К вопросу о теоретическом обосновании интернационализации малых и средних предприятий
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 12 (234), Июнь 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Новиков И.А. К вопросу о теоретическом обосновании интернационализации малых и средних предприятий // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 12. – С. 13-22.
Аннотация:
В последние 20 лет во всем мире значительная часть малых и средних предприятий прошла через процесс интернационализации, хотя в России этот феномен еще только зарождается. Большинство классических теорий международного бизнеса были созданы для объяснения интернационализации крупных ТНК и лишь отчасти применимы к малому бизнесу. В данной статье проводится анализ применимости существующих теорий в этой области к процессу интернационализации малых и средних предприятий.
Ключевые слова: экспорт, международный бизнес, международное предпринимательство, интернационализация, теории интернационализации
Исследование Д. де Клерка и др. [1] подтверждает выводы бихевиористской теории о том, что, во-первых, когда компания привыкает к возникновению определенных ситуаций на международном рынке, степень неопределенности в части расширения трансграничной деятельности уменьшается. При этом разница в восприятии интернационализации руководством малых и средних предприятий (МСП) является одной из основных причин вариации степени участия МСП в трансграничных операциях [3]. Во-вторых, подчеркивается, что чем больше знаний получает фирма, тем более выраженным становится ее желание использовать в последующем полученные знания в международной деятельности [2].
В целом, существуют исследования, как подтверждающие стадийный подход к интернационализации [4–7], так и находящие противоречия в этой концепции [8–10]. Подход Йохансона-Вальне, преувеличивая влияние организационного опыта на попытки интернационализации, не мог объяснить, почему некоторые фирмы рано вовлекаются в трансграничные операции или почему они, однажды выйдя на зарубежный рынок, быстро идут по пути интернационализации [11, 12].
С начала 1990-х, когда темпы, задаваемые глобализацией, уже не позволяли следовать пошаговой стратегии выхода на внешний рынок, множество компаний стали вкладывать значительные ресурсы в операции на зарубежном рынке практически сразу после основания. Это явление получило название «молодые многонациональные компании» (infant multinationals) [13], однако большее распространение получил термин «рожденные глобальными» (born-globals) [14].
Born-globals противопоставляются традиционным компаниям, которые выходят на внешний рынок в среднем через 20 лет после основания, после того, как накопят необходимый опыт, и которые как правило доводят экспортные поступления лишь до 20-30% совокупной выручки. В отличие от последних, born-globals выходят на внешний рынок практически сразу и получают от трансграничных операций до 95% выручки [10, 15], рассматривая отечественный рынок лишь как один из равноценных.
Сетевая теория интернационализации
Стремление объяснить феномен “born globals” и критика эволюционной теории интернационализации способствовали появлению новых концепций, в частности, сетевой теории интернационализации.
Основы сетевой теории были заложены Дж. Ричардсоном, который указал на существование «тесных сетей кооперации и иных отношений, связывающих фирмы» [16]. Интерес к исследованию предпринимательских сетей с особенной силой проявился в 1980-х годах [17, 18]. К концу 1980-х было предложено приложить концепцию предпринимательских сетей к объяснению процесса интернационализации [19]. В частности, подчеркивалось, что сеть представляет значительную ценность в качестве источника информации о зарубежном рынке, а также знаний, получение которых заняло бы чрезвычайно много времени при ее отсутствии [20].
Сети помогают в значительной степени снизить неопределенность, сократить затраты и выбрать оптимальную стратегию выхода на зарубежный рынок. Л. Жоу [и др.] выделяют следующие информационные преимущества нахождения в сети: (i) осведомленность о возможностях на зарубежном рынке; (ii) получение советов, а также практических знаний; (iii) взаимное доверие и солидарность [21].
Нахождение в сети может способствовать появлению феномена “big bang” («большой взрыв») [22], который заключается в том, что фирма, сама не осознавая необходимости интернационализации, оказывается вовлеченной в этот процесс более опытными партнерами по предпринимательской сети. Это явление наблюдается, когда субподрядчики следуют за подрядчиком [23], консультанты следуют за своим клиентом [24] и т.д.
Сети могут существовать в форме экспортного консорциума, ассоциации предпринимателей, следования за клиентом (clientfollowership), субподряда или франчайзинга. Отдельно можно выделить неформальные сети.
Сетевая кооперация может возникать и с более крупными компаниями. Последние, стремясь сократить издержки, делегируют МСП некоторые бизнес-процессы, тем самым обеспечивая встраивание малого и среднего бизнеса в свои стоимостные цепочки. Крупные компании могут использовать специфические конкурентные преимущества и гибкость малых, в то время как последние получают возможность избежать в своей деятельности операций со значительным эффектом масштаба. Примером может быть образование сетей МСП для организации поставок корейским чеболям, щитаукэ в Японии [25] и т.д.
Основным достижением сетевой теории можно назвать осознание того, что интернационализация МСП – это не достижение отдельной фирмы, но подчас слаженная работа связанных между собой компаний через формальные и неформальные связи. Таким образом, предпринимательские сети являются тем механизмом, которые значительно ускоряют процесс интернационализации.
Однако сетевая теория является лишь частным случаем, и, например, Н. Мальотра и др. отмечают, что качество сетевой теории страдает из-за сложности объяснения в ее рамках интернационализации фирм, действующих вне предпринимательских сетей [26].
Более того, все же стоит признать, что построение отношений в рамках сети – это не быстрый процесс, и сетевая теория скорее поддерживает, а не заменяет эволюционную теорию интернационализации. Тем не менее, она выходит за рамки эволюционной теории, ставя поведение фирмы в зависимость от связей в рамках предпринимательской сети.
Теория международного предпринимательства
Еще более продвигается в деле объяснения феномена интернационализации МСП теория международного предпринимательства. Это направление получило развитие сравнительно недавно и исследует, как компетенции влияют на стратегический выбор компании в трансграничных операциях [27].
Предприниматель в традиционном понимании – это инициативный человек, неудовлетворенный текущим положением дел, готовый брать на себя риск. Выход на внешний рынок, очевидно, следует рассматривать как поведение предпринимателя, ведь выход на любой новый рынок – это одна из инноваций в определении Й. Шумпетера.
Б. Овиатт и П.Ф. МакДугалл определяют международное предпринимательство как «единение инновационного, инициативного и рискового поведения, которое пересекает национальные границы и нацелено на создание ценности в организации» [27]. Так как ресурсов у небольшой компании недостаточно, стимулом для интернационализации должен стать инициативно настроенный предприниматель. В этой связи, С. Андерссон выделяет три типа предпринимателей: (i) механический (technical) тип концентрируется на развитии технологий и производственного процесса, поэтому интернационализация происходит лишь при наличии стимула извне (“pull strategy”); (ii) маркетинговый тип, напротив, инициативно подходит к процессу интернационализации (“push strategy”) и постоянно находится в поиске возможностей для создания новых каналов сбыта за рубежом; (iii) структурный тип существует, как правило, внутри крупных компаний и рассматривает интернационализацию лишь как часть глобальной стратегии [28].
В отличие от бихевиористской теории, которая уделяет основное внимание важности накопления знаний в организации для начала интернационализации, теория международного предпринимательства фокусируется на ключевых компетенциях фирмы. Обе теории указывают на важность знаний, но разного рода: в первом случае – знаний полученных из опыта, во втором – предпринимательского знания и видения [2].
Ключевым при интернационализации становится способность максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы для достижения цели – завоевания зарубежного рынка. Ключевая компетенция предпринимателя – видеть возможности, невидимые для конкурентов. Более того, важно создавать конкурентные преимущества, которые сложно будет имитировать [2].
Стратегия фирмы может не совпадать с последовательным расширением международной деятельности, и некоторые шаги, традиционные для бихевиористской теории, могут перескакиваться. Так, [29, 30] обращают внимание на тот факт, что руководство с международным опытом имеет желание и возможности проводить трансграничные операции уже на ранних стадиях развития компании.
Теория международного предпринимательства основное внимание уделяет предпринимательской ориентации (entrepreneurial orientation) компании, которая понимается как совокупный уровень (i) готовности к риску, (ii) инноваций и (iii) проактивности (инициативности) компании [31]. Предпринимательская ориентация подразумевает, что компания постоянно находится в поиске возможностей и решений за пределами сферы текущей деятельности [29, 32]. Чем выше предпринимательская ориентация компании, тем выше ее склонность к интернационализации – эмпирически это подтверждается, например, Д. де Клерком и др. [1].
Теория международного предпринимательства проводит четкое различие между процессом интернационализации МСП с одной стороны и крупных компаний с другой. МСП, выходящие на международный рынок, как правило, являются передовыми компаниями, которые постоянно ищут новые возможности роста и которые находятся под сильным влиянием собственника или основателя [33]. Определяющее значение здесь имеют личностные характеристики лица, принимающего решение об интернационализации [34, 35], и его ключевой характеристикой в данном случае является его международная ориентация (international orientation). Ее можно определить как степень видения разницы между внутренним и зарубежным рынками [36]. Чем менее воспринимается эта разница, тем выше международная ориентация.
Выводы
В заключение кратко обобщим полученные результаты обзора.
1. На основе классических теорий интернационализации можно сделать основной вывод о необходимости избирательного подхода к предмету экспорта со стороны МСП. Особенно на первых стадиях интернационализации необходимо концентрироваться на тех товарах, в производстве которых страна в целом имеет выявленное сравнительное преимущество. Что касается теорий несовершенства рынка, несмотря на то, что они своей главной целью ставили объяснение интернационализации крупных фирм, некоторые моменты применимы и к МСП (следование за конкурентами и др.).
Однако более четкое понимание о модели интернационализации МСП можно получить на основе эволюционной, сетевой и теории международного предпринимательства. Одно из основных понятий эволюционной теории, психологической дистанции, очень четко отражается в поведении МСП при выходе на зарубежный рынок. Сократить психологическую дистанцию, а также уменьшить информационный вакуум, призваны предпринимательские сети.
2. Теория международного предпринимательства, подчеркивая основные стороны предпринимательской ориентации: инициативность, принятие риска, инновационность – видит в интернационализации естественный результат предпринимательской деятельности. Экспортное предпринимательство представляет собой деятельность, в процессе которой лица вовлекаются в инициативный и агрессивный поиск продуктовых или рыночных инноваций, а также возможностей, связанных с экспортом, не обращая внимания на различные барьеры внешней среды, с которыми им приходится иметь дело [37].
3. Ключевой задачей в стремлении вовлечь МСП в процесс интернационализации является изменение психологической модели восприятия международного делового пространства предпринимателями. Наряду с объективными факторами, влияющими на международную ориентацию предпринимателей, такими как близость региона деятельности к границе или наличие там морских портов, решающую роль здесь может играть правильно выстроенная политика государственных агентств по продвижению экспорта.
Источники:
2. Autio E., Sapienza H.J., Almeida J.G. Effects of age at entry, knowledge intensity, and imitability on international growth // Academy of management journal. – 2000. – С. 909–924.
3. Ogbuehi A.O., Longfellow T.A. Perceptions of US manufacturing SMEs concerning exporting: A comparison based on export experience // Journal of Small Business Management. – 1994. – Т. 32. – С. 37–37.
4. Wiedersheim-Paul F., Olson H.C., Welch L.S. Pre-export activity: the first step in internationalization // Journal of International Business Studies. – 1978. – С. 47–58.
5. Buckley С.J., Newbould G.D., Thurwell J.C. Going international: The foreign direct investment behaviour of smaller UK firms. University of Reading, Department of Economics, 1978.
5. Yoshihara K. Determinants of Japanese investment in South-East Asia // International Social Science Journal. – 1978. – Т. 30. – № 2. – С. 1–20.
7. Denis J.E., Depelteau D. Market knowledge, diversification and export expansion // Journal of International Business Studies. – 1985. – С. 77–89.
8. Turnbull С.W. A challenge to the stages theory of the internationalization process // Managing export entry and expansion. – 1987. – С. 21–40.
9. Millington A.I., Bayliss B.T. The process of internationalisation: UK companies in the EC // MIR: Management International Review. – 1990. – С. 151–161.
10. Bell J. The internationalization of small computer software firms: A further challenge to “stage” theories // European Journal of Marketing. – 1995. – Т. 29. – № 8. – С. 60–75.
11. Nordström K.A. The internationalization process of the firm: searching for new patterns and explanations. Stockholm: Stockholm School of Economics Stockholm, 1991.
12. Andersen O. On the internationalization process of firms: a critical analysis // Journal of international business studies. – 1993. – С. 209–231.
13. Lindqvist M. Infant multinationals: the internationalization of young, technology-based Swedish firms. Stockholm School of Economics, 1991.
14. McKinsey & Company. Emerging Exporters: Australia’s High Value-added Manufacturing Exporters. Melbourne: Australian Manufacturing Council, 1993.
15. Rennie M.W. Born global // McKinsey Quarterly. – 1993. – С. 45–52.
16. Richardson G.B. The organisation of industry // The economic journal. – 1972. – С. 883–896.
17. Birley S. The role of networks in the entrepreneurial process // Journal of business venturing. – 1986. – Т. 1. – № 1. – С. 107–117.
18. Aldrich H., Zimmer C. Entrepreneurship through social networks // University of Illinois at Urbana-Champaign’s Academy for Entrepreneurial Leadership Historical Research Reference in EntrepreneurshiС. 1986.
19. Johanson J., Mattsson L.G. Internationalization in Industrial Systems. A Network Approach // Strategies in global competition. – London: Croom Helm, 1988. – С. 287–314.
20. Chetty S., Blankenburg Holm D. Internationalisation of small to medium-sized manufacturing firms: a network approach // International business review. – 2000. – Т. 9. – № 1. – С. 77–93.
21. Zhou L., Wu W., Luo X. Internationalization and the performance of born-global SMEs: the mediating role of social networks // Journal of International Business Studies. – 2007. – Т. 38. – № 4. – С. 673–690.
22. Buckley С.J., Chapman M. A longitudinal study of the internationalisation process in a small sample of pharmaceutical and scientific instrument companies // Journal of Marketing Management. – 1997. – Т. 13. – № 1–3. – С. 43–55.
23. Andersen С.H., Blenker С., Christensen С.R. Generic routes to subcontractors’ internationalisation // The Nature of the International Firm. Copenhagen: Handelshöjskolenens förlag, 1997.
24. Sharma D.D., Johanson J. Technical consultancy in internationalisation // International Marketing Review. – 1987. – Т. 4. – № 4. – С. 20–29.
25. Kimura F. Subcontracting and the performance of small and medium firms in Japan // Small Business Economics. – 2002. – Т. 18. – № 1. – С. 163–175.
26. Malhotra N.K., Agarwal J., Ulgado F. M . Internationalization and entry modes: a multitheoretical framework and research propositions // Journal of international marketing. – 2003. – С. 1–31.
27. McDougall С.С., Oviatt B.M. International entrepreneurship: The intersection of two research paths // Academy of Management Journal. – 2000. – С. 902–906.
28. Andersson S. The internationalization of the firm from an entrepreneurial perspective // International Studies of Management & Organization. – 2000. – С. 63–92.
29. McDougall С.С., Shane S., Oviatt B.M. Explaining the formation of international new ventures: The limits of theories from international business research // Journal of business venturing. – 1994. – Т. 9. – № 6. – С. 469–487.
30. Reuber A.R., Fischer E. The influence of the management team’s international experience on the internationalization behaviors of SMEs // Journal of International Business Studies. – 1997. – С. 807–825.
31. Miller D., Friesen С.H. Archetypes of strategy formulation // Management science. – 1978. – С. 921–933.
32. Lumpkin G.T., Dess G.G. Clarifying the entrepreneurial orientation construct and linking it to performance // Academy of management Review. – 1996. – С. 135–172.
33. Mtigwe B. Theoretical milestones in international business: The journey to international entrepreneurship theory // Journal of International EntrepreneurshiС. – 2006. – Т. 4. – № 1. – С. 5–25.
34. Bilkey W.J. An attempted integration of the literature on the export behavior of firms // Journal of International Business Studies. – 1978. – С. 33–46.
35. Brooks M.R., Rosson С.J. A study of export behavior of small and medium-sized manufacturing firms in three Canadian provinces // Export management: An international context. – 1982. – С. 39–54.
36. Dichtl E., Koeglmayr H.G., Mueller S. International orientation as a precondition for export success // Journal of International Business Studies. – 1990. – Т. 21. – № 1. – С. 23–40.
37. Ibeh K.I.N. Toward a contingency framework of export entrepreneurship: conceptualisations and empirical evidence // Small Business Economics. – 2003. – Т. 20. – № 1. – С. 49–68.
Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:15:49