Организационно-экономические основы повышения эффективности сферы образовательных услуг в контексте их реформирования
Скачать PDF | Загрузок: 10
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 4 (52), Апрель 2011
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=15619462
Аннотация:
Анализируются стратегическое значение и роль реформирования в сфере образовательных услуг для предоставления потребителям качественного и доступного образования, модернизации и развития общества. Сделан вывод о том, что ныне интересы потребителей лежат намного глубже самих запросов на обучение, с которыми они обращаются в компанию, предоставляющую образовательные услуги.
Ключевые слова: образовательные услуги, информация, знания, рынок услуг, реформирование, эффективность, воспроизводство, организационно-экономические основы
Становление рыночных отношений в России положило начало процессам реформирования образовательной сферы. Однако использование российской системы образования как фактора ускорения социально-экономического развития страны, ее вхождения в рынок преисполнено противоречий, не всегда сопровождаясь своевременной разработкой соответствующих правовых и организационно-экономических механизмов. Недостаточная теоретическая проработка роли и стратегических целей развития системы образования в России, каждого из субъектов, участвующих в социально-экономическом развитии и формировании интеллектуального потенциала страны, замедляет образовательную реформу, не позволяет эффективно использовать имеющиеся и привлекать дополнительные ресурсы в сферу образования.
Образовательный барометр развития общества
Ограниченность бюджетных возможностей и низкий потенциал внебюджетных источников в сочетании с неполным использованием рыночных элементов хозяйствования значительно затрудняют формирование экономических условий эффективного развития системы образования.
Все это существенно усложняет реализацию прав граждан на получение образования, усугубляет противоречия интересов личности, общества и государства в процессе создания, использования и накопления знаний [1].
Спрос на образовательные услуги имеет существенные перспективы. В частности, расширение сферы малого и среднего бизнеса формирует спрос на специалистов в сфере управления, финансов, маркетинга. Это влечет за собой увеличение количества потребителей образовательных услуг.
В современных социально-экономических условиях одна из наиважнейших проблем сферы образования в целом и российской системы в частности - предоставление широким слоям населения качественного и доступного образования. Развитие образовательного рынка идет параллельно с процессами социального и экономического развития, и для удовлетворения возрастающего спроса на образовательные услуги в свете глобализации и информатизации мирового сообщества необходима новая форма получения образования.
Экономические отношения в сфере образования
Экономические отношения в сфере образования складываются в процессе воспроизводства социальных благ, выступающих как в вещной форме, так и в форме услуг или полезного эффекта труда, труда, потребляемого в процессе производства. При этом сферу образования можно характеризовать, с одной стороны, как составную часть национального хозяйства, функционирующую по общим экономическим законам, господствующим на данном этапе социально-экономического развития общества, а с другой стороны, как системообразующую основу всего социально-экономического развития, формирующую новые всеобщие экономические законы и закономерности.
Такая характеристика может считаться достаточной в силу неравномерного по скорости происходящих процессов перехода общества из индустриального в постиндустриальный этап своего развития, когда главной сферой экономики становится сфера услуг, а лимитирующим фактором – информация. Одновременно такая характеристика экономических отношений в сфере образования позволяет в дальнейшем анализе сосредоточить внимание не на воспроизводстве благ в вещной форме (в силу тривиального подобного анализа в сравнении с вещной формой продукта, производимого в иных сферах хозяйствования), а на воспроизводстве благ в форме услуг.
Сложившаяся система образования не всегда готова отвечать тем требованиям, которые предъявляет современное общество к человеку.
Среда формирует услугу На современном этапе реформирования сферы образовательных услуг возникает необходимость в гибкой информационно-коммуникативной образовательной среде, которая ориентирована на обновление инфраструктуры производства товаров и услуг. Образование, и в особенности бизнес-образование, должно стать более гибким, более ориентированным на потребителя [2].
Образовательная услуга, обладая рядом уникальных черт, связанных с вовлечением самого потребителя в процесс производства, несохраняемостью полученной информации и ее качества и т.д., создает ряд сложностей при продвижении и предоставлении на рынке образовательных услуг. С трудностями сталкиваются как производители услуги в процессе ее производства и продвижения на рынок, так и потребители в процессе выбора образовательной организации и программы обучения, необходимых для удовлетворения потребности в обучении.
Вывод
Таким образом, становится очевидным, что интерес производителя главным образом состоит в том, чтобы, удовлетворяя потребности и интересы потребителя, сохранить свою методологию обучения и не снизить его качества. Сегодня интересы потребителей лежат намного глубже самих запросов на обучение, с которыми они обращаются в компанию, предоставляющую образовательные услуги. С целью удовлетворения как дополнительных (потребностей в «приятном времяпрепровождении»), так и основных потребностей (потребностей в приобретении необходимых навыков) производителю необходимо тщательное изучение интересов заказчиков.
Источники:
2. Столяров А. Модели социального партнерства в сфере образования [Текст] // Человек и труд, 2009, № 3.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:57:03