Национальная инновационная система и её особенности в России

Гусева З.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 8 (32), Август 2009

Цитировать:
Гусева З.В. Национальная инновационная система и её особенности в России // Креативная экономика. – 2009. – Том 3. – № 8. – С. 106-110.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=12846952
Цитирований: 5 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Цель данной работы – рассмотреть современное состояние национальной инновационной системы (НИС) России. Для этого мы составили общую модель НИС на основе обобщения концепций зарубежных и российских исследователей, раскрыли тенденции развития инновационной системы в России на современном этапе.

Ключевые слова: инновации, международные корпорации, зарубежный опыт, национальная инновационная система, интернационализация



В условиях глобализации экономических отношений все актуальнее становится вопрос активизации инновационной деятельности субъектов экономики, служащая основой для развития их конкурентных преимуществ. Однако доля наукоемкой продукции России в международной торговле пока незначительна: по разным оценкам она составляет от 0,35 до 1% [1, С. 20]. Этим, в частности, объясняется низкая конкурентоспособность экспортируемых отечественных товаров и услуг. Основной причиной такого положения, на наш взгляд, является то, что российская национальная инновационная система (НИС) находится лишь на стадии своего формирования и испытывает ряд проблем. В связи с этим важно найти путь, который позволит решить проблему построения НИС России, адекватной требованиям рыночной экономики.

Вопрос различия стран по уровню вовлеченности в инновационные процессы является ключевым в теории НИС, которая появилась относительно недавно – в конце 80 гг. XX в. Ее основателями являются К. Фримен, Б. Лундвалл, Р. Нельсон. Среди российских исследователей хотелось бы отметить работы Н.И. Ивановой, В.В. Иванова, К.И, Плетневой, А.Н. Фоломьевой, Н.В. Шелюбской и др.

Обобщая научные исследования как зарубежных, так и российских авторов, мы разработали модель национальной инновационной системы (см. рис.1).

Как представлено на схеме, в качестве центрального субъекта НИС выступает фирма, которая преобразует новые знания и идеи в инновации, необходимые для поддержания ее конкурентоспособности. Кроме того НИС включает в себя 3 основных компонента:

  • конкурентное окружение, ведь именно конкуренция побуждает фирму заниматься инновационной деятельностью;
  • инфраструктура, как система институтов, способная обеспечить фирмы ресурсами, необходимыми для осуществления инновационной деятельности (финансовые средства, кадры, информацию и т.д.);З
  • государственная политика, обеспечивающая эффективное взаимодействие фирм, а также создание инфраструктуры и благоприятных институциональных условий для инновационной деятельности частных компаний.
  • При этом существует большое количество факторов, которые определяют особенности НИС: соотношение государственного и частного сектора в выполнении указанных функций; присутствие иностранных компаний; соотношение фундаментальных и прикладных исследований и разработок; динамика развития и отраслевая структура инновационной деятельности.

    В настоящее время в России перед государством стоит задача совершенствования НИС, что обусловлено предшествующим периодом перехода от административно-командной модели к рыночной и разрушением существовавших связей.

    До экономических преобразований конца XX в. в России существовавшая научно-техническая деятельность была монополизирована государством. Ввиду отсутствия сформированной инновационной системы в настоящее время наука и инновационная деятельность в России остаются практически невостребованными. С 1992 г. сократилось число образцов вновь создаваемых типов машин, оборудования, приборов, средств автоматизации. Современная промышленность в основном ориентируется на закупку импортной техники и технологий, а горнодобывающая, металлургическая промышленность, железнодорожный транспорт и авиация эксплуатируют изношенную на 2/3 и морально устаревшую технику [2]. Причиной такого состояния явилась в первую очередь то, что большинство предприятий перешло в негосударственный сектор, соответственно и задачи реализации инновационных процессов также оказались на стороне частного сектора. При этом были нарушены экономические связи, что в условиях отсутствия правой базы и эффективных инструментов государственного регулирования привело к деградации инновационной деятельности.

    Рис. 1. Национальная инновационная система

    При этом в национальной экономике произошли структурные сдвиги в пользу производства энергосырьевых товаров, причем очевидно, что потребности добывающего сектора в инновациях существенно ниже потребностей в отраслях, занимающихся производством средств производства и товаров конечного потребления. В настоящее время в значительной мере высокие темпы экономического роста России базируются на благоприятной конъюнктуре на мировых сырьевых рынках. Структурные реформы идут медленно, поэтому трудно предсказать, как будет развиваться экономика страны в долгосрочной перспективе.

    Таблица 1

    Расходы стран на НИОКР по источникам

    финансирования за 1995-2006 гг.

    Страна
    Расходы на НИОКР (в % к ВВП)
    Доля финансирования НИОКР за счет иностранных инвестиций (%)
    Доля финансирования НИОКР за счет частного сектора(%)
    Доля финансирования НИОКР за счет государства (%)
    Россия
    1,1
    10,0
    32,4
    57,0
    Япония
    3,1
    0,4
    73,5
    18,8
    Германия
    2,4
    2,3
    64,9
    32,4
    Испания
    1,0
    6,3
    48,2
    40,2
    Швеция
    3,8
    2,2
    34,0
    11,9
    Великобритания
    1,8
    17,9
    46,2
    30,4
    США
    2,6
    нет данных
    65,9
    29,1
    Индия
    0,7
    нет данных
    21,3
    74,6

    С точки зрения финансирования инновационной деятельности в нашей стране также требуются изменений. Так данные, приведенные в табл. 1 [1], позволяют сделать вывод о том, что расходы на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки) в России (1,1% от ВВП) намного ниже уровня таких развитых стран, как Швеция (3,8%), Япония (3,3%), США (2,6%), Германия (2,4%) и ближе к уровню развивающихся стран (Индия – 0,7%). Данные в табл.1 представляют собой средние показатели за период с 1995 по 2006 гг. В России более половины средств на финансирование НИОКР выделяется за счет государства. В развитых же странах основным инвестором в данную сферу является частный сектор.

    Из вышесказанного следует, что российская инновационная система еще только находится в начале процесса формирования, причем государство продолжает играть решающую роль в производстве инноваций. Сама по себе сильная роль государства, на наш взгляд, не является отрицательным явлением. Но при этом важно заботиться о поиске иных источников появления инноваций, учитывая опыт других стран и общемировые тенденции развития инновационной деятельности.


    Источники:

    1. Гохберг Л. М. Новая инновационная система для «новой экономики» – М.: ГУ ВШЭ, 2002. – 32 с.
    2. Тычинский А.В. Управление инновационной деятельностью компаний: современные подходы, алгоритмы, опыт. – Таганрог: [Электронный ресурс] / ТРТУ, 2006. – Режим доступа: http:// www.aup.ru/books/m87/.

    Страница обновлена: 14.07.2024 в 13:59:17