Предпринимательство: устойчивость в условиях глобального кризиса

Солдатова Н.Ф., Ильяшенко С.Б.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11 (257), Июнь 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье рассмотрены методы поддержки и стимулирования предпринимательства на макроуровне. Обозначены основные составляющие, влияющие на механизм устойчивости экономического развития, роль современных информационно-коммуникационных технологий в устойчивом социально-экономическом развитии. Произведен анализ состояния инновационной деятельности малых предприятий.

Ключевые слова: предпринимательство, государственное регулирование, интернет, экономическое развитие, электронная торговля, экономика знаний, информационно-телекоммуникационные технологии, госуслуги



Российская Федерация все еще стоит перед проблемой реализации долгосрочной стратегии экономического развития, решение которой определило бы ее место в мировом сообществе. Экономическая политика РФ в 2012–2013 гг. формируется с учетом финансового кризиса, охватившего ведущие страны мира. Кризисный период характеризуется экономической нестабильностью, определяемой по оценкам экспертов одновременным существованием структурного кризиса в мировом сообществе, в развитии производства и обмена.

Устойчивое развитие предпринимательства подразумевает стабильность финансово-экономической деятельности, выражающуюся в постоянном росте расширенного воспроизводства: количество произведенной и проданной продукции, товаров или услуг; выполненных договорных обязательств предприятием; достаточной ликвидности активов и наличия необходимых резервов; технического перевооружения и модернизации производства, внедрения инноваций.

Элементы механизма воздействия на устойчивое развитие предпринимательства

Экономический механизм воздействия на устойчивое развитие и повышение конкурентоспособности предпринимательства представляет собой сложный и многоаспектный процесс, который предполагает системный порядок деятельности в процессе производства и перераспределения совокупного общественного продукта и охватывает все экономические отношения, складывающиеся при осуществлении хозяйственно-экономической деятельности, в том числе и с органами государственной власти. Авторы предлагают выделить следующие элементы механизма:

– формы и методы государственного регулирования, управления и стимулирования экономики;

– система экономических отношений (хозяйственные связи) между малыми предприятиями и другими хозяйствующими субъектами;

– субъект управления.

Каждый структурный элемент состоит из целого ряда взаимосвязанных механизмов.

Элемент «формы и методы государственного регулирования и управления экономикой» можно разложить на подэлементы (или составляющие): прогнозирование, планирование и экономическое стимулирование на всех уровнях (от федерального до муниципального), которым предшествует предплановый комплексный и системный анализ.

Сущность рассматриваемого механизма состоит в управлении экономическими процессами и явлениями, протекающими на предприятии, на основе совокупности обозначенных форм и методов.

Любое предприятие представляет собой социально-экономическую систему с внутренней структурой, которая функционирует в постоянном взаимодействии с внешней средой в условиях конкуренции. Влияние внешней среды создает фактор неопределенности как существенную компоненту вариантности прогноза, т.е. то относительное ускорение или замедление экономической динамики, которое формируется под воздействием мировых цен на энергоресурсы и обусловлено состоянием мировой экономики и основных торговых партнеров России и рядом других, в том числе и политических условий. Внутренние факторы определяют основную тенденцию экономической динамики и важнейших параметров развития предпринимательства России.

Анализ инвестиционного климата РФ

Устойчивое развитие экономики Российской Федерации должно опираться на ее научный, технологический и инновационный потенциалы при условии опережающего развития высокотехнологического комплекса страны.

Предварительный анализ итогов развития Российской Федерации за 2012 г., проведенный Минэкономразвития РФ, не позволяет предположить о начале выхода из структурного кризиса. Структурный кризис в своем развитии не обязательно совпадает с началом рецессии, а выход из него с ростом основных экономических показателей. Рецессия может быть лишь отдельным эпизодом структурного кризиса, не являясь его критерием.

Как следствие данной тенденции, Россия столкнется с серьезными проблемами. В первую очередь, это обострение конкурентной борьбы за инвестиции и размещение производства между странами. Крупные корпорации встанут перед дилеммой: больше прибыль при худшем качестве институтов или меньше прибыль, но при институциональной надежности.

Динамика основных экономических показателей за последние пять лет свидетельствует о неустойчивом развитии страны. Так, темп прироста ВВП в 2008 г. составлял 5,2%, а к 2012 г. он снизился до 3,9%, при этом в 2009 г. наблюдалось резкое повышение показателя до 7,8%. Восстановить рост ВВП до уровня 5% по прогнозу Минэкономразвития не получилось и в 2013 г. Такое положение вызывает озабоченность у ведущих экономистов страны, т.к. рост ВВП ниже 5% не обеспечит устойчивости социально-экономического развития страны. Важны не только темпы роста, но и качественная структура роста, способность провести модернизацию народного хозяйства [4].

Более высокие темпы прироста по позиции «Инвестиции в основной капитал» связаны, прежде всего, с низкой величиной инвестиций, а не с высокими показателями роста. По оценке руководителя Минэкономразвития С. Улюкаева, бегство капитала из России в 2013 г. составит примерно 50 млрд долл. и превысит размер прогнозируемых инвестиций. Однако, в условиях интеграции России в ВТО, ограниченная возможность использования производственного капитала в стране свидетельствует о неблагоприятном инвестиционном климате.

Развитие потребительских секторов экономики

Крайне важными для оценки эффективного и устойчивого развития РФ являются данные о тенденциях в промышленности и сельском хозяйстве. Объем произведенной продукции в промышленности страны значительно колебался в 2008–2012 гг.: с 0,6% прироста в 2008 г. до -9,3% в 2009 г., затем к 2010 г. произошел значительный рост, а за последние два года наблюдается стабильное падение показателя.

Неустойчивое развитие российской промышленности косвенным образом свидетельствует о падении ее конкурентоспособности, возможном снижении эффективности деятельности, низкой доле инновационной продукции в общем объеме производства и прочих негативных моментах.

Российское руководство говорит об идее создания новых секторов промышленности, в которых интеллектуальная (научная) деятельность и собственно производство тесно взаимно переплетены. Размещение новых промышленных производств по принципу «минимизация затрат на ресурсы» оказалось малоэффективным, поэтому и возникла версия «новой индустриализации развитых стран».

Инновационное развитие потребительского сектора экономики связано, в первую очередь, с интенсивным распространением современных биотехнологий, генетически модифицированных продуктов и лекарственных препаратов, активным развитием рынка туристических услуг. Высокие темпы роста генетически модифицированных продуктов сельского хозяйства объясняются нехваткой инвестиций, квалифицированных кадров и низким уровнем потребительского спроса населения.

Увеличение добавленной стоимости в экономике происходит в значительной мере за счет интеллектуальной деятельности, повышения технологического уровня производства и распространения современных информационных и телекоммуникационных технологий. И это является бесспорным социально-экономическим эффектом и конкурентным преимуществом экономики знаний.

Существующие хозяйственные системы интегрируются в экономику знаний. Переход от индустриального к постиндустриальному обществу существенно усиливает роль интеллектуальных факторов производства.

Роль современных технологий в устойчивом социально-экономическом развитии

Международный опыт показывает, что высокие технологии, в том числе информационные и телекоммуникационные, уже стали локомотивом социально-экономического развития многих стран мира, а обеспечение гарантированного свободного доступа граждан к информации – одной из важнейших задач государств.

В России в 2010 г. был принят закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», который закрепил основные принципы их предоставления [1]:

– заявительный порядок обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг;

– правомерность взимания с заявителей государственной пошлины за предоставление государственных и муниципальных услуг;

– открытость деятельности органов, предоставляющих государственные услуги;

– доступность обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг и предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья;

– возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

В то же время, согласно данным опроса, проведенного в 2013 г. Фондом Общественного Мнения, практика пользования госуслугами в интернете не так сильно распространена. Всего лишь 13% населения регулярно используют госпорталы для получения государственных сервисов. Что касается структуры используемых услуг, то порядка 7% интернет-аудитории пользуются госуслугами для оплаты услуг ЖКХ и телефонной связи, 5% – для оформления загранпаспорта, 4% – для уплаты налогов и обращения в ФНС, 3% – для записи к врачу в поликлинике, менее 2% приходится на обращения в ГИБДД (в основном они связаны с оплатой штрафов и постановкой на учет транспортного средства), запись детей в школу, детский сад и подобные учреждения, покупку билетов и товаров.

Такие неутешительные показатели объясняются, во-первых, неумением и нежеланием населения пользоваться компьютером, общим недоверием к интернету и электронным платежам, привычкой к личному общению; во-вторых, низким проникновением интернета в некоторых регионах России. Если в Австралии, Великобритании, Германии, Франции, Японии более 83% населения имеют регулярный выход в Интернет, то в России этот показатель составляет всего 57%. Впрочем, в Китае уровень проникновения Интернета не превышает 40%. Связано это, в первую очередь, с проводимой властями политикой веб-цензуры путем фильтрации материалов (так называемая «великая китайская веб-стена»), «ручного» управления и карательных мер.

Аудитория интернета в России по-прежнему растет, но темпы роста замедляются: за период 2010–2011 гг. она увеличилась на 17%, а за 2011–2012 гг. – на 12%. Среди федеральных округов только два – Центральный и Уральский – увеличили темпы роста, остальные округа показали его снижение. Больше остальных рост замедлился в Дальневосточном федеральном округе, который еще год назад лидировал по этому показателю. Москва и Санкт-Петербург, несмотря на всеобщее замедление, увеличили темпы; однако происходит это за счет повышения численности населения мегаполисов, а не за счет увеличения доли пользователей Интернета среди жителей.

Электронные технологии как основа бизнеса

Если раньше электронную коммерцию рассматривали как способ поддержки традиционного бизнеса, то сейчас повсеместно электронные технологии ложатся в основу создания нового бизнеса [6].

Объем российского рынка Интернет-торговли в 2012 г. составил 350,6 млрд руб/, что на 36% больше аналогичного показателя в предшествующем периоде. В 2011 г. рынок интернет-торговли вырос на 39%. Самыми популярными категориями товара по обороту в 2012 г. стали: электроника и бытовая техника – 44%, одежда и обувь – 13%, автозапчасти – 10%, товары для дома и мебель – 7%.

Что касается покупок за рубежом, то, по данным аналитического отчета Bay.ru, в 2012 г. россияне купили в зарубежных интернет-магазинах товаров на сумму в 700 млн долл. Для сравнения, годовой оборот интернет-магазина Ulmart.ru, который многие эксперты ставят на первое место по объему продаж в российской e-commerce, составляет около 583 млн долл. Валовый оборот всего холдинга OZON (вместе с Sapato, Ozon.travel и «О-курьер») чуть меньше 510 млн долл.

Исследовательское агентство Data Insight и процессинговый центр PayU провели исследование интернет-шоппинга россиян. Согласно полученным данным, 4% россиян покупают товары исключительно в зарубежных интернет-магазинах, 43% – в российских и зарубежных. Покупали когда-либо товары через Интернет 25 млн россиян в возрасте от 18 до 65 лет, из них 14 млн человек минимум один раз покупали что-либо в Интернете за последние два месяца.

По данным ФТС, около 80% всех зарубежных почтовых отправлений приходятся на покупки из интернет-магазинов. Основными отправителями являются США, Китай, Германия, Италия, Япония, Корея, Великобритания, Тайвань, Украина, Турция. Данные Ассоциации компаний интернет-торговли свидетельствуют о том, что в 2013 г. объем трансграничной торговли составил 100–120 млрд руб., что в 2 раза выше аналогичного показателя в 2012 г. Весь российский рынок электронной торговли за год может вырасти на 43%. Но российские интернет-магазины стали привлекать меньше новых покупателей и почти сравнялись по этому показателю с иностранными. По данным «Яндекс.Маркета» и GfK, за последние 12 месяцев осуществили первую покупку в российском магазине 26% респондентов, а в иностранном – 22%.

Выводы

Устойчивое социально-экономическое развитие России предполагает решение следующих важных проблем. Во-первых, глобальная задача по модернизации народного хозяйства обозначена во многих государственных документах, но заметного продвижения и существенных действий в этом направлении пока не наблюдается. Во-вторых, создание инновационной экономики России. В этом направлении В.В. Путин подписал указ № 599 от 07.05.2012 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», который нацелен на совершенствование государственной политики в области образования и науки и подготовки квалифицированных специалистов с учетом требований инновационной экономики.


Источники:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
2. Указ Президента Российской Федерации № 599 от 7 мая 2012 года «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».
3. Информация о социально-экономическом положении России. Статистический сборник. – М.: Федеральная служба государственной статистики, 2013. – 99 с.
4. Инвестиционная деятельность в России: условия, факторы, тенденции. Статистический сборник. – М.: Федеральная служба государственной статистики, 2012. – 63 с.
5. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi.
6. Романович В.К. Проектирование новой системы сервиса на основе институциональности территории // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора. – 2013. – № 1.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:41:50