Интернационализация бизнес-образования в условиях глобализации: проблемы и перспективы

Лидэ Е.Н.

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 1 (12), Февраль 2012

Цитировать:
Лидэ Е.Н. Интернационализация бизнес-образования в условиях глобализации: проблемы и перспективы // Экономика, предпринимательство и право. – 2012. – Том 2. – № 1. – С. 3-8.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17707810
Цитирований: 10 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Эффективность глобализационных процессов в мире во многом зависит от интенсивного и интегрированного развития общественного человеческого капитала. В этих условиях особую значимость приобретает система бизнес-образования, которая рассматривается в качестве важной составляющей глобального образовательного пространства, и призвана осуществлять подготовку мировой бизнес-элиты. В статье рассмотрены проблемы и перспективы интернационализации бизнес-образования.

Ключевые слова: человеческий капитал, глобализация, интернационализация бизнес-образования



Если в XX в. на мировом рынке воспроизводились миграционные потоки рабочей силы, то в начале XXI в. сформировались устойчивые «трансконтинентальные образовательные потоки», отражающие конкурентную борьбу между поставщиками и получателями образовательных услуг, что привело к возникновению новых игроков, перекраивающих международное разделение труда на мировых рынках образования.

Характер и специфика тенденций глобализирующегося рынка образовательных услуг определяется действием ряда факторов, среди которых:

  • нарастающая скорость мирохозяйственных связей;
  • усиливающаяся конкуренция между ведущими бизнес-школами за конкретного потребителя образовательных услуг;
  • смещение ядра мирохозяйственных связей в сторону стран Азиатско-Тихоокеанского Региона (АТР), что изменяет направление образовательных потоков и оказывает влияние на выбор конкурентной позиции в международном разделении труда.
  • Экспортными образовательными операциями занимаются около 70% государств (129 стран). При этом удельный вес (около 2/3) рынка образовательных услуг составляют пять лидирующих стран-экспортеров, а на долю остальных стран приходится 1/3 экспорта образовательных услуг (рис. 1).

    В настоящее время основная конкуренция происходит между образовательными учреждениями Западной Европы и Северной Америки, а также Австралией, Новой Зеландией и Японией: на данную группу стран приходится 4/5 общемировых расчетных государственных расходов на образование, а емкость мирового рынка образования оценивается в 90 млрд. долл.

    Рис. 1. Структура экспорта образовательных услуг (в %) на мировом рынке образование [1]

    Первый трансконтинентальный образовательный поток — «Восток‒Запад», чье главное русло пролегает от Юго-Восточной Азии в США и Канаду, и меньшая его «ветка» идет также из Юго-Восточной Азии, но уже в Европу.

    Второй трансконтинентальный образовательный поток «Юг‒Север», идет из Юго-Западной Азии и севера Африки в США, а меньшая его «ветка» выходит на Европу.

    Третий трансконтинентальный образовательный поток соединяет Европу с Америкой и в отличие от первых двух — двусторонний, но асимметричный. Примерно 250‒300 тыс. человек направляется в США из Европы, а из США в Европу в два раза меньше.

    И, наконец, наметился четвертый трансконтинентальный образовательный поток между Австралией, Новой Зеландией и Европой. Выход на рынок стран АТР не только в качестве получателей образовательных услуг, но и производителей, говорит о формировании пятого трансконтинентального образовательного потока способного замкнуть на себя часть объема из основного, идущего из Юго-Восточной Азии в США.

    Маркетинговые стратегии основных экспортеров образовательных услуг зависят от различных характеристик. Например, жесткие стратегии характерны для США, Канады, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, где, как правило, весьма существенна разница стоимости обучения для своих студентов и иностранцев (в среднем в пять‒восемь раз в зависимости от университета и бизнес-школы).

    В Германии, Франции, Финляндии, Швеции в бизнес-школах иностранные слушатели имеют льготы, гранты, так как затраты на обучение иностранцев во многом компенсируются за счет внутренних источников, как правило, бюджетных. Это объясняется тем, что страны, предоставляющие льготы на образование, более заинтересованы в привлечении на свои рынки труда образованных эмигрантов.

    С учетом рассмотренных транснациональных образовательных потоков, можно отметить, что основными потребителями образовательных услуг являются иностранные студенты из Азии, где в ближайшем будущем развернется особо острая конкурентная борьба.

    Например, региональная структура экспортного потока иностранных студентов, обучавшихся в вузах РФ в2008 г., представлена на рис. 2.

    Рис. 2. Региональная структура экспортного потока иностранных студентов, обучавшихся в вузах РФ в 2008 г. [2]

    Исследование экспортной составляющей системы бизнес-образования в мировом рынке образовательных услуг позволяет сделать следующие выводы:

    Глобализация, усиливая интенсификацию информационных, институциональных потоков в мировом образовательном пространстве, обостряет конкуренцию на рынке бразовательных услуг, способствует возникновению образовательного «неравенства» как между развитыми и развивающими странами, так и внутри каждой группы стран. Образовательная сфера становится новым императивом глобального уровня развития, определяющегося как доминирующий фактор экономического роста.

    Интернационализация моделей бизнес-образования развитых стран, несмотря на большой круг существующих проблем и различий, проявляется в сближении процессных параметров стандартизации, унификации систем оценки качества и уровня предоставляемых образовательных услуг, степени информатизации образования, структуры содержания учебных программ, планов, материально-технической базы бизнес-школ, а также по уровню соответствия лицензионным требованиям и финансовым механизмам регулирования образовательных процессов и т.д.

    В качестве полноправных субъектов в сфере управленческого образования выступают международные образовательные альянсы, которые максимально стремятся реализовать выгоды в рамках своего альянса, используя структурную, функциональную и процессную конвергенцию в условиях глобализирующихся рынков образовательных услуг. Деятельность международных альянсов способствует интенсификации обмена информацией, опытом, знаниями, умениями и навыками, тем самым, увеличивая синергетические выгоды участников альянса, связанные с возможностью использования конкурентных преимуществ национальных образовательных систем-участников альянса с целью более равномерного распределения риска между ними для повышения отдачи от инвестиций в развитие человеческого капитала.

    Если для развитых стран характерна функциональная конвергенция инвестиций в человеческий капитал в сфере управленческого образования, то развивающимся странам присущ значительный временной лаг между процессом накопления знаний и процессом использования данных знаний, что увеличивает разрыв не только по качественным характеристикам функционирования общественного интеллектуального капитала, но и по уровню эффективной отдачи от инвестиций в человеческий капитал, влияющих на устойчивость экономического роста данных стран.

    Интеграция российского бизнес-образования в мировую и европейскую системы образования означает необходимость изменения структуры и содержания образовательного процесса на основе реализации компетентностного подхода, исходя из потребностей потребителя, рынка труда, работодателей; внедрения инноваций, в том числе основанных на современных информационных технологиях, например, дистанционного обучения, что позволит не только расширить рынки предоставления образовательных услуг, но и повысит степень их конкурентоспособности.

    Вывод

    Таким образом, процессная конвергенция в сфере бизнес-образования еще далека от своего завершения, но, тем не менее, степень вовлеченности развитых стран, включая и Россию, в глобальное образовательное пространство напрямую связана с формированием качественно новых контуров как единой европейской, так и мировой системы профессионального управленческого образования.


    Источники:

    1. Галушкина М. Экспорт образования. [Электрон. дан.]. – Режим доступа: http://www.russia.edu.ru/information/analit/1300/.
    2. Экспорт образовательных услуг в системе высшего образования Российской Федерации. [Элек-трон. дан.]. – Режим доступа: http://www.russia.edu.ru/information/analit/1300/.
    3. Бизнес-образование: специфика, програмы, технологии, организация / Под общ. редакцией С.Р. Филоновича. – М.: Издательский до ГУ ВШЭ, 2004.
    4. Мосейкин Ю.Н. Современные тенденции развития мирового рынка образовательных услуг // Бизнес-образование. ‒ 2008. ‒ № 2 (25).
    5. Филиппов В.М. Мировой рынок образовательных услуг сегодня // Бизнес-образование. ‒ 2008. ‒ № 2 (25).
    6. Электрон. дан. – Режим доступа: www.russia.edu.ru/information/analit/.

    Страница обновлена: 22.01.2024 в 17:58:10