К вопросу оценки результативности создания и развития индустриальных парков в регионах России
Печаткин В.В.1
1 Институт социально-экономических исследований Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук
Статья в журнале
Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 7, Номер 11 (Ноябрь 2024)
Аннотация:
В статье приведены основные доводы сторонников и противников промышленной политики, связанной с формированием и развитием индустриальных парков в регионах России, осуществлен анализ развития индустриальных парков в Российской Федерации за 2013-2022 гг. Выявлены основные положительные и негативные тенденции в их развитии, с выделением имеющихся проблем. Осуществлена типологизация регионов России по количеству индустриальных парков, с учетом зрелости их организационной структуры и уровню социально-экономического развития территорий. Обосновано, что создание и развитие индустриальных парков положительно влияет на социально-экономическое положение субъектов Российской Федерации и необходимость дальнейшей их государственной поддержке как на федеральном, так и региональном уровнях. Предложен комплекс мероприятий по развитию индустриальных парков в регионах России и Республике Башкортостан, в частности, в условиях влияния дестабилизирующих факторов внешней среды.
Ключевые слова: индустриальный парк, промышленность, регион, промышленная политика, промышленная инфраструктура, экономическая безопасность
Финансирование:
Данное исследование выполнено в рамках Государственного задания УФИЦ РАН № 075-011134-23-00 на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов.
JEL-классификация: L51, L52, O25
Введение. Развитие индустриальных парков при реализации системной промышленной политики – является одним из ключевых факторов для обеспечения условий для устойчивого роста объемов промышленного производства, роста инвестиций в экономику Российской Федерации и Республики Башкортостан, в частности. От их развития, в целом, зависит конкурентоспособность и экономическая безопасность страны.
Прошло более 10 лет с момента начала активного создания и развития в регионах России индустриальных парков, однако промышленного прорыва в стране пока не удалось достичь. В связи с этим возросла актуальность оценки результативности создания и развития индустриальных парков в условиях дестабилизирующих факторов внешней среды, в том числе санкционной политики стран Запада. Более того, не просто дестабилизирующих факторов внешней среды, но и как отмечают В.А. Ильин и М.В. Морев [8]: «в условиях настоящей войны против Запада за сохранение Родины».
Проблемам формирования и развития промышленной инфраструктуры посвящены труды многих зарубежных и отечественных ученых и практиков.
Необходимость перехода России к новому технологическому укладу обосновывается в работе Ю.С. Глазьева [4].
Проблемам и механизмам формирования новой индустриализации в России посвящены труды С.Д. Бодрунова [1; 2].
В исследовании О.Н. Боровских [3] индустриальные парки рассматриваются как эффективный механизм привлечения инвестиций в экономику России.
В статье А.Л. Дугиной, Е.Е. [6] Смирновой раскрываются особенности правового регулирования промышленной политики.
В работах Н.В. Матвеевой и др. [11] и А.А. Праченко [12] индустриальные парки характеризуются как эффективный инструмент инновационного развития территорий.
В исследовании Е.В. Дробот, И.Н. Макарова [5] представлены основы выбора секторов и отраслей промышленности для стимулирования экономического роста страны.
Иванова Л.Н. [7] приводят обоснования, что индустриальные парки результативный и естественный Институт развития, в отличие от искусственно созданных в России.
Роль индустриальных парков в обеспечении устойчивого развития региона раскрыта в статье Н. Бородавкиной, Е. Михайловой [13]
В трудах ряда зарубежных ученых также подчеркивается необходимость новой индустриализации для развивающихся стран на основе создания новой промышленной инфраструктуры, в том числе индустриальных парков [14-16].
Несмотря на большое внимание зарубежных и отечественных ученых к данной проблематике, недостаточно изученными являются вопросы оценки результативности создания новой промышленной инфраструктуры в регионах России и в том числе индустриальных парков, с позиций совершенствования промышленной политики в условиях обострения геополитической обстановки и необходимостью укрепления экономической безопасности и технологического суверенитета страны.
Цель статьи: оценить результативность создания и развития индустриальных парков в регионах России.
Задачи:
1. Выявить положительные и негативные тенденции развития индустриальных парков в регионах России.
2. Провести типологизация субъектов РФ по уровню влияния создаваемых индустриальных парков на уровень социально-экономического развития регионов.
3. Предложить мероприятия по развитию индустриальных парков в регионах России.
Исследования, проведенные в последние годы, показывают, что создание и развитие индустриальных парков в регионах России имеет высокую практическую значимость. Это связано с тем, что они являются важным инструментом для привлечения инвестиций, развития производства и повышения экономического потенциала регионов.
Основная часть. Среди ученых и практиков нет единого мнения о результативности создания и развития индустриальных парков в России. Критики их создания парков приводят следующие доводы:
1. Регионы затрачивают на создание индустриальных парков, больший объем финансовых ресурсов, а основные доходы от ее создания получает федеральный бюджет с утечкой финансовых ресурсов в офшорные зоны.
2. Государственные преференции для предприятий – резидентов индустриальных парков приводят к тому, что и федеральный, и региональный бюджеты недополучают как налоговые, так и не налоговые поступления финансовых ресурсов.
3. В условиях дефицита рабочих кадров и снижения населения трудоспособного возраста в России создание дополнительных рабочих мест в рамках индустриальных парков и технопарков оттягивает кадры от действующих системообразующих промышленных предприятий, усугубляя данную проблему. При этом создание «необитаемых» промышленных предприятий (с минимальным количеством создаваемых рабочих мест) не решает проблем занятости населения.
4. Создание технопарков и индустриальных парков не оказывает существенного положительного влияния на уровень социально-экономического развития территорий и качество жизни населения регионов, усугубляя экологические проблемы.
5. Обострение юридических споров, относительно земли, отведенной под индустриальные парки, особенно при затягивании сроков их ввода в эксплуатацию.
Сторонники создания и развития индустриальных парков [3; 7; 11-13], которых, несомненно, больше, приводят, следующие доводы в ее пользу, поскольку это позволяет:
1. Улучшить инвестиционный климат и тем самым увеличить объемы привлечение инвестиций в основной капитал.
2. Создать новые высокопроизводительные рабочие места и содействовать решению проблем занятости [13].
3. Создать условия для увеличения объемов промышленного производства и высоких темпов экономического роста.
4. Усилить кооперационное взаимодействие между (резидентами) участниками промышленной инфраструктуры по всей цепочке создания добавленной стоимости.
5. Получить косвенные эффекты для смежных отраслей – потенциальных поставщиков оборудования и продукции для резидентов индустриальных парков.
6. Улучшить условия для инновационного развития промышленных предприятий и региона в целом.
7. Увеличить финансовые поступления в федеральный и региональный бюджеты, при условии успешного развития предприятий – резидентов (участников) создаваемых индустриальных парков [13].
Таким образом, создание и развитие индустриальных парков и технопарков может привести как к положительным, так и отрицательным результатам. Во-многом, это зависит от результативности промышленной политики как на федеральном, так и региональном уровнях.
В связи с этим, чтобы объективно оценить кто же в конечном итоге прав в этом вопросе критики или сторонники создания и развития в России индустриальных парков, проведем анализ их развития за последние годы. Согласно статистических данных Ассоциации индустриальных парков России [9] развитие индустриальных парков характеризуется следующими положительными тенденциями в 2013-2022 гг.:
1. Рост числа индустриальных парков в 4,7 раза (с 80 ед. в 2013 г. до 377 в 2022 г.).
2. Рост числа созданных рабочих мест в индустриальных парках в 4 раза (56773 ед. в 2013 г. до 245767 ед. в 2022 г.).
3. Рост числа резидентов в 5 раз (с 958 ед. в 2013 г. до 4704 ед. в 2022 г.).
4. Прирост регионов с индустриальными парками в 2 раза (с 33 регионов в 2013 г. до 73 регионов в 2022 г.).
5. Рост площадей индустриальных парков в 2,4 раза (с 22026 га. в 2013 г. до 52140 га в 2022 г.) с устойчивым ростом их заполняемости резидентами до 75 %.
6. Рост инвестиций в основной капитал резидентов индустриальных парков в 3 раза (с 658 млрд руб. в 2013 г. до 16555 млрд руб. в 2022 г.).
Вместе с тем в числе негативных тенденций и проблем формирования и развития индустриальных парков в России можно выделить:
1. В 2013-2017 гг. хотя и наблюдалась положительная тенденция увеличения вклада индустриальных парков в привлечении инвестиций в основной капитал в Российской Федерации с ростом на 2 процентных пункта: с 4,9 до 6,9 %, однако в 2018-2022 гг. фиксируется обратная тенденция со снижением показателя на 1,1 процентный пункт с 6,9 % до 5,8 %, в связи с более медленными темпами прироста инвестиций в основной капитал в индустриальных парках, относительно темпов их прироста в целом по экономике РФ (рис. 1).
Рисунок 1. Доля инвестиций в основной капитал индустриальных парков в общем объеме инвестиций в основной капитал Российской Федерации, %
Источник: составлено автором на основе [9].
География созданных индустриальных парков в России свидетельствует об их концентрации в социально-экономически развитых регионах России с высокой деловой активностью и более развитой инфраструктурой. Так, подавляющее большинство индустриальных парков создано в Центральном федеральном округе (в 2022 г. – 144 ед., из которых 72 в Московской области). При этом, в 3-х федеральных округах Дальневосточном, Северо-Кавказском и Южном – создано суммарно лишь 50 индустриальных парков, что меньше на 24 ед., чем только в одной Московской области. Такая ситуация, хотя и является закономерной, однако это создает предпосылки для дальнейшего роста дифференциации регионов России по уровню социально-экономического развития и в условиях проведения специальной военной операции на Украине делает более уязвимой создаваемую инфраструктуру и производства, относительно более удаленных от западной границы субъектов РФ.
2. Несмотря на устойчивый рост числа новых создаваемых рабочих мест в индустриальных парках, доля в них числа занятых, относительно числа занятых в Российской Федерации в целом составляет лишь менее одного процента, что не способно оказать существенного влияния на занятость в стране.
3. В структуре иностранных инвестиций в основной капитал в индустриальные парки, которые составляли в 2022 г. порядка 50 % от всего объема инвестиций, преобладали страны Запада, в том числе на Германию приходилось 13,3 %, США – 5,3 %, Японию – 3,5 %, Францию – 3,3 %. В условиях санкционной политики стран Запада в отношении России высоки риски дальнейшего сокращения объемов инвестиций из этих стран и сворачивания и замораживания инвестиционных проектов по созданию новых промышленных предприятий в стране, как это показали итоги 2022-2023 гг.
Несмотря на имеющиеся проблемы, развитие индустриальных парков оказывает положительное влияние на промышленное развитие субъектов Российской Федерации. Регионы, в которых имеется наибольшее количество действующих индустриальных парков, технопарков и промышленных кластеров демонстрируют устойчивый рост объемов промышленного производства и инвестиций в основной капитал, выше, чем в среднем по стране.
Для оценки результативности создания и развития индустриальных парков, на наш взгляд, недостаточно показателей роста создаваемых рабочих мест, объемов инвестиций в основной капитал, объемов производства и поступлений в бюджеты различного уровня. Дополнительно предлагается оценивать уровень влияние создания индустриальных парков на социально-экономическое развития регионов, в которых они создаются.
С этих позиций проведена типологизация субъектов РФ по уровню влияния создаваемых индустриальных парков на уровень социально-экономического развития регионов.
Для этого использована рейтинговая оценка социально-экономического положения регионов России РИА-эксперт за 2023 г. [10] и рейтинг регионов России по количеству созданных индустриальных парков, с учетом уровня их организационной зрелости (уровень развития индустриальных парков), составленный автором по данным отраслевых обзоров Ассоциации индустриальных парков России [9].
Для определения числа групп регионов использован кластерный анализ. С помощью иерархического метода Уорда построена дендрограмма, на основе которой было определено, что по каждому из выбранных критериев могут быть выделены 3 группы регионов. В последующем на основе метода К-средних были определены 9 групп регионов по влиянию созданной промышленной инфраструктуры на социально-экономическое положение регионов России, представленных в таблице 1.
Таблица 1. Типологизация регионов России по уровню социально-экономического положения и уровню развития индустриальных парков
Уровень
развития
индустриальных парков |
Уровень
социально-экономического развития регионов России
| ||
Высокий |
Средний |
Низкий | |
Высокий
|
Москва (1,2)⃰
Санкт Петербург (2,7) Московская обл. (3,1) Татарстан (4,3) ХМАО (5,24) Нижегородская обл. (6,23) Свердловская обл. (7,5) Краснодарский край (9,25) Самарская обл. (10,23) Башкортостан (11,4) Белгородская обл. (14,14) Воронежская обл. (16,16) Ленинградская обл. (17,9) Новосибирск. обл. (18,11) Калужская обл. (8,19) Красноярский край (20,20) Пермский край (21,28) Рязанская обл. (24,12) Липецкая обл. (25,22) Челябинская обл. (26,6) |
Омская обл. (34,10)
Чувашия (37,13) Владимирская обл. (32,15) Удмуртия (45,17) Ставропольский край (39,18) Ульяновская обл. (30,19) Пензенская обл. (35,26) Калининградская обл. (47,28) |
Курганская обл. (21,75)
Алтайский край (27,63) |
Средний
|
Тульская обл. (13,30)
Ростовская обл. (15,34) Ярославская обл. (27,36) Тюменская обл. (12,41) Мурманская обл. (22,52) Сахалинская обл. (23,56) |
Курская обл. (33,31)
Приморский край (38,33) Саратовская обл. (31,35) Оренбургская обл. (40,39) Иркутская обл. (43,37) Новгородская обл. (46,38) Кемеровская обл. (42,42) Кировская обл. (55,43) Орловская обл. (51,44) Смоленская обл. (53,47) Тверская обл. (54,48) Вологодская обл. (41,51) Республика Мордовия (50,55) |
Республика Дагестан (72,40)
Республика Карелия (70,45) Республика Крым (68,46) Чечен6ская республика (49,75) Астраханская обл. (67,50) Псковская обл. (71,53) Республика Алтай (82, 54) |
Низкий
|
Ямало-ненецкий АО (8,62)
|
Саха-Якутия (44,60)
Томская обл. (36,61) Хабаровский край (28, 62) Волгоградская обл. (29,58) Республика Коми (57,67) Архангельская обл. (58,68) Тамбовская обл. (48,74) Брянская обл. (49,75) Амурская обл. (66,82) Ненецкий авт. округ (56,85) |
Ивановская обл. (65,58)
Камчатский край (62,59) Адыгея (60,64) Бурятия (74, 65) Ингушетия (83,66) Забайкальский край (80,69) Костромск. обл. (69,70) Северная Осетия (78,71) Тыва (85,72) Хакассия (77,73) Еврейская авт. обл. (84, 76) Калмыкия (79,77) |
⃰ Ранг региона по уровню социально-экономического развития и числу созданных индустриальных парков.
Источник: составлено автором по данным [9; 10].
В целом для большинства регионов России создание индустриальных парков положительно влияет на их социально-экономическое положение, поскольку имеется прямо пропорциональная зависимость (коэффициент ранговой корреляции Спирмена составил 0,75).
В 2/3 регионах России (при высоком уровне развития индустриальных парков – высокий уровень социально-экономического развития, соответственно при среднем уровне развития индустриальных парков – средний уровень социально-экономического развития, при низком уровне развития новой промышленной инфраструктуры – низкий уровень социально-экономического развития).
В ряде групп регионов такой зависимости не прослеживается. В Курганской области и Алтайском крае несмотря на относительно высокий уровень развития индустриальных парков сохраняется низкий уровень социально-экономического развития. Курганская область не обладает высоколиквидными природными ресурсами, но в ней развиты машиностроение и пищевая промышленность. Результаты создания индустриальных парков должны сказаться в среднесрочной перспективе, поскольку и в Курганской области и Алтайском крае в 2023 г. промышленный рост значительно выше, чем в среднем по стране.
В Ямало-ненецком автономном округе несмотря на низкий уровень развития индустриальных парков напротив высокий уровень социально-экономического развития. Обусловлено это тем, что в этом регионе развиваются успешно традиционные отрасли промышленности по добыче нефти и газа, а также их переработка.
Заключение
Несмотря на имеющиеся проблемы, развитие индустриальных парков оказывает положительное влияние на уровень социально-экономического развития субъектов РФ. Регионы, в которых имеется наибольшее количество действующих индустриальных парков, с высоким уровнем развития демонстрируют устойчивый рост объемов промышленного производства, выше, чем в среднем по стране. Хотя создание индустриальных парков и не является панацей от всех проблем в промышленном секторе экономики России, тем не менее в этом направлении необходимо продолжать работать.
Для укрепления экономической безопасности России следует создать предпосылки для формирования индустриальных парков в тех регионах в которых, несмотря на имеющий промышленный потенциал, они отсутствуют или их мало, и прежде всего, в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах в том числе: Омской области, Томской области, Красноярском крае, Приморском крае, Тюменской области и др. Для этого можно установить лимит финансирования на создание индустриальных парков для регионов, где их избыточно в пользу вышеперечисленных субъектов РФ, а также увеличить для таких регионов не менее чем на 10% долю финансирования из федерального бюджета. На федеральном уровне необходимо разработать и утвердить методику оценки результативности индустриальных парков с последующей апробацией в регионах России.
Источники:
2. Бодрунов С.Д. Промышленная политика России в условиях вызовов глобальной трансформации: задачи теории и практики к новому этапу индустриального развития (НИО.2) // Экономическое возрождение России. – 2023. – № 2(76). – c. 5-12. – doi: 10.37930/1990-9780-2023-2(76)-5-12.
3. Боровских О.Н. Индустриальные парки как механизм повышения инвестиционной привлекательности региона (на примере Республики Татарстан) // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 3. – c. 787-800. – doi: 10.18334/vinec.9.3.41181.
4. Глазьев С.Ю. Регулирование инновационных процессов новом технологическом и мирохозяйственных укладах // Экономическое возрождение России. – 2022. – № 2(72). – c. 24-27. – doi: 10.37930/1990-9780-2022-2-72-24-27.
5. Дробот Е.В., Макаров И.Н. Основы выбора секторов и отраслей промышленности для диверсификации и стимулирования экономического роста страны // Экономические отношения. – 2023. – № 3. – c. 393-404. – doi: 10.18334/eo.13.3.118740.
6. Дугин А.Л. Смирнова Е.Е. Правовое регулирование промышленной политики и промышленных кластеров // Инновационные технологии управления и права. – 2021. – № 3(32). – c. 29-32.
7. Иванова Л.Н. Российские индустриальные парки как естественные институты развития // Федерализм. – 2019. – № 3(95). – c. 17-34. – doi: 10.21686/2073-1051-2019-3-17-34.
8. Ильин В.А., Морев М.В. Нарастающие угрозы национальной безопасности // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2023. – № 3. – c. 9-38. – doi: 10.15838/esc.2023.3.87.1.
9. Индустриальные парки России – 2023 (отраслевой обзор). Выпуск 10. Indparks.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://indparks.ru/materials/edition/obzor-industrialnykh-parkov-rossii-2023 (дата обращения: 29.04.2024).
10. Итоговый рейтинг регионов России – 2023. РИА Новости. [Электронный ресурс]. URL: https://riarating.ru/infografika/20230515/630241787 (дата обращения: 30.05.2024).
11. Матвеева М.В., Старостина О.С., Ползунова Н.Н. Индустриальные парки как организационная форма обеспечения инновационного развития // Новая экономика и региональная наука. – 2016. – № 1(4). – c. 94-97.
12. Праченко А.А. Государственные индустриальные парки – роль в инновационном развитии регионов // Регион: системы, экономика, управление. – 2019. – № 3(46). – c. 62-42.
13. Borodavkina N., Mukovnina E. The role of industrial parks in ensuring sustainable development of the region // Sustainable development and green growth on the innovation management platform: IV International Scientific and Practical Conference “Sustainable Development and Green Growth on the Innovation Management Platform” (SDGG 2021). Том 291. Kaliningrad, 2021. – p. 01001.– doi: 10.1051/e3sconf/202129101004.
14. Dıez-Vial I., Fernandez-Olmos M. Knowledge spillovers in science and technology parks: how can firms benefit most? // The Journal of Technology Transfer. – 2015. – № 1. – p. 70-84. – doi: 10.1007/s10961-013-9329-4.
15. Gay B. Open innovation, networking, and business model dynamics: the two sides // Journal of Innovation and Entrepreneurship. – 2014. – p. 1-20. – doi: 10.1186/2192-5372-3-2.
16. Tybout J.R. Manufacturing firms in developing countries: how well do they do, and why? // Journal of Economic Literature. – 2000. – № 1. – p. 11-44. – doi: 10.1257/jel.38.1.11.
Страница обновлена: 04.12.2024 в 17:15:54