Оценка устойчивости торговых связей Республики Корея в условиях кризиса международных экономических отношений
Нуриева А.Р.1, Гибадуллин М.З.1, Гатина Ф.Ф.2
1 Казанский (Приволжский) федеральный университет, Россия, Казань
2 Казанский государственный аграрный университет
Скачать PDF | Загрузок: 8
Статья в журнале
Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 13, Номер 1 (Январь-март 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=52515510
Аннотация:
В последние годы система международных экономических отношений переживает глубокий кризис. Модель глобального либерального миропорядка подвергается существенному переформатированию. При этом, в научной литературе отсутствует методика, позволяющая оценить устойчивость торгово-экономических связей между странами мира, что не позволяет объективно оценить характер и глубину происходящих в мире изменений на их позиции в мировой торговле. На решение данной научной проблемы направлена разработанная авторами статьи методика анализа внешней торговли стран мира. В рамках исследования, опираясь на статистику внешней торговли Республики Корея – одной из наиболее развитых экономики современного мира, авторы покажут, как изменяется структура внешнеторговых связей этой страны в долгосрочном периоде. Статья будет интересна тем, кто на профессиональном уровне занимается проблемами мировой экономики и международных экономических отношений, федеральным и региональным органам государственного управления, ответственным за реализацию внешнеторговых связей, научным сотрудникам, преподавателям, аспирантам.
Ключевые слова: внешняя торговля, экспорт, импорт, международные экономические отношения, Республика Корея, ядро международных кооперационных связей
Финансирование:
Данная работа осуществлялась при поддержке Базовой университетской программы исследований Кореи через Министерство образования Республики Корея и Службы содействия развитию корееведения Академии корееведения (AKS-2019-OLU-2250001).
JEL-классификация: F13, F14, F51
Введение. Современная система международных экономических отношений переживает период сложных трансформаций, вызванных продолжающимся экономическим кризисом, усиленным, к тому же, пандемией СОVID-19, приобретшей хронический характер. В результате наблюдается углубление противоречий между богатыми и бедными странами мира, между старыми и новыми центрами мирового развития, между национальными интересами отдельных стран и глобальными трендами мирового развития. Все это приводит к декомпозиции сложившейся, и как казалось прежде, устойчивой, системы миропорядка.
В трудах современных ученых различные аспекты торгово-экономического сотрудничества, международной и региональной кооперации, торговой политики, продолжают оставаться в центре внимания. Интерес к ней проявляют как зарубежные [1, 2, 3,], так и российские исследователи [4,5,6,7].
Общие тренды мировой экономики рассмотрены в коллективной монографии «Глобальные тенденции развития мировой экономики» [8], в научных трудах Е.В. Бурденко, И.Д. Данилушкиной, А.И.Калмыковой [9, с.38-42], Е.Н. Басовской, Л.Е. Басовского [10, с.4-7], В.В. Перской, Л.И. Хомяковой [11, с.223-233] и др.
Проблемы экономических отношений между отдельными странами, в новых реалиях меняющегося мирового порядка, нашли отражение в исследованиях Дробот Е.В. [12, с 51-68], К.А. Корнеева [13, с.160-169], В.О. Кистанова [14, с.33-48] и др.
Но, несмотря на обширный круг научных исследований, посвященных данной проблематике, в них отсутствует системность, позволяющая установить устойчивость динамики внешнеторговых связей стран мира. Разработанная авторами методика поваляет, в определенной мере, эту ограниченность преодалеть и придать исследованиям более комплексный вид.
Проблема. Меняющаяся реальность ставит перед большими и малыми экономиками мирового хозяйства новые стратегические цели и задачи, от решения которых, в дальнейшем, будет завесить их конкурентоспособность и внутренняя устойчивость. Однако, какие бы изменения не происходили в мировом хозяйстве, ни одно современное государство не может быть успешным и добиться ощутимого прогресса в своем развитии, не взаимодействуя с зарубежными партнерами, не имея разветвленную систему устойчивых международных экономических связей.
Целью исследования является апробация авторской методики анализа внешнеторгового оборота стран мира (на примере Республика Корея), позволяющая решить задачу оценки их оценка устойчивости в условиях меняющегося мирового экономического порядка. Устойчивыми признаются такие внешнеторговые связи, при которых стране, в долгосрочном периоде (в течении 10 лет), удается сформировать вокруг себя ядро международной кооперации.
Поскольку основой международных экономических отношений является товарная торговля, через предоставление торговых преференций друг другу государства делают первые шаги к экономической интеграции, то изучение характера международных экономических связей следует начать с анализа устойчивости внешней торговли. В качестве объекта исследования избрана Республика Корея. Научный интерес к этой стране объясняется несколькими обстоятельствами:
- во-первых, Республика Корея принадлежит к группе наиболее развитых сран в современной мировой экономике;
- во-вторых, страна является типичным актором системы международных экономических отношений, и сопоставима по размерам и структуре национальной экономики с такими государствами как Германии, Япония, Великобритания, Швеция, Франция и другие;
- в третьих, Республика Корея, в силу объективно сложившихся причин, не может существенно влиять на стабильность мировой экономики, в отличии, например от России, Саудовской Аравии, Катара, не говоря уже о США и Китае, что предопределяет ее высокую зависимость от внешних факторов, усиливает риск неустойчивости внешнеторговых связей.
Гипотеза исследования заключается в предположении авторов о том, что государства с открытой экономикой, формируют вокруг себя сравнительно небольшой круг стран-партнеров, торгово-экономическое сотрудничество с которыми обеспечивает им участие в системе международного разделения труда и международной торговле. Эмпирической основой для исследования послужила статистика внешней торговли Таможенной службы Республики Корея, подвергнутая систематизации и обработке с помощью авторской методики анализа внешнеторгового оборота страны.
Метод. В работе использованы общенаучные методы познания, такие как наблюдение, сравнение, измерение, анализ и синтез, индукция и дедукция. Наряду с этим, при изучении внешнеторгового оборота Республики Корея, исследовательской группой использовался авторский метод рейтинговой оценки устойчивости внешних связей.
Внешняя торговля, как известно, складывается из экспорта и импорта. Несмотря на кажущуюся простоту структуры внешней торговли, в современной экономической науке не разработано методик, позволяющих систематизировать статистику внешней торговли страны и выявить устойчивые закономерности в ее динамике. Самыми распространёнными операционными подходами, применяемыми исследователями, являются исчисление сальдированного результата внешней торговли и расчет некоторых коэффициентов (например, сбалансированность внешней торговли, специализация внешней торговли и др.). Но существующий инструментарий не позволяет определить, насколько устойчивыми являются международные экономические связи той или иной страны. Этот недостаток позволяет преодолеть, в определенной мере, авторская методика, основанная на рейтинговой оценке стран-партнеров, участвующих во внешней торговле со страной, являющейся объектом исследования (в нашем случае Республика Корея).
Общая задача создания рейтингов состоит в разделении субъектов на группы по ряду признаков характеризующих важность или значимость определённого объекта или явления. В качестве ключевого критерия при анализе внешней торговли, нами выбран показатель, характеризующий долю страны – партнера отдельно в экспорте и отдельно в импорте изучаемой страны. Исходя из этого критерия, все страны-партнеры по внешней торговле Республики Кореи ранжированы по четырем группам (см. рис.1.), исходя из их значимости во внешнеторговом обороте. В первой группе объединены страны, чья доля в товарообороте Республики Корея составляет более 1 процента, как по экспорту, так и по импорту. При прочих равных условиях страны-партнеры этой группы имеют наибольшую значимость для внешней торговли изучаемой страны. Они образуют "ядро международной кооперации" страны - объекта исследования. Во вторую группу включены страны-партнеры, чья доля во внешней торговле составляет более 1 процента либо только по экспорту, либо только по импорту. В третью группу включены страны-партнеры, чья доля во внешней торговле Республики Корея составляет менее 1 процента, как по экспорту, так и по импорту. В четвертой группе объединены все прочие страны-партнеры.
Эмпирический анализ данных внешнеторговой статистики показывает, что более половины внешнеторгового оборота приходится на первую группу стран, которые мы условно обозначим термином ядро международной кооперации. На них и будет обращено основное внимание в рамках настоящего исследования.
Рисунок 1. Классификация стран-партнеров по внешней торговле (авторская разработка). Figure .1. Classification of partner countries in foreign trade (author's development)
Использование рейтингового метода позволяет выделить наиболее значимых, для изучаемой страны, партнеров по внешнеэкономическим связям. Выделив ядро международной кооперации, следующим этапом исследования должно стать установление того, насколько устойчивым оно является. Общим подходом, в данном случае, может стать правило, согласно которого, если группа стран, попадающих в ядро международной кооперации изучаемой страны, остается неизменной на протяжении определенного периода лет (например, десяти, пяти или трех лет), то оно может считаться устойчивым, соответственно в долгосрочном, в среднесрочном, и в краткосрочном периоде.
Результат. Республика Корея является одним из заметных субъектов современной мировой экономики и входит в десятку крупнейших мировых экспортеров и импортеров.
Таблица 1. Республика Корея в мировой торговле (2013-2020гг.) [составлено по: 15,16,17,18,19,20,21,22,23].
Table 1. Republic of Korea in world trade (2013-2020) [compiled from: 15,16,17,18,19,20,21,22,23].
годы
Показатель |
2013
|
2014
|
2015
|
2016
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
Доля
в мировом экспорте/занимаемое место
|
3,0/7
|
3,0/7
|
4,0/5
|
4,0/6
|
4,1/5
|
3,9/5
|
3,5/6
|
3,6/6
|
2,9/7
|
Доля
в мировом импорте/занимаемое место
|
2,7/9
|
2,8/9
|
3,3/6
|
3,2/7
|
3,4/6
|
3,4/6
|
3,2/7
|
3,2/7
|
2,6/8
|
Как видно из данных таблицы 1 Республика Корея сохраняет свои позиции в мировой товарной торговле, занимая седьмое место по место по показателю - доля в мировом экспорте, и восьмое место по показателю - доля в мировом импорте. До пандемии СОVID-19 внешняя торговля Республики Корея характеризовалась положительной динамикой.
Обработав, указанным выше способом, данные таможенной службы Республики Корея авторами исследования установлено, что эта страна, в долгосрочном периоде, имеет устойчивое ядро международных кооперационных связей, в состав которого входит 11 государств (см. таблицу 2).
Таблица 2. Ядро международных кооперационных связей Республики Корея [составлено по: 24]
Table 2. The core of international cooperation relations of the Republic of Korea [compiled from: 24]
|
Доля стран-партнеров в
экспорте
(%)
| ||||||||||||
|
Страны/годы
|
2013
|
2014
|
2015
|
2016
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
| |||
1.
|
Австралия
|
1,7
|
1,8
|
2,0
|
1,5
|
3,5
|
1,6
|
1,3
|
1,2
|
1,5
| |||
2.
|
Вьетнам
|
3,7
|
3,9
|
5,3
|
6,6
|
8,3
|
8,0
|
8,9
|
9,5
|
8,8
| |||
3.
|
Германия
|
1,4
|
1,3
|
1,2
|
1,3
|
1,5
|
1,5
|
1,6
|
1,9
|
1,6
| |||
4.
|
Индонезия
|
2,0
|
2,1
|
1,5
|
1,3
|
1,5
|
1,5
|
1,4
|
1,2
|
1,3
| |||
5.
|
Китай
|
26,0
|
25,4
|
26
|
25,1
|
24,8
|
26,8
|
25,1
|
25,9
|
25,3
| |||
6.
|
Малайзия
|
1,5
|
1,3
|
1,5
|
1,5
|
1,4
|
1,5
|
1,6
|
1,8
|
1,6
| |||
7.
|
Сингапур
|
4,0
|
4,1
|
2,8
|
2,5
|
2,0
|
1,9
|
2,4
|
1,9
|
2,2
| |||
8.
|
США
|
11,0
|
12,3
|
13,2
|
13,4
|
12,0
|
12,0
|
13,5
|
14,5
|
14,9
| |||
9.
|
Тайвань
|
2,8
|
2,6
|
2,3
|
2,5
|
2,6
|
3,4
|
2,9
|
3,2
|
3,7
| |||
10.
|
Таиланд
|
1,4
|
1,3
|
1,2
|
1,3
|
1,3
|
1,4
|
1,4
|
1,3
|
1,2
| |||
11.
|
Япония
|
6,2
|
6,1
|
4,8
|
4,9
|
4,7
|
5,0
|
5,2
|
4,9
|
4,6
| |||
12.
|
Россия
|
2,0
|
1,8
|
0,9
|
0,9
|
1,2
|
1,2
|
1,4
|
1,3
|
1,5
| |||
|
Доля стран-партнеров в
импорте
(%)
| ||||||||||||
|
Страны/годы
|
2013
|
2014
|
2015
|
2016
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
| |||
1.
|
Австралия
|
4,0
|
3,9
|
3,8
|
3,7
|
4,0
|
3,9
|
4,1
|
4,0
|
5,3
| |||
2.
|
Вьетнам
|
1,4
|
1,5
|
2,2
|
3,1
|
3,4
|
3,7
|
4,2
|
4,5
|
3,9
| |||
3.
|
Германия
|
3,7
|
4,0
|
4,8
|
4,6
|
4,1
|
3,9
|
3,9
|
4,4
|
3,6
| |||
4.
|
Индонезия
|
2,5
|
2,1
|
2,0
|
2,0
|
2,0
|
2,1
|
1,5
|
1,6
|
1,7
| |||
5.
|
Китай
|
16,1
|
17,1
|
20,6
|
21,4
|
20,4
|
19,9
|
21,3
|
23,3
|
22,5
| |||
6.
|
Малайзия
|
2,2
|
2,1
|
2,0
|
1,8
|
1,8
|
1,9
|
1,8
|
1,9
|
1,7
| |||
7.
|
Сингапур
|
2,0
|
2,2
|
1,8
|
1,7
|
1,9
|
1,5
|
1,3
|
1,8
|
1,7
| |||
8.
|
США
|
8,0
|
8,6
|
10,0
|
10,6
|
10,6
|
11,0
|
12,3
|
12,3
|
11,7
| |||
9.
|
Тайвань
|
2,8
|
3,0
|
3,8
|
4,0
|
3,8
|
3,1
|
3,1
|
3,8
|
3,8
| |||
10.
|
Таиланд
|
1,0
|
1,0
|
1,1
|
1,1
|
1,1
|
1,0
|
1,1
|
1,1
|
1,1
| |||
11.
|
Япония
|
11,6
|
10,2
|
10,5
|
11,7
|
11,5
|
10,2
|
9,5
|
9,8
|
8,9
| |||
12.
|
Россия
|
2,2
|
3,0
|
2,6
|
2,1
|
2,5
|
3,3
|
2,9
|
2,3
|
2,8
| |||
Диаграмма на рисунке 2 демонстрирует тот факт, что на ядро международных кооперационных связей Республики Корея приходится более половины экспортно-импортных потоков страны и, несмотря на неблагоприятные внешние факторы, оно, за исследованный период, сохраняет стабильность.
Рисунок 2. Ядро международных кооперационных связей Республики Корея (авторская разработка по: [24])
Figure 2. The core of international cooperation relations of the Republic of Korea (author's development according to: [24])
Графическая интерпретация ядра международных кооперационных связей Республики Корея, по экспортным товарным потокам, показывает, что в нем доминируют две страны (Китай и США), позиции которых в долгосрочном периоде достаточно стабильны. В то же время, с 2013г. экспортной торговле Республики Корея заметно возросла роль Вьетнама, который сумел вытеснить Японию (с 2015г.) с третьего места. Остальные девять стран плотно группируются в значительном удалении от лидеров.
Рисунок 3. Ядро международных кооперационных связей Республики Корея по экспортным товарным потокам (авторская разработка по: [24]).
Figure 3. The core of international cooperation relations of the Republic of Korea in terms of export commodity flows (author's development according to: [24])
Графическая интерпретация ядра международных кооперационных связей Республики Корея, по импортным товарным потокам, показывает нам сходную ситуацию: здесь представлены те же лидеры (Китай и США) и конкурирующая с ними Япония. Остальные девять стран плотно группируются в значительном удалении от лидеров.
Рисунок 4. Ядро международных кооперационных связей Республики Корея по импортным товарным потокам (авторская разработка по: [24]).
Figure 4. The core of international cooperation relations of the Republic of Korea in terms of import commodity flows (author's development according to: [24]).
Таким образом, Республика Корея сформировала вокруг себя устойчивое ядро международного кооперационного взаимодействия. Под устойчивостью ядра международных кооперационных связей следует понимать способность станы, являющейся объектом исследования, удерживать определенную группу стран, в качестве партнёров по внешней торговли, на протяжении относительно продолжительного периода времени, в соответствии с заданными параметрами исследования.
В то же время, устойчивость ядра международного кооперационного взаимодействия не означает, что в нем не происходят изменения, которые могут затрагивать как внутреннюю структуру ядра, так и внешнее пространство, где располагаются страны-партнеры второй группы. Они, в отличие от стран-партнеров первой группы, хотя бы раз за весь исследованный период, по избранному для анализа критерию, опускались ниже предельного уровня (т.е. ниже 1 процента по экспорту или по импорту). К их числу принадлежит достаточно обширная группа стран-партнеров и их участие во внешней торговле Республики Корея должна стать предметом отдельного рассмотрения.
В данном случае, достаточно указать только на одну из таких стран-партнеров, представляющих для нас непосредственный интерес – Российскую Федерацию. Как видно из таблицы 2, Россия по импорту отвечает выбранному критерию на протяжении всего периода (2013-2021гг.), но по экспорту дважды (в 2015 и 2016 годах) ему не соответствовала. Поэтому в долгосрочном периоде Российская Федерация не попадает в ядро международных торговых связей Республики Корея, но в среднесрочном периоде (пять лет - 2017-2021гг.) она в нем присутствует.
Выводы. Проведенный анализ статистики внешней торговли Республики Корея позволяет сформулировать ряд выводов. Прежде всего, эта страна сформировала вокруг себя устойчивое ядро международных кооперационных связей. Внешние неблагоприятные факторы, как то мировой экономический кризис, распространение новой коронавирусной инфекции СОVID-19, торговые воины кардинальным образом не повлияли на его устойчивость и стабильность. Оно не распалось, не сжалось, а сохранилось. Во-вторых, ядро международных кооперационных связей Республики Корея имеет ограниченный ареал взаимодействия, то есть формирующие его страны-партнеры расположены в непосредственной территориальной близости от Республики Корея и принадлежат к Азиатско-Тихоокеанскому региону. Европейский союз представляет только одна страна - Германия. Другие субрегионы мира (Латинская Америка, Ближний Восток, Центральная Азия и СНГ, Африка) в ядре международной торговли Республики Корея не представлены вовсе. В то же время, бросается в глаза высокая степень зависимости Республики Корея от внешней торговли с Китаем, как по экспортным, так и по импортным потокам. Одновременно наблюдается, постепенное возрастание роли Вьетнама и США и плавное свертывание торговых контактов с Японией и Сингапуром. Но полное выпадение последних из ядра международных кооперационных связей Республики Корея пока не произошло.
В-третьих, Россия имеет предпосылки для попадания в ядро международных кооперационных связей Республики Корея, но ей удается это сделать пока только на среднесрочных интервалах. В долгосрочном периоде России не удается закрепиться в этой группе стран-партнеров Республики Корея.
Еще один вывод, который следует отметить, касается сильного преувеличения тренда глобализации мирового хозяйства. Проведённое исследование показывает, что нитями тесного торгового взаимодействия связано сравнительно небольшое число государств.
Источники:
2. Andresen M. Canada-United States interregional trade: quasi-points and spatial change // The Canadian Geographer. – 2010. – № 54(2). – p. 139–157.
3. Gilmartin M., Learmouth D., Swales J.K., McGregor P., Turner K. Regional policy spillovers: The national impact of demand-side policy in an interregional model of the UK economy // Environment and Planning A. – 2013. – № 45 (4). – p. 814-834.
4. Вардомский Л.Б. О взаимодействии России и Китая в Центральной Азии // Россия и Китай в условиях кризиса международной безопасности: Материалы Международной конференции. Москва, 2022. – c. 67-77.
5. Рахимова М.А. Международное экономическое сотрудничество государств и особенности международных экономических организаций // Вестник Московского университета МВД России. – 2020. – № 8. – c. 175-181.
6. Смирнов Е. Н. Детерминанты развития международной торговли в условиях гиперглобализации и цифровизации // Российский внешнеэкономический вестник. – 2019. – № 5. – c. 26-40.
7. Рущицкая О.Е., Гоголина А.А. Современные формы, концепции и направления развития международных экономических отношений. / Социально-экономическое развитие: государственный, муниципальный и локальный уровни. Сб. статей круглого стола. - Екатеринбург: Изд-во Уральского государственного аграрного университета, 2022. – 121-126 c.
8. Глобальные тенденции развития мировой экономики. / Архипова В.А., Бондаренко Н.В., Ефремов Н.А. и др. - Чебоксары, Изд-во Чувашский государственный университет им. И.Н.Ульянова, 2022. – 232 c.
9. Бурденко Е.В., Данилушкина И.Д., Калмыкова А.И. Особенности современной мировой торговли и прогноз ее развития в постпандемийный экономике // Основы экономики, управления и права. – 2020. – № 6. – c. 38-42.
10. Басовская Е.Н., Басовский Л.Е. Перспективы развития системного мирового экономического кризиса // Научные исследования и разработки. Экономика. – 2019. – № 1. – c. 4-7.
11. Перская В.В., Хомякова Л.И. Глобальные цепочки стоимости как трансформационный индикатор изменений в мировой экономике // Вопросы региональной экономики. – 2021. – № 1(46). – c. 223-233.
12. Дробот Е.В. Новый мировой экономический порядок в постпандемический период: соперничество между Китаем и США // Экономические отношения. – 2022. – № 1. – c. 51-68.
13. Корнеев К.А. Торгово-экономическое сотрудничество Японии и Республики Корея: исторический контекст и новые реалии. / Корейский полуостров: история и современность / Сб. ст. - М.: Изд-во ИДВ РАН, 2020. – 160-169 c.
14. Кистанов В.О. Отношения между Японией и Южной Кореей: проблемы, тенденции, перспективы // Японские исследования. – 2019. – № 3. – c. 33-48.
15. World Trade Statistical Review 2013. - World Trade Organization, 2013. – 26 p.
16. World Trade Statistical Review 2014. - World Trade Organization, 2014. – 44 p.
17. World Trade Statistical Review 2015. - World Trade Organization, 2015. – 95 p.
18. World Trade Statistical Review 2016. - World Trade Organization, 2016. – 103 p.
19. World Trade Statistical Review 2017. - World Trade Organization, 2017. – 125 p.
20. World Trade Statistical Review 2018. - World Trade Organization, 2018. – 101 p.
21. World Trade Statistical Review 2019. - World Trade Organization, 2019. – 83 p.
22. World Trade Statistical Review 2020. - World Trade Organization, 2020. – 59 p.
23. World Trade Statistical Review 2021. - World Trade Organization, 2021.
24. Официальный сайт Таможенной службы Республики Корея. [Электронный ресурс]. URL: https://unipass.customs.go.kr/ets/index_eng.do (дата обращения: 12.12.2022).
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:55:30