Место России как экспортера на мировом рынке образовательных услуг
Скачать PDF | Загрузок: 9 | Цитирований: 15
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 9 (33), Сентябрь 2009
Цитировать:
Иноземцева Е.С. Место России как экспортера на мировом рынке образовательных услуг // Креативная экономика. – 2009. – Том 3. – № 9. – С. 17-23.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=13085735
Цитирований: 15 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Статья освещает место и положение России как экспортера на мировом рынке образовательных услуг (рассматриваются услуги высших образовательных учреждений). На фоне интернационализации мирового рынка высшего образования Россия может получать большее число студенческого контингента и развивать собственные уникальные конкурентные преимущества. Причины и факторы, препятствующие полноценному качественному развитию экспортного направления образовательных услуг в России, также рассматриваются в статье.
Ключевые слова: образовательные услуги, образование, обучение, рынок образовательных услуг, мировой рынок образовательных услуг, экспорт услуг, интернационализация высшего образования
Мировой рынок образовательных услуг, как и любой другой, подчиняется объективным экономическим законам, формирующим спрос и предложение, а также имеет своих лидеров и аутсайдеров. В силу целого ряда причин Россия вступила в ряды полноценных игроков на мировом рынке образовательных услуг значительно позже других стран. В то же время образовательный потенциал является одним из значимых экспортных ресурсов нашей страны, а в развитии российской системы высшего образования может выступать приоритетным направлением.
В настоящее время в нашей стране обучается около 3% от всего контингента иностранных студентов, обучающихся за рубежом (по данным ОЭСР), то есть страна дает образование более 100 тысячам иностранных студентов ежегодно. Доход России от экспорта образовательных услуг составляет около 350 млн долларов. Это существенно меньше аналогичных показателей других стран. США, Великобритания, Германия, Франция, Австралия занимают лидирующие позиции на рынке со значительным отрывом (25% мирового экспорта осуществляет США, 14% Великобритания и т.д.). [1] [1] Важно проанализировать эти показатели во временной ретроспективе, сопоставляя динамику изменения цифр с определенными событиями политико-экономической жизни страны.
Следует отметить, что, начиная с 50-х .гг. ХХ в., доля иностранных студентов в СССР от общемировой численности всех студентов, обучавшихся за рубежом, увеличивалась год за годом. Так, в 1980-х гг. мы занимали 2-ое место в мире (после США) по количеству обучающихся иностранных студентов. В 1990-х численность иностранных студентов в СССР достигла исторического максимума, обеспечив нам прочное 3-е место (после США и Франции). Разумеется, ситуация изменилась радикальным образом в начале 90-х.
В 1995 г. мы переместились на 8-9 место (5% от общемировой численности студентов, обучающихся за рубежом), и за последние 10 лет эта позиция существенно не менялась.
Представленная ниже таблица наглядно показывает рост общемировой численности иностранных студентов, динамику изменения доли иностранных студентов, обучавшихся в СССР/РФ, а также долю этих студентов в составе общемирового студенческого контингента, обучавшегося за рубежом.
Таблица 1
Динамика изменения численности студенческого контингента, обучавшегося за рубежом, в 1950-2007 гг. [2] [2,11-42; 3, 121; 4, 89-91; 5, 3; 6, 106-112]
год
|
Общемировая численность иностр. студентов, тыс.чел
|
Численность иностранных студентов в СССР\РФ, тыс.чел
|
Доля иностр.студентов, обучавшихся в СССР\РФ, в составе общемировой численности иностр.студентов, %
|
1950
|
110
|
5,9
|
5,4
|
1960
|
231,4
|
13,5
|
5,8
|
1970
|
447,8
|
26,2
|
5,9
|
1980
|
915,8
|
88,3
|
9,6
|
1990
|
1168,1
|
126,5
|
10,8
|
1995
|
1523
|
72,0
|
5,0
|
2000
|
2300
|
88,7
|
3,8
|
2005
|
3100
|
96,0
|
3,0
|
2006
|
3200
|
75,8
|
2,3
|
2007
|
3312
|
103
|
3,1
|
При анализе тренда важно принимать во внимание несоизмеримое расширение самого рынка образовательных услуг, и в этом отношении российские показатели растут гораздо медленнее общемировых.
Для сравнения в табл. 2 представлена динамика изменения численности обучающихся иностранных студентов в различных странах мира за тот же период.
Таблица 2
Численность иностранных студентов в ряде ведущих стран мира в период с 1996 по 2001 г, тыс. чел.
Страны
|
1960/1961
|
1970/1971
|
1980/1981
|
1990/1991
|
1995/1996
|
2000/2001
|
США
|
53,1
|
144,7
|
325,6
|
419,6
|
453,8
|
547,8
|
Великобритания
|
12,4
|
24,6
|
56
|
80,2
|
198,8
|
232,8
|
Германия
|
27,1
|
27,8
|
61,8
|
107,1
|
166
|
200
|
Франция
|
27,1
|
34,9
|
114,2
|
136,9
|
138,2
|
160
|
Австралия
|
5
|
7,1
|
17,7
|
34,4
|
102,3
|
150
|
Канада
|
7,3
|
22,3
|
32,3
|
37,2
|
70
|
130
|
Испания
|
3,4
|
10,8
|
11
|
12,6
|
21,4
|
100
|
СССР/Россия
|
13,5
|
26,2
|
88,3
|
126,5
|
73,1
|
95,9
|
(Источник: Шереги Ф.Э, Дмитриев Н.М., Арефьев А.Л.. "Научно-педагогический потенциал и экспорт образовательных услуг российских вузов (социологический анализ)". М., Центр социального прогнозирования. 2002, с. 27-28)
Наша страна потеряла ряд возможностей для развития данного рынка образовательных услуг в начале 90-х .гг. в связи с нестабильным положением практически всех сфер жизни общества. Сразу же произошел существенный отток большого количества иностранных студентов. К сожалению, но время было упущено, хотя вследствие исторического расширения за счет стран СНГ можно было бы совершить качественный скачок в развитии образовательных услуг для внешнего рынка.
В настоящее время привлечение иностранных студентов для обучения в филиалах российских вузов в странах ближнего зарубежья (Казахстан, Узбекистан, Белоруссия и др) является не менее важным направлением экспорта. Слова Главы департамента международного сотрудничества в образовании и науке Минобрнауки Владислава Ничкова подтверждают цифры: в настоящее время «нельзя не отметить определенное снижение доли нашей страны на мировом рынке образовательных услуг, а также более высокие темпы прироста числа иностранных студентов в других странах. Имея значительный потенциал, прежде всего в сфере высшего профобразования, Российская Федерация реализует его далеко не в полной мере», – сказал Ничков, выступая на заседании коллегии Минобрнауки в ноябре 2008г.
Тем не менее, существующее торможение развития экспорта образовательных услуг России не может быть обусловлено только причинами экономических провалов 90-ых гг. XX в. Как представляется, Россия в качестве экспортера на мировом рынке образовательных услуг может занимать более прочные позиции. Наличие уникального предложения позволяет говорить о большом стратегическом потенциале страны в развитии этого направления экспорта.
Конкурентное преимущество России как экспортера на мировом рынке образовательных услуг складывается из следующих компонентов:
- крепкая интеллектуально-культурная база для развития в гуманитарном направлении;
- фундаментальные исследования в области естественно-математических наук на базе высших учебных заведений страны;
- многолетний накопленный опыт комбинирования учебной и исследовательской деятельности, а также многолетний опыт решения научно-практических задач на базе разработок НИИ, НИОКР, появление технопарков и бизнес-инкубаторов в партнерстве с ведущими исследовательскими лабораториями и институтами;
- широкая дифференциация направлений исследовательской деятельности в высших учебных заведениях России (университеты, институты, академии);
- опыт взращивания полноценных научных кадров в университетской среде.
Также уместно отметить связанную с последним пунктом исключительную мотивацию профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений страны. В настоящее время финансирование исследовательских программ, выдача грантов под инновационную деятельность, материальная поддержка вузов со стороны государства недостаточна.
Возникает масса технических и материальных трудностей при осуществлении любых исследовательских задач или инновационных идей в учебном процессе (оборудование аудиторий, программное обеспечение, получение и презентация результатов исследований). В этом смысле сам факт вовлеченности преподавателей в развитие и совершенствование образовательного процесса, появление на кафедрах кадрового резерва в виде аспирантов и молодых преподавателей позволяет говорить об уникальной мотивации преподавательского состава в российских вузах. Поворотным моментом в этом отношении был бы переход от «идейной» мотивации к мотивации, подкрепленной конкретной государственной поддержкой.
Одним из конкурентных преимуществ самой страны можно рассматривать повышающийся в последние годы интерес мировой общественности к развивающимся экономикам БРИК, позволяющим приобрести бесценный опыт наблюдения «живого», растущего, быстро меняющегося рынка. Этот опыт будет полезен не только специалистам экономического, политологического, социологического профиля, но и обучающимся психологии, инженерным наукам и др., так как потребности рынка в свою очередь диктуют спрос на подготовленных специалистов самых различных областей знания.
Развитие экспортной стратегии на мировом рынке требует использования комплексного экспортного маркетинга. Отсутствие планомерной государственной поддержки этого направления может рассматриваться как одна из причин сдерживания экспорта российских образовательных услуг. Есть и другие факторы, препятствующие полноценному развитию качественного предложения образовательных услуг в России и повышению спроса на них среди иностранных студентов:
- недостаточность социально-бытовых условий, а также правовой базы, обеспечивающей нормальное пребывание иностранцев в России;
- отсутствие развитой инфраструктуры предложения образовательных услуг (логистическая поддержка, бытовые коммуникации и проч.);
- проблемы безопасности и отсутствие муниципальных гарантий в отношении здравоохранения иностранных граждан, пребывающих на территории РФ;
- сложности коммуникации (в том числе вследствие слабого уровня русского языка у иностранных студентов);
- и важная проблема слабого продвижения экспорта образовательных услуг на внешний рынок: отсутствие комплексного маркетинга услуг и государственного системного подхода.
Образование на Западе все больше развивается в экспортном направлении, принося определенные материальные блага государству-производителю. Ведущие страны мира не просто понимают целесообразность развития этой структурной единицы ВВП, но и возлагают большие надежды на получение дохода от экспорта услуг. Таким образом, выделяется несколько ключевых трендов развития экспорта образовательных услуг на мировом рынке:
- интернационализация высшего образования;
- интегрирование в единый образовательный стандарт (в европейский стандарт образовательной системы – для стран Европы и России);
- развитие кросс-культурных связей и коммуникации на различных уровнях: между отдельными образовательными учреждениями, в региональном аспекте, а также на международном уровне;
- появление новых форм и форматов образования как ответ современным тенденциям развития общества: потребность в новых специальностях, появление большего количества междисциплинарных связей;
- влияние механизмов глобализации на формирование современного образовательного стандарта; связанное с этим увеличение потребности рынка и общества в актуальных специальностях (экомаркетинг, медиаобразование, кросс-культурный менеджмент и др).
Российский экспорт образовательных услуг повторяет мировые тренды, но… с некоторым отставанием. Оценить это отставание более или менее объективно достаточно сложно, так как для этого нам следовало бы провести аналитический разбор того, насколько справедливы предпосылки и факторы развития, можем ли мы сравнивать Россию с другими странами ввиду самобытности исторически-социального развития в ХХ в.
Несомненно, мы интегрируемся в единый европейский образовательный стандарт, пытаемся развивать экспортный маркетинг образовательных услуг, наблюдаем процесс интернационализации высшего образования, получаем опыт других стран. Но перед тем как ставить целью повторение опыта других стран, требуется ответить на вопрос: А стоит ли России следовать традиционному развитию экспортного направления или есть свой особый путь, навеянный исторической и культурной спецификой?
В любом случае ответ на этот вопрос должен влиять на маркетинговые решения, принимаемые страной при позиционировании на внешнем рынке: выбор конкурентной стратегии и определение своих конкурентных преимуществ.
Источники:
2. Материалы UNESCO Statistical Yearbook. – Paris, 2002. – P. 11-42.
3. Шереги Ф.Э, Дмитриев Н.М., Арефьев А.Л. Научно-педагогический потенциал и экспорт образовательных услуг российских
вузов (социологический анализ). – М.: Центр социального прогнозирования. 2002. – С. 27-28.
3. UNESCO Statistical Yearbook. Paris, 2007 (Интернет-версия);
4. Русское издание международного справочника «Образование за рубежом-2002». - М. 2002.
5. Opendoors. Report on international educational exchange. - New York, 2001.
6. World educational report, 2003.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 10:06:55