Управление факторами сезонности в гостиничном бизнесе города Владивостока

Кильбович М.В.1, Гомилевская Г.А.1
1 Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Россия, Владивосток

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 16, Номер 7 (Июль 2022)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49231920
Цитирований: 1 по состоянию на 24.01.2023

Аннотация:
В статье рассмотрены особенности деятельности гостиничных предприятий в условиях изменяющегося спроса в связи с факторами сезонности в городе Владивостоке и предложены организационно-экономические методы управления. На основе теоретических материалов, статистических данных и данных оперативного учёта предприятий проведен расчет индексов сезонности. Методической основой исследования является оценка существующих мер по сглаживанию сезонности в гостиничных предприятиях с использованием методов сравнительного анализа, систематизации и наблюдения, статистического анализа, индексного метода. При проведении исследования учтены особенности климатических условий Владивостока, его географическое расположение, ресурсы, политический и культурный статус города. Цель работы – провести оценку влияния факторов сезонности на эффективность гостиничного бизнеса в зависимости от типа и характера деятельности гостиничных предприятий и разработка предложений по сглаживанию сезонных колебаний. Научная новизна: определены периоды и факторы сезонности для гостиничного бизнеса на примере отелей города Владивостоке, имеющих различную типологию, предложены меры по сглаживанию сезонных колебаний в региональном аспекте.

Ключевые слова: туризм, гостиничный бизнес, сезонность, сезонные колебания, типология гостиничных предприятий, факторы сезонности

JEL-классификация: Z31, Z32, L83



Введение. Туристская отрасль подвержена влиянию множества факторов различной интенсивности. Одним из ключевых факторов является сезонность, как изменения и явления в деловой и экономической деятельности с регулярной повторяемостью. Для Приморского края и города Владивостока, имеющего официальный статус Дальневосточной столицы, туристская отрасль является приоритетным направлением и решение проблемы неравномерности спроса на услуги является приоритетом экономического развития туристско-рекреационного комплекса региона.

Вопросам управления сезонностью в научной экономической и маркетинговой литературе уделено достаточно большое внимание, при этом часть работ касается туристской и гостиничной сфер. Особого внимания заслуживают труды В.Г. Антонец, И.А. Букреева, М.А. Баракиной, Е. Е. Коноваловой, Е.В. Лаптевой, И.А. Крапивко, Ю.В. Горгоровой, Е.А. Пелецкой, А.Д. Бажанова, Т.А. Новгородовой и других авторов [1, 2, 3, 4, 5]. Решению вопросов маркетингового взаимодействия посвящены труды В.А. Константиновой, Г.С Мараховской., П.А. Матвеевой, Н.А. Паньковой, Т.М. Шушу, В.М Сычевой, К. В. Морозовой и других авторов [8, 9, 10]. При это недостаточно внимания уделено вопросам взаимосвязи типологии гостиничных предприятий и сезонности.

Авторская гипотеза: деятельность гостиничных предприятий подвержена сезонным колебаниям с различной степенью интенсивности в зависимости от типа и характера деятельности, что в значительной степени предполагает использование управленческих решений по сглаживанию сезонности.

Цель работы – провести оценку влияния факторов сезонности на эффективность гостиничного бизнеса в зависимости от типа и характера деятельности гостиничных предприятий и разработка предложений по сглаживанию сезонных колебаний.

Научная новизна: определены периоды и факторы сезонности для гостиничного бизнеса на примере отелей города Владивостоке, имеющих различную типологию, предложены меры по сглаживанию сезонных колебаний в региональном аспекте.

В работе использовались следующие методы исследования: описание, индукция, синтез, обобщение, анализ отчетности, классификация, методы статистического анализа, индексный метод.

Основная часть.

Исследования влияния сезонности на эффективность турбизнеса и пути решения проблем освещены в ряде научных статей. Так, авторы В.Г. Антонец, И.А. Букреев, М.А. Баракина [1, 2] рассматривают процессы управления спросом и финансами на туристском предприятии в разрезе факторов сезонности. Вопросам сглаживания сезонных колебаний в разных странах мира посвящены исследования Е. Е. Коноваловой, Е.В. Лаптевой, И.А. Крапивко [3]. Региональные особенности формирования и управления спросом в туристских и гостиничных предприятиях рассматриваются в научных трудах Ю.В. Горгоровой, Е.А. Пелецкой, А.Д. Бажанова, Т.А. Новгородовой, Л.В. Семеновой, Т.А. Кондрацкой, Винокуровой Д. С. [4, 5, 6, 7].

Особого внимания заслуживают работы Константиновой В.А., Г.С Мараховской., П.А. Матвеевой, Паньковой Н.А., Т.М. Шушу, В.М Сычевой, К. В. Морозовой [7, 8, 9, 10], связанные с методами по сглаживанию сезонных колебаний, проблематике рынка въездного туризма и основных маркетинговых инструментах в условиях сезонности и влиянию фактора сезонности на эффективность и финансовые риски в экономической деятельности гостиничного предприятия.

Эксперты выделяют в гостиничной деятельности четыре типа сезона [1, 3,4,5,7]:

- сезон пик характеризуется значительной загрузкой номеров и острой потребностью в ресурсах;

- высокий сезон - период повышенной активности туристов;

- низкий – низкая загрузка номерного фонда, спад активности на туристском рынке;

- "мертвый" сезон - максимально неблагоприятное время для рекреационной деятельности.

Сезонность в гостиничном бизнесе определяется рядом факторов. Первичными являются природно-климатические. Вторичными факторами сезонности являются:

- общеэкономические - уровень материального достатка потребителя; потенциальные возможности использования личных ресурсов и свободного времени для туристских поездок;

- социально-демографические – различия по поло - возрастным признакам, уровню и направлению образования, семейному положению, региону проживания, социальному статусу;

- культурно-психологические – потребности в информационно-культурных мероприятиях, интеллектуальном развитии, особенности психологии потребителя;

- личностные – мотивы поступков, стиль жизни, личные интересы, привязанности, цели.

В периоды каникул, летних отпусков и длительных праздников спрос на услуги гостиниц как правило увеличивается, загрузка отелей в прибрежных и курортных регионах России в праздничные дни возрастает до 80% [11].

Развитие туризма является важным направлением для Приморского края, и поэтому особо значимым вопросом остается увеличение эффективных периодов деятельности предприятий индустрии в регионе. Для определения мер по сглаживания сезонных колебаний во Владивостоке необходимо провести анализ периодов сезонности и выявить причины колебаний спроса на примере конкретных предприятий.

До пандемии, начавшейся в 2020 г., высокий процент гостей отелей Приморского края приходился на граждан стран Азиатско-Тихоокеанского региона. В последнее время по причине ограничений на въезд иностранных туристов и выезд заграницу россиян гостиничный сервис переориентировался на отечественного туриста. Этому способствует увеличение в 2022 г. внутрироссийских регулярных и чартерных рейсов. Данную современную тенденцию следует также учитывать при разработке мероприятий для сглаживания сезонных волн в городе Владивостоке.

Для данного исследования можно использовать разные методы расчета индекса сезонности: постоянной средней, скользящей средней, аналитического выравнивания, относительных чисел. Был проведен анализ сезонных колебаний данным предприятий ООО (общество с ограниченной ответственностью) «Астория» и АО (акционерное общество) «Седанка парк» в городе Владивостоке с помощью метода постоянной средней (рис.1).

Разработано авторами по [12]

Рис.1 Индексы сезонности по загрузке номерного фонда 2019-2021гг

Сущность методики состоит в определении индекса сезонности (Is), который рассчитывается в процентном отношением средних месячных уровней показателей к общей средней величине по формуле [13]:

где yi – сезонное значение уровня,

y – среднее значение всех периодов.

При анализе текущих показателей загрузки номерного фонда (рис.1) и выручки от реализации гостиничных услуг (рис.2). за 3 года (2019-2021) деятельность отелей в г. Владивостоке за расчетный период имеет явно выраженный сезонный характер. Данные графиков позволяют оценить амплитуду перепадов показателей в периоды низкого и высокого сезонов. Так очевидно, что разница индексов, рассчитанных по данным ежемесячной загрузки по отелю АО «Седанка парк» значительна. Болеее, чем в 4 раза максимальный показатель отличается от минимального. По ООО «Астория» отклонение верхнего уровня графика от нижней точки составляет 60 %. По объему реализации гостиничных услуг кратность значений индексов выше. АО «Седанка парк» показывает многократный рост показателя в осенние периоды 2019-2021гг. В ООО «Астория» индексы выручки в течение сезонов менялись более плавно. Разница между минимумом и максимумом графика составляет 180%.

Разработано авторами по [12]

Рис.2 Индексы сезонности по выручке 2019-2021гг

Гостиница ООО «Астория» имеет преимущественно бизнес-специализацию и дополнительно рассматривается как средство размещения для туристов с познавательными и культурными целями. Соответственно, гостиница имеет сглаженную круглогодичную сезонность. Гостиничное предприятие АО «Седанка парк» входит в группу объектов размещения для туристов с рекреационными целями, предпочитающий пляжный отдых, прогулки по лесопарковым зонам. Для отеля, расположенного в курортной зоне пики сезонных колебаний проявляются на порядок острее.

Сравнение индексов сезонности двух предприятий показывает, что наиболее высокие показатели в августе-сентябре, соответственно, данный период можно отнести к высокому сезону для гостиниц Владивостока. Напротив, в марте-апреле загрузка и выручка самые низкие в году, что гостиничными предприятиями характеризуется как низкий сезон. Наименьшее отклонение от среднего уровня наблюдается в июне и ноябре. Следует подчеркнуть, что, несмотря на отличия в сезонных картах гостиничных предприятий различных типов, проблема сезонности функционирования является характерной для многих туристских и гостиничных предприятий города.

Как правило, сезонные колебания коррелируются с климатологическими показателями территории. Так, по мнению экспертов, для приморской весны характерны резкие перепады температур [14], что может понизить привлекательность города в глазах потенциальных туристов и объяснить низкую загрузку отелей в это время года. С другой стороны, увеличение загрузки поздним летом и осенью вызвано ясной погодой и относительно высокой температурой воздуха, что выгодно отличает юг Приморского края не только от других регионов Дальнего Востока, но и от большинства регионов России. Исходя из этого можно, с определённой долей уверенности, утверждать, что одним из ключевых котором сезонности во Владивостоке является климат.

После проведения анализа целесообразно приступить к подбору организационно-экономических мер по сглаживанию сезонных колебаний спроса на услуги, которые заключаются в:

- расширении ассортимента услуг, организация внесезонных мероприятий;

- изменении политики ценообразования под колебания спроса;

- проведении маркетинговых акций;

- повышении качества услуг;

- оптимизации затрат, оперативном управлении материальными запасами;

- внедрении интеллектуальных систем планирования и прогнозирования, автоматизации процессов [15].

На наш взгляд для гостиниц Владивостока можно предложить следующие мероприятия по преодолению факторов сезонности.

Таблица 1 Факторы сезонности и меры по сглаживанию

Факторы сезонности
Меры по сглаживанию колебаний
Природно-климатические
Политика сезонных цен; аутсорсинг персонала; оптимизация издержек; маркетинговые акции

Общеэкономические
Расширение номенклатуры и ассортимента услуг; ввод пакетных предложений; применение системы антикризисного управления; автоматизация процесса обновления цен; конгрессный, событийный туризм, договоры с корпоративными клиентами
Социально-демографические
Качественный сайт; виртуальные экскурсии; продвижение через рекламу в социальных сетях

Культурно-психологические
Организация внесезонных мероприятий -экскурсии по достопримечательностям, выезды в спа-центры, бассейны, выставки, ярмарки, концерты, театры, цирк; проведение конференций, семинаров, встреч и иных торжеств

Личностные
Интеллектуальная система индивидуального прогнозирования; автоматизация регистрации, программы лояльности, гастротуры
Разработано авторами

Рассмотрим каждый из них подробнее. Важным инструментом сглаживания последствий сезонных колебаний является гибкая ценовая политика. Она должна ориентироваться на изменяющийся спрос. В низкий сезон привлекать гостей следует скидками и различными бонусными программами [16]. АО «Седанка парк» делает дисконт в размере 10% во время низкого сезона, а во время праздников и высокого сезона цены возрастают до 200%. ООО «Астрия» поднимает цены в пиковый сезон на 60% и опускает на 10-15% в низкий.

Для решения экономических проблем сезонности компания Bnovo PMS предлагает блок автоматизации процесса обновления цен [17], позволяющий настроить автоматическое изменение цены при повышении или понижении загрузки всего объекта размещения или определенной категории номеров, то есть цены будут меняться при достижении указанных уровней загрузки без участия персонала предприятия.

Помимо ценового решения актуальным является использование механизма расширения номенклатуры и ассортимента услуг для разных категорий путешественников, предоставления сопутствующих услуг, а также диверсификации номенклатуры, что обеспечит сглаживание сезонных колебаний. Так АО «Седанка парк» в период спада продаж открывает детский лагерь. Также можно предложить администрации этого отеля в низкий сезон провести расширение оздоровительных и спортивных видов отдыха.

Для сглаживания сезонности целесообразно внедрить элементы системы антикризисного управления. К ним относится оптимизация издержек, связанных с колебаниями спроса, выявление и решение организационных и кадровых проблем, повышенный контроль планирования и отчетности для повышения эффективности в низкий и высокий сезоны.

Инновации в IT - сфере помогают повлиять на социально-демографический фактор сезонности. Разные группы населения могут подобрать отдых по своим интересам с использованием мультимедийных средств маркетинга. Для ускорения рабочего процесса в высокий сезон будет полезна автоматизация регистрации, что уменьшит риски потери гостей.

У любой гостиницы должен быть собственный качественный сайт, позволяющий бронировать номера напрямую и предоставляющий маркетинговые возможности (предварительное информирование об акциях в низкий сезон, реклама сопутствующих услуг). В настоящее время роль собственных сайтов в России повысилась, поэтому простота и функциональность являются обязательными условиями для привлечения клиентов. Для того, чтобы обеспечить наибольшую вероятность обращения гостей на сайт гостиницы важна регистрация в каталогах и сервисах поисковых систем [18].

Применение интеллектуальной системы прогнозирования поможет преодолеть последствия колебаний сезонности [19]. Проведя анализ статистических данных можно определить интересы и предпочтения гостей. На основе этой информации запланировать и предоставить предложения, индивидуально разработанные для конкретных клиентов. Это позволит сохранить старых гостей и привлечь новых.

Ещё одним методом может послужить разработка внесезонных предложений, так в последние годы набирает популярность конгрессное обслуживание, событийный туризм. Это проведение конференций, семинаров, встреч и иных торжеств, на которые организованно собираются представители бизнеса, науки, медицины. Они могут быть размещены в гостиницах и использовать конференц-залы и специальное оборудование для встреч. Для них организуются бизнес-ланчи по специальным ценам. Новым направлением на российском рынке является инсентив-туризм. Это поощрительные поездки за счет работодателя для особо отличившихся сотрудников. Здесь важным будет налаживание коммуникаций представителей менеджмента отелей с администрацией крупных предприятий, компаний из других городов, организующих командировки и поощрительные поездки своих сотрудников, что поможет загрузить фонд в период спада продаж. Для гостиниц Владивостока увеличение доли делового сегмента сможет обеспечить повышение уровня загрузки номерного фонда.

По мнению авторов, эффективной мерой сглаживания сезонных колебаний является внедрение пакетных предложений. Владивосток известен своими объектами культуры - Мариинский театр, Приморская краевая филармония, океанариум, Музей им. Арсеньева, Государственный цирк и пр. Можно организовать выезды в спацентры, бассейны, выставки, ярмарки, концерты местных и приезжих исполнителей. Например, ООО «Астория» предлагает трансфер в аэропорт и к местам культурного отдыха, а АО «Седанка парк» - услуги банного комплекса.

Для низкого зимнего сезона предлагается кооперация с турфирмами по привлечению гостей из центральных и северных регионов России. В данный момент, когда индустрия сориентирована на расширении доли внутреннего туризма, целесообразно будет разработать специальную программу с использованием преимуществ климата и ресурсов дальневосточного региона. Большое количество солнечных дней в зимний период, развитая инфраструктура культурных, спортивно-оздоровительных объектов, доступных вне зависимости от сезона, местная кухня с морепродуктами, наличие в отелях помещений для проведения мастер-классов, тематических вечеров - все это является привлекательным для российского путешественника. Необходимо разработать и провести маркетинговые акции, охватывающие разные регионы России. В программу зимних туров войдут экскурсии по городским мостам, представляющим визитную карточку города с видом на незамерзающий залив Золотой рог. Для клиентов будет предложен недельный тур с вариантами проведения досуга по интересам с включением трансферов и организацией питания.

Популярность гастрономического туризма в странах Европы дает возможность применения этого опыта в российских регионах. Это направление во Владивостоке уже показало свою востребованность особенно в последние несколько лет (фестивали корюшки, мидий, азиатской кухни). Так на территории гостиницы ООО «Астория» расположен фермерский ресторан Огонёк, который знакомит гостей с местной кухней и морскими деликатесами. Для туристов из других регионов России гастротуризм представляет большой интерес в связи с уникальным доступом к свежим морепродуктам и дикоросам.

Выводы. В процессе исследования в гостиничных предприятиях на примере города Владивостока были рассчитаны индексы сезонных колебаний, которые имеют отличительные характеристики, свойственные различным типам гостиниц. На основе анализа факторов сезонности были предложены организационно – экономические меры по сглаживанию сезонных колебаний и преодолению их негативных последствий. Научным результатом работы является определение прямой зависимости уровня сезонности от типа гостиницы. Практическая значимость работы заключается в разработке мер и основных инструментов сглаживания сезонности, направленной на повышение эффективности деятельности предприятий, специфичных для города Владивостока, которыми являются: увеличение доли внесезонных туристских продуктов, внедрение комбинированных (пакетных) предложений, ориентация на деловой сегмент потребителей, интеллектуальное прогнозирование, оптимизация издержек, организация оздоровительных, спортивных и культурных видов отдыха. В дальнейшем возможно проведение исследований, направленных на разработку мер государственной и муниципальной поддержки предприятий сферы туризма в контексте сглаживания сезонности и увеличения экономических показателей деятельности туристских и гостиничных предприятий в несезон.

____________________________________________________


Источники:

1. Антонец В.Г. Проблемы и перспективы развития туризма в Российской Федерации. / Сборник научных трудов. - Симферополь: ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского», 2020. – 10-17 c.
2. Букреев И.А., Баракина М.А. Управление финансовым состоянием туристического предприятия в условиях сезонности // Международный научный журнал. – 2016. – № 2. – c. 72-75.
3. Коновалова Е.Е., Лаптева Е.В., Крапивко И.А. Экономика впечатлений как инструмент по сглаживанию сезонности в индустрии гостеприимства // Научный журнал. – 2019. – № 2. – c. 93-102.
4. Горгорова Ю.В., Пелецкая Е.А. Учет фактора сезонности в архитектуре гостиниц Черноморского побережья Краснодарского края // Инженерный вестник Дона. – 2020. – № 6(66). – c. 21.
5. Бажанова А.Д. Влияние фактора сезонности на развитие туризма в республике Крым // Молодая Наука: Сборник научных трудов научно-практической конференции для студентов и молодых ученых. Ялта, 2017. – c. 131-132.
6. Семенова Л.В., Новгородова Т.А. Влияние сезонности на развитие гостиничного бизнеса // Туризм и трансграничное сотрудничество: гастрономический туризм и его роль в диверсификации экономической деятельности региона: Материалы научной конференции молодых ученых. Балтийский федеральный университет им. И. Канта. Калининград, 2017. – c. 56-60.
7. Кондрацкая Т.А., Винокурова Д.С. Оценка сезонности в гостиничном бизнес // Global and Regional Research. – 2020. – № 4. – c. 91-96.
8. Матвеева П.А. Основные марекетинговые инструменты в условиях сезонности рынка въездного туризма // Медиатолерантность – 2019: Материалы научно-практической конференции. Казань, 2020. – c. 157-160.– url: Медиатолерантность – 2019.
9. Константинова В.А., Мараховская Г.С. Сезонность туристского рынка и методы противостояния ей // Современные Научные Исследования и Инновации. – 2019. – № 12(104). – c. 28.
10. Панькова Н.А., Шушу Т.М., Сычева В.М., Морозова К.В. Влияние фактора сезонности на эффективность и финансовые риски в экономической деятельности гостиничного предприятия // Новая Наука в Новом Мире: Философское, Социально-Экономическое, Культурологическое Осмысление: Сборник статей VIII Международной научно-практической конференции. Петрозаводск, 2021. – c. 39-43.
11. Загрузка отелей на юге России в майские праздники составила 80%. WelcomeTimes. [Электронный ресурс]. URL: http://welcometimes.ru/news/zagruzka-oteley-na-yuge-rossii-v-mayskie-prazdniki-sostavila-80 (дата обращения: 01.05.2022).
12. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю. [Электронный ресурс]. URL: http://primstat.gks.ru/folder/28003 (дата обращения: 01.05.2022).
13. Годин А.М. Статистика. / Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям подготовки \. - Москва: Изд-во Дашков и Ко, 2014. – 411 c.
14. Примпогода. [Электронный ресурс]. URL: http://primpogoda.ru/articles /sezonnye_osobennosti/osobennosti_klimata_vladivostoka (дата обращения: 01.05.2022).
15. Управление факторами сезонности в гостиничном бизнесе. FindPatent. [Электронный ресурс]. URL: http://findpatent.ru/magazine/021/214885.html (дата обращения: 01.05.2022).
16. Шумакова Е.В., Ильченко А.А., Шубина А.В. Роль сезонности в гостиничном бизнесе Приморского края // Молодой ученый. – 2018. – № 24(210). – c. 179-182.
17. Сайт компании Bnovo. [Электронный ресурс]. URL: http://bnovo.ru/bnovo-pms/?utm_source=email_rassilka (дата обращения: 01.05.2022).

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:57:41