Индикаторы обеспечения экономической безопасности субъектов алмазопровода
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 10 (232), Май 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Статья посвящена разработке индикаторов обеспечения экономической безопасности субъектов алмазопровода с привлечением положений теории экономического пространства и метода клубной конвергенции.
Ключевые слова: алмазы, алмазопровод, бриллианты, ювелирные изделия, метод клубной конвергенции, субъекты алмазопровода, риски и индикаторы экономической безопасности субъектов, теория экономического пространства
Свыше 10 лет при изучении мирового и российского алмазно-бриллиантового рынка применяется концепция алмазного трубопровода (далее – алмазопровод [1]). Он формируется тремя последовательными укрупненными экономическими секторами, которые состоят из субъектов производства и сбыта алмазов, бриллиантов и ювелирных изделий в порядке прохождения товаров от добываемого алмазного сырья до реализации готовой продукции. Концепция алмазопровода позволяет оценить экономические потенциалы субъектов алмазопровода [2, 3], их конкурентоспособность [4], классифицировать страны по основным показателям развития алмазного рынка [4] или провести другие необходимые расчеты.
Анализ модели амазопровода
В работах [6, 7, 8] дано определение экономической безопасности алмазопровода, выявлены факторы рисков его субъектов и сделан вывод о необходимости разработки индикаторов обеспечения их экономической безопасности. Для решения этого вопроса нами предлагается использовать модель алмазопровода с секторами, имеющими общие сегменты (см. рис.).
Рассмотрим основные виды деятельности субъектов алмазопровода.
Сектор (1) формируют производители алмазов. Их деятельность связана с поиском, разведкой и оценкой месторождений алмазов, их извлечением (добычей) и превращением алмазного сырья в товар путем его обогащения, сортировки, оценки и сертификации. В сектор входят субъекты, которые осуществляют торговлю алмазным сырьем как на первичном (Де Бирс, ОАО «АЛРОСА», Гохран России, сайтхолдеры и пр.), так и на вторичном рынках алмазов (биржевые посредники – брокеры и дилеры).
Сектор (2) включает фирмы по огранке алмазов, оценки и сертификации бриллиантов, а также производителей бриллиантов, реализующих свою продукцию на первичном рынке, и дилеров, реализующих бриллианты на вторичном рынке (через тендеры, выставки-продажи и алмазные биржи).
Сектор (3) состоит из фирм, в которых осуществляется изготовление ювелирных изделий и торговля ими (розничная и оптовая).
В качестве примера рассмотрим риски, формируемые из-за конфликта экономических интересов субъектов в сегментах алмазопровода. Так, в сегменте (1–2) риски субъектов вызваны тем, что для минимизации издержек производители алмазов создают гранильные производства и отделы сбыта бриллиантов и этим они вторгаются в рыночную сферу профессиональных огранщиков и торговцев бриллиантами. В сегменте (1–3) риски субъектов связаны с тем, что производители алмазов наряду с гранильным производством создают производства по изготовлению ювелирных изделий и отделы их сбыта, за счет чего формируют свои каналы выхода на конечных потребителей ювелирной продукции, минуя традиционных посредников рынка ювелирных изделий. Риски субъектов сегмента (2–3) вызваны тем, что субъекты сектора (2), имея гранильные производства, дополнительно создают производства по изготовлению ювелирных изделий с отделами сбыта, дублируя тем самым деятельность субъектов сектора (3), чем нарушают сформированную ранее кооперацию участников рынка ювелирных изделий.
На рисунке выделен общий для субъектов алмазопровода сегмент (1–2–3). Он представляет собой рынок сбыта алмазов, бриллиантов и ювелирных изделий, здесь субъекты преодолевают конфликты экономических интересов и минимизируют риски рыночной деятельности за счет использования при заключении сделок формальных и неформальных контрактов.
В качестве гипотезы обеспечения экономической безопасности субъектов алмазопровода принято, что они стремятся обеспечить оперативное продвижение алмазов от их месторождений к потребителям готовой продукции – бриллиантов и ювелирных изделий. В экономическом пространстве алмазопровода риски субъектов могут создавать задержки продвижения товаров, приводящие к убыткам, замораживанию активов, затовариванию производства или создания других препятствий для ведения бизнеса.
Индикаторы обеспечения экономической безопасности субъектов алмазопровода
В научном плане идея существования пространства разного типа (экономического, финансового, денежного, правового и др.) высказывалась многими учеными. Для решения нашей задачи использованы теория экономического пространства работы [9] и модель клубной конвергенции работы [10]. В результате проведения на их основе анализа деятельности субъектов алмазопровода с учетом присущих им рисков получены следующие индикаторы.
1. Индикатор объема экономического пространства субъекта, представляющий среднюю величину объема финансовых средств его деловых контактов, осуществляемых в пределах сектора или сегмента. Индикатор показывает, насколько ресурсоемки операции субъекта, причем уменьшение количества контактов свидетельствует о снижении эффективности использования его ресурсного потенциала и наоборот.
2. Индикатор интенсивности экономического пространства субъекта, определяемый количеством контактов субъекта в единицу времени в рамках экономического пространства сектора или сегмента. Снижение показателя субъекта свидетельствует о росте деловой активности конкурентов и угрозе потери деловых приоритетов субъекта.
3. Индикатор качества экономического пространства субъекта, рассчитываемый как степень доминирования потенциала субъекта в экономическом пространстве сектора или сегмента. Позволяет оценить, насколько субъект способен диктовать свои условия партнерам. При низком уровне доминирования его деятельность может быть снижена, поскольку партнеры будут навязывать ему сделки по своим правилам.
4. Индикатор значимости вклада субъект в экономический потенциал сектора или сегмента характеризуется экономическим потенциалом субъекта. Позволяет оценить степень зависимости конкурентной политики субъектов от экономического потенциала доминирующего субъекта.
5. Индикатор оценки экономического пространства сектора или сегмента по функции полезности участия его субъекта в создании и потреблении специфических клубных благ. Позволяет оценить степень неэкономического и оппортунистического поведения субъекта в процессах конвергенции экономического пространства и его насыщения клубными благами.
6. Индикатор участия субъекта в формировании доходной части бюджета сектора или сегмента. Позволяет оценить степень влияния субъекта на капитализацию клубной структуры, выступая в качестве прогрессивного участника клуба и законопослушного налогоплательщика.
7. Индикатор доли участия субъекта во внешнеторговой деятельности сектора или сегмента. Позволяет оценить степень влияния деятельности субъекта на внешнеэкономическую политику, проводимую в рамках клубных соглашений субъектов сектора или сегмента.
8 Индикатор доли рыночной капитализации субъектов общего сегмента алмазопровода (рынка алмазов, бриллиантов и ювелирных изделий). Позволяет оценить, в какой степени его субъекты способны влиять на конкурентную ситуацию, сложившуюся на данных рынках.
9. Индикатор вклада инвестиций субъекта в научно-исследовательские разработки и диверсификацию бизнеса сектора или сегмента. Позволяет дать оценку инновационной деятельности субъекта и определить направления диверсификации его деятельности, происходящие, например, путем переноса части бизнеса в соседние секторы или сегменты.
10. Агрегированный индикатор степени влияния субъекта на экономический потенциал сектора или сегмента своего присутствия. Позволяет оценивать ресурсный и инновационный потенциалы субъекта и его способность к защите клубных интересов при проведении конкурентной политики.
11. Индикатор синхронизации экономического времени субъектов сектора или сегмента характеризует согласованность их операций в общем операционном цикле алмазопровода (базовый цикл – это цепочка экономических действий от поставщиков ресурсов до конечных потребителей товаров). Высокий уровень синхронизации характеризует экономическую безопасность экономического пространства и эффективную деятельности его субъектов. При этом следует учитывать, что время, необходимое для совершения цикла, должно «взвешивается» по степени значимости угрозы экономической безопасности параметра цикла (с заданными экспертами коэффициентами).
12. Индикатор уровня доступности субъектов к информации секторов или сегментов алмазопровода играет важную роль в характеристике экономического пространства и оказывает определяющее влияние на конкурентоспособность и конкурентоустойчивость субъектов. Своевременное получение информации о происходящих процессах в секторах или сегментах позволяет субъектами своевременно адаптироваться к рыночным изменениям.
Отметим, что представленные индикаторы являются важными показателями оценки состояния экономической безопасности субъектов алмазопровода. Однако для полноты результатов необходимо учитывать индикаторы экономической безопасности самих секторов или сегментов, в которых присутствуют субъекты. Дополнительно можно осуществить «раскраску» субъектов в различные цвета. Субъектам может быть приписана доля цвета доминирующего в секторе или сегменте субъекта. Очевидно, что субъекты одной окраски способны проводить конкурентную политику, благоприятствующую или препятствующую бизнесу субъектов с другой окраской.
Вывод
Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что полученные индикаторы характеризуют степень влияния ресурсных потенциалов субъектов на потенциалы экономических пространств секторов или сегментов алмазопровода. Они позволяют делать выводы о степени близости конкурентной политики субъектов и на основе этого прогнозировать экономически безопасную стратегию развития секторов, сегментов и алмазопровода в целом.
Источники:
2. Потоцкая Т.И. «Алмазный трубопровод» как метод анализа состояния алмазно-бриллиантового рынка // Маркетинг в России и за рубежом. – 2005. – № 4.
3. Потоцкая Т.И. Экономические ресурсы алмазно-бриллиантового комплекса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.science-education.ru/pdf/2012/2/53.pdf
4. Николаев М.В., Аргунова А.А., Парников В.В. Марке тинговый анализ и сегментация алмазного рынка // Проблемы современной экономики. – 2007. – № 4(24).
5. Айвазов С.Ю. Классификация стран по основным показателям развития алмазного рынка // Экономические науки. – 2012. – № 5(90).
6. Левин М., Шевелева И. Институциональные аспекты организации и функционирования мирового алмазного рынка // Вопросы экономики. – 2009. – № 10.
7. Бауэр В.П., Чертков А.С. Факторы рисков и угроз экономической безопасности оборота алмазов и бриллиантов в Российской Федерации // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2010. – № 20(77).
8. Жевтило В.И Когнитивный подход к выявлению рисков субъектов алмазопровода. Новые реальности и будущее человечества. Сб тр. межд. заочн. научн.-произв. конф. по экономике. – Краснодар: Краснодарский ЦНТИ – филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России, 2013.
9. Бияков О.Н. Региональное экономическое пространство: измерение использования потенциала. Автореф. ... д-ра экон. наук. – Кемерово: Кемер. гос. ун-т, 2005. – 42 с.
10. Жевтило В.И Метод клубной конвергенции в системе обеспечения экономической безопасности алмазопровода // Российское предпринимательство. – 2013. – № 4.
Страница обновлена: 23.09.2024 в 00:25:32