Межфирменное сетевое взаимодействие: сущность и формы
Скачать PDF | Загрузок: 14
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 11 (233), Июнь 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье рассматриваются основные факторы, влияющие на процесс формирования межфирменных сетей, а также основные теоретические подходы к объяснению развития этого экономического явления. Использование классификации позволит определить рациональность и эффективность применения данной формы сетевого сотрудничества.
Ключевые слова: сетевые организации, классификация, межфирменные сети, эффективность, концепция стадий роста
Возрастающая конкуренция и нестабильность внешней среды стимулируют субъектов экономического рынка к поиску более эффективных форм сотрудничества. Одной из таких форм являются межфирменные сети, потенциально позволяющие повысить устойчивость, конкурентоспособность и использование инноваций в бизнесе. Поскольку велика актуальность вопросов, связанных с эффективностью формирования и развития межфирменных сетей, возникает потребность в изучении теоретических основ этих процессов.
Формирование межфирменных сетей
Межфирменную сеть принято рассматривать как совокупность устойчивых, многосторонних формальных и неформальных взаимосвязей между фирмами, основанных на совместном использовании специфических ресурсов. К преимуществам использования межфирменных сетей можно отнести возможность сочетания внутренних и внешних ресурсов, а также более высокий адаптивный потенциал данной формы сотрудничества. Однако в процессе формирования и развития межфирменных сетей наблюдается возрастание зависимости отдельных субъектов, увеличение риска утечки стратегически важной информации в случае распада сети.
На процессы формирования и развития сетей влияют такие факторы, как издержки, обмен информацией (обмен знаниями и обучение), неопределенность и риск, ограниченная рациональность. Для сохранения конкурентоспособности необходима оптимизация постоянных и трансакционных издержек, форма организации сетевых структур позволяет осуществлять этот процесс, имея также преимущества в привлечении инвестиций. Обмен информацией является необходимым условием поддержания гибкости и адаптивности любых организационных структур. В межфирменных сетях процесс распространения информации более мобильный, что способствует быстрому обучению и использованию знаний. В условиях возрастающей неопределенности среды и повышения рисков, формирование сетей позволяет снизить риски через их распределение внутри сети. Согласно теории рациональности, любая деятельность имеет ограничения. Снижение влияния этого фактора в сетевых структурах возможно, но лишь при определенных условиях, а именно: наличие эффективной стратегии и свободный обмен информацией.
Анализ сетевых структур
Начало активного развития сетевых форм организации предпринимательской деятельности приходится на 1960-е гг., когда в мировой экономике начали происходить значительные изменения, связанные с глобализацией.
Одним из основных подходов к объяснению процесса развития межфирменных сетей является теория стадий, которая акцентирует внимание на последовательном процессе изменений в межфирменных сетях, развитие которого происходит за счет роста числа взаимных обязательств партнеров по предоставлению ресурсов для достижения поставленных целей. Ведущей концепцией теории стадий является концепция стадий роста, которая рассматривает процесс развития взаимоотношений в межфирменных сетях как последовательность определенных неизбежных этапов, а сами взаимоотношения – как ресурс, создающий ценность. Модели стадий роста исследовались в работах таких специалистов как Ф. Двайер, Д. Форд, Р. Кэнтер, Дж. Бэтонд, Ч. Перри. К основным стадиям роста были отнесены следующие процессы: поиск связей, начальный этап отношений, развитие отношений, сохранение отношений, разрушение отношений [1].
Основоположниками другого подхода к анализу сетевых структур как организационных форм являются Р. Майлз и Ч. Сноу. Согласно их концепции, сетевые структуры можно рассматривать как стратегическое организационное решение, а межфирменные сети – как новый этап в эволюции организационных структур (линейная, функциональная, дивизиональная, матричная, сетевая) [3]. Р. Майлз и Ч. Сноу первыми предложили подход к классификации сетевых структур, выделив три вида: внутреннюю, динамическую и стабильную, раскрыв при этом механизм функционирования каждой.
В то же время возникновение сетевых структур на глобальных рынках считается главной особенностью этих организационных форм, а обмен информацией между участниками рассматривается в качестве основы доверия и координации.
В российской экономической науке зачастую используется определение предпринимательских сетей С. Джонса, В. Хестерли и С. Боргатти как избранного, устойчивого и структурированного круга автономных фирм, вовлеченных в создание товаров и услуг на основе подразумеваемых и бессрочных контрактов, способствующих адаптации к непредвиденным обстоятельствам окружающей среды, а также координации и защите сделок [4].
На наш взгляд, под межфирменной сетью следует понимать интегрированную форму сотрудничества между формально независимыми экономическими субъектами, осуществляющими взаимосвязанные и взаимозависимые действия.
Варианты классификации межфирменных сетей
Существующие варианты классификации межфирменных сетей отличаются многообразием, в зависимости от участников, сфер деятельности и используемых ресурсов. С нашей точки зрения, наиболее подробная классификация основных форм сетевого взаимодействия представлена в работах М.Ю. Шерешевой, которая на основании типа квазиинтеграции выделяет стратегические альянсы, динамические фокальные сети, сети создания ценности, фокальные сети поставок и виртуальные организации [3].
Если рассматривать такую организационную форму как стратегические альянсы, то можно сделать вывод, что это форма сетей, в которых осуществляется сотрудничество между фирмами-конкурентами, действующими в одной сфере создания ценности и объединяющих ресурсы для решения общих стратегических задач. Как правило, эта организационная форма используется в отраслях, в которых создание нового продукта требует значительных инвестиций.
Анализ динамических фокальных сетей позволяет определить их как структуры, в которых фирмы группируются вокруг одной доминирующей центральной фирмы, координирующей деятельность по созданию ценности иерархическими методами. Комбинируя продукты и услуги компаний-партнеров, в данных сетях создается ценность для потребителя.
Сети создания ценности – такая организационная форма, в которой фирмы ориентируются на долгосрочное сотрудничество, имеют в целом равные права, обслуживают специфические рынки и заказы клиентов. Обычно это крупные торговые розничные сети, целями которых являются улучшение обслуживания, учет запросов потребителей.
В тоже время фокальные сети поставок – сетевые структуры, в которых одна крупная компания является центральной фирмой, а ее поставщики, находятся в разных отраслях и связанны с центральной фирмой системой договоров и контрактов. Широкое распространение подобные сети получили в высокотехнологичных отраслях.
В виртуальных организациях группы фирм объединяют ресурсы для реализации конкретных проектов, которые не могут осуществить самостоятельно, что определяет основную характеристику таких организаций – распределенность в пространстве и времени.
Устойчивость межфирменных сетей зависит от многих факторов, рассчитать успешность развития данной организационной формы затруднительно, в связи с преобладанием элементов случайности и непредсказуемости. Среди возможных путей развития сетевых структур наиболее общими являются:
– продолжение сотрудничества для решения новых совместных задач;
– прерывание отношений после окончания конкретного проекта, для реализации которого создавалась сеть;
– слияние и поглощение фирм, участников межфирменного сотрудничества.
Вывод
В целом с феноменом межорганизационных сетей сегодня связывают не только качественные изменения в структуре и практике бизнеса, но и прежде всего перспективы повышения национальной конкурентоспособности страны, ее компаний. Поэтому в наиболее благоприятных условиях для развития сетевого взаимодействия находятся компании, которые имеют высокопрофессиональный топ-менеджмент, развитую корпоративную культуру и современное IT обеспечение.
Источники:
2. Попова Ю.Ф. Сетевые формы организации бизнеса на промышленных рынках // Российское предпринимательство. – 2008. – № 10. – С. 140–144.
3. Шерешева М.Ю. Формы сетевого взаимодействия компаний. Курс лекций, учеб. пособие. – М.: Высшая школа экономики, 2010. – 339 с.
4. Jones C., Hesterly W.S., Вorgatti S.P. A general theory of network governance: Exchange conditions and social mechanisms // Academy of Management Journal. – 1997. – Vol. 2. – № 4. – Р. 911–945.
5. Miller N. Networking as marketing strategy: a casestudy of small community business // Qualitative MarketResearch:An International Journal. – 2010. – Vol. 13. – № 3. – Р. 253–270
Страница обновлена: 21.09.2024 в 15:25:27