Формирование предпринимательской образовательной парадигмы: эволюция и генезис основных понятий
Омаров Э.З.1
1 Тюменский государственный университет
Скачать PDF | Загрузок: 2
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 10 (Октябрь 2024)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=75096501
Аннотация:
В статье поднимается проблема предпринимательского образования в России. Доказано, что под данным типом образования понимается чаще всего бизнес –образование широкого спектра. Исследователи и специалисты, специализирующиеся исключительно на предпринимательстве, приходят из групп ученых других академических областей. Поэтому используемая терминология отличается, авторы используют теоретические основы, концепции и идеи из своих базовых дисциплин в попытке объяснить феномен предпринимательства. Идентифицированы понятия «предпринимательство», «предпринимательское образование», проанализированы основные подходы к пониманию данных терминов, мотивы для выбора предпринимательской деятельности. Для исследования гетерогенности термина «предприниматель» в разных академических плоскостях проведен анализ количества публикаций статей с упоминанием данного понятия в названии работы. Контент-анализ названий статей проведен за период 2000-2024 гг. на платформе www.elibrary.ru.
Поставлена проблема определения структуры и наполнения образовательных программ подготовки профессиональных предпринимателей. Обозначены основные компетенции, необходимые предпринимателям для успешной работы, показаны варианты встраивания данной образовательной парадигмы в систему высшего образования
Ключевые слова: предпринимательство, предпринимательское образование, образовательная программа, подготовка предпринимателей, компетенции предпринимателя
JEL-классификация: L26, M11, M21
ВВЕДЕНИЕ
Развитие экономики в любом обществе связано с ростом предпринимательской деятельности. Предпринимательская деятельность, в свою очередь, выбирается субъектами экономики по разным причинам. Это может быть самореализация, возможность большего заработка и многие другие факторы. Так, Мухачева А.В. считает основной причиной предпринимательства самореализацию, экономические мотивы, по ее мнению, менее значимы [1, С. 1137].
Вовлеченность в предпринимательскую деятельность связана с образованием населения. Имеется ввиду не только предпринимательское образование, но и хорошее базовое образование, позволяющее специалистам открывать бизнесы по сферам своей деятельности, организовывать новые рабочие места.
Устинова К.А., Акиндинова М.А. рассматривают предпринимательскую деятельность как способ решения общественных и экономических задач [2, С.1786]. Однако, некоторые авторы, например, Гурунян Т.В. отмечают тревожную тенденцию у молодежи к снижению интереса к предпринимательству, желании строить карьеру в государственной службе, корпорациях [3, С. 1739].
Целью исследования является формирование предпринимательской образовательной парадигмы, а именно идентификация понятия «предпринимательское образование» и построение его структуры.
Данная тема представляет большой интерес, однако единого методического подхода к нему в настоящее время не существует [3, С. 1735].
СПЕЦИАЛЬНОЕ «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»: ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ
Исследование предпринимательской деятельности начато автором в 2009 году в рамках определения личностной зрелости успешных и неуспешных предпринимателей [4, С. 155]. Было выявлено, что основная сложность определения понятий «предприниматель» и «предпринимательская деятельность» связана с тем, что данные термины широко применяются как синонимы ряда явлений и процессов, часто не связанных с предпринимательством.
Предпринимателями именуются многие участники рынка: инвесторы, рантье, посредники, менеджеры и многие другие. Мы согласны с мнением Литау Е.Я. о множественности трактовок данного понятия и смещении анализа на отдельные профессии и факторы [5]. Так, например, по мнению данного автора, к предпринимателям относятся: основатель стартапа, самозанятый, владелец семейного бизнеса, новаторы и собственники.
Предпринимательство представляет собой неоднородный слой субъектов, видов деятельности и ее результатов, мотивов и качеств. Авторское определение 2011 года: «Предприниматель— это субъект, занимающийся экономической деятельностью, создающий собственное дело, владеющий и управляющий им с целью получения максимальной прибыли, несущий персональную ответственность за риск» [6, С. 59] в рамках исследования переосмыслено.
В таблице 1 представлены основные подходы к понятию «предприниматель», группировка произведена на основе исследования теоретических источников от начала 20 в. до настоящего времени.
Таблица 1
Основные теоретические подходы к понятию «предприниматель» *
№.
п.п |
Название
подхода
|
Сущность
|
Примеры представителей
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1.
|
С позиции
личных качеств субъекта предпринимательской деятельности
|
Предприниматели
– люди, которые проявляют оригинальность в поиске путей увеличения своего
собственного богатства, власти и престижа
|
Баумоль У.
Карлссон Б. |
2.
|
Функциональный
(выполняемые функции)
|
Предприниматель
идет на риск принимая на себя твердые обязательства, благодаря своим проектам
он приносит прогресс в экономику.
|
Купер А.
Хеберт Р. Мерфи П. Омаров Э.З. |
3.
|
Процессный
(последовательность действий)
|
Предприниматель-
координатор производства в конкурентной борьбе
|
Коуз P.
Карланд Дж. Попеску Э.. |
4.
|
С позиции
ожидаемых результатов
|
Предприниматель-
это экономический агент, который внедряет “новые
комбинации факторов производства”, которые, тем самым, предоставляют новые
возможности для инвестиций.
|
Шумпетер Й.А.
Бутильер С. |
Понимание предпринимателя через набор определенных личных качеств, можно наблюдать, например, в понимании Баумоль У. [7]. Предприниматели – люди, которые проявляют оригинальность в поиске путей увеличения своего собственного богатства, власти и престижа, их действия основаны на личных интересах, однако не всегда приводят к производству общественных благ или экономическому прогрессу.
B. Карлссон и др. считают, что предприниматель- носитель творческой идеи. Предпринимательское творчество отличается от литературного или художественного творчества тем, что предприниматель внедряет инновации не путем создания идей, а путем использования их ценности [8, С.355].
Определение предпринимателя через набор качеств многочисленны и привлекательны для разного рода обсуждений, однако, набор определенных качеств не гарантирует успешность будущей предпринимательской деятельности.
Подход к предпринимателю через набор выполняемых функций пришел от функционального подхода к менеджменту. Согласно этому подходу, предприниматель способен выполнять определенные функции.
С данным определением солидарен, например, Купер А. Предприниматель – это основатель новой компании, его намерения направлены на ее рост и процветание [9, C. 111].
У Хеберт Р. и др. предприниматель – тот, кто берет на себя ответственность за оценочные суждения, влияющие на размещение, способ и использование товаров, ресурсов и институций [10, С. 11].
Мерфи П. и др. [11]: предпринимательство- это создание новых знаний, информации, открытие будущих товаров и услуг.
Процессный подход предполагает последовательность определенных действий. Так, согласно Коузу Р. предприниматель- это координатор производства в конкурентной борьбе [12, С.38]. Карланд Дж. и др. [13, С.358] разделяют понятия предприниматель и владелец малого бизнеса. Владелец малого бизнеса - это физическое лицо, которое создает бизнес и управляет им с основной целью достижения личных целей. Бизнес должен быть основным источником дохода и отнимать у человека большую часть времени и ресурсов. Владелец воспринимает бизнес как продолжение своей личности, неразрывно связанное с потребностями и желаниями семьи. Предприниматель - это физическое лицо, которое создает бизнес и управляет им с основными целями получения прибыли и роста. Предприниматель характеризуется в основном инновационным поведением и будет применять методы стратегического управления в своем бизнесе.
Согласно, Попеску Э.: предприниматель- индивид, который способен выполнять функции, приводящие к открытию новых рыночных возможностей. [14, С.563-564]. Несмотря на употребление термина «функция», данный подход, по нашему мнению, относится к процессным, поскольку в нем определено последовательное выполнение действий.
К подходу с позиции ожидаемых результатов можно отнести определение Шумпетера, Й.А. [15] предприниматель- это экономический агент, который внедряет “новые комбинации факторов производства”, которые, тем самым, предоставляют новые возможности для инвестиций. То есть в этом определении ключевое обстоятельство предпринимательства - это инновация как результат деятельности.
Трактовка Бутильер С. [16, С.23-24] на основе переосмысления Шумпетера Й.А. заключается в понимании инновационных факторов в широком смысле слова, а именно, создании новых продуктов; трансферта технологий и методов производства между отраслями; освоение новых источников сырья; завоевание новых позиций на рынке и новых рынков.
Обозначенные авторы отмечают, что отношение общества к предпринимателю неоднозначное. Он рискует, изучает новые направления, чтобы найти потенциальные новые виды бизнеса, но общество ему не доверяет и отвергает. Исторически предпринимательская деятельность была статусом ниже ремесленной и работой, связанной с сельским хозяйством.
Итак, предприниматель- это феномен, который не объяснен в достаточной степени. Научных специалистов, специализирующихся исключительно на предпринимательстве, практически нет, исследователи приходят из групп ученых других академических областей. Поэтому используемая терминология отличается, авторы используют теоретические основы, концепции и идеи из своих базовых дисциплин в попытке объяснить феномен предпринимательства. Обозначенное обстоятельство считается, по нашему мнению, значимым, объясняющим сложности обучению предпринимательству и даже низкую эффективность программ поддержки бизнеса.
Для исследования гетерогенности термина «предприниматель» в разных академических плоскостях проведен анализ количества публикаций статей с упоминанием данного понятия в названии работы. Контент-анализ названий статей проведен за период 2000-2024 гг. на платформе www.elibrary.ru.
Критерии поиска: 1) год 2000-2024; 2) слово «предприниматель» в названии статьи и ключевых словах 3) отрасль науки; 4) публикации в журналах по списку ВАК.
Результаты анализа представлены в таблице 2. В таблице кроме распределения по критериям на основе предложенного платформой www.elibrary.ru. рубрикатора, приведено распределение по темам публикаций.
Важным аспектом является то, что рубрикатора, точно соответствующего целям нашего исследования на указанной выше платформе, не существует. Распределение по темам публикаций произведено прямым подсчётом количества статей по указанной тематике.
Таблица 2
Распределение публикаций на основе критериев поиска
(рубрикатор, встроенный в платформу www.elibrary.ru)*.
№ п.п
|
Наименование
показателя
|
Значение
| |
Кол-во,
ед. |
%
| ||
1
|
2
|
3
|
4
|
1.
|
Публикаций
всего
|
10986
|
100
|
|
в
том числе:
|
|
|
2.
|
Экономика,
экономические науки
|
5060
|
46
|
3.
|
Государство
и право. Юридические науки
|
8470
|
77
|
4.
|
Организация
и управление
|
1718
|
16
|
|
Распределение по темам, публикаций всего: |
10986 |
100 |
|
в
том числе:
|
|
|
5.
|
Юридическая
защита, нормативное регулирование, поддержка
|
4614
|
42
|
6.
|
Налогообложение,
кредитование
|
3735
|
34
|
7.
|
Гендерные
особенности
|
330
|
3
|
8.
|
Подготовка
и обучение
|
1208
|
11
|
9.
|
История
становления
|
440
|
4
|
10.
|
Отношение
к предпринимательству, морально-этические нормы
|
659
|
6
|
Согласно полученным данным, доминирующие число публикаций связано с юридическими аспектами существования предпринимательства. К юридическим наукам отнесено 77% публикаций по теме предпринимательство на платформе www.elibrary.ru. Количество публикаций больше 100%, поскольку некоторые публикации отнесены одновременно к нескольким рубрикаторам, однако тенденция выражена достаточно существенно.
При анализе публикаций по темам к юридической защите предпринимателей, а также вопросам их налогообложения и кредитования отнесено 76% статей. Только 11% статей так или иначе связаны с предпринимательским образованием, вопросы женского предпринимательства, становления и морально –этические аспекты данной сферы изучены в самой малой степени.
Таким образом, можно констатировать традиционный характер исследований в сфере предпринимательства. Организация бизнеса, текущее функционирование, изменение систем налогообложения, - это вопросы, освящаемые в публикациях регулярно с начала 90-хх годов. Более глубинное понимание данной сферы, мотивация предпринимателей, моральная и компетентностная готовность к данному типу деятельности новые, мало исследованные темы.
В рамках исследование сформулировано следующее определение предпринимателя: «предприниматель в современном обществе- это профессионал, обладающий специальными знаниями и компетенциями, позволяющими ему организовывать новые бизнесы в разных социально-экономических и культурных условиях и обеспечивать их функционирование за счет выстраивания адекватной условиям системы управления».
Предприниматель не является менеджером, он может не обладать управленческими компетенциями, особенно узкого профиля, такими как маркетинг, логистика и прочими. Предприниматель должен иметь навыки построения системы управления за счет сочетания умений других специалистов.
Такой подход к предпринимательству обладает научной новизной и предполагает формулировку требований к предпринимательскому образованию.
Вопрос предпринимательского образования поднимается в работах Толмачева Д.Е. и др. [17, С. 232–233], которые исследуя технологическое предпринимательство, подчеркивают влияние развитой инфраструктуры университетов на последующее создание стартапов выпускниками.
В работе Дукхон А. и др. [18] подчеркивается важное влияние навыков генерации инноваций, в том числе организационных, умения распознавать новые прорывные технологии для предпринимателя. Этим навыки, по мнению авторов, необходимо развивать в образовательных организациях по специальным программам. Они отмечают, что эффект обучения не может быть быстрым, он проявляется с временным лагом от трех и более лет.
Мецик С. и др. большое значение при построении системы предпринимательского образования уделяют погружению обучающихся в умную технологическую среду, выделяя особый тип предпринимательства «smart-предпринимательство» [19, С. 2472].
Ключевыми навыками предпринимателя, по мнению Устиновой К.А. является умение работать на международных рынках, а именно, ориентация на глобальную конкуренцию и выход за национальные границы, что возможно только на основе инновационных компетенций [20, С.2793].
Практически все авторы отмечают первостепенный вклад университетов в развитие образования в предпринимательской сфере. Образование кроме классического варианта должно сопровождаться открытием новых компаний в университетской среде (малых предприятий), организации университетских инкубаторов и прочих лабораторий для отработки практических предпринимательских компетенций [21].
ЭКОСИСТЕМА СОЗДАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Согласно проведенному исследованию, отличительными свойствами предпринимательского образования должно быть сочетание классических образовательных технологий и прикладных лабораторий, позволяющих зафиксировать полученные навыки. Речь может идти о создании экосистемы предпринимательского образования, включающей различные элементы, направленные на подготовку профессионалов. Можно привести аналогию с подготовкой специалистов биологов, врачей, инженеров и других, при обучении которых применяется погружение в профессию в реальной среде (больнице, биологической лаборатории и т.п.).
Высокую стойкость к неудачам, рискованность, смелось, целеустремленность возможно наработать только на практике, через собственный опыт. Данную возможность должен предоставлять университет, предлагающий программы по предпринимательскому образованию.
В Тюменском государственном университете с 2018 года функционирует экосистема молодежного предпринимательства, которая построена вокруг международной школы предпринимательства, созданная совместно с Тюменским региональным подразделением «Опора России». Начата подготовка предпринимателей по новой образовательной парадигме.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предпринимательское образование до настоящего времени не структурировано как особый вид образования. Остро стоит вопрос о наполнении образовательных предпринимательских программ структурно и компетентностно отличающихся от программ подготовки менеджеров. Важнейшими навыками будущих предпринимателей являются навыки поиска новых направлений бизнеса, адаптации его под национальные и экономические условия среды, подбор и организация работы управленческой команды, построение рамочный условий взаимодействия с ней и оценки ее работы. Специальных программ подготовки профессиональных предпринимателей недостаточно, структурно они значительно отличаются между собой. Необходимо формирование новой образовательной парадигмы предпринимательского образования. Данная работа начата и успешно реализуется в Тюменском государственном университете.
Источники:
2. Устинова К.А., Акиндинова М.А Вовлеченность в предпринимательство: эффект образования и повышения квалификации // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 6. – c. 1785-1802. – doi: 10.18334/epp.13.6.117838.
3. Гурунян Т.В., Рождественская Е.М. Предпринимательство как динамическая компетенция: модели обучения // Креативная экономика. – 2019. – № 9. – c. 1731-1748. – doi: 10.18334/ce.13.9.40988.
4. Омаров Э.З. Проблема определения и оценки успешности предпринимательской деятельности // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. – 2009. – № 5. – c. 155-161.
5. Литау Е.Я. Понятие предпринимательской деятельности // Экономика и предпринимательство. – 2013. – № 10 (39). – c. 710-716.
6. Омаров Э.З. Особенности личностной зрелости успешных и неуспешных предпринимателей. / диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Южно-Уральский государственный университет. - Тюмень, 2011. – 196 c.
7. Baumol W. Entrepreneurship: Productive, Unproductive, and Destructive // Journal of Political Economy. – 1990. – № 5. – p. 893-921.
8. Carlsson B., Braunerhjelm P., McKelvey M. The evolving domain of entrepreneurship research // Small Business Economics. – 2013. – № 4. – p. 913–930.
9. Cooper A., Komives J.L. Factors influencing the rate of formation of technical companies. - Milwaukee: Center for Venture Management, 1972.
10. Hebert R., Link A.N. Historical Perspectives on the Entrepreneur // Foundations and Trends in Entrepreneurship. – 2007. – № 4. – p. 261-408. – doi: 10.1561/0300000008.
11. Murphy P.J., Liao J., Welsch H.P. A conceptual history of entrepreneurial thought // Journal of Management History. – 2006. – № 1. – p. 12-35. – doi: 10.1108/13552520610638256.
12. Коуз Р. Фирма, рынок и право. / перевод с английского Б. Пинскер. - Москва: Новое издательство, 2007. – 224 c.
13. Carland J., Hoy F., Boulton W.R. Differentiating Entrepreneurs From Small Business Owners: A Conceptualization // The Academy of Management Review. – 1984. – № 9. – p. 354-359.
14. Popescu E. The Evolution of Entrepreneurship Activity Indicators in Two European Countries // Procedia Economics and Finance. – 2013. – p. 562-572.
15. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. / перевод с немецкого В.С. Автономова, М.С. Любского, А.Ю. Чепуренко. - Москва: Прогресс, 1982. – 455 c.
16. Boutillier S., Uzumidis D. The theory of the entrepreneur: from heroic to socialised entrepreneurship // Journal of Innovation Economics and Management. – 2014. – № 14. – p. 9-40.
17. Толмачев Д.Е., Чукавина К.В., Игошина Е.Д. Технологические предприниматели российского происхождения: образование, география, отрасли // Журнал новой экономической ассоциации. – 2022. – № 1(53). – c. 231–240. – doi: 10.31737/2221– 2264–2022–53–1-13.
18. Dukhon A., Zinkovsky K., Obraztsova O., Chepurenko A. How entrepreneurship education programs affect the development of small businesses in russia: empirical analysis in regional contexts // Educational Studies. Moscow. – 2018. – № 2. – p. 139–172. – doi: 10.17323/1814–9545–2018–2-139–172.
19. Мецик О.И., Петренко Е.С., Вечкинзова Е.А. Smart-предпринимательство как современный этап развития предпринимательской деятельности // Креативная экономика. – 2019. – № 12. – c. 2465-2478. – doi: 10.18334/ce.13.12.41426.
20. Устинова К.А. Предпринимательство как фактор развития региональных рынков // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 12. – c. 2791-2810. – doi: 10.18334/epp.11.12.114051.
21. Опыт формирования предпринимательских университетов в контексте модели «тройной спирали». Kapital-rus.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://kapital-rus. ru/articles/article/opyt_formirovaniya_predprinimatelskih_universitetov_v_kontekste_ modeli_troj/ (дата обращения: 20.05.2024).
Страница обновлена: 04.12.2024 в 17:09:14