Многонациональные предприятия в инвестиционной стратегии Гвинеи
Павлов В.В.1, Сапунцов А.Л.1
1 Институт Африки Российской академии наук, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 3
Статья в журнале
Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 12, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2022)
Цитировать:
Павлов В.В., Сапунцов А.Л. Многонациональные предприятия в инвестиционной стратегии Гвинеи // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – Том 12. – № 4. – С. 2147-2168. – doi: 10.18334/vinec.12.4.116930.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50211426
Аннотация:
Представлено исследование многоуровневой системы инвестиционного регулирования Гвинеи в контексте поступления прямых иностранных инвестиций в реальный сектор ее экономики. Особое внимание уделено выявлению анализу ряда базовых параметров рассматриваемой системы, которые отличают её от африканской «эталонной» модели инвестиционного мониторинга: применение специальных положений и предписаний для горного (горнодобывающего) производства, комплексная защита иностранных инвесторов, условия для проведения международных расчетов. Авторами обобщены, систематизированы и представлены новые актуальные практические и фактологические положения и предписания инвестиционного кодекса Гвинеи, на основе которых прослеживается дальнейшая эволюционная трансформация все более активно развивающегося инвестиционного рынка. Авторы приходят к выводу о насущной необходимости разместить в экономику Гвинеи новые значительные по объему прямые иностранные инвестиции, чтобы на их основе увеличить производственные мощности многонациональных предприятий, внедрить их современные производственные технологии и освоить инновационные технологические процессы, прежде всего в отраслях горнодобывающей промышленности, в частности в промышленной добыче бокситов, золота и алмазов, а также сырой нефти.
Ключевые слова: Гвинея, горнорудное дело, добыча бокситов, инвестиционный кодекс, инвестиционные тендеры, инновации, прямые иностранные инвестиции, международные платежи, многонациональные предприятия
JEL-классификация: F21, F23, O31, N27
Введение
С 2010 г. в Гвинее активно и в целом достаточно успешно реализуется долгосрочная экономическая стратегия экспортоориентированного развития с целью достижения неразрывно связанных с ней приоритетов государственной экономической политики по поддержанию и первоочередному стимулированию устойчивого экономического роста, в том числе методами фискально-налогового и таможенного регулирования. Речь идет, прежде всего, о стимулировании развития базовых отраслей горнодобывающей промышленности и шахтного дела (разработка и промышленная эксплуатация месторождений бокситов, железной руды и нефтяных пластов), а также ныне аграрного сектора хозяйства (как сферы растениеводства, так и животноводства). В этих целях на повестку дня были поставлены задачи стимулирования и обеспечения целенаправленной существенной активизации притока ресурсов в форме прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в реальный сектор экономики Гвинеи и стимулирования в нем деятельности многонациональных предприятий (МНП), за счет чего можно будет обеспечить промышленное освоение ряда недавно разведанных новых крупных по запасам месторождений бокситов, как правило, очень высокого по общемировым стандартам качества, в частности по содержанию чистого металла в добываемой руде.
Правительство Гвинеи предприняло особые меры для обеспечения устойчивого развития экономики страны в среднесрочной, а главное, долгосрочной перспективе. В числе важнейших: построение прочной и достаточно успешно функционирующей диверсифицированной «твердой» инфраструктуры (в том числе в базовых отраслях горнодобывающей промышленности и нефтяном секторе), содействие (поощрение и финансовое стимулирование государством) всеобъемлющей комплексной устойчивой долговременной (поэтапной) индустриализации хозяйства, целенаправленное формирование в стране более благоприятного инвестиционного климата и необходимых условий для внедрения в ее экономику и эффективной абсорбции в последующем инноваций и новых технологических процессов. Проблематика функционирования внешнеэкономического комплекса Гвинеи изучалась в контексте представления особенностей ее внешней торговли [11] (Silla, Silla, 2019), туризма [8] (Rishard, Kramarova, 2020), производства кофе [6] (Zverva, Suma, 2019), добывающих отраслей экономики [13; 20] (Fomenko, Kaba, 2020; Moussa et al., 2015) и их системного сопоставления с другими странами [17] (Campbell, Hatcher, 2019), а также в свете участия африканских стран в международной экономической интеграции [3; 4] (Drobot, 2022b; Drobot, 2022c). Между тем представляется перспективным применять некоторые новые методы исследования внешнеэкономических связей стран Африки, в частности основанные на ряде аналитических публикаций [7, 12] (Pavlov, Sapuntsov, 2020; Fituni, 2022).
Цель настоящей работы состоит в выявлении и систематизации основных направлений реализации внешнеэкономической стратегии Гвинеи, которые позволяют увеличивать объемы поступления ПИИ и использовать их для обеспечения устойчивого экономического роста. Научная новизна статьи заключается в обосновании необходимости диверсификации гвинейской системы институционального регулирования деятельности МНП в целях привлечения инновационных технологий в горнорудный комплекс при обеспечении последующей активизации ряда смежных отраслей экономики и расширения региональной структуры внешнеэкономического обмена Гвинеи.
Институциональные условия для приема ПИИ
Достижение заявленных целей, равно как и решение любых других актуальных стратегических задач государственной экономической политики в рамках целенаправленно реализуемой в Гвинее долгосрочной экономической стратегии экспортоориентированного развития ее открытой переходной экономики, уже ныне неразрывно и, как представляется, в дальнейшем будет напрямую связано с обеспечением устойчивого массированного регулярного притока в реальный сектор экономики ПИИ, постоянным привлечением в страну зарубежных технологий и освоением (абсорбцией) новых технологических производственных процессов на базе:
1. Целенаправленного формирования наиболее благоприятного для иностранных предпринимателей стабильного инвестиционного климата.
2. Внедрения новых мер и методов регулирования и контроля за размещением ПИИ и текущей деятельностью МНП.
Более того, ныне все более активно реализуемая Гвинеей экономическая стратегия экспортоориентированного развития, как представляется, будет и в дальнейшем требовать привлечения все более значительных по объему иностранных частных инвестиций, прежде всего в форме ПИИ, в промышленную разработку месторождений бокситов, железной руды, технологическое освоение новых достоверных (разведанных) нефтеносных пластов, увеличение промышленной добычи золота, алмазов, а также ныне, подчеркнем, в аграрный сектор ее хозяйства. Экономика Гвинеи регистрирует достаточно хорошие показатели экономического роста и поступления ПИИ (табл. 1).
Таблица 1
Поступление ПИИ в экономику Гвинеи и ее инвестиционный рынок
Показатель/годы
|
2013
|
2014
|
2015
|
2016
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
Тем прироста ВВП, в %
|
3,9
|
3,7
|
3,8
|
10,8
|
10,3
|
6,4
|
5,6
|
7,1
|
5,2
|
Поступления ПИИ, в млн долл.
|
-132
|
-74
|
53
|
1618
|
578
|
353
|
44
|
176
|
173
|
Накопленные ПИИ, в млрд долл.
|
2,0
|
2,1
|
2,1
|
3,8
|
4,3
|
4,7
|
4,7
|
4,9
|
5,1
|
Общие инвестиции, в % к ВВП
|
11,6
|
6,4
|
7,3
|
25,0
|
12,0
|
19,7
|
17,3
|
17,1
|
18,0
|
Валовые национальные сбережения, в % к ВВП
|
-0,9
|
-8,0
|
-5,3
|
-5,7
|
5,2
|
0,5
|
5,8
|
3,5
|
16,7
|
Общие расходы центрального правительства, в % к ВВП
|
18,6
|
20,2
|
21,7
|
16,1
|
17,3
|
16,0
|
15,0
|
17,0
|
15,4
|
Валовой долг центрального правительства, в % к ВВП
|
34,0
|
35,2
|
44,4
|
43,0
|
41,9
|
39,3
|
38,6
|
47,5
|
42,5
|
В конечном итоге продолжающаяся в Гвинее технологическая модернизация, как представляется, сможет позволить сохранить, а при возможности даже существенно увеличить приток в страну столь необходимых для ее устойчивого развития текущих контрактных экспортных доходов в твердой иностранной валюте. Именно в силу действия данных факторов во многом закономерно, что в 2016 г. в Гвинее заметно ускорилось становление инвестиционного рынка, зафиксированное притоком ПИИ в объеме 1,6 млрд долл., и увеличение общих инвестиций до 25% от ВВП (табл. 1). Наблюдаются рациональное упорядочение, регламентация и систематизация всех этапов частного иностранного производственного инвестирования в любых его формах в реальный сектор экономики страны, повышается его инвестиционная привлекательность. Инвестиционные трансакции давно оперирующих в Гвинее МНП из Великобритании, Франции и США были дополнены новыми инвесторами из Китая, Индии, Малайзии, а также из России (табл. 2).
Таблица 2
Региональная структура накопленных ПИИ в экономике Гвинеи
Страны/годы
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
Британские Виргинские о-ва
|
…
|
…
|
772
|
794
|
Великобритания
|
595
|
519
|
660
|
750
|
ЮАР
|
…
|
22
|
22
|
589
|
США
|
49
|
140
|
141
|
578
|
Франция
|
145
|
147
|
435
|
307
|
КНР (материковый)
|
32
|
78
|
522
|
289
|
ОАЭ
|
220
|
220
|
220
|
225
|
Сенегал
|
119
|
121
|
129
|
154
|
Турция
|
…
|
…
|
…
|
150
|
Марокко
|
55
|
37
|
39
|
148
|
Маврикий
|
1
|
43
|
47
|
126
|
Австралия
|
0
|
95
|
95
|
91
|
Кот-д’Ивуар
|
77
|
46
|
46
|
84
|
Того
|
41
|
42
|
43
|
73
|
Нигерия
|
34
|
38
|
37
|
66
|
Швейцария
|
77
|
73
|
69
|
50
|
Индия
|
2
|
24
|
26
|
31
|
Мавритания
|
19
|
23
|
25
|
31
|
Ливия
|
14
|
15
|
17
|
23
|
Дания
|
…
|
…
|
…
|
20
|
Нидерланды
|
22
|
11
|
11
|
20
|
Республика Конго
|
16
|
15
|
14
|
17
|
ДРК
|
4
|
3
|
3
|
16
|
Гамбия
|
15
|
26
|
27
|
15
|
Люксембург
|
10
|
1
|
0
|
14
|
Ливан
|
11
|
11
|
10
|
9
|
Буркина Фасо
|
…
|
…
|
…
|
8
|
Испания
|
9
|
14
|
15
|
8
|
Сингапур
|
…
|
…
|
…
|
7
|
Камерун
|
5
|
13
|
8
|
7
|
Россия
|
2
|
…
|
…
|
6
|
Саудовская Аравия
|
4
|
4
|
4
|
4
|
Тунис
|
1
|
1
|
3
|
2
|
Бельгия
|
…
|
…
|
1
|
1
|
Гонконг
|
63
|
63
|
60
|
…
|
Теркс и Кайкос, о-ва
|
…
|
641
|
…
|
…
|
Прочие страны
|
32
|
3
|
1
|
1
|
Мир в целом
|
1 676
|
2 490
|
3 501
|
4 716
|
В этой связи речь идет об активизации вложений капитала, прежде всего, из стран – так называемых новых партнеров для Африки, которая реализуется в рамках как страновой, так и отраслевой ее дальнейшей диверсификации. В этих условиях Гвинея пошла по пути актуализации на практике, по сути, во многом принципиально новой для большинства стран континента многоуровневой (многоярусной) национальной системы инвестиционного регулирования и контроля, во многом сходной по своей структуре и функциональному назначению с комплексными регуляторными системами местных инвестиционных рынков, которые с конца 90-х гг. XX в. стали все более активно применяться на практике, прежде всего, многими восходящими азиатскими странами, в числе которых Республика Корея, Малайзия, Таиланд, а также Бразилией и Израилем [14] (Alencastro, Cezne, 2022). Особым динамизмом отличается накопление в экономике Гвинеи панафриканских ПИИ, вывозимых из ЮАР, Сенегала, Нигерии и Мавритании, а также наделенного чертами «транзитного» инвестора Маврикия (табл. 2).
В странах Африки подобного уровня регуляторные системы обычно применяются в рамках обобщенной и в существенной мере адаптированной ко многим реалиям местных инвестиционных рынков региональных стран – реципиентов ПИИ «эталонной африканской инвестиционной модели» [9] (Sapuntsov, Pavlov, 2021), которая ныне формируется, как правило, из следующих ключевых элементов:
1. Комплексная системная оценка предлагаемого к практической реализации в стране нового инвестиционного проекта.
2. Аукционные инвестиционные торги (инвестиционные тендеры).
3. Мониторинг, регулирование и контроль в принимающих африканских странах за размещением ПИИ.
Во многом это достигается путем целенаправленного дополнения постоянно действующих в странах Африки – реципиентах ПИИ инвестиционных кодексов рядом существенных регуляторных подзаконных актов, предписаний и постановлений:
1. Комплексные налоговые кодексы.
2. Законы об инвестициях.
3. Законы об иностранных инвестициях.
4. Отраслевые инвестиционные кодексы.
5. Таможенные кодексы (в том числе субрегиональные).
6. Законы о валютном регулировании и контроле.
Специальные дополнения к закону о валютном регулировании и контроле в странах Африки обычно определяют официальный статус местной валюты, в частности ее текущую реальную внутреннюю конвертируемость, правила и порядок экстернализации производственных доходов и прибылей МНП (правила конвертации полученной ими в стране прибыли-нетто в иностранную твердую валюту и последующего ее перевода из Африки на счета в иностранных банках за границей), оплаты МНП своих импортных закупок капитальных товаров и другого промышленного оборудования, патентов, ноу-хау по торговым контрактам с оплатой поставок товаров и услуг в иностранной твердой валюте, осуществления их таможенной очистки и конечного физического ввоза в страну.
Нормативное правовое регулирование приема ПИИ
Существенно то, что помимо отмеченных базовых, ставших, по сути, обязательными элементами многоуровневых региональных систем инвестиционного регулирования, ныне стали более активно применяться также некоторые новые существенные дополнительные их составляющие. В этой связи речь идет о том, что в 2015–2020 гг. в ряде принимающих стран Африки в качестве дополнения к инвестиционным кодексам были приняты и введены в действие, по сути, качественно новые для стран региона законы и подзаконные акты, регламентирующие и всесторонне регулирующие любую иностранную частную инвестиционную деятельность в любой ее форме в стране [19; 21] (Keita, Baorong, 2022; Rey, Mazalto, et al. 2021). Данные законы и подзаконные акты не заменили каким-либо образом и вовсе не упразднили действующие инвестиционные кодексы, но существенно их дополнили и дифференцировали; подобного рода акты также значительно расширили сферу эффективного регулярного применения инвестиционных кодексов, равно как и законов об иностранных инвестициях.
Принятие и активное осуществление на практике подобных комплексных регуляторных мер в рамках реализации стандартной модели долгосрочной инвестиционной политики африканских стран-реципиентов по привлечению в их экономику иностранных производственных инвестиций нередко приводят к неизбежному обострению взаимных противоречий и давних конфликтов между инвесторами и их отдельными группами. В частности, заметно усилилась межстрановая конкуренция и на ее основе активизировался процесс межотраслевого перелива капитала на местных организованных инвестиционных рынках в немалом числе принимающих африканских стран, прежде всего наиболее развитых, в том числе в Гвинее, а также в ЮАР, Нигерии и др.
Инвестиционные конфликты, споры и прямые противоречия все более рельефно проявляются во взаимоотношениях вовлеченных сторон при осуществлении софинансирования масштабных для континента капиталоемких инфраструктурных проектов, реализуемых иностранными частными инвесторами. Частные предприниматели из традиционных стран-инвесторов в Африку (прежде всего, из бывших метрополий, которые сохраняют в регионе активно действующие на континенте полномочные филиалы и отделения их родительских компаний и МНП) зачастую не всегда могут найти какой-либо общий консенсус либо компромисс с инвесторами из стран – новых для Африки партнеров: Китай, Индия, Малайзия, Иран, Турция, Израиль, а также Бразилия и Россия (о Гвинее см. подробнее табл. 2). ПИИ, в том числе концессионные, из новых для Африки стран-партнеров, особенно из Китая, Индии, Малайзии, ныне все больше становятся для многих принимающих африканских государств реальными каналами на деле существенно более выгодного, в том числе непосредственно в чисто финансовом отношении, привлечения и последующей эффективной абсорбции валютного капитала в значительном объеме, современных технологий, патентов, ноу-хау, а также использования квалифицированной рабочей силы.
Инвестиционные ресурсы ныне также все более активно поступают не только в традиционные отрасли местного энергетического хозяйства, но и в генерацию солнечной и ветряной электроэнергии, которая в целом, безусловно, весьма перспективна в регионе [22] (Rey, Weber, 2016). Однако постоянно растет общее число взаимных споров и прямых конфликтов между действующими в этой сфере иностранными инвесторами, одновременно все чаще фиксируются их двусторонние конфликты непосредственно с национальными государственными органами (институтами) принимающей африканской страны. В этой связи лишь отметим, что постоянно увеличивается также общее число подобных долгосрочных инвестиционных конфликтов и споров, в которые напрямую вовлечены иностранные предприниматели – частные инвесторы, которые затем становятся предметом обязательных официальных разбирательств как в действующих уголовных судах общей юрисдикции, так и в специализированных арбитражных судах, причем ныне не только непосредственно в самих принимающих африканских странах, но и в некоторых судах международной юрисдикции.
Уровни инвестиционного регулирования в Гвинее
Актуализированная в Гвинее многоуровневая консолидированная система инвестиционного регулирования, надзора и контроля приобрела ныне ряд специфических характеристик, которые заметно отличают данную систему от сходных с ней по своим функциям и целевому назначению подобного рода систем в ряде других африканских стран (Египет, Алжир, Эфиопия, Маврикий, Судан, Южный Судан, ЮАР). В числе базовых особенностей и одновременно ключевых характеристик действующей гвинейской системы инвестиционного регулирования, тесно связанной с активно реализуемой страной в рамках модели открытой экономики национальной комплексной экспортоориентированной стратегией долгосрочного экономического развития Гвинеи, по нашей оценке, прежде всего, выделяются:
1. Безусловное полное комплексное гарантирование государством сохранности реализованных в страну иностранных капиталовложений любого типа, ныне без каких-либо оговорок, специальных условий и других дополнительных предписаний.
2. Обеспечение конвертации и последующего свободного перевода за рубеж (экстернализации) в свободно конвертируемых валютах (в твердой валюте) в иностранные банки в конкретных странах за границей по свободному собственному выбору иностранных частных инвесторов следующих видов средств (капиталов):
а) инвестиционной прибыли-нетто после уплаты налогов в Гвинее;
б) доходов после уплаты налогов от официальной ликвидации и продажи предприятий и компаний в стране (доходов от дезинвестиций);
в) возмещений от продажи либо цессии (уступки) имущества компаний, предприятий, другой собственности иностранных инвесторов, а также их земельных участков (наделов) в стране.
3. Гвинейское государство обязуется ныне не предпринимать никаких рестрикционных мер по экспроприации либо национализации фактически реализованных в страну иностранных инвестиций, за исключением ряда особо оговариваемых случаев в соответствии законодательством.
4. Первоочередное требование рыночной оценки (валоризации) и активного использования иностранными и смешанными по капиталу предприятиями и компаниями в своих регулярных производственных процессах по переработке в Гвинее добытых ими в стране полезных ископаемых и минералов, других местных натуральных природных и промышленных ресурсов, местных материалов, топлива и сырья (как для первичной обработки, так и для капитальной глубокой переработки ряда видов местных сырьевых промышленных ресурсов, а также технической и продовольственной сельскохозяйственной продукции).
5. Требование приоритетного целевого территориального размещения вновь создаваемых иностранных предприятий (в том числе смешанных по капиталу совместных компаний) и обеспечения государством условий для их регулярной производственной (хозяйственной) деятельности в установленных специальных экономических зонах (районах), прежде всего относительно менее развитых в экономическом отношении в стране.
6. Целенаправленная поддержка устойчивого развития аграрного сектора экономики за счет привлечения в него инвестиций иностранного частнопредпринимательского производственного капитала в целях расширения и модернизации как сельскохозяйственных (растениеводческих), так и специализированных животноводческих предприятий, а также для создания в стране сети технически оснащенных модернизированных агропарков.
7. Целенаправленное привлечение иностранного финансового капитала в местные инвестиционные банки и другие специализированные кредитные учреждения и фонды, которые должны размещаться и устойчиво функционировать, прежде всего, в определенных районах (конкретных установленных государством зонах) в стране.
8. Постоянное активное использование в стране для конкретных категорий иностранных инвесторов целого ряда (по нашей оценке, не менее пяти) базовых льготных целевых преференциальных инвестиционных режимов, отражаемых в специальных сертификатах, выдаваемых конкретным аккредитованным в стране иностранным инвесторам.
9. Запрет предоставления каких-либо льготных инвестиционных режимов при размещении капиталов иностранными инвесторами в определенные регламентируемые по закону виды хозяйственной деятельности и установленные законом сектора и отрасли экономики, в их числе: внутренняя розничная и оптовая торговля, сфера услуг, местное мелкорозничное производство и текущее обслуживание населения (пекарни, кондитерские, кофейни, парикмахерские, скупка сельскохозяйственной продукции у мелких местных производителей и ее перепродажа, служба такси и осуществление частных грузоперевозок и др.).
10. Использование ряда дополнительных специальных отраслевых инвестиционных режимов, отражаемых в соответствующих детализированных секторских кодексах, в числе которых: горный (горнопромышленный) кодекс, нефтяной кодекс и др.
11. Предоставление определенным местным предприятиям и компаниям особого статуса экспортоориентированного предприятия («экспортирующего предприятия»). Любые иностранные инвестиции в такие предприятия автоматически получают особый льготный преференциальный инвестиционный режим (один из активно применяющихся в стране пяти подобного рода режимов базового типа). К таким бенефициарам – получателям льготных преференциальных инвестиционных режимов автоматически примыкают также компании – экспортеры на внешние рынки нетрадиционных экспортных товаров. Активно применяемая данная базовая дефиниция «нетрадиционные экспортные товары» детально разъясняется в инвестиционном кодексе Гвинеи.
12. Определены и систематизированы специфические особенности и установлены территориальные границы четырех базовых инвестиционных зон в пределах национальной территории Гвинеи, а также проведена юридически-правовая идентификация предприятий и компаний в качестве «предприятия, учрежденного, размещенного и постоянно действующего в рамках конкретной инвестиционный зоны». Она обеспечивает получение такими юридическими лицами конкретного льготного преференциального инвестиционного режима (определенного типа и категории) с соответствующими установленными для них по закону инвестиционными привилегиями и льготами.
13. Активное использование существенно диверсифицированной системы фискально-налогового обложения иностранных частных инвесторов и порядка взимания с них импортных таможенных пошлин, включая освобождение от уплаты налога на прибыль промышленных (производственных) и коммерческих (торговых) предприятий либо налога на компании – акционерные общества, равно как и целевое сокращение в определенных случаях действующих в стране ставок подобных налогов и ряда других регулярных обязательных сборов.
14. Приоритетная поддержка и стимулирование притока иностранных частнопредпринимательских производственных инвестиций в страну как в целях создания новых предприятий, так и для модернизации, расширения мощностей и увеличения капитала МНП, включая учреждение в Гвинее их новых филиалов и отделений, а также некоторых других категорий местных дочерних и совместных предприятий. В данном контексте речь идет об иностранных предприятиях, инкорпорированных в Гвинее, либо о местных компаниях с долевым участием в них иностранного капитала.
15. Наиболее льготные преференциальные инвестиционные режимы ныне предоставляются иностранным частным инвесторам, прежде всего, при создании ими в стране новых малых и средних предприятий, подчеркнем, любой формы собственности (включая местные смешанные по капиталу компании и совместные предприятия с частными гвинейскими акционерами и партнерами, в том числе на базе заключения с ними долгосрочных концессионных инвестиционных соглашений и специальных соглашений о разделе производственной продукции).
16. Наряду с этим сохраняется четкое определение (выделение) из действующего законодательства специальных предписаний и установление предварительных требований для получения (допуска) предприятия (компании) к использованию одного либо одновременно нескольких преференциальных (льготных) инвестиционных режимов (из числа пяти базовых льготных режимов, постоянно применяющихся на практике по отношению к иностранным корпоративным инвесторам в Гвинее).
17. Особые фискально-налоговые льготы и другие финансовые преференции малым и средним частным гвинейским предприятиям (компаниям) с долевым участием в них иностранного капитала, а также любым предприятиям (компаниям), в том числе иностранным (на 100% их уставного капитала) либо с долевым участием в них иностранного частного капитала (как мажоритарным, так и миноритарным), которые в адресном порядке предоставляются размещенным и постоянно функционирующим в установленных государством наименее экономически развитых зонах (районах) в стране.
18. Предоставление специальных льгот и преференций иностранным и смешанным по капиталу экспортоориентированным предприятиям (компаниям) и другим подобного типа по форме их собственности предприятиям (компаниям), которые обеспечивают эффективную рыночную оценку и валоризацию (устанавливают их конечную рыночную цену реализации), а главное, постоянно активно используют в своем текущем производственном процессе в Гвинее местные природные ресурсы, топливо, местные материалы и сырье (в том числе техническую сельскохозяйственную продукцию).
17. Внедрены детализированная система и единый порядок разрешения (урегулирования) возникающих инвестиционных споров и разногласий, в первую очередь между правительством Гвинеи и иностранными инвесторами, в частности посредством арбитражного разбирательства возникших коллизий в местных органах.
Еще один немаловажный аспект заявленной проблематики. Закончилось формирование официального, по сути, единого валютного блока стран – участниц Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и стран – участниц Евразийского экономического союза (ЕАЭС) на базе использования ими гонконгского доллара в качестве якорной валюты (валютного якоря) и ключевой региональной валюты для их взаимных расчетов и платежей по двусторонним торговым контрактам и региональным торговым соглашениям, средства накопления (резервной валюты) и эталона стоимости (валюты жесткой привязки для других валют) для расчета и фиксации курсов национальных валют стран – участниц данных экономических объединений, в частности их официальных, биржевых и, прежде всего, подчеркнем, межбанковских курсов (как текущих, так и форвардных) [4] (Drobot, 2022c). Фиксируемые таким образом межбанковские курсы используются для осуществления конечных расчетов и платежей по межбанковским взаимным корреспондентским счетам коммерческих банков этих стран по обслуживанию торговых контрактов их корпоративных клиентов с оплатой поставок в иностранной твердой валюте. Подобного рода инновации, видимо, за редким исключением никоим образом не затронут напрямую многие страны Африки, в частности Гвинею [2] (Drobot, 2022a).
Однако, напротив, долгосрочные планы трансконтинентальной реформы по расширению зоны евро, прежде всего посредством формирования пятого и шестого целевых колец (поясов) данной валютной зоны, в частности ее третьего африканского кольца, очевидно, затронут непосредственно многие страны Африки, в том числе не только бывшие страны – участницы прекратившей свое функционирование в регионе зоны французского франка после введения в безналичный и наличный оборот евро, но также страны – участницы активно действующей зоны франка КФА в Африке. В этой связи речь идет о возможном включении в перспективе в расширенную структуру зоны евро в регионе таких новых для данной зоны африканских стран, как Египет, Судан, Южный Судан, а также Кения, Уганда, в качестве постоянных периферийных ассоциированных участников реорганизованной зоны евро.
Валютно-финансовый фактор в отношениях ЕС – Гвинея
Продолжает действовать ряд ключевых факторов, которые и в дальнейшем будут объективно содействовать укреплению позиций зоны евро в Африке и расширению сфер и масштабов ее использования в различных субрегионах и отдельных странах континента. Среди таких факторов, по нашей оценке, ныне выделяются:
1. Устойчивый рост ПИИ западноевропейских МНП в базовые отрасли твердой инфраструктуры (транспорт, связь, промышленное и дорожное строительство) во многих странах континента, причем ныне не только и не столько в ведущих странах Северной Африки.
2. Усиление реального интереса компаний и предприятий ряда стран ЕС, прежде всего, подчеркнем, Франции, к расширению своих регулярных прямых инвестиций в энергетическое хозяйство стран региона. Расширяются их инвестиции в строительство, ремонт и модернизацию электростанций, работающих на возобновляемых источниках энергии (солнечные батареи, ветряные станции, станции, трансформирующие в электричество энергию морских приливов и др.).
3. Внедрение капитала стран ЕС, в том числе их МНП, в аграрный сектор принимающих африканских стран, прежде всего в сферу растениеводства, включая плантационные земледельческие хозяйства и предприятия в сфере рыболовства и разведения различных видов аквакультуры, пользующихся высоким и устойчивым спросом на мировых (неафриканских) рынках. В их числе, например, автоматизированное выращивание, глубокая заморозка и конечная поставка компаниям-заказчикам гигантских и крупных морских креветок, добываемых в местных искусственных водоемах в Кении, оснащенных самым современным технологическим оборудованием, позволяющим эффективно использовать специальные электронные программы по выращиванию креветок, а затем промывке, очистке, заморозке и упаковке произведенной продукции на полностью автоматизированных производственных линиях без какого-либо непосредственного участия человека.
4. Растущие контрактные поставки из ЕС в африканские страны современной сельскохозяйственной техники, оборудования и технологических процессов, в том числе специально для хозяйств, занятых в сфере плантационного сельского хозяйства. Существенно, что устойчиво растут регулярные импортные закупки из стран ЕС сельскохозяйственных машин и другого специального современного промышленного оборудования активно действующими в аграрном секторе стран региона китайскими компаниями – производителями и экспортерами сельскохозяйственной, прежде всего растениеводческой продукции. Такие машины и оборудование из стран ЕС активно закупаются также местными китайскими фермерами и наряду с этим мелкими и средними частными предпринимателями – китайцами, оперирующими в различных отраслях и сферах сельскохозяйственного производства принимающих африканских стран (включая плантационное сельское хозяйство). Мелкие и средние китайские предприятия ныне также контролируют сферу сбыта произведенной сельскохозяйственной продукции как напрямую на внутренний рынок принимающих стран, так и на внешние, прежде всего внерегиональные рынки, в том числе в Россию.
5. В целом стабильный, а в ряде случаев устойчиво растущий объем контрактного внешнеторгового экспортно-импортного оборота стран ЕС со странами Африки (как в его стоимостном, так и, подчеркнем, в физическом выражении).
6. Адаптация многих видов производимой странами ЕС промышленной продукции к реальным условиям и потребностям африканских стран – ее импортеров, равно как и учет вкусов, преференций и специфики платежеспособного денежного спроса массовых африканских потребителей при экспорте из ЕС в Африку потребительских товаров и, прежде всего, продовольствия, в том числе консервов и консервированной продукции, а также широкого спектра сортов и видов зерновых, бобовых изделий и круп.
Инвестиционные отношения США и Гвинеи
Между тем, по нашей оценке, еще более существенным представляется тот факт, что США уже, видимо, с 2015 г. стали регулярно официально заявлять, что Гвинея в силу различных на то причин и обстоятельств непосредственно превратилась в объект их первостепенных стратегических интересов на африканском континенте и должна стать важной перспективной сферой, если не центром приложения американских частнопредпринимательских производственных и финансовых инвестиционных капиталов в субрегионе Западной и Центральной Африки. Более того, подчеркнем, что непосредственно сам Государственный департамент США в своих официальных докладах по Гвинее стал регулярно непосредственно определять и крайне активно настоятельно рекомендовать для прямого инвестирования и размещения американского частного инвестиционного промышленного и финансового капиталов определенные конкретные отрасли сектора экономики этой страны. Он также начал выделять в стране особе зоны приоритетного и наиболее выгодного в чисто финансовом отношении приложения (размещения) производственных и финансовых инвестиций для американских промышленных (горнодобывающих) компаний и корпораций, включая, подчеркнем, некоторые ведущие американские промышленные МНП.
В данном контексте речь идет в первую очередь о существенной рационализации размещения капиталовложений американских компаний и промышленных предприятий по отраслям, секторам хозяйства и конкретным районам (экономическим зонам) в рамках национальной территории Гвинеи (в частности, о существенном расширении их прямых инвестиций в отрасли горнодобывающей промышленности, энергетику и энергетическое хозяйство, в том числе в трансмиссионные передающие сети, строительную индустрию, включая промышленное строительство, строительство и ремонт шоссейных дорог, школ, госпиталей, больниц, сферу жилищного строительства, возведение гостиниц и других капитальных объектов гостиничного хозяйства и туристической индустрии, а также наряду с этим в сектор связи и телекоммуникаций, отрасли транспортного хозяйства, в том числе трубопроводный транспорт, сектор здравоохранения и сферу регулярного первичного медицинского обслуживания населения Гвинеи в ее широком толковании с учетом определенной местной специфики системы здравоохранения в данной принимающей стране).
В этой связи лишь отметим, что любое заметное укрепление реальных стратегических позиций американских частных производственных инвесторов, индустриальных компаний, телекоммуникационных и, прежде всего, промышленных и строительных МНП (со штаб-квартирой либо с их головной конторой, зарегистрированными и размещенными в США) на местном инвестиционном рынке Гвинеи неизбежно усилит их постоянно конкурентную борьбу с действующими в этой республике многопрофильными китайскими промышленными и строительными компаниями – активными инвесторами в горнодобывающую промышленность данной страны. Данный сдвиг так или иначе в целом также очевидно осложнит реализацию некоторых перспективных инвестиционных проектов российских компаний по разработке ряда достоверных разведанных новых богатых по содержанию в них чистой металлической руды месторождений бокситов, масштабному промышленному освоению месторождений железной руды, разработке новых стратегических нефтяных месторождений, увеличению промышленной добычи золота и алмазов, потребует приложения дополнительных усилий для обеспечения более эффективного и в более короткие сроки осуществления жизненно важных для экономики Гвинеи ряда крупных энергетических проектов с весомым долевым участием в них российского инвестиционного и финансового капиталов.
В результате может также заметно осложниться регулярная инвестиционная деятельность российского промышленного бизнеса в Гвинее в целом, в том числе таких крупных публичных российских компаний-инвесторов в эту страну, как «Русал», «Алроса», «Нордголд», и ряда других [1] (Abramova, Fituni, 2022). Между тем действие ряда объективных внешнеэкономических факторов глобального характера ныне влечет за собой дальнейшее уменьшение реальных возможностей и сокращение существенных преимуществ использования отдельными африканскими странами доллара США в качестве базовой якорной валюты для жесткой привязки плавающих курсов своих национальных денежных единиц и ключевой валюты своих внешнеторговых контрактов с конечной оплатой контрактного экспорта и импорта товаров и услуг в иностранной твердой (свободно конвертируемой) валюте.
Приоритеты в отраслевом распределении ПИИ
В результате ныне незначительное число американских компаний, равно как и МНП других стран, в состоянии безоговорочно либо даже нередко в более или менее существенной степени контролировать в регионе многие местные рынки и, прежде всего, отрасли обрабатывающей промышленности в принимающих странах. В частности, речь идет о таких ее секторах и подсекторах, как производство цемента, пива, различных слабоалкогольных напитков, некоторых безалкогольных напитков массового потребления, а также, отметим, мотоциклов, автомобильных шин и покрышек [15] (Bhatt, 2013). Однако, подчеркнем, местные африканские МНП и, прежде всего, их консолидированные устойчивые группы (в том числе межотраслевые) ныне стали все больше доминировать на ряде местных рынков и взяли под свой прямой контроль производство и конечную реализацию производственной продукции на определенных местных рынках либо в их важных сегментах. Этот контроль был обеспечен, в частности, за счет увеличения ими своих контрактных импортных закупок, а главное, расширения собственного производства различных видов продовольствия массового спроса и другой пищевой продовольственной продукции [5] (Drobot, 2022d).
Они также стали контролировать ряд отраслей местной обрабатывающей промышленности. В этой связи следует выделить обеспечение реального контроля местных компаний, в том числе непосредственных производителей, за текущим производством и конечным сбытом (реализацией) таких базовых видов продовольствия и продовольственных товаров массового потребления местного африканского населения, как мука, крупчатка, рис, вермишель, лапша, макароны и другие макаронные изделия (пасты), а также сахар [2] (Drobot, 2022a). Более того, ныне у африканских компаний сосредоточены доминирующие позиции либо они обеспечивают себе контроль в таких отраслях хозяйства, как производство и сбыт цемента, транспорт, в том числе местные грузоперевозки, а также в некоторых отраслях и сферах местного товарного сельскохозяйственного производства, в которых постоянно все более активно оперируют национальные африканские компании, предприниматели и частные фермеры-производители.
В рамках ныне действующей системы свободно колеблющихся курсов африканских валют резкое повышение темпов внутренней инфляции в странах региона с открытой переходной экономикой неизбежно влечет за собой падение их валютных курсов к ведущим валютам мира на основных валютных биржах, где они котируются, а главное, делает, по сути, практически невозможной жесткую привязку курса африканских валют к основным якорным валютам мира, прежде всего к СДР, доллару, а также к евро. В частности, становится, по сути, нереальным и практически невозможным поддержание зафиксированного курса первичной привязки африканской валюты к конкретной якорной валюте, причем, прежде всего, к доллару. Функционирование валютных рынков значительного числа африканских стран в 2015–2022 гг., по сути, полностью подтверждает данный немаловажный тезис; в их числе: Нигерия, Зимбабве, Замбия, Судан, Южный Судан.
Место ПИИ в национальной экономической стратегии Гвинеи
Главное, однако, в том, что национальная экономическая стратегия долгосрочного экспортоориентированного развития в странах с открытой переходной экономикой, в частности в Гвинее, характеризуется, прежде всего, тем, что регулярные валютные доходы от экспорта ее товаров и услуг на внешние (внерегиональные) рынки по контрактам с оплатой торговых поставок в иностранной твердой валюте формируют существенную (до 40% и более) долю ВВП страны и обеспечивают основную часть текущих доходов федерального бюджета государства (в форме налоговых поступлений, экспортных пошлин и ряда других регулярных сборов), которая по стоимости в целом может устойчиво составлять не менее 50% совокупных бюджетных доходов конкретной страны. Стратегия экспортоориентированного развития, в свою очередь, обусловливает прямую поддержку государством развития экспортных отраслей экономики (в том числе за счет ресурсов федерального бюджета, а также предоставления частным предприятиям и компаниям экспортного сектора специальных фискально-налоговых льгот и ряда других адресных преференций) [10] (Sapuntosv, Pavlov, 2019).
Существенно, что экономическая стратегия экспортоориентированного развития в странах с открытой переходной экономикой обычно и в дальнейшем так или иначе будет делать особый акцент на привлечении в свою экономику иностранного капитала в его различных формах, включая официальную помощь развитию (ОПР), прежде всего, в экспортные отрасли национальной экономики в целях обеспечения их прогрессивной модернизации либо существенного обновления действующих в этих отраслях производств, внедрения новых инновационных технологий, с одной стороны, и расширения и диверсификации регулярных внешних рынков сбыта производимой на них продукции – с другой, в том числе непосредственно в странах – основных иностранных инвесторах и донорах.
Одна из базовых целей долгосрочной государственной экономической политики в Гвинее, как и в ряде других стран с открытой переходной экономикой, состоит в обеспечении приоритетного направления имеющихся у национального государства ликвидных финансовых ресурсов, в первую очередь регулярных бюджетных доходов и привлеченных извне валютных капиталов в наиболее важные отрасли и сектора национальной экономики в контексте достижения заявленных (продекларированных) целей национальной инвестиционной стратегии и решения задач обеспечения долгосрочного устойчивого экономического развития, в частности заметного повышения темпов экономического роста страны [16] (Bolay, Knierzinger, 2021).
Заключение
В Гвинее из-за крайне ограниченных по своему совокупному объему регулярных доходов федерального бюджета, слабого развития внутреннего финансового рынка, прежде всего рынка государственных облигаций и некоторых других долговых ценных бумаг, в государственной экономической политике основной акцент делается и в перспективе, видимо, будет по-прежнему делаться на активном привлечении в страну дополнительных ресурсов ОПР и, прежде всего, на стимулировании притока иностранного частнопредпринимательского производственного и финансового инвестиционного капитала и его размещения в ключевые жизненно важные отрасли реального сектора экономики страны. Другими словами, государство будет стремиться за счет привлечения иностранных частных инвестиций, в первую очередь ПИИ, в том числе на базе концессионных соглашений о разделе произведенной продукции, обеспечить более или менее устойчивое долгосрочное развитие ряда ведущих экспортоориентированных отраслей национальной экономики, в числе ключевых:
1. Горнодобывающая промышленность (добыча бокситов, золота, платины, алмазов).
2. Добыча сырой нефти и ее транспортировка по территории страны для осуществления последующих поставок на внешние рынки по контрактам с оплатой в иностранной твердой валюте.
3. Аграрный сектор (растениеводство, растениеводство в сочетании с животноводством, животноводство), в первую очередь производство продовольственных и ряда технических экспортных сельскохозяйственных культур.
4. Поддержка устойчивого развития малых и средних предприятий, в том числе с долевым участием иностранного частного капитала на базе долгосрочных концессионных соглашений о разделе произведенной продукции.
В результате перед Гвинеей, как никогда ранее, крайне остро ныне встали комплексные задачи нахождения более и менее оптимальных сочетаний методов все более актуального стимулирования притока в национальную экономику иностранных капиталовложений, прежде всего ПИИ, и одновременного обеспечения системной государственной защиты в стране иностранных инвестиций, имущества, накоплений и других активов МНП. Эти задачи реализуются на фоне принятия нового инвестиционного кодекса, ряда других подзаконных актов и предписаний, упорядочивающих и регламентирующих весь процесс иностранного частного инвестирования в ключевые отрасли национальной экономики Гвинеи.
Источники:
2. Дробот Е.В. Новые приоритеты национальной безопасности стран Африки в условиях нарушения глобальных цепочек создания стоимости // Экономические отношения. – 2022. – № 2. – c. 285-308. – doi: 10.18334/eo.12.2.114825.
3. Дробот Е.В. Перспективы интеграции стран Африканской континентальной зоны свободной торговли в глобальные цепочки создания стоимости // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 2. – c. 1283-1300. – doi: 10.18334/vinec.12.2.114935.
4. Дробот Е.В. Перспетивы интеграции стран Африканской континентальной зоны свободной торговли с Евразийским экономическим союзом // Экономика Центральной Азии. – 2022. – № 1. – c. 65-88. – doi: 10.18334/asia.6.1.114447.
5. Дробот Е.В. Факторы интеграции стран Африканской континентальной зоны свободной торговли в глобальные цепочки создания стоимости // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 1. – c. 741-754. – doi: 10.18334/vinec.12.1.114342.
6. Зверева Г.Н., Сума M. Производство органического кофе в Республике Гвинея // Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса: Наука и высшее профессиональное образование. – 2019. – № 3. – c. 222-228. – doi: 10.32786/2071-9485-2019-03-28.
7. Павлов В.В., Сапунцов А.Л. Расширение участия стран Африки в международной промышленной кооперации // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 12. – c. 3109-3120. – doi: 10.18334/epp.10.12.111506.
8. Ришард К.А., Крамарова Т.Ю. Развитие туризма в Республике Гвинея: возможности и проблемы // Индустрия туризма: возможности, приоритеты, проблемы и перспективы. – 2020. – № 1. – c. 43-47.
9. Сапунцов А.Л., Павлов В.В. Диверсификация внешнеэкономических связей России со странами Африки в сфере контрактной внешней торговли и инвестиций // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 4. – c. 2079-2094. – doi: 10.18334/vinec.11.4.114082.
10. Сапунцов А.Л., Павлов В.В. Технологические факторы межстрановой конкуренции на африканском инвестиционном рынке // Экономика, предпринимательство и право. – 2019. – № 4. – c. 761-774. – doi: 10.18334/epp.9.4.41517.
11. Силла А.Б., Силла Н.А. Особенности внешней торговли Республики Гвинея // Экономические отношения. – 2019. – № 2. – c. 713-720. – doi: 10.18334/eo.9.2.40646.
12. Фитуни Л.Л. Текст и смыслы: введение в герменевтику нового миропорядка // Ученые записки Института Африки РАН. – 2022. – № 2. – c. 5-16. – doi: 10.31132/2412-5717-2022-59-2-5-16.
13. Фоменко Н.М., Каба Д. Особенности развития добывающей отрасли Республики Гвинея // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. – 2020. – № 4. – c. 159-163. – doi: 10.22394/2079-1690-2020-1-4-159-163.
14. Alencastro M., Cezne E. The South–South investment that never happened: Vale in Guinea // The Extractive Industries and Society. – 2022. – № 101147. – p. 1-12. – doi: 10.1016/j.exis.2022.101147.
15. Bhatt K. The 2011 Guinean Mining Code: Reducing risks and promoting social benefit in Africa // South African Journal of International Affairs. – 2013. – № 20(2). – p. 247-270. – doi: 10.1080/10220461.2013.811819.
16. Bolay M., Knierzinger J. Corporate gift or political sacrifice? State-sponsored CSR and electricity provision in Guinean extractive enclaves // Political Geography. – 2020. – № 84(102300). – p. 1-10. – doi: 10.1016/j.polgeo.2020.102300.
17. Campbell B., Hatcher P. Neoliberal reform, contestation and relations of power in mining: Observations from Guinea and Mongolia // The Extractive Industries and Society. – 2019. – № 6(3). – p. 642-653. – doi: 10.1016/j.exis.2019.06.010.
18. Coordinated Direct Investment Survey (CDIS). [Электронный ресурс]. URL: https://data.imf.org/regular.aspx?key=60564261 (дата обращения: 15.11.2022).
19. Keita O., Baorong Y. Foreign direct investment and economic growth nexus: empirical insight from Guinea // Asian Economic and Financial Review. – 2022. – № 12(1). – p. 58-69. – doi: 10.18488/5002.v12i1.4407.
20. Moussa S.N., Deyi J., Lin L. Analysis of Guinean new mining fiscal regime: Considerations for improvement // Resources Policy. – 2015. – № 46(2). – p. 113-126. – doi: 10.1016/j.resourpol.2015.04.007.
21. Rey P., Mazalto M., Jeanne I. Reconciling standards and the operational needs of mining projects in Africa: Examples from Guinea // The Extractive Industries and Society. – 2021. – № 8(1). – p. 23-31. – doi: 10.1016/j.exis.2020.11.004.
22. Rey P., Weber A. Urban Planning: When Mining Companies Take on Government’s Role—Public–Private Collaboration in Regional Development in Guinea. / Governing Urban Africa / C.N. Silva Ed. - London: Palgrave Macmillan, 2016. – 171-190 p.
23. UNCTADStat. [Электронный ресурс]. URL: https://unctadstat.unctad.org (дата обращения: 15.11.2022).
24. World Economic Outlook Database. Oct 2022 ed. [Электронный ресурс]. URL: https://www.imf.org/en/Publications/WEO/weo-database/2022/October (дата обращения: 15.11.2022).
Страница обновлена: 14.07.2024 в 16:26:06