Логистические потоки взаимодействия власти и бизнеса

Хаиров Б.Г.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7 (229), Апрель 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Хаиров Б.Г. Логистические потоки взаимодействия власти и бизнеса // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 7. – С. 18-24.

Аннотация:
В условиях конкуренции, при взаимодействии бизнеса и власти, образуются логистические потоки различных форм сотрудничества в рамках единой логистической сети. Однако, для достижения синергетического эффекта, необходимо при сотрудничестве бизнеса и власти применение формы многостороннего партнерства, что возможно при использовании принципа паритетности в рамках единой логистической системы, который позволит сформировать поток управления известными логистическими потоками.

Ключевые слова: партнерство, частно-государственное партнерство, взаимодействие, логистические потоки, многостороннее партнерство, паритетность



Современное организационно-экономическое сотрудничество предпринимательских структур и власти стимулировано мощным эмпирическим запросом и практической потребностью в решении задачи формирования устойчивой интеграции в различных сферах.

Инвестиционные проекты в случае многосторонних партнерств

В мировой экономике происходит трансформация взаимодействия экономических сфер воспроизводства и обращения, стимулированная общим сдвигом в развитии экономики в целом и промышленности, в частности. Формируется единое экономическое пространство, а коммуникационные технологии способствуют созданию новых производственных, торговых и финансовых структур и соответствующих потоков.

Развитие такой конфигурации привело к особому эмпирическому сдвигу в экономике, в условиях от формирования новых конкурентных условий в рыночной среде к многосторонним партнерствам, когда эффективность функционирования отдельных предпринимательских структур была заменена конкуренцией систем и сетей, формирующих полный производственно-коммерческий цикл [1].

В современной практике развитие интеграционных процессов происходит в условиях образования логистических сетей, которые, как показывает опыт, гораздо мобильнее в условиях конкуренции и лишены недостатков нескоординированного обмена, что вызвано переходом к партнерству и созданием соответствующих паритетных систем [4].

Действительно, реализация участниками канала научно-обоснованных принципов формирования стабильных партнерских отношений, маркетинга взаимодействия и интегрированной логистики позволяет получать все преимущества от долговременного сотрудничества, гибко и оперативно решать все возникающие проблемы, осуществлять совместные действия повышения качества обслуживания и уровня удовлетворенности потребителей [5].

Высокий уровень эластичности к колебаниям экономической конъюнктуры требует выработки адекватной модели государственного и предпринимательского сотрудничества в форме многосторонних партнерств, как системы скоординированного управления, позволяющего системно адаптировать корпоративные структуры к изменениям внешней среды.

Стратегическая проблема развития многосторонних партнерств − несоответствие принципам функционирования конкурентной среды. Устоявшимися факторами такой динамики являются низкая эффективность взаимодействия предприятий внутри технологических цепей, высокий процент износа активной части основных фондов, неритмичность производства, низкая гибкость в отношении удовлетворения спроса на продукцию.

Эмпирической предпосылкой развития интеграции в многосторонних партнерствах является то, что большинство организаций не способны быть рентабельными за счет собственных оборотных средств. С формированием интегрированных корпоративных систем с участием государства появляется возможность сохранить единую цепь технологически зависимых и взаимосвязанных предприятий и организаций, выполняющих различные функции в едином производственном процессе.

Таким образом, актуальной задачей является нахождение оптимального сочетания потоков интеграционного взаимодействия элементов многосторонних партнерств, локализованных в правовой, экономической, экологической, технической и социальной плоскости. Специфику ее концептуального решения характеризует наличие ряда проблем, препятствующих формированию интеграционных объединений:

− низкая инновационная активность и ограниченные финансовые возможности большинства участников многосторонних партнерств;

− ресурсные ограничения, связанные с недостаточными производственными мощностями многих предприятий промышленности и др.

Для преодоления отрицательного эффекта влияния перечисленных выше факторов в качестве одной из наиболее оптимальных форм скоординированной консолидации элементов логистических потоков следует рассматривать развитие логистических систем или сетей.

Методический подход к системам требует организационно-экономического механизма взаимодействия предпринимательских и властных структур для создания системообразующего потока, в качестве которого может рассматриваться инвестиционный проект.

Следовательно, с точки зрения логистики использование инвестиционного проекта в качестве первоосновы сформирует необходимый импульс для оптимальной трансформации бизнес-процессов всех участников многосторонних партнерств, интегрированных в реализацию проекта. Для некоторых организаций интегрирование проектов со стратегией потребует преобразования всего процесса управления бизнесом, для других эта интеграция будет означать установление связей между уже имеющимися разрозненными подсистемами и перенос внимания на систему в целом.

Такая интеграция должна носить двуединый характер, обеспечивая синхронизацию и сочетание бизнес-процессов на уровне логистического и инвестиционно-промышленного циклов. Логистический цикл включает формирование цепи и сквозного скоординированного управления на этапах: производство − распределение − потребление. Инвестиционно-промышленный цикл включает интеграцию предприятий, функционально обслуживающих отдельные фазы жизненного цикла продукции: проектирование − производство − сервис − утилизация.

Логистические потоки при сотрудничестве власти и бизнеса

В рамках инвестиционного проекта происходит формирование внутрисистемных связей субъектов, развитие которых, с точки зрения логистической концепции, стихийно стимулирует интеграцию в процессе управления проектом: интегрирование проектов со стратегическим планом организации и интеграция внутри процесса оперативногоуправления реальным проектом.

Особую значимость с точки зрения практической реализации данной концепции имеет интеграция внутри процесса управления реальным проектом, катализатором усиления которой может выступать именно политика партнерства, которая основывается на стимулировании укрепления взаимосвязей участников системы, развитии отношений крупного, среднего и малого бизнеса, что особенно актуально в условиях развития логистической системы многостороннего партнерства.

Таким образом, составляющими развития многостороннего партнерства выступают участники инвестиционных проектов, взаимозависимые в удовлетворении индивидуальных интересов, а также поддерживающие институты, ассоциации и организации, позволяющие создать для них суммарный синергетический эффект. Интегративное сотрудничество позволит приблизиться к стратегическим целям многостороннего партнерства, определи в общий концептуальный контур оптимальных интеграционных форм взаимодействия власти и бизнеса [2].

Среднесрочная траектория развития многосторонних партнерств представляет сложный процесс, в условиях трансформации российской экономики, так как, несмотря на развитие интеграции, остается наименее консолидированной.

Устойчивый рост экономики территорий в результате ускоренного развития производственной сферы, как сырьевой, так и связанной с высокими технологиями, автор полагает возможным при реализации проектов, основанных на паритетных принципах сотрудничества предпринимательских и властных структур в рамках многосторонних партнерств [3].

Логистическую систему или сеть автор предлагает рассматривать как организационно-экономический механизм сотрудничества предпринимательских и властных структур, независимо от формы собственности и нормативно-правовой базы, который учитывает возможные потоки. Однако вновь сформированные структуры смогут осуществлять координацию наиболее эффективно в форме многостороннего партнерства, т.е. в рамках единой системы, а не сети (государственно-частное партнерство, частно-государственное партнерство) (см. рис.).

1

Отсюда следует, что логистические потоки (материальные, финансовые, информационные) образуются при сотрудничестве власти и бизнеса, как вариант в рамках единой логистической сети на принципах конкуренции в формах сотрудничества власти и бизнеса как частно-государственное взаимодействие, государственно-частное партнерство и частно-государственное партнерство.

Однако для достижения синергетического эффекта необходимо построение данного взаимодействия в форме многосторонних партнерств на принципе паритетности, в рамках единой логистической системы, где образуется единый поток управления, формирующий и координирующий логистические потоки.

Вывод

На основе исследования логистических потоков, возникающих при сотрудничестве власти и бизнеса, сделан вывод о необходимости реализации интереса предпринимательских структур во взаимодействии с государством через создание механизма согласования интересов в форме многостороннего партнерства. Это позволит ставить задачи общенационального и регионального социально-экономического развития, и вырабатывать пути их решения через совместное финансирование инвестиционных проектов, передачу государственной собственности частному бизнесу в управление, распределение между частными компаниями государственного заказа и другое.


Источники:

1. Казачун Н.У., Хаиров Б.Г. Роль государства в поддержке развития предпринимательства и формирования интеграционных механизмов экономических систем // Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2007. – № 5.
2. Хаиров Б.Г. Формирование отношений властных и предпринимательских структур региона на принципах логистического администрирования // Вестник СибАДИ. – 2012. – № 5 (27).
3. Хаиров Б.Г. Роль инновационной логистики в становлении региональных кластеров многосторонних партнерств // Сибирский торгово-экономический журнал. – 2012.– № (1) 17.
4. Хаирова С.М. Использование концепций логистики и инновационного подхода в управлении при формировании региональной транспортно-логистической системы // Вестник СибАДИ. – 2011. – № 4 (22).
5. Хаирова С.М. Маркетинговое и логистическое обеспечение услуг транспортно-экспедиционных организаций региона // Вестник СибАДИ. – 2012. – № 2 (24).

Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:57:31