Предпосылки развития сельских молодежных жилищно-производственных комплексов

Гареев И.Ф., Мухаметова Н.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 15 (261), Август 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье обоснована необходимость создания сельских молодежных жилищно-производственных комплексов как перспективного формата развития территорий. Произведен анализ социальных и экономических проблем в сельской местности Республики Татарстан.

Ключевые слова: социальные проблемы, жилье, жилищный комплекс, сельские территории, развитие села



Комплексному развитию сельских территорий в настоящее время уделяется значительно меньше внимания, чем развитию городов. Вместе с этим, глубина и количество проблем там остаются значительными. Одним из вариантов развития сельских поселений, по мнению авторов, является комплексный подход к решению социально-экономических проблем.

Позитивные изменения и препятствия на пути развития села

Смещение стратегической важности территориальных единиц в современной социально-экономической среде происходит не в пользу села, что в свою очередь приводит к перегруженности городов. Тем самым происходит потеря базовых функций сельских поселений в жизни общества: демографической, воспроизводственной. Сельские поселения не могут развиваться в условиях тотального оттока трудоспособного населения в города, отсутствия необходимой инфраструктуры (прежде всего медицинского обслуживания и образовательных учреждений высокого уровня) для поддержания достойного уровня жизни сельских жителей, угасающего жилищного и промышленного строительства за пределами городов [2]. Перечисленные выше проблемы являются критическими для запуска процесса развития сельских поселений.

Имеются и позитивные изменения на селе благодаря реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012–2020 гг., федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий до 2020 г.». Запускаются проекты развития малого и среднего бизнеса в сфере агропромышленного и животноводческого комплекса, есть прецеденты создания частных ферм на территории муниципальных образований.

Вместе с тем имеются существенные препятствия для развития производственного сектора на селе, а именно: низкий уровень финансовой грамотности и осведомленности о существующих программах и грантах, проблемы страхования и приобретения земли в собственность, риски лишения земельного участка, на котором организован бизнес, недостаток финансирования [6]. Немаловажным аспектом является маркетинговая и сбытовая деятельность фермеров. Кроме того, развитию малого и среднего бизнеса в агропромышленном комплексе препятствует недостаток квалифицированных кадров на селе.

Социальные проблемы на селе

В Республике Татарстан рост миграционного оттока сельской молодежи в 2012 г. составил 40 тыс. человек. Он является одной из ключевых проблем развития села, которую нельзя недооценивать, т.к. именно эта часть населения в возрасте от 18 до 35 лет является наиболее трудоспособной. Немаловажным является демографический фактор: три четверти рождающихся детей приходится на эту группу населения.

Факторами, провоцирующими данную проблему, являются следующие:

– во-первых, трудоспособные и образованные молодые люди ориентированы на повышение квалификации, продвижение по карьерной лестнице и хорошие условия и режим труда. Согласно опросам выпускников учебных заведений, большая часть считают, что необходимо закрепиться в городе в долгосрочной перспективе, при этом четкого плана по профессиональному и личностному развитию у них нет [4];

– во-вторых, тенденции переезда в город, согласно опросу, в большей степени подвержены девушки, нежели юноши. Это определяется диспропорцией рынка труда на селе в пользу мужчин. Кроме того, проблема бессодержательного досуга против огромного спектра возможностей провести свободное время по интересам в городе является немаловажным фактором, мотивирующим молодых людей основываться в городах.

Стоит отметить разрозненность образовательных учреждений агропромышленного комплекса и производства, что приводит к препятствиям при трудоустройстве выпускников сельскохозяйственных учреждений среднего профессионального образования. Часто они оказываются задействованными в сфере услуг, либо вынуждены менять профессиональную ориентацию. Данный процесс прогрессирует, приводя к увеличению числа нетрудоустроенных молодых людей и понижению уровня жизни на селе. Тем самым различие социально-экономических условий жизни в городе и на селе становится еще более контрастным.

Очерченный круг проблем является основополагающим для решения задачи развития сельских территорий как стратегической единицы государства. Вместе с тем, существует жилищный вопрос, который также является важнейшей проблемой.

Экономические проблемы в сельской местности

Опыт Республики Татарстан, в частности Аграрного молодежного объединения РТ, можно привести в качестве примера комплексной работы по повышению привлекательности жизни на селе для молодых людей. Сущность деятельности объединения заключается в повышении социальной и экономической активности сельской молодежи в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Сельская молодежь Республики Татарстан на 2011–2015 гг.».

В настоящее время при поддержке Министерства сельского хозяйства и продовольствия РТ, Министерства экономики РТ и муниципальных образований проводится работа по повышению деловой активности молодежи на селе в части малого и среднего бизнеса в рамках Долгосрочной целевой программы «Молодежное предпринимательство в Республике Татарстан на 2012–2016 гг.». Осуществляется дистанционное обучение основам бизнес-планирования с целью поддержки сельских предпринимателей, осуществляющих разработку и внедрение инновационной продукции [7].

Практика показывает, что на селе знание основ бизнес-планирования недостаточно для ведения предпринимательской деятельности, первичным является вопрос поиска источников финансирования. Так, за последнее время разными источниками была оказана господдержка малому предпринимательству, личным подсобным хозяйствам в сумме 1,8 млрд руб. Однако этих средств оказывается недостаточно для поддержания частных подворий.

Официальная статистика показывает, что в результате недостаточной поддержки фермеров происходит радикальное сокращение числа фермерских хозяйств. На примере Татарстана можно привести следующую статистику: в 2013 г. осталось 6 тыс. фермерских хозяйств, тогда как годом ранее их было 11 тыс., а в 2011 г. – 24 тыс. Стоит отметить, что в прошлом году татарстанскими фермерами произведены каждая пятая тонна зерна, каждая третья тонна картофеля и более половины 160-миллиардного оборота всего АПК Татарстана.

АПК Татарстана включает 6 тыс. крестьянских и фермерских хозяйств, обрабатывающих 510 тыс. из 3,3 млн татарстанских гектаров земли, 880 семейных ферм, более 400 из которых являются высокотехнологичными. Личные, фермерские хозяйства и СХПК дают более половины стоимости валового сбора продукции сельского хозяйства РТ. По данным коллегии Министерства сельского хозяйства и продовольствия РТ, данный показатель по всему Татарстану в прошлом году составил 160 млрд руб. При этом частные хозяйства обеспечили больше половины – почти 88 млрд руб., а в 2011 г. – 76,8 млрд руб., в 2010 г. – 55 млрд руб.

По официальным данным, существует определенный перечень проблем, с которыми сталкиваются татарстанские фермеры, главной из которых является проблема нехватки земельных угодий. Более 86% земель, на которых фермеры ведут свое хозяйство, являются паевыми. И для полноценной предпринимательской деятельности фермеры, в частности животноводы, испытывают недостаток земли, на которой они по праву могли бы вести хозяйственную деятельность.

Есть проблемы инфраструктурные: нет хороших дорог, отсутствуют достаточные мощности для ведения высокотехнологичного аграрного производства. Кроме того, ужесточение требований к производственным процессам приводят к повышению себестоимости продукции, что снижает конкурентоспособность мелких фермеров перед импортной продукцией. Возникают проблемы сбыта, а, следовательно, возникают сложности для участия фермеров в рыночных отношениях. На общественных слушаниях все чаще озвучиваются предложения по созданию кооперативов для мелких и средних предпринимателей в сфере АПК в качестве инструмента привлечения государственной поддержки деятельности фермерских хозяйств.

Современный формат комплексного освоения сельских территорий

Таким образом, на сегодняшний день назрела необходимость разработки нового формата застройки и развития сельских территорий. Учитывая круг описанных проблем, мы предлагаем для их решения использовать инновационный формат девелопмента сельских территорий – сельские молодежные жилищно-производственные комплексы (СМЖПК). В основе данных комплексов заложено системное решение жилищных, производственных и социально-бытовых вопросов.

Развитие СМЖПК предполагает проведение анализа условий, формирующих его привлекательность для молодежи, определение потребности в создании производств с привязкой к конкретным сельским территориям, нуждающихся в развитой инфраструктуре, а также разработка оптимальной структуры застройки. Результатом внедрения СМЖПК на территории Республики Татарстан станет решение не только жилищной проблемы молодых семей, но и продовольственной проблемы, прежде всего, производство качественной и биологически чистой продукции. Кроме того, СМЖПК способны решить проблему миграции населения из села, закрепив квалифицированные молодые кадры в агропромышленном комплексе региона.

Важнейший социальный вопрос – доступность жилья [8]. Результатом реализации СМЖПК в Республике Татарстан предусматривается:

– во-первых, создание комплекса решений как государственно-правовых, так и материально-технических с целью обеспечения населения качественным и доступным жильем;

– во-вторых, обеспечение высокого уровня культурного, бытового, медицинского обслуживания населения на селе;

– в-третьих, девелопмент земель сельскохозяйственного назначения получит новый вектор развития, обеспечивающий их использование по прямому назначению в отличие от существующей практики перевода в другие категории с единственной целью – получение коммерческой прибыли от дальнейшей продажи;

– в-четвертых, содействие достижению высокого производственного результата за счет аккумуляции квалифицированных кадров для развития малого и среднего бизнеса.

С целью развития СМЖПК авторами предлагается создание агентства, обеспечивающего методическое и информационное сопровождение процесса их функционирования в муниципальных образованиях. Среди основных задач агентства должны стать интегрирование усилий и возможностей (как финансовых, так и организационно-административных) всех участников этого процесса: региональных и муниципальных образований, молодых семей, предпринимателей всех форм бизнеса. Кроме того, оно должно будет содействовать комплексам в размещении государственного заказа на осуществление ряда работ, оказание услуг или производство определенной продукции с использованием местного сырья и технических ресурсов, что позволит мобилизовать потенциал региона для построения устойчивой рыночной экономики.

Добавим, что создание СМЖПК в настоящее время государством не определено в качестве стратегических вариантов развития жилищного строительства [5].

Выводы

Дополнительно при создании объектов капитального строительства при СМЖПК необходимо рассмотреть пути повышения энергоэффективности их функционирования и принятия экологичных решений для процессов, протекающих в рамках производства. В качестве решения данной задачи нужно рассмотреть схему торговли квотами с общим ограничением на выбросы (ТКООВ). Для ее функционирования нужно стремиться к созданию следующих условий:

– установление предельных значений вредных выбросов в окружающую среду с целью определения граничного значения;

– введение системы отчетности и контроль над фактическими значениями вредных выбросов;

– взаимозаменяемость сертификата на право выбрасывать определенное количество и величины вредных выбросов [9].

Сборы от продажи квот пойдут на приобретение и внедрение специальных технологий, что позволит снизить выбросы до минимального значения. При этом та часть производственного комплекса, на долю которой приходится большее количество выбросов, сможет выкупать квоты у компании, у которой они останутся вакантными. Это, на наш взгляд, приведет к конкурентной борьбе за экологическую составляющую деятельности агропромышленного комплекса.

По мнению С.М. Астахова, существенная роль в снижении уровня экологического загрязнения принадлежит расширению применения возобновляемых источников энергии, в том числе важным является использование отходов сельского хозяйства [1]. Курировать этот проект и выполнять функцию биржи по торговле квотами может агентство, целью которого является сопровождение создания и производственной деятельности СМЖПК.


Источники:

1. Астахов С.М. Мировой опыт и перспективы использования возобновляемых источников энергии в системе электроснабжения сельских поселений // Вестник орловского государственного аграрного университета. – 2009. – № 5. – С. 29–31.
2. Бондаренко М.В. Развитие жилищного рынка России: оценка его социальной направленности // Сервис plus. – 2010. – № 3. – С. 170–180.
3. Гареев И.Ф. О необходимости разработки концепции обеспечения жильем молодых семей в Республике Татарстан // Российское предпринимательство. – 2010. – № 12. – Вып. 1 (173). – С. 166–170 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.creativeconomy.ru/articles/11226/.
4. Карева С.В. Из деревни в город: экспликация молодежных ориентиров [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.comk.ru/project/open_map/HTML/kareva_doc.htm.
5. Кульков А.А. Оценка стратегии развития жилищного строительства в Республике Татарстан на 2011–2015 годы // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. – 2011. – № 4. – С. 307–312.
6. Левин Ю.А. Поиск инновационных схем финансирования жилищного строительства // Финансы. – 2009. – № 12. – С. 13–15.
7. Планы и программы // Официальный сайт Региональной общественной организации «Аграрное молодежное объединение Республики Татарстан». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://amo-rt.tatarstan.ru/.
8. Романова А.И., Ланцов В.М., Афанасьева А.Н. Национальная безопасность: доступность жилья в ракурсе прав граждан России на материнство и детство // Финансы и кредит. – 2013. – № 42. – С. 63–68.
9. Федоров Ю.Н., Аверченков А.А. Национальные системы торговли выбросами вредных веществ (ЗАО «Национальная организация проектов поддержи проектов поглощения углеродов»). – Москва, 2011. – 40 с.

Страница обновлена: 22.09.2024 в 06:53:41