Kimberley Process Scheme for Cross-Border Diamond Trade

Vladimir Zhevtilo

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 3 / February, 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Citation:

Abstract:
The article examines the problems of provision of economically safe operation of diamond market considering Kimberley process requirements for diamonds certification and main Russian control institutions, responsible for diamonds turnover.

Keywords: diamond market, diamonds, diamond production, Kimberley process certification scheme, economic safety of diamonds turnover, Russian State Depository for Precious Metals



Учитывая риски и угрозы оборота алмазов [1], международное сообщество ограничило их торговлю, а в рамках ООН была создана схема международных договоренностей, названая Кимберлийским процессом (далее − КП) [2]. Схема призвана предотвращать поступление на международный рынок «конфликтных» или «кровавых» алмазов, добытых незаконно и продаваемых контрабандным образом, средства от продажи которых являются источниками финансирования повстанческих мятежей, войн, а также вооруженных конфликтов, направленных на свержение законно избранных правительств и поддержку террористических движений [3].

Кимберлийский процесс

История создания схемы КП следующая. В 1998 г. по инициативе Канады ООН приняла санкции по запрещению импортирования несертифицированного алмазного сырья из Анголы в другие страны мира. На протяжении последующих двух лет Канада являлась председательствующей страной в специально созданном для этих целей комитете при ООН. Санкции, разработанные этим комитетом по отношению к Анголе, с небольшими изменениями были применены впоследствии к Сьерра-Леоне и Либерии как транзиту конфликтного алмазного сырья из Сьерра-Леоне. Но внимание ООН к конфликтным алмазам достигло предела в декабре 2000 г. Тогда по инициативе ряда южноафриканских стран (первая встреча их представителей состоялась в местечке Кимберли, Южная Африка), а также при активной поддержке Канады была принята резолюция Генеральной Ассамблеи ООН (ГА ООН) о необходимости создания единой сертификационной схемы, контролирующей экспорт и импорт алмазов. В этих целях в мае 2000 г. под эгидой ООН и был основан КП, исходной целью которого были определены разработка единой сертификационной схемы и управление ею в целях усиления контроля над алмазным рынком между странами-участниками КП и предотвращения появления на нем конфликтных алмазов.

Сертификационная схема КП вступила в действие с 1 января 2003 г. В соответствии с ней все алмазы, предназначенные для экспортно-импортных операций между странами-участниками КП, должны иметь государственные сертификаты КП, а также подлежать ввозу и вывозу на основании специальных статей таможенно-тарифных законодательных актов стран-участников алмазопровода. Среди тех, кого эта схема касается − экспортеры и импортеры алмазов, грузоотправители и получатели алмазов (в первую очередь − ювелирные компании), геологоразведочные и горнодобывающие компании, изготовители инструментов, оборудования и землеройной техники, использующие алмазы, гранильные и полировочные заводы.

Данные по импорту и экспорту алмазов и их производству в России

Сертификаты на алмазы выдаются секретариатом КП или уполномоченным на то офисом в стране-участнике КП на основании заявления установленного образца, подаваемого от имени экспортера или импортера. На сертификате присутствует уникальный серийный номер посылки, указаны место добычи и подтверждение того, что в посылке нет конфликтных алмазов. Сертификат оформляется на каждую посылку. Он регистрируется на таможне как при вывозе алмазов из страны-экспортера, так и при их ввозе в страну-импортер. Срок действия сертификата − 90 календарных дней.

В настоящее время страны-участницы КП (свыше 90) взяли обязательство контролировать добычу алмазов и торговлю ими на своих территориях. Международные перевозки алмазов должны осуществляться с использованием специальных контейнеров в сопровождении сертификата КП, гарантирующего законное происхождение алмазов.

Россия является участником КП с 2003 г. Осуществлять контроль за рыночным обращением алмазов как на территории страны, так и при пересечении ее границ Правительство РФ уполномочило Минфин России в лице Гохрана России и Пробирной палаты России. Ниже представлены данные, характеризующие оборот и добычу алмазов в России (см. табл.).

Таблица

Ввоз в Россию и вывоз с ее территории за рубеж алмазов и их производство в стране

Годы
Данные
2005
2006
2007
2008
2009
2010
2011
2012 (I−III кв.)
Объем
(млн ct.)
Ввоз
0,172
0,198
0,398
0,487
0,213
0,137
0,106*
0,880
Вывоз
59,529
55,306
48,162
41,728
25,641
65,396
51,760
7,234
Добыча в России (млн ct.)
38,000
38,360
38,291
36,925
34,759
34,856
35,139
н/д***
Стоимость
(млн $)
Ввоз
69,637
14,853
33,299
99,185
175,142
101,262
33,915**
60,665
Вывоз
3,017
3109,733
3503,600
2775,351
2168,985
4609,802
6330,850
1128,275
Стоимость добычи в России (млн $)
2531,300
2574,300
2625,100
2509,000
2340,600
2382,300
2674,700
н/д***

* По данным сайта Минфина России http:www.minfin.ru.

** с учетом данных по III кв. 2011 г.

*** н/д − нет данных

Из таблицы следует, что с 2005 г. – даты официального опубликования данных по обороту алмазов в России за рубеж ежегодно вывозится примерно в 1,2−1,5 раза больше алмазов, чем их производится внутри страны. Это свидетельствует о том, что вывозятся алмазы, произведенные в России за период до 2005 г., находящиеся на ответственном хранении в Гохране России, банковских и корпоративных хранилищах. Поскольку изъятие алмазов из хранилищ происходит официально, то вывоз в таком объеме за рубеж не противоречит схеме сертификации алмазов КП.

Первичный контроль за алмазами производится в добывающих организациях в соответствии с требованиями российского законодательства по бухгалтерскому и налоговому учету добытой продукции. Далее добывающие организации представляют необходимые данные в Гохран России в согласованном формате.

Государственный контроль Гохрана России

Госконтроль Гохрана России за добычей алмазов заключается в следующем:

– контроль за соответствием объемов фактически добытых алмазов учетным документам;

– формирование отчетных данных о фактически добытых объемах алмазов в целом по России;

– особый контроль за качеством сортировки и оценки алмазов в 10,80 карата и более;

– формирование публично доступной электронной базы данных.

Госконтроль Гохрана России за обращением алмазов на внутреннем рынке заключается в следующем:

– контроль за соблюдением требований нормативно-технической документации к сортированным алмазам;

– учет сделок с алмазами;

– формирование электронной базы данных по обращению алмазов;

– оформление актов государственного контроля и др.

Госконтроль Гохрана России за обращением алмазов на внешнем рынке заключается в следующем:

– контроль за соблюдением требований схемы сертификации алмазов КП при ввозе алмазов;

– оформление сертификатов КП;

– контроль при ввозе/вывозе алмазов и проверка соблюдения законодательства при совершении внешнеэкономических сделок с алмазами;

– учет сделок с алмазами;

– формирования электронной базы данных;

– оформление актов государственного контроля;

– аналитическая обработка результатов государственного контроля и предоставление данных и информации для принятия решений заинтересованными организациями.

В результате госконтроля в Гохране России формируется следующая основная информация:

– объемы добычи алмазов в России;

– характеристики ввозимых и вывозимых алмазов;

– совершаемые сделки с алмазами на территории России;

– статистические данные в рамках международной схемы сертификации алмазов КП, в том числе квартальные и годовые отчеты;

– нарушения требований схемы сертификации алмазов КП;

– о нарушениях действующего законодательства Российской Федерации в сфере сертификации алмазов и их оборота на внешнем и внутреннем рынках и др.

Сформированные в Гохране данные представляются в Минфин России и через Пробирную палату России в Росфинмониторинг и другие заинтересованные организации и ведомства (МИД России, Минэкономразвития России, ФТС России, ФСБ России и др.). На всех этапах оборота алмазов свой весомый вклад в обеспечении безопасности их рынка вносят отраслевые профессиональные союзы и организации. Это Ассоциация производителей бриллиантов России, Алмазная палата России, Гильдия ювелиров России и другие.

Заключение

Анализ показывает, что совершенствование контрольных функций основано на преодолении разрыва в бизнес-процессе продвижения алмазов от закупок до реализации. Преодолеть разрыв можно путем конвертации запасов алмазов в деривативы [4, 5], которые будут способствовать безопасной диверсификации и развитию российского и мирового рынка алмазов.


Страница обновлена: 31.05.2025 в 22:42:34