Австралия и Канада: тактики ведущего и ведомого в условиях глобального экономического кризиса

Захарьев Я.О.1
1 МГИМО МИД РФ, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 7, Номер 2 (Апрель-Июнь 2017)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=30042929
Цитирований: 17 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Два государства Австралия и Канада являются развитыми региональными державами, которые выбрали разные пути экономической интеграции в глобальном пространстве. Статья рассматривает две экономические стратегии в условиях глобального экономического кризиса, которыми руководствуются Оттава и Канберра для решений новых вызовов мировой экономике. Тактика экономических стратегий продиктована спецификой государств и политической волей для развития экономического сотрудничества и его отсутствием. Статья излагает положительные и отрицательные стороны двух противоположных тактик на примере Австралийского Союза и Канады в условиях глобального экономического кризиса.

Ключевые слова: Австралия и Канада в 2008-2017гг.; экономические стратегии Австралийского Союза и Канады; ведущие, ведомые и зависимые экономики развитых англоязычных и франкоязычных стран, Канада и Австралия в условиях глобального экономического кризиса



Введение

Всемирный экономический кризис [1, 3] (Dinkevich A.I., 2009) создал специфическую систему построения новых моделей взаимодействия между государствами и их блоками в условиях глобализации и регионализации [1, 2] (Fukuyama Francis, 1992). Особое внимание многими исследованиями уделяется анализу опыта развитых стран [4] (Khazanov A.M., 2014). Существует несколько тактик решения вопросов экономического развития. С усилившейся после кризиса 2008 года [3] (Dinkevich A.I., 2009) тенденцией к регионализации [1, 2] (Fukuyama Francis, 1992), всё чаще можно наблюдать стратегии развитых англоязычных и франкоязычных стран в форме ведущих игроков регионов и ведомых [8]. Последние в различной степени зависят от внешнего влияния ключевых держав.

Австралия и Канада [8] ярко демонстрируют примеры двух этих путей. Ведущие игроки – это развитые страны, обладающие серьезными природными богатствами, продвинутыми технологиями и волей продвигать курс первыми, в то время как ведомые (в данном случае Канада) – развитые государства действуют в фарватере ведущих стран. Австралия – ключевой игрок Южно-Тихоокеанского региона (ЮТР), понимающий свою ведущую роль и пусть и не удачно, но пытавшийся расширить свои сферы влияния в соседние регионы. В Юго-Восточной Азии (ЮВА) эта попытка обернулась серьезным экономическим ущербом, в Азиатско-Тихоокеанском регионе амбиции Канберры [5] (Skorobogatyh N.S., 2011) были урезаны США, сначала путем создания штаба Транстихоокеанского партнерства (ТТП) в периферийной развитой стране Новой Зеландии [7] (Anna Powels, 2015), затем в системе других международных организаций. Несмотря на это Австралийский Союз [5] (Skorobogatyh N.S., 2011), как участник Содружества и лидерующая экономика ЮТР [5] (Skorobogatyh N.S., 2011) остается ведущим самостоятельным игроком, продвигающий свой курс, учась на ошибках, но не уходя на второстепенные роли в ЮТР [5] (Skorobogatyh N.S., 2011). Канберра ведет активный диалог с ведущими странами других регионов США, Великобританией, Францией, Японией, КНР, Сингапуром, ЮАР, Уругваем, Чили и другими. Часто разделяя их позицию, кабинеты Австралийского Союза чаще тщательно взвешивают возможные последствия для национальной экономики (после авантюры в ЮВА), однако это не мешает Австралии самостоятельно принимать стороны или выступать посредником и выполнять функции юридического и экономического арбитра в спорах между ТНК и соседними государствами. На этом фоне страна приобретает реальные очки в глазах ведомых игроков, которые редко решают оспаривать лидерство Канберры в ЮТР [5] (Skorobogatyh N.S., 2011).

Другой тактики после экономического кризиса придерживается Канада [8]. Складывается впечатление, что в стране отсутствует такое понятие, как геостратегическая карта национальных интересов [6]. Объясняется это тем, что национальные противоречия франко-говорящей и англо-говорящей элит с притоком национальных меньшинств [8] (Skorobogatyh N.S., 2011) из других стран, в отличии от Австралийского союза [5] (Skorobogatyh N.S., 2011) не создали единой политической элиты, выражающей интересы большинства населения. Это не означает анархию сообщества. Полностью, как и в любой развитой стране работают институты экономики, права, социальной и культурной сферы [8]. Однако решения правительств, дающие понять, что такое понятие канадские национальные интересы в политике сложно понять. Страна выбрала для себя тактику ведомого, поддерживая стратегии ведущих безоговорочно, не высказываясь против или критического мнения. Данная игра государства второго плана, безусловно, выгодна ведущим игрокам, показывая другим ведомым пример «идеального аккомпаниатора» [7] (Anna Powels, 2015) в решении сложных задач. Но так ли выгодна будет такая стратагема в условиях, когда тенденция от глобализации к регионализации все очевиднее? Этот вопрос будет виден в ближайшие десятилетия. В отличии от Австралии, государство, которое граничит с рядом стран, Канада имеет общую границу только с несколькими государствами [8]. Находясь в фарватере курса великих держав ее кабинеты часто нарушали национальные интересы в угоду внешнего давления. Особый ярчайший пример «безумия» [6] – продажа и постоянная нерациональная и слабо подотчетная торговля вместо прозрачных затрат или накопления ресурса, пусть и не большого, но золотого запаса, но под внешним давлением с целью краткосрочного снижения цен на ресурс, приобретенный полностью одним игроком [6]. Это усилило его национальную валюту, при этом, ослабив несколько других ведущих региональных держав. Существуют и свои плюсы данной тактики. Канада всегда является государством, желанным на ряде блоковых заседаний организаций, куда входит, как постоянный член: Содружество, НАТО, ТТП, НАФТА, Greenpeace, МВФ, ООН, спортивные комитеты, советы по этике и ряд партнерств с неправительственными некоммерческими организациями и др. [8]. При этом вхождение в ряд дверей, как ни странно, не дает возможности развиваться стране, как самостоятельному игроку. Это политическое безволие продиктовано сложившейся конъюнктурой, суть которой, – получать блага от членства, не проявляя инициативы, что является условным гарантом защиты от возможной агрессии или санкций в адрес страны. Финансово-инвестиционный климат в ряде районов страны крайне благоприятствует этому. Несмотря на серьезную линейку природных ресурсов ряд территорий их залежи – сложно проходимые зоны, где климат не располагает к их быстрой добыче и транспортировке. Консервативная система партнерских отношений с Лондоном, Парижем и Вашингтоном создала «косность» в диалоге в построении экономических стабильных отношений с другими странами и сужению сложных специализаций в науке и экономических нишах страны. Это привело к тому, что Канада лишается часто выгодных для себя отношений с новыми партнерами, используя старую тактику, которая все чаще вредит имиджу стране и ее национальным интересам. В отличие от Оттавы, Канберра более активна, как ведущий тактик в диалоге с ведущими державами, быстро наладила логистику экспортных мощностей и активно диверсифицирует источники дохода [5] (Skorobogatyh N.S., 2011). Несмотря на упреки со стороны США, ведет активную торговлю с КНР, экспортируя в Китай широкую линейку ресурсов [5] (Skorobogatyh N.S., 2011). Это не мешает другим ведомым игрокам сотрудничать с Канберрой. К примеру, несмотря на выпады Вашингтона в адрес КНР, Япония – также активный импортер ресурсов Австралийского Союза активно сотрудничает с Канберрой. Разумеется, Токио, менее активен, чем Пекин, но преследует свои цели по постоянному диалогу с государствами всего мира, продающих схоже линейки ресурсов, для снижения рисков роста цен, организуемого часто крупными постоянными экспортерами. На фоне этого Канада вынуждена довольствоваться решениями схем закупок и экспорта по линиям своих традиционных партнеров и связей.

Заключение

В условиях глобального экономического кризиса [3] (Dinkevich A.I., 2009) тактика страны является одним из показателей ее успешной борьбы с поставленной задачей [5] (Skorobogatyh N.S., 2011). Не существует универсального рецепта, каждое государство само синтезирует технологию, позволяющую ответить на вызов. Несмотря на это, тактики ведущего и ведомого активно внедряются странами всего мира. Они принимаются правительствами в целях, как правило, привести экономику к положительным значениям, позитивно сказывающимся на большинстве развитых стран. Однако костная система стратагем приводит к тому, что ряд развитых стран, обладающих необходимыми мощностями так и остаются на вторых ролях. Вопрос удобности текущего момента не дает руководящим кабинетам стратегически смотреть в будущее, что порождает начало экономических проблем. Нерешенность данных вызовов ведет к тому, что страна теряет волю и возможности выступать, как самостоятельная единица на региональных и глобальных площадках. Оставаясь в серой массе аккомпаниаторов и не раскрыв свой потенциал, такая страна с развитой экономикой может вполне эффективно существовать в ареале интереса великих держав, пока они существуют. Но по мере ослабления их влияния и по мере прихода других игроков возникает проблема дальнейшего экономического роста и доходов государства. Эта проблема так и остается нерешенной Канадой в то время, как Австралия получила ареал, ограничивающий ее амбиции экспансий в глобальном пространстве...


Источники:

Huntington Samuel. P. The Clash of Civilizations.// New York// 1996
2. Fukuyama Francis The End of History and the Last Man // National Interest. – 1992. – С. 20-56.
3. Динкевич А.И. Мировой финансово-экономический кризис (Опыт структурно-функционального анализа) // Деньги и кредит. – 2009. – № 10. – С. 23-30.
Хазанов А.М. Изменения в геостратегической карте Азии и Северной Африки в начале ХХ1 века. - М.: Центр стратегической конъюнктуры, 2014. – 424 с.
Скоробогатых Н.С. История Австралии. - М.: ИСВ, 2011. – 164-183 с.
Bell Media All rights reserved. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ctvnews.ca/business/canada-s-gold-reserve-sell-off-makes-sense-experts-1.2804492 ( дата обращения: 04.03.2016 ).
7. Аnna Powels Finding Common Ground: New Zealand and Regional Security cooperation in Pacific. Regionalism, Security and Cooperation in Oceania // University of Hawai’i at Manoa. – 2015. – С. 79-96.
Сравнения австралийской и канадской экономических стратегий в условиях глобального кризиса китайскими авторами. Wiloop. [Электронный ресурс]. URL: http://www.wiloop.net/news.aspx?id=16248&catid=183 ( дата обращения: 15.10.2015 ).

Страница обновлена: 26.11.2024 в 13:04:06