К вопросу формирования основных понятий теории предпринимательства

Бахтеев И.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 18 (240), Сентябрь 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Бахтеев И.А. К вопросу формирования основных понятий теории предпринимательства // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 18. – С. 4-12.

Аннотация:
Одной из определяющих тенденций современного мирового развития выступает переход все большего количества стран к модели социально-ориентированной рыночной экономики. Между тем первоочередную роль в процессе создания такого хозяйственного порядка, который ставит рынок на службу социальным целям, играет малое и среднее предпринимательство как наиболее эффективная форма активизации инициативной деятельности граждан.

Ключевые слова: предпринимательство, предпринимательская деятельность, предпринимательский потенциал, теория предпринимательства, предпринимательский ресурс



Уточнение понятий…

На съезде Российского союза промышленников и предпринимателей в феврале 2012 г. Владимир Путин поставил задачу открыть дорогу новому поколению бизнесменов, создав в России наилучший инвестиционный климат, подчеркнув, что предпринимательский талант – важнейший ресурс России. Научное обоснование стратегии и тактики государственной экономической политики в сфере предпринимательства требует детальной проработки теоретико-методологических подходов к постановке и решению ее основных задач. Вместе с тем, несмотря на довольно широкую разработку проблемы развития предпринимательства, малоизученными остаются важнейшие ее аспекты: закономерности развития малого и среднего предпринимательства, его роль в обеспечении национального социально-экономического развития, возможности государственного воздействия на предпринимательский потенциал страны и многие другие.

По мнению исследователей, единой теории современного предпринимательства пока не создано, несмотря на значительные теоретические разработки в этой области. Не выработано даже общепринятое определение предпринимательства. Как отмечал П.Ф. Друкер, «прошло уже много лет с тех пор, когда Сей ввел в оборот этот термин, а мы еще все продолжаем путаться в определениях «предприниматель» и «предпринимательство»» [1].

К заслуге отечественных экономистов следует отнести острую постановку проблемы разработки категориального аппарата теории предпринимательства: «Если хозяйственная деятельность в рыночных условиях и предпринимательство суть одно и то же, то в чем необходимость самой категории предпринимательства, почему она так широко и прочно вошла в научный и практический обиход? Неужели в ней нет собственного экономического содержания, в котором выражается какой-то особый срез социально-экономических отношений, особый тип хозяйствования? Неужели предприниматель ничем не выделяется в массе обычных хозяйственных руководителей?» [2]. Российские экономисты указывают на необходимость такого научного анализа, который трансформировал бы понятие предпринимательства в экономическую категорию [3].

Считаем, что в связи с указанными проблемами развития теории предпринимательства первоочередной задачей является уточнение понятий «предпринимательство», «предприниматель», хозяйственная – предпринимательская – экономическая деятельность.

Предпринимательская деятельность как понятие

В современной экономической литературе понятия хозяйственной и экономической деятельности используются как синонимы1. В действительности трудно провести разграничение этих понятий, поскольку оба вида деятельности связаны с действиями человека по созданию благ и услуг для удовлетворения своих потребностей в условиях редкости ресурсов. Большинство исследователей отдают предпочтение термину «экономическая деятельность». Из всех современных экономических словарей только один дает определение понятия хозяйственной деятельности, трактуя ее как трансформацию и приспособление экономических ресурсов в целях удовлетворения экономических потребностей [4].

Экономическая деятельность, по определению Статистической комиссии ООН, представляет собой сочетание действий, приводящих к получению определенного перечня продукции, что достигается объединением ресурсов (оборудования, рабочей силы, технологии, сырья и материалов) в производственном процессе для создания конкретных товаров и услуг [12]. В других источниках под экономической деятельностью понимаются все виды хозяйственной деятельности людей для удовлетворения их потребностей и обеспечения материальных условий жизни [6].

Таким образом, очевидно, что эти два понятия имеют идентичное содержание и их использование в экономической литературе как синонимов вполне корректно.

Однако иначе обстоит дело с понятием предпринимательской деятельности. Среди отечественных экономистов распространены две точки зрения. Согласно первой – предпринимательской деятельностью (предпринимательством) является всякая хозяйственная активность, которая строится на собственной инициативе, ответственности, преодолении риска, организуется с целью получения прибыли за счет комбинаций ресурсов, результатом которых является продукт, обеспечивающий потребности субъектов экономики [7].

В соответствии со второй точкой зрения, предпринимательская деятельность – специфический вид хозяйствования, отличительными чертами которого выступают его инновационный, творческий характер в осуществлении процессов производства товаров и услуг, их обмена, нацеленность на возрастающий результат, что в совокупности обеспечивает удовлетворение потребности предпринимателя в самоутверждении себя как личности в обществе [8]. Такой подход к определению предпринимательства ближе к трактовке данного понятия западными экономистами. Так, Р. Хизрич и М. Питере предлагают достаточно емкое определение предпринимательства, охватывающее все типы предпринимательского поведения: «Предпринимательство – это процесс создания чего-то нового, обладающего ценностью; процесс, поглощающий время и силы, предполагающий принятие на себя финансовой, моральной и социальной ответственности; процесс, приносящий денежный доход и личное удовлетворение достигнутым» [9].

Считаем, что в условиях перехода к информационно-инновационной экономике второй подход к трактовке предпринимательской деятельности обеспечивает более широкие возможности для научного анализа предпринимательства и его роли в развитии экономики. С нашей точки зрения, предпринимательская деятельность – особый тип экономической деятельности, сущностью которой выступает реализация специфического ресурса – предпринимательского.

Предпринимательский ресурс

В традиции экономической историографии тенденция эволюции основных теоретических понятий выявляется при анализе становления и развития социально-экономических феноменов, которые они обозначают. Считается, что предпринимательская деятельность как особый вид хозяйствования формируется на основе развития товарно-денежных отношений [10]. Такой подход приводит к выводу, что предпринимательский ресурс стал реализовываться через предпринимательскую деятельность только в период формирования рынка.

Правоту таких представлений можно проверить только на основе четкого определения понятия «предпринимательский ресурс». Но как раз в этой части никакой ясности в экономической теории пока нет, что отражено и в современной учебной литературе, где положено использовать устоявшиеся, общепринятые определения понятий. Практически во всех учебниках и учебных пособиях или отсутствует разграничение основных понятий теории предпринимательства или проводится их отождествление: «Предпринимательский ресурс (предпринимательский потенциал, предпринимательские способности, предпринимательство) – это способность к эффективной организации взаимодействия остальных экономических ресурсов – труда, земли, капитала, знаний – для осуществления хозяйственной деятельности» [11]. Однако даже простое сопоставление имеющихся в экономической литературе определений базовых понятий позволяет понять невозможность использования перечисленных дефиниций как синонимов. Экономическая теория рассматривает экономический ресурс как средство для создания благ и услуг, характеризующееся определенной редкостью и выступающее фактором производства. Тогда как ресурсный потенциал экономики трактуется как определяемый в конкретном временном интервале запас того или иного ресурса, его совокупность, подверженная увеличению, уменьшению или качественному изменению, выступающая предпосылкой для достижения требуемого экономического результата [3].

Очевидно, что, прежде всего, нуждается в уточнении категория предпринимательского ресурса, являющаяся одной из важнейших для развития теории предпринимательства. Как справедливо отмечается отечественными исследователями, «предпринимательский ресурс по сути состоит и полностью базируется на понятии человеческий фактор или в более широком смысле – человеческий ресурс, включает способность к творчеству и потенциальные возможности всестороннего развития работников, общую культуру и нравственную надежность, определенный эффект кооперации и самоорганизации совершенствование трудовых взаимоотношений, мотивацию, предприимчивость и др.» [13]. Только при такой трактовке проявляет себя важнейшая характеристика предпринимательского ресурса как творческого ресурса, интеллектуального ресурса развития экономики. Уточняется и понимание инвестиций в предпринимательский ресурс как инвестиций в развитие человеческого капитала в части повышения его конструктивности, креативности и инновационности [14].

Таким образом, если человеческие ресурсы в узком смысле определяются как труд и предпринимательство [14], а человеческий капитал трактуется как совокупность врожденных способностей, таланта и приобретенных через обучение и практический опыт умений, навыков, квалификации [16], то нам представляется, то, исходя из общего определения экономического ресурса, наиболее адекватно предпринимательский ресурс следует определить как совокупность субъектов хозяйствования, специфически комбинирующих факторы производства на основе инновационной, творческой, рискованной деятельности, под свою финансовую, моральную и социальную ответственность с целью самореализации, а также извлечения максимально возможных доходов.

Предпринимательский потенциал

С нашей точки зрения, содержит противоречие и довольно распространенная трактовка структуры предпринимательского ресурса, что тоже является следствием отождествления разных понятий. Часть экономистов полагает, что «в состав предпринимательского ресурса входят его носители – предприниматели, его инфраструктура – рыночные институты, его этика и культура» [11]. Принятая в этом тезисе логика требует тогда и включения в предпринимательский ресурс всей рыночной экономики, а не только рыночных институтов, поскольку вне производственной и финансовой сферы, без кредитно-денежной системы и т. п. он не может проявиться. Полагаем, что предпринимательский ресурс как часть человеческого ресурса, важнейшая составляющая человеческого капитала не может включать в себя инфраструктуру.

Напротив, понятие «предпринимательский потенциал» как более широкое, отражающее количественные и качественные параметры предпринимательского ресурса, включает в себя элементы, обеспечивающие реализацию предпринимательской деятельности, его качественное и количественное развитие. Схема, представленная на рисунке, демонстрирует наше представление о структуре предпринимательского потенциала.

1

Подход к определению понятия предпринимательского потенциала, его структуры, отраженный на рис.1, позволяет четко представить себе не только факторы, от которых зависят качественные и количественные параметры предпринимательского потенциала (демографические, социально-исторические, образовательные, экономические и пр.), но и определить возможности и основные направления регулирования предпринимательства.

Вывод

Предложенные уточнения базовых понятий «предпринимательский ресурс», «предпринимательский потенциал», с нашей точки зрения позволяют на теоретическом уровне разграничить категории «бизнес» и «предпринимательство», что может иметь прикладное значение при разработке государственной политики регулирования развития предпринимательства.

Государственные программы поддержки малого бизнеса – самозанятости населения [18], (или крупного бизнеса, основной результат которого в экономике – увеличение объемов выпуска продукции), не могут быть идентичными программам развития малого предпринимательства, имеющего инновационную природу и выступающего агентом изменений в экономике.


Источники:

1. Друкер П.Ф. Рынок: как войти в лидеры. Практика и принципы. – М., 1992. – С. 31–32.
2. Плотникова О.А. Малое предпринимательство и его роль в обеспечении развития национальной экономики Российской Федерации. – М., 2006. – С.9.
3. Половинкин П.Д., Савченко В.Е. Проблема определения экономической сущности и содержания предпринимательства // Вестник Московского университета. Серия Экономика. – 1996. – № 2. – С. 3–15.
4. См.: Национальная экономическая энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vocable.ru/search/dictionary.
5. Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. – 3-е изд. – М.: Инфра-М, 2008. – С. 772.
6. См.: Электронный экономический словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://abc.informbureau.com/html/yeiiiiexaneass_aassoaeuiinou.html; Большой бухгалтерский словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.slovopedia.com/7/196/862045.html.
7. См.: Камаев. В.Д. Учебник по основам экономической теории. – М.: Владос, 1994. – С. 134.; Курс экономики: учебник / Под. ред. Райзберга Б. А. – М.: Инфра-М, 2004. – С. 496–498; Экономика предприятия / Под ред. Сафронова Н.А. – М.: Юристъ, 2002. – С. 44.
8. См.: Филобокова Л.Ю., Багдасарян Г.Г. Региональная политика инновационного развития малого предпринимательства в условиях глобализации экономических процессов // Инновации. Инвестиции. – 2010. – № 4 (24). – С. 6.; Шабуришвили М.В. Содержание и формы инновационного предпринимательства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cfin.ru/bandurin/article/sbrn04/13.shtml.
9. Хизрич, М. Питере. Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха. Вып. 1. – М.: Прогресс-универс, 1991. – С. 26.
10. Блинов А.О., Шапкин И.Н. Предпринимательство на пороге третьего тысячелетия. – М., 2000. – С. 7.; Рассказова Н.В. Теоретические аспекты малого предпринимательства в контексте устойчивого развития социально экономической системы. – М.: Теоретическая экономика, 2009. – С. 43.
11. Бусыгин А.В. Предпринимательство. Основной курс. – М: Инфра-М, 2003. – С. 26.
12. См.: Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. – 3-е изд. – М.: Инфра-М, 2008. – С. 455; Протас В. Ф. Мировая экономика в схемах: учеб. пособие. – М.: ТК Велби; Проспект, 2008. – С. 46.
13. Яценко О.В. О развитии человеческих ресурсов как ключевом факторе развития предпринимательства на территории Иркутской области. Доклад НП «Сообществу управленцев Байкальского региона» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.admin.irbp.ru/page/122/637/.
14. См.: Корчагин Ю.А. Инвестиционная стратегия. – Ростов-н/Д: Феникс, 2006.; Корчагин Ю.А., Маличенко И.П. Инвестиции. Теория и практика. – Ростов-н/Д: Феникс, 2008.
15. Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории. – М.: Владос, 1994. – С. 18.
16. Экономическая теория: учебное пособие / под ред. Н. С. Чернецовой. – Пенза. Изд. – ПГУ, 2011. – С. 129.
18. Чепуренко А.Ю. Что такое предпринимательство и какая политика в отношении предпринимательства нужна России? (Заметки на полях работ современных зарубежных классиков) // Журнал новой экономической ассоциации. – 2012. – № 2 (14). – С. 105–107.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:22:17