграничной торговле, создать аналогичные договоры со всеми странами ЕАЭС.
Для приведения условий отнесения сахаросодержащих напитков к подакцизным товарам к единым во всех государствах-членах ЕАЭС, а также для устранения барьеров к введению и администрированию акциза на сахаросодержащие напитки, Российской Федерации и Кыргызской Республике необходимо оказать консультативную помощь государствам-членам ЕАЭС, в которых на сегодняшний день не введен акциз на сахаросодержащие напитки.
Заключение
Таким образом, автором разработаны критерии для отнесения товара к виду подакцизных товаров «сахаросодержащие напитки» в соответствии с определением, данным в Налоговом кодексе Российской Федерации, которые могут использоваться должностными лицами таможенных органов при идентификации ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза и принятии решения об отнесении (неотнесении) таких товаров к подакцизным.
Вместе с тем, изучив налоговое законодательство государств-членов ЕАЭС в части налогообложения сахаросодержащих напитков, лишь в двух странах из пяти (Российской Федерации и Кыргызской Республики) введен акциз на рассматриваемую категория товаров, что может негативно отразиться на состоянии российского рынка безалкогольных напитков как для производителей данной категории товаров, так и для потребителей в части безопасности товара.
[1]Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 4 апреля 2023 г. № 45 «О внесении изменений в Решение Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. № 378» СПС Консультант Плюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_444092/92d3e3d03094ed76da5c15fa72b687f1cebd5931/ (дата обращения: 07.04.2025).
Источники:
2. Водолагин М. В. Научное обоснование организационно-медицинских мероприятий по повышению эффективности динамического наблюдения за состоянием здоровья пациентов с сахарным диабетом. / специальность 14.02.03. «Общественное здоровье и здравоохранение» : диссертация на соискание ученой степени кандидата медицинских наук / Водолагин Михаил Витальевич; Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова. - Москва, 2022. – 192-217 c.
3. В Казахстане не планируют вводить акциз на сахаросодержащие напитки. Zakon.kz. [Электронный ресурс]. URL: https://www.zakon.kz/pravo/6432724-v-kazakhstane-ne-planiruyut-vvodit-aktsiz-na-sakharosoderzhashchie-napitki.html (дата обращения: 15.01.2025).
4. В России оказалась нелегальной каждая восьмая упаковка сока и газировки. Честный знак : официальный сайт. – Москва, 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://честныйзнак.рф/info/news/v-rossii-okazalas-nelegalnoy-kazhdaya-vosmaya-upakovka-soka-i-gazirovki/ (дата обращения: 22.02.2025).
5. ГОСТ 17527-2020. Межгосударственный стандарт. Упаковка. Термины и определения (введен в действие Приказом Росстандарта от 02.10.2020 № 737-ст) (ред. от 2021-06-01). СПС Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_375164/ (дата обращения: 07.04.2025).
6. Диабет пошел на мировой рекорд. Официальный сайт российской ежедневной общественно-политической газеты «Коммерсантъ». [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/7621462 (дата обращения: 02.04.2025).
7. Куликов Н.И., Куликова М.А., Назарчук Н.П. Налоги и налогообложение. / учебное пособие. - Тамбов: ФГБОУ ВПО ТГТУ, 2013. – 388 c.
8. Минфин поднимет акциз на сладкую газировку без снижения порога по сахару. РБК. Новости, аналитика, прогнозы. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/business/14/10/2024/670d06059a794708349555cd (дата обращения: 02.03.2025).
9. Мусаева Х.М. Акцизное налогообложение вредной для здоровья продукции в контексте реализации национальных целей развития российской федерации // Налоги и налогообложение. – 2023. – № 3. – c. 21-40. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/aktsiznoe-nalogooblozhenie-vrednoy-dlya-zdorovya-produktsii-v-kontekste-realizatsii-natsionalnyh-tseley-razvitiya-rossiyskoy.
10. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) : от 05 авг. 2000 г. :принят Гос. Думой 16 июля 1998 г. : одобр. Советом Федерации 17 июля 1998 г. (ред. от 21.01.2025). СПС Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/ (дата обращения: 07.04.2025).
11. Напитки-энергетики обложат акцизом с 2026 года. Sputnik Беларусь. [Электронный ресурс]. URL: https://sputnik.by/20241009/napitki-energetiki-oblozhat-aktsizom-s-2026-goda-1090170901.html (дата обращения: 11.01.2025).
12. Парыгина В. Г. Понятие, история и функции акцизного налогообложения // Современное право. – 2014. – № 5. – c. 34.
13. Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ред. от 22.04.2024). СПС Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_124768/ (дата обращения: 07.04.2025).
14. Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 881 «О принятии технического регламента Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» (ред. от 22.04.2024). СПС Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_124614/ (дата обращения: 07.04.2025).
15. Романовский М.В. Налоги и налогообложение. - М.:Феникс, 2015. – 361 c.
16. Турбина Н.М., Косенкова Ю.Ю. Российская налоговая система: состояние, проблемы и тенденции развития // Социально-экономические явления и процессы. – 2014. – № 4. – c. 106-110. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskaya-nalogovaya-sistema-sostoyanie-problemy-i-tendentsii-razvitiya.
17. Чернякова Е.Е., Богатырева А.Ф., Ястребова Е.А. Международный опыт налогообложения сахаросодержащих напитков // Экономическое развитие России. – 2023. – № 12. – c. 65-73.
18. Майбуров И. А., Иванов Ю. Б. Энциклопедия теоретических основ налогообложения. - М.: ЮНИТИ –ДАНА, 2016. – 503 c.
19. Reducing the consumption of sugar-sweetened beverages and their negative health impact in Estonia. The official website of the World Health Organization. [Электронный ресурс]. URL: https://www.who.int/europe/ru/publications/i/item/WHO-EURO-2017-3012-42770-59676 (дата обращения: 30.03.2025).
20. Sugary drink taxes around the world // The Global Report on Food Crises (GRFC) 2023. The Food Security Information Network. [Электронный ресурс]. URL: https://www.globalfoodresearchprogram.org/wp-content/uploads/2023/03/GFRPUNC_Tax_maps_combined_2023_09.pdf (дата обращения: 30.03.2025).
21. The official website of the World Health Organization. WHO urges global action to curtail consumption and health impacts of sugary drinks. [Электронный ресурс]. URL: https://www.who.int/en/news-room/detail/11-10-2016-who-urges-global-action-to-curtail-consumption-and-health-impacts-of-sugary-drinks (дата обращения: 30.03.2025).
Страница обновлена: 29.04.2025 в 17:38:13