Привлечение инвестиций в модернизацию коммунальной инфраструктуры

Галлямов А.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 15 (261), Август 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье описывается проблемное состояние объектов коммунальной инфраструктуры, которое негативно отражается на состоянии экономики и на качестве жизни населения. Автором предложены варианты решения проблемы привлечения инвестиций в модернизацию коммунального хозяйства при принятии соответствующих стимулирующих мер со стороны государства.

Ключевые слова: инвестиции, жилищно-коммунальное хозяйство, модернизация, тарифы, коммунальная инфраструктура, инженерные сети



Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из основных отрас­лей экономики, оказывающей существенное влияние на все стороны жизнедея­тельности об­щества. Качество и стоимость услуг жилищно-коммунального ком­плекса – важнейшие характеристики, обеспечивающие стабильность и устойчивое разви­тие национальной экономики и непосредственно влияющие на качество и уро­вень жизни всех ее граждан.

Жилищно-коммунальное хозяйство, находящееся на протяжении 20 лет в стадии реформирования, во многих субъектах Российской Федерации остается наиболее проблемным сектором экономики. Продолжает нарастать износ и аварийность жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры. При формировании идеологии преобразований в сфере жилищно-коммунального обслуживания были переоценены саморегулирующие возможности рыночных механизмов, недостаточно учтены особенности монополизированного рынка услуг. В жилищно-коммунальном комплексе сосредоточена четверть всех основных фондов Российской Федерации, поэтому велика его инерционность. Необходимо активизировать системные преобразования для обеспечения комфортных условий проживания граждан и снятия социально-экономических проблем в регионах.

Проблемное состояние объектов коммунального хозяйства

Согласно опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), наиболее актуальной личной проблемой россияне сегодня считают ситуацию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (57% опрошенных) [2]. Данный показатель во многом обусловлен проблемами в предоставлении населению жилищно-коммунальных услуг.

Основной причиной низкого качества коммунальных услуг является медленный темп обновления основных фондов коммунального хозяйства. Расходы на модернизацию и строительство новых объектов коммунальной инфраструктуры составляют небольшой процент всей выручки организаций коммунального комплекса. Обновляя регулярно основные коммунальные фонды можно снизить текущие расходы на ремонт, обслуживание инфраструктуры, минимизировать потери ресурсов при транспортировке, что в итоге отразится и на качестве предоставляемых услуг.

На сегодняшний день возможности государства по увеличению инвестиций в модернизацию коммунального хозяйства за счет бюджета практически исчерпаны. Главные задачи, которые необходимо решить на всех уровнях власти – это эффективное содержание и эксплуатация коммунального хозяйства, сокращение износа оборудования и развитие инженерной инфраструктуры на территориях в условиях ограничения роста тарифов и при минимальном использовании бюджетных средств.

Масштабность проблемы подтверждает и статистика. Удельный вес инженерных сетей по стране, нуждающихся в замене в период 2007–2012 гг., имеет тенденцию к увеличению (см. рис.).

Источник: [3].

Рис. Удельный вес сетей, нуждающихся в замене, %

По подсчетам от 29 (сети теплоснабжения) до 43,8% (сети водоснабжения) инженерных сетей требуют замены [3]. Несложно предположить, что по данным сетям подаются (в том числе с перебоями) некачественные коммунальные услуги, на них случаются частые аварии и потери ресурсов. К примеру, потери в тепловых сетях в 2012 г. составили 10,8% от подачи тепловой энергии [3].

Механизмы привлечения инвестиций в модернизацию коммунального хозяйства

Сложившаяся ситуация в коммунальном хозяйстве в конечном итоге сказывается на качестве предоставляемых коммунальных услуг и, как следствие, на комфорте проживания граждан. Она требует от государства стимулирования привлечения частных инвестиций в коммунальное хозяйство. Объекты коммунального хозяйства, составляющие значительную долю основных фондов страны, и финансовые потоки в сфере коммунального хозяйства не работают эффективно как актив, в то же время являются капиталом, обладающим привлекательностью для развития бизнеса.

Одним из первых механизмов для привлечения средств в коммунальное хозяйство должен стать переход к долгосрочным тарифам коммунальных услуг. Существующая политика формирования тарифов и длительная окупаемость проектов не позволяют инвесторам эффективно оборачивать вложенные инвестиционные средства. Применяемые технологии расчета тарифов не способствуют операторам в получении экономической выгоды при сокращении эксплуатационных затрат. Традиционный подход препятствует как применению энергосберегающих технологий, так и привлечению частного бизнеса, его участию в реализации проектов модернизации коммунальной инфраструктуры. При формировании тарифов необходимо учитывать сокращение текущих и рост инвестиционных расходов, возврат частным инвесторам вложенных средств и получение дохода на вложенный капитал. Долгосрочные тарифы должны быть сопоставимы с окупаемостью инвестиционных проектов (не менее 5–7 лет). В целях привлечения в отрасль коммунального хозяйства, ориентированных на долгосрочную перспективу инвесторов, необходимо определить доход, который будут получать частные компании, работающие в коммунальном секторе. Важно, чтобы данная доходность была сопоставима с рентабельностью предприятий из других отраслей экономики, иначе не будет заинтересованности частных инвесторов вкладывать инвестиционные средства в коммунальное хозяйство.

Создание стимулирующих механизмов взаимодействия государства и бизнеса, в том числе в различных формах государственно-частного партнерства в области модернизации и строительства инженерной инфраструктуры, может стать дополнительным фактором для привлечения инвестиций в коммунальный сектор. Такими механизмами могут являться предоставление специальных долгосрочных кредитов с низким процентными ставками или субсидий из бюджетов различных уровней на возмещение процентных ставок по кредитам, взятым на развитие инженерной инфраструктуры.

Вместе с тем в отрасли коммунального хозяйства достаточно много государственных и муниципальных унитарных предприятий. Для решения проблемы модернизации инженерных коммуникаций необходимо уходить от практики поддержки неэффективных ГУПов и МУПов, определив критерии эффективности работы данных предприятий. Неэффективные государственные и муниципальные предприятия следует передать в управление частным операторам на основе концессионных соглашений.

Выводы

Проблема модернизации коммунального комплекса одна из самых непростых и дорогостоящих. Сложившаяся ситуация с изношенностью объектов коммунальной инфраструктуры прямым образом отражается на комфорте проживания граждан и требует проведения необходимых преобразований для привлечения инвестиционных средств в коммунальный сектор при непосредственном участии бизнеса и государства.

Для повышения эффективности расходования привлекаемых инвестиционных средств на уровне государственных и муниципальных органов власти целесообразно активизировать работу в следующих направлениях:

– стимулирование энергосбережения за счет перехода к применению приборов учета используемых энергетических ресурсов, энергоэффективных материалов, развития взаимоотношений на основе энергосервисных контрактов, сохранения в распоряжении коммунальных предприятий экономии, достигнутой в результате снижения потерь ресурсов;

– обязательная разработка схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, проведение технических обследований для повышения качества инвестиционного планирования;

– повышение прозрачности и подотчетности организаций коммунального комплекса путем привлечения к этой работе, в том числе, потребителей коммунальных услуг.


Источники:

1. Нуруллина О.В., Добросердова Е.А., Романова А.И. Формирование идеологии рационального ресурсопотребления в сфере жилищно-коммунальных услуг (на примере Республики Татарстан) // Вестник экономики, права и социологии. – 2012. – № 1.– С. 97–101.
2. Романова А.И., Боровских О.Н., Монетова Е.М. Стимулирование внебюджетных инвестиций в региональный жилищно-коммунальный комплекс // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. – 2010. – № 5. – С. 81–85.
3. Начало 2014 года: проблемный фон России // Пресс-выпуск № 2516 Всероссийского центра изучения общественного мнения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.wciom.ru.
4. Гареев И.Ф. Татарстан: жилищная политика, ориентированная на потребности населения // Российское предпринимательство. – 2011. – № 6. – Вып. 1 (185). – С. 184–188.
5. Крамин Т.В., Леонов В.А. Определение приоритетов управления инвестиционной привлекательностью региона и их учет в рамках реализации крупных спортивных мероприятий // Актуальные проблемы экономики и права. – 2012. – № 1. – С. 39–45.
6. Гареев И.Ф., Орлов В.Я. Направления развития института коллективных инвестиций в строительную отрасль // Российское предпринимательство. – 2013. – № 24 (246). – С.100-107.
7. Zagidullina G.M., Romanova A.I., and oth. Peculiarities of Housing Construction Development in the Region // Middle-East Journal of Scientific Research. – 2013. – № 16 (4). – Р. 490–495.
8. Romanova A.I., Mironova M.D., Zagidullina G.M. Indicative Model of Socio-Economic Development of Small Towns // World Applied Sciences Journal: IDOSI Publications. – 2013. – № 24 (3). – Р. 350–357.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:39:40