К вопросу о теоретическом обосновании интернационализации малых и средних предприятий
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 12 (234), Июнь 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В последние 20 лет во всем мире значительная часть малых и средних предприятий прошла через процесс интернационализации, хотя в России этот феномен еще только зарождается. Большинство классических теорий международного бизнеса были созданы для объяснения интернационализации крупных ТНК и лишь отчасти применимы к малому бизнесу. В данной статье проводится анализ применимости существующих теорий в этой области к процессу интернационализации малых и средних предприятий.
Ключевые слова: экспорт, международный бизнес, международное предпринимательство, интернационализация, теории интернационализации
Исследование Д. де Клерка и др. [1] подтверждает выводы бихевиористской теории о том, что, во-первых, когда компания привыкает к возникновению определенных ситуаций на международном рынке, степень неопределенности в части расширения трансграничной деятельности уменьшается. При этом разница в восприятии интернационализации руководством малых и средних предприятий (МСП) является одной из основных причин вариации степени участия МСП в трансграничных операциях [3]. Во-вторых, подчеркивается, что чем больше знаний получает фирма, тем более выраженным становится ее желание использовать в последующем полученные знания в международной деятельности [2].
В целом, существуют исследования, как подтверждающие стадийный подход к интернационализации [4–7], так и находящие противоречия в этой концепции [8–10]. Подход Йохансона-Вальне, преувеличивая влияние организационного опыта на попытки интернационализации, не мог объяснить, почему некоторые фирмы рано вовлекаются в трансграничные операции или почему они, однажды выйдя на зарубежный рынок, быстро идут по пути интернационализации [11, 12].
С начала 1990-х, когда темпы, задаваемые глобализацией, уже не позволяли следовать пошаговой стратегии выхода на внешний рынок, множество компаний стали вкладывать значительные ресурсы в операции на зарубежном рынке практически сразу после основания. Это явление получило название «молодые многонациональные компании» (infant multinationals) [13], однако большее распространение получил термин «рожденные глобальными» (born-globals) [14].
Born-globals противопоставляются традиционным компаниям, которые выходят на внешний рынок в среднем через 20 лет после основания, после того, как накопят необходимый опыт, и которые как правило доводят экспортные поступления лишь до 20-30% совокупной выручки. В отличие от последних, born-globals выходят на внешний рынок практически сразу и получают от трансграничных операций до 95% выручки [10, 15], рассматривая отечественный рынок лишь как один из равноценных.
Сетевая теория интернационализации
Стремление объяснить феномен “born globals” и критика эволюционной теории интернационализации способствовали появлению новых концепций, в частности, сетевой теории интернационализации.
Основы сетевой теории были заложены Дж. Ричардсоном, который указал на существование «тесных сетей кооперации и иных отношений, связывающих фирмы» [16]. Интерес к исследованию предпринимательских сетей с особенной силой проявился в 1980-х годах [17, 18]. К концу 1980-х было предложено приложить концепцию предпринимательских сетей к объяснению процесса интернационализации [19]. В частности, подчеркивалось, что сеть представляет значительную ценность в качестве источника информации о зарубежном рынке, а также знаний, получение которых заняло бы чрезвычайно много времени при ее отсутствии [20].
Сети помогают в значительной степени снизить неопределенность, сократить затраты и выбрать оптимальную стратегию выхода на зарубежный рынок. Л. Жоу [и др.] выделяют следующие информационные преимущества нахождения в сети: (i) осведомленность о возможностях на зарубежном рынке; (ii) получение советов, а также практических знаний; (iii) взаимное доверие и солидарность [21].
Нахождение в сети может способствовать появлению феномена “big bang” («большой взрыв») [22], который заключается в том, что фирма, сама не осознавая необходимости интернационализации, оказывается вовлеченной в этот процесс более опытными партнерами по предпринимательской сети. Это явление наблюдается, когда субподрядчики следуют за подрядчиком [23], консультанты следуют за своим клиентом [24] и т.д.
Сети могут существовать в форме экспортного консорциума, ассоциации предпринимателей, следования за клиентом (clientfollowership), субподряда или франчайзинга. Отдельно можно выделить неформальные сети.
Сетевая кооперация может возникать и с более крупными компаниями. Последние, стремясь сократить издержки, делегируют МСП некоторые бизнес-процессы, тем самым обеспечивая встраивание малого и среднего бизнеса в свои стоимостные цепочки. Крупные компании могут использовать специфические конкурентные преимущества и гибкость малых, в то время как последние получают возможность избежать в своей деятельности операций со значительным эффектом масштаба. Примером может быть образование сетей МСП для организации поставок корейским чеболям, щитаукэ в Японии [25] и т.д.
Основным достижением сетевой теории можно назвать осознание того, что интернационализация МСП – это не достижение отдельной фирмы, но подчас слаженная работа связанных между собой компаний через формальные и неформальные связи. Таким образом, предпринимательские сети являются тем механизмом, которые значительно ускоряют процесс интернационализации.
Однако сетевая теория является лишь частным случаем, и, например, Н. Мальотра и др. отмечают, что качество сетевой теории страдает из-за сложности объяснения в ее рамках интернационализации фирм, действующих вне предпринимательских сетей [26].
Более того, все же стоит признать, что построение отношений в рамках сети – это не быстрый процесс, и сетевая теория скорее поддерживает, а не заменяет эволюционную теорию интернационализации. Тем не менее, она выходит за рамки эволюционной теории, ставя поведение фирмы в зависимость от связей в рамках предпринимательской сети.
Теория международного предпринимательства
Еще более продвигается в деле объяснения феномена интернационализации МСП теория международного предпринимательства. Это направление получило развитие сравнительно недавно и исследует, как компетенции влияют на стратегический выбор компании в трансграничных операциях [27].
Предприниматель в традиционном понимании – это инициативный человек, неудовлетворенный текущим положением дел, готовый брать на себя риск. Выход на внешний рынок, очевидно, следует рассматривать как поведение предпринимателя, ведь выход на любой новый рынок – это одна из инноваций в определении Й. Шумпетера.
Б. Овиатт и П.Ф. МакДугалл определяют международное предпринимательство как «единение инновационного, инициативного и рискового поведения, которое пересекает национальные границы и нацелено на создание ценности в организации» [27]. Так как ресурсов у небольшой компании недостаточно, стимулом для интернационализации должен стать инициативно настроенный предприниматель. В этой связи, С. Андерссон выделяет три типа предпринимателей: (i) механический (technical) тип концентрируется на развитии технологий и производственного процесса, поэтому интернационализация происходит лишь при наличии стимула извне (“pull strategy”); (ii) маркетинговый тип, напротив, инициативно подходит к процессу интернационализации (“push strategy”) и постоянно находится в поиске возможностей для создания новых каналов сбыта за рубежом; (iii) структурный тип существует, как правило, внутри крупных компаний и рассматривает интернационализацию лишь как часть глобальной стратегии [28].
В отличие от бихевиористской теории, которая уделяет основное внимание важности накопления знаний в организации для начала интернационализации, теория международного предпринимательства фокусируется на ключевых компетенциях фирмы. Обе теории указывают на важность знаний, но разного рода: в первом случае – знаний полученных из опыта, во втором – предпринимательского знания и видения [2].
Ключевым при интернационализации становится способность максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы для достижения цели – завоевания зарубежного рынка. Ключевая компетенция предпринимателя – видеть возможности, невидимые для конкурентов. Более того, важно создавать конкурентные преимущества, которые сложно будет имитировать [2].
Стратегия фирмы может не совпадать с последовательным расширением международной деятельности, и некоторые шаги, традиционные для бихевиористской теории, могут перескакиваться. Так, [29, 30] обращают внимание на тот факт, что руководство с международным опытом имеет желание и возможности проводить трансграничные операции уже на ранних стадиях развития компании.
Теория международного предпринимательства основное внимание уделяет предпринимательской ориентации (entrepreneurial orientation) компании, которая понимается как совокупный уровень (i) готовности к риску, (ii) инноваций и (iii) проактивности (инициативности) компании [31]. Предпринимательская ориентация подразумевает, что компания постоянно находится в поиске возможностей и решений за пределами сферы текущей деятельности [29, 32]. Чем выше предпринимательская ориентация компании, тем выше ее склонность к интернационализации – эмпирически это подтверждается, например, Д. де Клерком и др. [1].
Теория международного предпринимательства проводит четкое различие между процессом интернационализации МСП с одной стороны и крупных компаний с другой. МСП, выходящие на международный рынок, как правило, являются передовыми компаниями, которые постоянно ищут новые возможности роста и которые находятся под сильным влиянием собственника или основателя [33]. Определяющее значение здесь имеют личностные характеристики лица, принимающего решение об интернационализации [34, 35], и его ключевой характеристикой в данном случае является его международная ориентация (international orientation). Ее можно определить как степень видения разницы между внутренним и зарубежным рынками [36]. Чем менее воспринимается эта разница, тем выше международная ориентация.
Выводы
В заключение кратко обобщим полученные результаты обзора.
1. На основе классических теорий интернационализации можно сделать основной вывод о необходимости избирательного подхода к предмету экспорта со стороны МСП. Особенно на первых стадиях интернационализации необходимо концентрироваться на тех товарах, в производстве которых страна в целом имеет выявленное сравнительное преимущество. Что касается теорий несовершенства рынка, несмотря на то, что они своей главной целью ставили объяснение интернационализации крупных фирм, некоторые моменты применимы и к МСП (следование за конкурентами и др.).
Однако более четкое понимание о модели интернационализации МСП можно получить на основе эволюционной, сетевой и теории международного предпринимательства. Одно из основных понятий эволюционной теории, психологической дистанции, очень четко отражается в поведении МСП при выходе на зарубежный рынок. Сократить психологическую дистанцию, а также уменьшить информационный вакуум, призваны предпринимательские сети.
2. Теория международного предпринимательства, подчеркивая основные стороны предпринимательской ориентации: инициативность, принятие риска, инновационность – видит в интернационализации естественный результат предпринимательской деятельности. Экспортное предпринимательство представляет собой деятельность, в процессе которой лица вовлекаются в инициативный и агрессивный поиск продуктовых или рыночных инноваций, а также возможностей, связанных с экспортом, не обращая внимания на различные барьеры внешней среды, с которыми им приходится иметь дело [37].
3. Ключевой задачей в стремлении вовлечь МСП в процесс интернационализации является изменение психологической модели восприятия международного делового пространства предпринимателями. Наряду с объективными факторами, влияющими на международную ориентацию предпринимателей, такими как близость региона деятельности к границе или наличие там морских портов, решающую роль здесь может играть правильно выстроенная политика государственных агентств по продвижению экспорта.
Источники:
2. Autio E., Sapienza H.J., Almeida J.G. Effects of age at entry, knowledge intensity, and imitability on international growth // Academy of management journal. – 2000. – С. 909–924.
3. Ogbuehi A.O., Longfellow T.A. Perceptions of US manufacturing SMEs concerning exporting: A comparison based on export experience // Journal of Small Business Management. – 1994. – Т. 32. – С. 37–37.
4. Wiedersheim-Paul F., Olson H.C., Welch L.S. Pre-export activity: the first step in internationalization // Journal of International Business Studies. – 1978. – С. 47–58.
5. Buckley С.J., Newbould G.D., Thurwell J.C. Going international: The foreign direct investment behaviour of smaller UK firms. University of Reading, Department of Economics, 1978.
5. Yoshihara K. Determinants of Japanese investment in South-East Asia // International Social Science Journal. – 1978. – Т. 30. – № 2. – С. 1–20.
7. Denis J.E., Depelteau D. Market knowledge, diversification and export expansion // Journal of International Business Studies. – 1985. – С. 77–89.
8. Turnbull С.W. A challenge to the stages theory of the internationalization process // Managing export entry and expansion. – 1987. – С. 21–40.
9. Millington A.I., Bayliss B.T. The process of internationalisation: UK companies in the EC // MIR: Management International Review. – 1990. – С. 151–161.
10. Bell J. The internationalization of small computer software firms: A further challenge to “stage” theories // European Journal of Marketing. – 1995. – Т. 29. – № 8. – С. 60–75.
11. Nordström K.A. The internationalization process of the firm: searching for new patterns and explanations. Stockholm: Stockholm School of Economics Stockholm, 1991.
12. Andersen O. On the internationalization process of firms: a critical analysis // Journal of international business studies. – 1993. – С. 209–231.
13. Lindqvist M. Infant multinationals: the internationalization of young, technology-based Swedish firms. Stockholm School of Economics, 1991.
14. McKinsey & Company. Emerging Exporters: Australia’s High Value-added Manufacturing Exporters. Melbourne: Australian Manufacturing Council, 1993.
15. Rennie M.W. Born global // McKinsey Quarterly. – 1993. – С. 45–52.
16. Richardson G.B. The organisation of industry // The economic journal. – 1972. – С. 883–896.
17. Birley S. The role of networks in the entrepreneurial process // Journal of business venturing. – 1986. – Т. 1. – № 1. – С. 107–117.
18. Aldrich H., Zimmer C. Entrepreneurship through social networks // University of Illinois at Urbana-Champaign’s Academy for Entrepreneurial Leadership Historical Research Reference in EntrepreneurshiС. 1986.
19. Johanson J., Mattsson L.G. Internationalization in Industrial Systems. A Network Approach // Strategies in global competition. – London: Croom Helm, 1988. – С. 287–314.
20. Chetty S., Blankenburg Holm D. Internationalisation of small to medium-sized manufacturing firms: a network approach // International business review. – 2000. – Т. 9. – № 1. – С. 77–93.
21. Zhou L., Wu W., Luo X. Internationalization and the performance of born-global SMEs: the mediating role of social networks // Journal of International Business Studies. – 2007. – Т. 38. – № 4. – С. 673–690.
22. Buckley С.J., Chapman M. A longitudinal study of the internationalisation process in a small sample of pharmaceutical and scientific instrument companies // Journal of Marketing Management. – 1997. – Т. 13. – № 1–3. – С. 43–55.
23. Andersen С.H., Blenker С., Christensen С.R. Generic routes to subcontractors’ internationalisation // The Nature of the International Firm. Copenhagen: Handelshöjskolenens förlag, 1997.
24. Sharma D.D., Johanson J. Technical consultancy in internationalisation // International Marketing Review. – 1987. – Т. 4. – № 4. – С. 20–29.
25. Kimura F. Subcontracting and the performance of small and medium firms in Japan // Small Business Economics. – 2002. – Т. 18. – № 1. – С. 163–175.
26. Malhotra N.K., Agarwal J., Ulgado F. M . Internationalization and entry modes: a multitheoretical framework and research propositions // Journal of international marketing. – 2003. – С. 1–31.
27. McDougall С.С., Oviatt B.M. International entrepreneurship: The intersection of two research paths // Academy of Management Journal. – 2000. – С. 902–906.
28. Andersson S. The internationalization of the firm from an entrepreneurial perspective // International Studies of Management & Organization. – 2000. – С. 63–92.
29. McDougall С.С., Shane S., Oviatt B.M. Explaining the formation of international new ventures: The limits of theories from international business research // Journal of business venturing. – 1994. – Т. 9. – № 6. – С. 469–487.
30. Reuber A.R., Fischer E. The influence of the management team’s international experience on the internationalization behaviors of SMEs // Journal of International Business Studies. – 1997. – С. 807–825.
31. Miller D., Friesen С.H. Archetypes of strategy formulation // Management science. – 1978. – С. 921–933.
32. Lumpkin G.T., Dess G.G. Clarifying the entrepreneurial orientation construct and linking it to performance // Academy of management Review. – 1996. – С. 135–172.
33. Mtigwe B. Theoretical milestones in international business: The journey to international entrepreneurship theory // Journal of International EntrepreneurshiС. – 2006. – Т. 4. – № 1. – С. 5–25.
34. Bilkey W.J. An attempted integration of the literature on the export behavior of firms // Journal of International Business Studies. – 1978. – С. 33–46.
35. Brooks M.R., Rosson С.J. A study of export behavior of small and medium-sized manufacturing firms in three Canadian provinces // Export management: An international context. – 1982. – С. 39–54.
36. Dichtl E., Koeglmayr H.G., Mueller S. International orientation as a precondition for export success // Journal of International Business Studies. – 1990. – Т. 21. – № 1. – С. 23–40.
37. Ibeh K.I.N. Toward a contingency framework of export entrepreneurship: conceptualisations and empirical evidence // Small Business Economics. – 2003. – Т. 20. – № 1. – С. 49–68.
Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:15:49
On Internationalization of Small and Medium Enterprises
Novikov I.A.Journal paper
Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 12 / June, 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Abstract:
Over the past 20 years, numerous small and medium enterprises experienced internationalization, although in Russia this trend is just gaining momentum. Most of classical international business theories were created to explain the internationalization of large TNCs and only partially can be attributed to small business. This paper analyzes the application of existing theories in that field to the internationalization of small and medium enterprises.
Keywords: internationalization, exports, international business, international entrepreneurship, internationalization theories
