Организационно-экономические проблемы формирования гостиничного хозяйства в России
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 9 (45), Сентябрь 2003
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В национальной экономике России все большее место начинает занимать туризм. Об этом свидетельствует динамика туристских потоков. По сравнению с 1995 г. в 2002 г. число иностранных граждан, прибывших в Россию с туристской целью, возросло на 73%, российских граждан, путешествующих в качестве туристов за границей страны, увеличилось более чем в 1,9 раза.
Ключевые слова: туризм, гостиничный бизнес, гостиничное хозяйство
В национальной экономике России все большее место начинает занимать туризм. Об этом свидетельствует динамика туристских потоков. По сравнению с 1995 г. в 2002 г. число иностранных граждан, прибывших в Россию с туристской целью, возросло на 73%, российских граждан, путешествующих в качестве туристов за границей страны, увеличилось более чем в 1,9 раза [1].
Сегодня в России, как никогда, растет объем предоставляемых туристско-экскурсионных, санаторно-оздоровительных услуг, услуг гостиниц, мотелей, а также экспорт и импорт услуг по статье «поездки» Платежного баланса Российской Федерации. Доля расходов домашних хозяйств на санаторно-оздоровительное и экскурсионное обслуживание в общих затратах на услуги составила 6,8% в 2002 г. (против 5,2% в 1995 г.). Тем не менее, в сфере туризма остаются нерешенными многие проблемы.
Преобладает выездной туризм, вследствие чего на каждый доллар экспортируемых услуг туристам и путешественникам приходится 2,80 долл. импортируемых услуг. Весьма медленными темпами развивается внутренний туризм. Представляется, что многие причины, сдерживающие становление конкурентоспособной сферы туризма в России, связаны с гостиничным хозяйством, оказывающим значительное влияние на уровень туристского сервиса.
Во-первых, динамика показателей гостиничного хозяйства характеризует отрицательную тенденцию, проявляющуюся в следующем: количество гостиниц, а также санаторно-курортных организаций отдыха, сокращается из года в год, при этом уменьшается их единовременная вместимость (см. табл. 1). Исключение составляют санатории и пансионаты с лечением, количество и вместимость которых за анализируемый период времени увеличились.
Таблица 1.
Основные показатели гостиниц и специализированных средств размещения *
(на конец года)
|
|
1995 г.
|
2000 г.
|
2001 г.
|
Динамика, в %
|
1
|
Число гостиниц
|
5504
|
4182
|
4120
|
74,8
|
2
|
Номерной фонд гостиниц, в тыс.
|
214
|
183
|
179
|
83,6
|
3
|
Единовременная вместимость гостиниц, тыс. мест
|
426,1 |
346,1 |
333,4 |
79,4 |
4
|
Предоставлено ночевок за год, тыс.
|
58652
|
46559
|
47342
|
80,7
|
5
|
Коэффициент использования гостиничного фонда (наличных мест)
|
0,38 |
0,37 |
0,38 |
1,00 |
6
|
Число санаторно-курортных организаций и организаций отдыха, всего
- в них тыс. мест |
5810 853 |
4876 754 |
4795 760 |
82,5 89,1 |
7.
|
Из общего числа специализированных мест размещения:
а) санатории и пансионаты с лечением, - в них тыс. мест, б) туристские базы - в них тыс. мест |
1193 264 391 90 |
1192 288 193 41 |
1231 301 173 32 |
103,2 114,0 4,2 35,5 |
Сокращение количества гостиничных предприятий обусловлено ликвидацией многих ведомственных средств размещения в связи с отсутствием финансовых ресурсов для их содержания. Кроме того, устаревшее оборудование и неквалифицированный персонал не позволяют им участвовать в конкуренции на рынке платных услуг.
Во-вторых, качественные параметры номерного фонда гостиничных предприятий невысоки. На долю гостиниц, услуги которых соответствуют мировым стандартам 3-х ‑5-тизвездочных отелей, приходится лишь 6,4% номерного фонда [2].
Доля номеров класса «люкс» ‑ 0,4%, номеров, не имеющих удобств, ‑ 1,0% от общего номерного фонда гостиничных предприятий. Из всех отечественных гостиниц на размещении туристов специализируются лишь 102 предприятия (или 2,4% от их общего количества). Стандартные классификационные требования отражают состояние материально-технической базы, полноту сервиса, уровень и качество гостиничных услуг, ориентированных на конкретные группы потребителей. Согласно российскому законодательству, стандартизация и сертификация гостиничных услуг осуществляется на добровольной основе.
Вследствие несовершенства действующего законодательства и нормативной базы около 80% гостиничных предприятий избегают официальной процедуры государственной сертификации, что затрудняет формирование качественного туристского продукта.
В-третьих, деятельность отечественного гостиничного хозяйства имеет довольно низкую эффективность. Фактические средние показатели загрузки номерного фонда (коэффициент использования гостиничного фонда, т.е. наличных мест) не превышает 38%, тогда как по международным стандартам этот показатель достигает 70%.
Загрузка номерного фонда зависит от целого ряда факторов:
‑ местоположения гостиницы;
‑ туристского сезона;
‑ качества и стоимости услуг и т.п.
Так, загруженность московских гостиниц остается на довольно высоком уровне (до 59% в 2000 г.). Наибольшую загруженность имеют гостиницы в разряде *** ‑ «три звезды» – 75% в 2001 г. За ними следуют по уровню загрузки двухзвездные гостиницы (**), что означает преобладание спроса именно на их услуги. Это говорит о том, что загрузка и эффективность использования номерного фонда гостиниц зависимы от средней цены гостиничного номера.
Диапазон цен на гостиничные услуги весьма велик. Москва занимает пятое место в списке городов (после Венеции, Парижа, Мадрида и Рима) по уровню цен на размещение в гостиницах, соответствующих 4-5 звездам по международным стандартам.
В провинции дифференциация цен на гостиничные услуги также велика. Например, в гостиницах города Нижний Новгород цены колеблются от 30 до 1000 долл. в сутки, в гостиницах области – от 3 до 20 долл., а в объектах рекреации – от 7 до 100 долл. в сутки.
Следует отметить, что цены на услуги средств размещения растут весьма интенсивно, что свидетельствует о высоком уровне спроса на них. Так, по данным официальной статистики, стоимость проживания в гостинице ** (две звезды) в двухместном номере за период 2000-2002 гг. ежегодно возрастала на одну треть.
В-четвертых, формирование гостиничного хозяйства в России имеет довольно стихийный характер. Процессы концентрации и интеграции, свойственные мировой практике гостиничного бизнеса, в нашей стране находятся на начальной стадии.
Наиболее распространенной концепцией гостиничного бизнеса в мировой практике считаются интегрированные гостиничные цепи. Например, в США насчитывается около 65 гостиничных цепей, охватывающих до 70% отелей, расположенных на территории страны, каждая из которых объединена единой системой управления и общим брэндом. Аналогичная ситуация наблюдается в Европе, где подтверждается эффективность подобной практики. В России лишь некоторые крупные 4-5 звездные гостиницы Москвы, Санкт-Петербурга и еще некоторых крупных городов принимают участие в международных гостиничных цепях, таких как Marriott, Holiday, Sheraton. Гостиницы, предпринимающие попытки введения независимого автономного бизнеса, теряют такие преимущества гостиничных цепей, как включение в объединенную систему бронирования, централизованные поставки ресурсов, снижение затрат на рекламу, ведение учета и т.п.
В-пятых, недостаточна государственная поддержка субъектов сферы туризма и гостиничного хозяйства. Повышение конкурентоспособности услуг отечественного гостиничного хозяйства невозможно без введения стимулирующего налогообложения предпринимателей, занятых организацией выездного туризма, в части платежей в федеральный, областной и местный бюджеты.
Необходима помощь федеральных органов в разработке региональных программ развития въездного и внутреннего туризма. Для финансовой поддержки таких программ целесообразно разрешить направлять до 50% средств, полученных от сертификации и лицензирования туристских услуг и услуг гостиниц.
Вывод. Назрела необходимость разработки и реализации Федеральной целевой программы инвестиционной поддержки развития туристской инфраструктуры, в том числе гостиничного хозяйства, в разрезе организации туристских зон федерального значения.
[1] Рассчитано по данным: Туризм в цифрах: 2002. Статистический сборник. М.: Госкомстат России, 2003. С. 18-19, 13.
[2] По данным единовременного обследования 1993 г./Туризм в России. Статистический сборник. М.: Госкомстат России, 2000. С. 28 .
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:48:54