Проблемы финансирования и развития индустриальных парков в России
Скачать PDF | Загрузок: 9
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 7 (253), Апрель 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Пащенко Е.В. Проблемы финансирования и развития индустриальных парков в России // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 7. – С. 60-64.
Аннотация:
В статье раскрываются проблемы финансирования индустриальных парков в России. Определены дополнительные стимулы их развития. Сформулированы основные направления создания жизнеспособных индустриальных парков на основе их поддержки Ассоциацией индустриальных парков.
Ключевые слова: инвестиции, индустриальный парк, Ассоциация индустриальных парков, Greenfield, Brownfield, финансирование российских предприятий
В современных условиях организовать и осуществлять бизнес без базовых знаний экономики, финансов, налоговых и прочих законодательств, конечно же, можно. Но насколько отсутствие таковых знаний позволит предприятию или предпринимателю «выжить» и получать прибыль в условиях конкуренции, периодических колебаний в экономике и стремительных изменений в законодательстве? Многие начинающие бизнесмены обращаются за помощью к специалистам или партнерам, обладающим достаточными знаниями и опытом взаимоотношений с инвесторами и институтами развития, которые могут оказать правовую, а часто и финансовую поддержку в реализации проекта, в том числе и с «нуля».
Виды индустриальных парков
В России в 2010 г. была создана Ассоциация индустриальных парков (АИП), целью которой является стимулирование и развитие отрасли индустриальных парков. Сегодня в 30 регионах РФ существует более 40 индустриальных парков.
Основными задачами АИП являются:
– развитие компетенций по профессиональному управлению индустриальными парками;
– создание наилучших условий для локализации промышленных производств;
– повышение качества индустриальных парков и обеспечение их конкурентоспособности на мировом рынке.
По мнению автора, в задачи Ассоциации должны также входить разработка и предложение оптимальных условий финансирования, в том числе банковского на особых, льготных условиях и на длительные сроки.
Индустриальный парк представляет собой управляемый единым оператором (специализированной управляющей компанией) комплекс объектов недвижимости, состоящий из земельного участка (участков) с производственными, административными, складскими и иными помещениями и сооружениями, обеспеченный энергоносителями, инженерной и транспортной инфраструктурой и административно-правовыми условиями для размещения производств [1].
Индустриальные парки принято разделять на два вида: Greenfield и Brownfield. Принципиальная разница в видах заключается в том, что индустриальный парк типа Brownfield – это организация деятельности на существующих, прошедших реконструкцию или капитальный ремонт производственных зданий и сооружений инфраструктуры. Greenfield – это организация деятельности на так называемых чистых, не застроенных полях или площадках. Как правило, Greenfield используют крупные производственные компании. Компании с иностранным капиталом, предпочитающие Greenfield, без особых проблем в финансировании строят новые заводы и фабрики. Brownfield, в силу своей экономии, чаще всего применяют малые и средние производственные компании.
Создание индустриальных парков является глобальной и перспективной задачей государства.
Финансирование индустриальных парков
Основная проблема индустриальных парков, а точнее сказать резидентов индустриальных парков, на сегодняшний день заключается в нехватке финансирования. Она не затрагивает иностранные компании и кластеры, которые получают финансирование от управляющих (материнских) компаний. При этом на сегодняшний день в России ни один банк не имеет оптимальных программ финансирования индустриальных парков.
Инвестиции в новые парки обладают высоким уровнем риска, поэтому при принятии такого решения необходимо качественно подойти к оценке и учету всех рисков. Это позволит решить две основные важные задачи:
– обеспечение достаточного объема финансирования для планомерного выполнения проекта. Очень часто предприятия при обращении в банк за инвестиционным кредитом на этапе реализации проекта сталкиваются с проблемой получения финансирования, что ставит под угрозу реализацию проекта и обслуживание уже освоенных кредитных средств;
– снижение капитальных затрат при реализации проекта, в том числе за счет уменьшения стоимости инвестиций и получения налоговых льгот.
Требования, выдвигаемые российскими и зарубежными банками, не всегда являются выполнимыми в условиях, если предприятие создается с «нуля», у него нет финансовой устойчивости и т.п. Срок окупаемости проектов до 10 лет, также требуемый банками, в условиях современной нестабильной экономики можно заложить только теоретически. Еще одной проблемой при финансировании российских предприятий является нехватка или полное отсутствие обеспечительной базы. Как правило, при реализации инвестиционных проектов требуется немалое капиталовложение, чаще всего это заемный капитал, который необходимо покрыть имущественным обеспечением. На сегодняшний день банки принимают имущество по рыночной стоимости, но при этом применяют понижающий коэффициент, иногда снижая стоимость обеспечения до 40–60%.
С целью активизации развития российского бизнеса в форме индустриальных парков государству необходимо разработать единый механизм предоставления государственных гарантий в виде обеспечения для всех резидентов, чьи проекты приняты к реализации основными крупным банками с подтверждением жизнеспособности проекта. Данный механизм в части покрытия обеспечения должен быть прозрачным, доступным и единым для всех. Следует отметить, что банки более охотно принимают в качестве обеспечения возвратности кредитов именно государственные гарантии.
Дополнительные стимулы развития
Величина стоимости привлекаемого бизнесом ссудного капитала также является проблемой в развитии российского бизнеса. Стоимость ресурсов при инвестиционном кредитовании и проектном финансировании довольно сильно отличается от стандартной схемы финансирования текущей деятельности, т.к. банки стараются минимизировать риски высокими процентными ставками. На наш взгляд, данную проблему можно решить заключением соглашений между банками и министерством экономического развития в части сотрудничества по субсидированию процентных ставок предприятиям, реализующим инвестиционные проекты на территории индустриальных парков. Для этого банки будут должны самостоятельно подавать информацию в министерство о проекте, готовности его финансировать, копии кредитной документации, подтверждение целевого использования кредитных средств. Автоматическое возмещение затрат на процентное обслуживание ссуд в размере ставки рефинансирования для предприятий, планирующих свой бизнес на территории индустриального парка, послужит дополнительным стимулом к развитию, а государство наглядно продемонстрирует реальную поддержку начинающему бизнесу.
В зоне индустриальных парков уровень налоговой нагрузки должен быть минимальным, что станет действенным рычагом, обеспечивающим рост бизнеса за счет снижения расходов. Создание бизнеса требует значительных первоначальных затрат, поэтому необходимо рассмотреть возможность:
– полного освобождения от налогообложения в инвестиционной фазе реализации проекта;
– льготного налогообложения в период обслуживания кредитных средств, привлеченных на инвестиционную деятельность.
Как показывает практика, совокупность мер, направленных на создание благоприятного инвестиционного климата в большей мере находится на региональном уровне, где не всегда наблюдается единый подход в поддержке того или иного бизнеса. В связи с этим, необходимо сформулировать условия, которые бы определяли единый и равный подход на всей территории страны для всех резидентов и нерезидентов, причем независимо от планируемых объемов инвестиций.
Направления создания жизнеспособных парков
Созданные управляющие компании при индустриальных парках не осуществляют в полной мере помощь бизнесу, особенно малому предпринимательству и «нулевым» предприятиям.
АИП должна быть полностью государственной структурой (сегодня это неправительственная некоммерческая организация) с квалифицированными специалистами, которые могли бы реализовать три направления создания жизнеспособных индустриальных парков:
– поиск будущих резидентов, т.е. организация форумов, семинаров на своей площадке для привлечения идей, проектов, их оценки, расчета окупаемости, поиска инновационных идей;
– обучение ведению бизнеса. Часто генераторы идей, ученые имеют идею, проект, но не знают как вести бизнес, как организовать четкую структуру, набрать персонал, наладить поставку и сбыт, где и как закупить оборудование, соблюсти все нормы законодательства, в том числе налогового. В связи с этим необходимо осуществлять им помощь в выборе удобной площадки для реализации проекта;
– обеспечение поддержки в поиске и получении средств для реализации проекта.
Данная структура могла бы организовать мезонинный фонд для самостоятельного финансирования резидентов индустриальных парков, которые в России практически отсутствуют.
Выводы
Анализ проблем финансирования и развития индустриальных парков в России позволил определить основные задачи, которые необходимо им решать при поддержке Ассоциации индустриальных парков:
– развитие региональной инвестиционной и инновационной политики государства. Данная возможность существует только при создании благоприятного инвестиционного климата приемлемого для бизнеса (в том числе малого и среднего предпринимательства) и государства;
– повышение роста занятости населения регионов. Целесообразная модернизация обеспечивает рост производительности труда в среднем в пять раз;
– развитие внешнеэкономических связей регионов.
Источники:
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:30:41