Факторы, способствующие интернационализации и выходу на внешние рынки для предпринимателей в условиях пандемии COVID-19

Павента Е.1, Кириллов Ю.Г.2
1 Варшавский Экономический Университет, Институт Международной Экономики
2 Омский государственный технический университет

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право
Том 11, Номер 7 (Июль 2021)

Цитировать:
Павента Е., Кириллов Ю.Г. Факторы, способствующие интернационализации и выходу на внешние рынки для предпринимателей в условиях пандемии COVID-19 // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – Том 11. – № 7. – doi: 10.18334/epp.11.7.112339.

Аннотация:
В статье исследуются результаты влияния пандемии Covid-19 на международный бизнес, осуществляемый интернациональными субъектами предпринимательства. Обобщаются теоретические основы глобальной интернационализации предприятий до Covid-19. Анализируются явления бизнес – среды, оказавшие воздействие на международных предпринимателей, а именно, изменения в глобальной цепочке поставок, разрушение институтов и сетей, цифровизация бизнеса, глобальные инновации в области здравоохранения, развитие социального предпринимательства, развитие устойчивости и адаптация предпринимателей к новым условиям. Результаты анализа могут быть использованы в дальнейшем изучении предпринимательского поведения интернациональных компаний в новых постпандемийных реалиях внешней среды.

Ключевые слова: предпринимательство, международный бизнес, COVID-19, интернационализация, Born Global

JEL-классификация: L26, M21, F23



Введение

До появления пандемии COVID-19 (COVID) на бизнес-среду в значительной степени влияли продолжающиеся процессы глобализации в конце XX и начале XXI века. Развитие инновационных технологий, телекоммуникаций, транспорта и логистики облегчило предпринимателям ведение бизнеса на внешних рынках [1] (Knight, Cavusgil, 2004). Быстрая интернационализация стала более легкой и распространенной даже среди малых и средних предприятий (МСП). Соответственно, развивались исследования международного предпринимательства – от моделей поэтапной интернационализации до теорий быстрой интернационализации, включая феномен глобальных компаний – Born Global. Широко обсуждались характеристики рождающихся глобальных компаний и детерминанты появления этих компаний. Факторы быстрой интернационализации фирм широко исследовались в литературе во многих контекстах [2, 3] (Oviatt, McDougall, 1994; Moen, 2002). Они обычно сгруппированы по внутренним, внешним и предпринимательским факторам. Факторы предпринимательского уровня были определены как одни из фундаментальных факторов, определяющих быструю интернационализацию и будущий международный успех компании.

По состоянию на 26 июня 2021 года COVID вызвал 3,9 миллиона смертей и более 180 миллионов подтвержденных случаев заболевания по всему миру [4]. Вспышки пандемии повлияли на все аспекты человеческой жизни и значительно изменили экономическую среду. Внешние факторы быстрой интернационализации Born Global, такие как развитие транспорта и логистики, развитие международной торговли, находятся под влиянием продолжающихся потрясений [5, 6] (Kufel, 2020; Ratten, 2020). Учитывая то, что факторы предпринимательского уровня являются одной из фундаментальных детерминант глобальной интернационализации, важно ответить на следующие вопросы: как мировые компании отреагировали на пандемию COVID? как это повлияет на скорость и темпы интернационализации? каким образом интернациональные МСП используют свой подход, навыки и знания для ведения бизнеса на международном уровне перед лицом COVID?

Это исследование вносит вклад в развитие существующей литературы о влиянии COVID на международный бизнес, принимая во внимание конкретно предпринимательские факторы интернационализации бизнеса в фирмах, рождающихся глобальными. В этой статье представлен обзор научных исследований, проведенных в 2020 и 2021 годах, посвященных влиянию COVID на международный бизнес и особенно на МСП. В следующих разделах представлены тенденции интернационализации бизнеса до COVID и обзор литературы о влиянии COVID на международный бизнес. Далее излагается методология исследования, а затем результаты и обсуждение. Последний раздел содержит основные выводы и ограничения исследования, а также направления будущих исследований.

Глобальная бизнес-среда до COVID и факторы интернационализации

Интернационализация фирм была основательно проанализирована с различных теоретических позиций как на макро-, так и на микроэкономическом уровнях. Первые экономические теории, описывающие международную торговлю с макроэкономической точки зрения, восходят к концу XVIII – началу XIX века. Предметом анализа стали транснациональные корпорации, в результате чего было создано несколько экономических теорий интернационализации: теория жизненного цикла продукции, теория трансакционных издержек, теория интернационализации и эклектическая парадигма международного производства. Исследования на микроэкономическом уровне, посвященные интернационализации компаний, были сосредоточены на рыночном поведении фирм в процессе выхода на международный уровень. Многочисленные исследователи пытались выявить основные мотивы интернационализации фирмы, ее стратегии выхода на внешние рынки и детерминанты выбора международного рынка. Это привело к созданию нескольких теорий поэтапной интернационализации, которые утверждают, что международное участие фирмы постепенно увеличивается по мере того, как она приобретает знания и опыт на международной арене [7] (Johanson, Wiedersheim-Paul, 1975). Модель Уппсала основана на предположении о том, что фирма стремится увеличить свою долгосрочную прибыль и сохранить принятие рисков на низком уровне [8] (Johanson, Vahlne, 1977), поэтому процесс интернационализации, как правило, протекает медленно. Теория также предполагает, что компании начинают экспортировать в соседние страны с меньшей психологической дистанцией, созданной языковыми различиями, культурой, политическими системами и не нарушающей коммуникации между фирмой и рынком.

Исследования по интернационализации фирм до 1990-х годов в основном основаны на крупных транснациональных корпорациях, которые развились из крупных, зрелых отечественных компаний [2] (Oviatt, McDougall, 1994). Однако в связи с изменением глобальной бизнес-среды, техническим прогрессом, открытием границ, улучшением скорости и качества международных коммуникаций, включая транспортные связи, увеличением числа людей с международным опытом – стало возможным вести бизнес по всему миру с ограниченными ресурсами. Это привело к появлению феномена международного предпринимательства [9] (McDougall, Oviatt, 2000). Концепция международного предпринимательства сочетает в себе элементы теории международного бизнеса и теории предпринимательства. Впервые она была определена МакДугаллом (1989) как новые международные фирмы, которые с самого начала своего появления принимают участие в международной деятельности и выходят на внешние рынки. С тех пор быстро интернационализирующиеся фирмы стали очень популярным предметом исследований. Их называли Born Global, «рожденные глобальными», «международными новыми предприятиями», «глобальными стартапами» и «мгновенными интернационалами». Такие фирмы определяются как коммерческие организации, которые с самого начала стремятся получить значительные конкурентные преимущества от использования ресурсов и продажи продукции во многих странах.

Фирмы, рожденные глобальными, обычно характеризуются высокой активностью на международных рынках с момента своего основания, ограниченными ресурсами, менеджерами с развитым международным мировоззрением, акцентом на высоком качестве продукции и стратегиями дифференциации бизнеса [10] (Madsen, Servais, 1997). Обладая ограниченными финансовыми ресурсами и знаниями о внешних рынках, эти фирмы умудряются начинать международные операции с момента основания или почти с момента своего основания. Поэтому этот тип фирм стал предметом интереса для международных исследователей.

Существует множество исследований, пытающихся объяснить ключевые факторы международной экспансии Born Global. Большинство исследователей показывают сочетание внешних факторов, внутренних факторов и факторов, связанных с личностью предпринимателя [11] (Zahra, George, 2002). Внешние факторы в основном связаны с характеристиками рынка, такими как отраслевая или региональная экспортная культура, стимулы международной торговли или характеристики спроса. Внутренними, организационными причинами выхода на внешний рынок являются нишевые продукты, глобальная стратегия и доступность ресурсов. Однако причины, связанные непосредственно с предпринимателями, являются основополагающими в интернационализации компании.

Учитывая, что факторы предпринимательского уровня являются важнейшими и определяющими рождение глобальной интернационализации, интересно ответить на следующие вопросы: Как международные предприниматели отреагировали на пандемию COVID? Как это повлияет на скорость и темпы их интернационализации? Каким образом прирожденные глобальные предприниматели используют свой подход, навыки и знания для ведения бизнеса на международном уровне перед лицом COVID? В следующем разделе приводится информация о методологии, используемой для решения указанных вопросов.

Методология исследования

Обзор исследований международного бизнеса и международного предпринимательства, проведенных до COVID, показывает растущую роль зародившихся глобальных компаний, которые выходят на международные рынки сразу после появления. Чтобы узнать о влиянии COVID на международный бизнес и поведение компаний, рожденных глобальными, был применен метод сочетания обзора литературы и тематических исследований. Под систематическим обзором понимается достоверный научный обзор существующих исследований по предметной области или теме [12] (Petticrew, Roberts, 2006). Его цель – выявить, оценить и обобщить все соответствующие исследования с использованием прозрачного и воспроизводимого процесса [13] (Tranfield, Denyer, Smart, 2003). Систематический обзор литературы позволяет критически участвовать в исследовании и отдавать предпочтение эмпирическим данным над существующими знаниями. Метод тематического исследования был применен с целью использования исследовательского, углубленного изучения для лучшего понимания темы. Цель заключалась в том, чтобы лучше понять влияние COVID на интернационализацию и эффективность деятельности рожденных глобальными фирм, а не проверить обоснованность существующих теорий.

Был проведен систематический обзор литературы, чтобы определить текущее состояние исследований влияния COVID на международное предпринимательство и быструю интернационализацию. Это было достигнуто за счет последовательного анализа журнальных статей и отраслевых отчетов. Изученные статьи опубликованы в 2020–2021 годах. Статьи, вошедшие в окончательную выборку для обзора литературы, можно разделить на три основные группы (с явным преобладанием первой):

- эмпирическое исследование влияния COVID на международное предпринимательство;

- концептуальные статьи или обзоры литературы, которые вносят важный вклад в исследуемую тему;

- отраслевые отчеты и обзоры.

Девять тематических исследований, использованных в данной научной работе, были отобраны на основе подхода целенаправленной выборки. Основные критерии были основаны на Габриэльсон и др. (2008), результаты по исследованию фирм, рожденных глобальными [14] (Gabrielsson, Kirpalani, Dimitratos, Solberg, Zucchella, 2008). На основе этих критериев были выбраны фирмы, принадлежащие предпринимателям из разных стран (Польша, Шотландия, Австралия, Эстония, Германия и Россия), действующие на международном уровне и имеющие обширную экспортную деятельность. Отобранные фирмы различаются по своему отраслевому сектору и зарубежным рынкам, на которых они работают, чтобы обеспечить вариацию для анализа. Подробная информация о компаниях и их характеристиках была получена в результате обширных интернет-исследований (веб-сайты, блоги, газетные статьи) и через опросы предпринимателей. Опросы позволили определить, является ли изучаемая фирма глобальной, и упростить исследование влияния COVID на ее операции.

На основе обзора литературы за 2020–2021 годы и анализа тематических исследований в следующем разделе описывается, как COVID повлиял на международную бизнес-среду и процессы интернационализации.

Влияние COVID-19 на международное предпринимательство

Совершенно очевидно, что COVID внес серьезные изменения в глобальную бизнес-среду. На международные организации, в том числе компании, рожденные глобальными, значительно повлияли социальные и экономические изменения в разных странах по всему миру. Исследование выявило несколько глобальных тенденций, которые влияют на международных предпринимателей и которые важно упомянуть в контексте данного исследования. К этим тенденциям относятся изменения в глобальной цепочке поставок, разрушение институтов и сетей, цифровизация бизнеса, глобальные инновации в области здравоохранения, развитие социального предпринимательства, развитие устойчивости и ориентация на инновационное предпринимательство. Каждый из этих факторов по-своему влияет на международное предпринимательство и быструю интернационализацию, создавая как проблемы, так и возможности для предпринимателей.

Преобразование глобальной цепочки поставок

Обсуждения перестройки глобальной цепочки поставок начались задолго до COVID. Вместо тенденции развития и укрепления интернациональных цепочек возникли протекционистские движения, которые выступали против зависимости от иностранных компаний [15] (Zahra, 2021). С момента появления COVID эти движения стали еще более активными из-за кризиса в области здравоохранения и нехватки основных медицинских принадлежностей во многих странах. Например, когда китайские фабрики, на которых производились многие из этих товаров, были закрыты, а многие другие страны отдавали приоритет своим гражданам перед поставками иностранным клиентам, некоторые страны не смогли наладить собственное производство для удовлетворения растущего внутреннего спроса. Один из предпринимателей говорит, что поставка и производство были сложной задачей для их компании: «Производство и привлечение клиентов было самой большой проблемой, поскольку мы не могли поехать на наши объекты или встретиться с клиентами. Также у нас возникли проблемы с доступностью запчастей из-за временного закрытия завода и склада поставщика ».

Глобальная цепочка поставок, вероятно, продолжит преобразовываться на основе опыта COVID, что будет включать перемещение предприятий за пределы Китая и увеличение внутреннего производства в ЕС и США. Эти изменения определенно повлияют на предпринимателей, рожденных глобальными, и их поведение на международных рынках. Решения о том, где разместить бизнес, с кем сотрудничать и на каких рынках работать, будут зависеть от меняющейся глобальной деловой среды. Некоторые глобальные предприятия, которые раньше не видели никаких препятствий, могут ограничить свой охват и сосредоточиться на соседних странах или определенных регионах.

Разрушение институтов и сетей

Международные бизнес-сети были одним из самых важных факторов, определяющих интернационализацию родившихся глобальными компаний. Компании развивали отношения и создавали стратегические альянсы, чтобы использовать и увеличивать свои собственные ресурсы, а также извлекать выгоду из ресурсов других фирм в рамках своей сети [16] (Laanti, Gabrielsson, Gabrielsson, 2007). Используя свои сети, Born Global получили возможность глобализировать свою деятельность без значительных вложений собственного капитала, поскольку сети позволяют им получить доступ к дополнительным ресурсам в различных областях, таких как НИОКР, технологии, производство, маркетинг и распределение. Шарма и Бломстермо (2003) отмечали, что возможность выхода на иностранный рынок для фирм, рожденных глобальными, основывается на их существующих знаниях и знаниях, полученных в результате их сетевых связей [17] (Sharma, Blomstermo, 2003). Один из прирожденных глобальных предпринимателей заявляет: «У меня обширная сеть международных контактов, которые очень помогают в бизнесе. Мне помогают мои сформированные деловые связи, так как я все время активен во всех своих сетях». Некоторые авторы считают, что предприниматели не только используют существующие сети на рынке, но и создают новые сети, чтобы продвинуться в процессе интернационализации [18] (Loane, McNaughton, Bell, 2004). Значительную роль в процессе создания сетей играют предприниматели, рожденные глобальными.

Пандемия COVID значительно нарушила международные бизнес-сети, что может негативно повлиять на зарождающуюся глобальную активность в будущем. Это может уменьшить поток идей, ресурсов, социального капитала, который необходим для быстрой интернационализации. Более того, наблюдается тревожная тенденция к сокращению потока венчурного капитала через международные границы, особенно в странах с развивающейся экономикой [19]. Тем не менее существует положительная тенденция к появлению онлайн-сетей в виде групп поддержки бизнеса, онлайн-хакатонов в поддержку молодых предпринимателей, сетевых групп. Некоторые из прирожденных глобальных предпринимателей продолжают активно участвовать в онлайн-сетях: «Я являюсь членом международной группы поддержки и установления деловых контактов. Принимаю участие во многих международных мероприятиях. Это помогает мне расширять международный бизнес». Продолжающаяся тенденция к разрушению традиционных сетей, очевидно, не является большой проблемой для прирожденных глобальных предпринимателей, поскольку они демонстрируют высокий уровень предпринимательской ориентации и устойчивости.

Цифровизация бизнеса

Цифровизация бизнеса была одной из постоянных тенденций до COVID, которая позволила многим прирожденным глобальным предпринимателям немедленно начать свой бизнес на международном уровне. Новые коммуникационные технологии, доступность Интернета и множество инструментов цифрового бизнеса позволили компаниям легко вести бизнес на международном уровне. Однако только во время COVID, когда многие предприниматели были вынуждены закрыть или сократить свой бизнес, были полностью переосмыслены методы работы. Когда для людей стало невозможно работать в офисе, ходить по магазинам и даже учиться, цифровые технологии смогли предложить инновационные решения, которые до пандемии использовались только первопроходцами. Пандемия способствовала распространению цифровых технологий [20] (Drobot, Makarov, Manasyan, Nazarenko et al., 2020). Предприниматели говорят: «Использование современных онлайн-технологий очень помогает в онлайн-бизнесе – программное обеспечение для рассылки, программное обеспечение для планирования, возможность нацеливания на конкретную аудиторию – все это позволяет намного проще вести бизнес на международном уровне». Другой предприниматель говорит: «Это сильно помогло, поскольку мы превратили продукт в инструментальную панель с установкой и обучающим видео, размещенным онлайн». В то время как для некоторых предпринимателей адаптация к «новой норме» прошла гладко, другие изо всех сил пытаются адаптировать свою деятельность к новым цифровым вызовам и были вынуждены ограничить свою деятельность. Независимо от того, удастся ли компаниям адаптироваться к новой тенденции или нет, цифровизация имеет безальтернативный характер, особенно для международных компаний, которые хотят быстро выйти на глобальный уровень.

Развитие социального предпринимательства и инноваций в сфере здравоохранения

Принятие социальных миссий для интернациональных стартапов было популярной тенденцией до COVID [21] (Zahra, Newey, Li, 2014). Поскольку пандемия привнесла высокий уровень неопределенности в деловой мир, особенно для МСП, некоторые стартапы с социальной миссией увидели возможность для инноваций [22]. Для России развитие социального предпринимательства в условиях COVID предполагает более тесное сотрудничество социальных предпринимателей с местными органами власти [23] (Kalendzhyan, Kadol, 2021). Несколько стартапов в сфере здравоохранения в Центральной и Восточной Европе показали, что COVID дает им возможность преуспеть в условиях неопределенности. Среди таких стартапов можно упомянуть Cytocast, венгерский стартап в области здравоохранения, который стремится революционизировать персонализированное лечение путем интеграции баз данных по биоинформатике с данными пациентов в компьютерные модели, которые могут помочь понять последствия нарушений, вызванных заболеванием, и предсказать, как лекарства влияют на здоровье клеток [24]. Другой пример успешного глобального стартапа в области здравоохранения – это Viveo Health [25], телемедицинская компания, один из самых многообещающих стартапов в Эстонии, который представил свои продукты на международном уровне. Он представляет собой виртуальный кабинет врача с основными системами – от рецептурных центров до медицинских лабораторий.

Кризис COVID выявил проблемы, связанные с услугами общественного здравоохранения, и определил потребности, которые могут быть удовлетворены с помощью инновационных решений компаний, рожденных глобальными. Эти глобальные стартапы демонстрируют, что можно сделать для улучшения качества жизни в их местных сообществах и в глобальном масштабе и в то же время успешно вести бизнес.

Устойчивость и предпринимательская ориентация

Изменившиеся условия предпринимательства потребовали адаптации предпринимательского поведения [26] (Kulkova, 2020). Предприниматели, рожденные глобальными, отличаются гибкостью, устойчивостью и предпринимательской ориентацией [27] (Pawęta, 2020). В условиях кризиса COVID это особенно необходимо, поскольку многие глобальные стартапы приходится осуществлять со все более ограниченными ресурсами и во все более нестабильной деловой среде [28] (Kuckertz, Brändle, Gaudig, Hinderer, Reyes, Prochotta, 2020). Предприниматели Born Global признали, что гибкость и новаторство очень помогают им выживать и даже процветать в условиях кризиса: «Моя основная сила – быть гибким, новаторским в мышлении и всегда находить решения для сложных проблем. Это помогло мне выжить во время изоляции COVID». Многие из прирожденных глобальных предпринимателей имеют международный опыт и международные сети, которые помогают им сохранять устойчивость даже в условиях кризиса: «Более половины моей жизни было интернационализировано, я всегда работал в международной среде, и даже мои личные хобби оказались международными, и поэтому интернационализация бизнеса для меня на самом деле не нововведение, а логическое следствие моего образа жизни». Для прирожденных глобальных предпринимателей важно сохранять свой социальный капитал в долгосрочной перспективе и оставаться в процессе непрерывного обучения. Обучение и образование позволяют глобальным предпринимателям действовать в новых бизнес-средах, работать с новыми клиентами и заинтересованными сторонами.

Заключение

Проведенные исследования позволили ответить на поставленные во введении научные вопросы. COVID оказал значительное влияние на международный бизнес, и нам еще рано делать окончательные выводы. Однако мы уже можем наблюдать определенные тенденции, которые влияют на международных предпринимателей. К этим тенденциям относятся изменения в глобальной цепочке поставок, разрушение институтов и сетей, цифровизация бизнеса, глобальные инновации в области здравоохранения, развитие социального предпринимательства, развитие устойчивости и предпринимательской ориентации. Каждый из этих факторов по-своему влияет на международное предпринимательство и быструю интернационализацию, создавая как проблемы, так и возможности для предпринимателей. Изучение результатов деятельности прирожденных глобальных фирм является относительно новым, и кризис COVID открыл новые области для будущих потенциальных исследований. До COVID, принимая во внимание технологические достижения в области связи, транспортной логистики и снижение торговых барьеров, казалось, что рожденная глобальная бизнес-модель станет более популярной во всем мире. Однако сейчас, учитывая тенденции, упомянутые в этой статье, это неясно и требует дополнительного исследования. Область исследования фирм и предпринимателей, рожденных глобальными, динамична и представляет интерес как для ученых, так и для практиков бизнеса.


Источники:

1. Knight G. A., Cavusgil S. T. Innovation, organizational capabilities and the born-global firm // Journal of International Business Studies. – 2004. – № 35(2). – p. 124-141. – doi: 10.1057/palgrave.jibs.8400071.
2. Oviatt B.M., McDougall P.P. Toward a theory of international new ventures // Journal of International Business Studies. – 1994. – № 25(1). – p. 45-64. – doi: 10.1057/palgrave.jibs.8490193.
3. Moen O. The born globals: A new generation of small European exporters // International Marketing Review. – 2002. – № 19(2/3). – p. 156-175. – doi: 10.1108/02651330210425015.
4. John Hopkins Coronavirus Resource Center. [Электронный ресурс]. URL: https://coronavirus.jhu.edu/ (дата обращения: 01.07.2021).
5. Kufel T. ARIMA-based forecasting of the dynamics of confirmed Covid-19 cases for selected European countries // Equilibrium. Quarterly Journal of Economics and Economic Policy. – 2020. – № 15(2). – p. 181-204. – doi: 10.24136/eq.2020.009.
6. Ratten V. Coronavirus (covid-19) and entrepreneurship: changing life and work landscape // Journal of Small Business & Entrepreneurship. – 2020. – № 32(5). – p. 503-516. – doi: 10.1080/08276331.2020.1790167.
7. Johanson J., Wiedersheim-Paul F. The internationalization process of the firm - Four Swedish cases // Journal of Management Studies. – 1975. – № 12(3). – p. 305-322. – doi: 10.1111/j.1467-6486.1975.tb00514.x.
8. Johanson J., Vahlne J.E. The internationalisation process of the firm // Journal of International Business Studies. – 1977. – № 8. – p. 23-32. – doi: 10.1057/palgrave.jibs.8490676.
9. Oviatt B.M., McDougall P.P. Toward a theory of international new ventures // Journal of International Business Studies. – 1994. – № 25(1). – p. 45-64. – doi: 10.1057/palgrave.jibs.8490193.
10. McDougall P.P., Oviatt B.M. International entrepreneurship: The intersection of two research paths // Academy of Management Journal. – 2000. – № 43(5). – p. 902-906. – doi: 10.2307/1556418.
11. Madsen T.K., Servais P. The internationalization of born global firms – an evolutionary process // International Business Review. – 1997. – № 6(6). – p. 561-583. – doi: 10.1016/s0969-5931(97)00032-2.
12. Zahra S. A., George G. Absorptive capacity: A review, reconcepualisation, and extension // Academy of Management Review. – 2002. – № 27(2). – p. 185-203. – doi: 10.5465/amr.2002.6587995.
13. Petticrew M., Roberts H. Systematic reviews in the social sciences: A practical guide. - Blackwell Publishing Ltd., Malden, MA, 2006.
14. Tranfield D., Denyer D, Smart P. Towards a methodology for developing evidence informed management knowledge by means of systematic review // British Journal of Management. – 2003. – № 14 (3). – p. 207–222.
15. Gabrielsson M., Kirpalani V.H.M., Dimitratos P., Solberg C.A, Zucchella A. Born globals: Propositions to help advance the theory // International Business Review. – 2008. – № 17(4). – p. 385-401. – doi: 10.1016/j.ibusrev.2008.02.015.
16. Zahra S.A. International entrepreneurship in the post Covid world // Journal of World Business. – 2021. – № 56(1). – doi: 10.1016/j.jwb.2020.101143.
17. Laanti R., Gabrielsson M., Gabrielsson P. The globalisation strategies of business-to-business born global firms in the wireless technology industry // Industrial Marketing Management. – 2007. – № 36(8). – p. 1104-1117. – doi: 10.1016/j.indmarman.2006.10.003.
18. Sharma D.D., Blomstermo A. The internationalization process of Born Globals: a network view // International Business Review. – 2003. – № 12(6). – p. 739-753. – doi: 10.1016/j.ibusrev.2003.05.002.
19. Loane S., McNaughton R. B, Bell J. The internationalization of internet-enabled entrepreneurial firms: Evidence from Europe and North America // Canadian Journal of Administrative Sciences. – 2004. – № 21(1). – p. 79-96. – doi: 10.1111/j.1936-4490.2004.tb00324.x.
20. Rist K. Venture Capital beyond COVID-19. Forbes. [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.com/sites/kjartanrist/2020/04/15/venture-capital-beyond-covid-19/#227afb3c1b6d (дата обращения: 15.04.2021).
21. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Манасян С.М., Назаренко В.С. и др. Малый и средний бизнес в России: как жить во время и после кризиса? // Креативная экономика. – 2020. – № 10. – c. 2413-2430.
22. Zahra S., Newey L.R., Li Y. On the frontiers: The implications of social entrepreneurship for international entrepreneurship // Entrepreneurship: Theory and Practice. – 2014. – № 38(1). – p. 137–158.
23. Dordevic N. Innovation in healthtech: How emerging Europe’s start-ups are turning Covid-19 challenges into opportunities. Emerging Europe. [Электронный ресурс]. URL: https://emerging-europe.com/business/innovation-in-healthtech-how-emerging-europes-start-ups-are-turning-covid-19-challenges-into-opportunities/ (дата обращения: 16.04.2021).
24. Календжян С.О., Кадол Н.Ф. Развитие социального предпринимательства и социальных инициатив в условиях пандемии COVID-19 // Креативная экономика. – 2021. – № 3. – c. 929-942.
25. Cytocast. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cytocast.com/news/ (дата обращения: 16.04.2021).
26. Viveo Health. [Электронный ресурс]. URL: https://e-estonia.com/viveo-health-conquers-big-markets-with/ (дата обращения: 16.04.2021).
27. Кулькова И.А. Адаптация поведения предпринимателей к вызванным пандемией коронавируса изменениям // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 10. – c. 2529-2540.
28. Pawęta E. Born Global Entrepreneurs. Determinants of rapid internationalisation. - Oficyna Wydawnicza SGH, Warszawa, 2020.
29. Kuckertz A., Brändle L., Gaudig A., Hinderer S., Reyes C.A.M., Prochotta A. Startups in times of crisis – A rapid response to the COVID-19 pandemic // Journal of Business Venturing Insights. – 2020. – № 13. – p. e00169. – doi: 10.1016/j.jbvi.2020.e00169.

Страница обновлена: 05.07.2021 в 12:29:23