Формирование экономики предпринимательства на рынке жилищного строительства
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 2 (224), Январь 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Грибов А.П. Формирование экономики предпринимательства на рынке жилищного строительства // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 2. – С. 91-98.
Аннотация:
Статья посвящена совершенствованию экономики предпринимательства крупной строительной организации с использованием методов комплексного развития системы управления и внутренней среды. Проанализированы результаты применения современных управленческих методик, информационных технологий и модернизации производственных мощностей.
Ключевые слова: система менеджмента качества, комплексное развитие, интегрированные информационные системы, экономика предпринимательства, модернизация производственных мощностей
В большинстве случаев причинами развития предпринимательской деятельности являются изменения на рынке. Помимо этого на мотивацию проведения преобразований может повлиять изменение интересов или стратегии владельцев компании, расширение, слияние или приобретение нового бизнеса, накопление в компании внутренних противоречий. На практике источниками изменений являются несколько причин, комплексное развитие должно обеспечивать баланс в ответ на возникающие вызовы. Конечной целью комплексного развития, таким образом, является - взаимосвязанное развитие всех компонент внутренней среды компании направленное на построение в компании системы, обеспечивающей достижение стратегических и оперативных целей.
О практике использования методики развития персонала
Сегодня можно привести многочисленные примеры методик развития компонент внутренней среды, положительно зарекомендовавших себя на практике, и обеспечивающих необходимый эффект при использовании в комплексном развитии крупной компании. Например, в методиках развития персонала необходимо учитывать преобразования как в области формальных, так и неформальных аспектов организации работы сотрудников, а именно:
1) совершенствование организационной структуры и бизнес-процессов (формальная составляющая);
2) обучение сотрудников – развитие профессиональных компетенций и индивидуальных навыков, включая командообразование и развитие корпоративной культуры (неформальная составляющая);
3) развитие системы стимулирования и мотивации (объединяет в себе формальную и неформальные составляющие).
Использование данного подхода можно проследить на примере комплексного развития ОАО «ДСК-2».
Анализ внешней среды, состояния конкуренции и основных движущих сил на рынке жилищного строительства показал высокую внутреннюю конкуренцию и «власть» клиентов. Анализ дальнего внешнего окружения выявил следующие наиболее значимые факторы, оказывающие влияние на рынок и его игроков:
1. Социальные факторы:
− рост численности населения Московского региона;
− существенное сокращение количества свободных трудовых ресурсов в период 2008−2018 гг.;
2. Технологические факторы:
− автоматизация производственных процессов, уменьшение числа работающих сотрудников;
− внедрение новых производственных технологий с более высокими качественными и экономическими показателями;
− внедрение энергосберегающих технологий;
− повышение требований к процессам утилизации отходов производства;
3. Экономические факторы:
− рост активности и изменение условий на финансовых рынках (в первую очередь условий ипотечного кредитования);
− рост уровня средних доходов населения;
− развитие городов Московской области.
На начальном этапе анализ внутренней среды Комбината выявил более 130 аспектов требующих учета в процессах развития.
Структурный анализ внутренней и внешней среды позволяет выявить потенциал развития экономики предпринимательства Комбината, положенный в основу целей и задач комплексного развития (рис.).
В компании реализованы мероприятия по развитию персонала, ресурсной базы и средств производства. Развитие персонала было реализовано с использованием таких методов, как:
1) развитие бизнес-процессов и структурирование компании в рамках внедрения системы управления качеством;
2) обучение персонала;
3) развитие системы стимулирования сотрудников.
Внедрение системы менеджмента качества обеспечило рационализацию деятельности и организационной структуры компании, повышение ее прозрачности, а также повышение качественных показателей деятельности. В результате реализации мероприятий количество претензий к продукции ОАО «ДСК 2» ежегодно демонстрирует стабильную динамику снижения при существенном росте объемов строительства, и по состоянию на 2011 г. снизилось в 3 раза по сравнению с 2005 г.
Системы обучения и мотивации сотрудников
Программа обучения сотрудников в рамках комплексного развития включала три блока:
1. Развитие профессиональных навыков сотрудников необходимых для качественного выполнения своих текущих обязанностей;
2. Развитие новых компетенций связанных с новыми производственными технологиями и подходами организации труда;
3. Развитие индивидуальных качеств ключевых руководителей и сотрудников, управленческих навыков, развитие корпоративной культуры и командообразование.
В результате внедрения в практику указанных мероприятий в 2011 году вырос уровень работников с высшим образованием на 4% (до 63%), увеличилось доля сотрудников со средним специальным образованием (25%) и сократилась доля рабочих без специального образования на 2% (до 12%), повысился общий квалификационный уровень работников комбината.
Развитие индивидуальных качеств и корпоративной культуры в системе обучения сотрудников получило на этапе комплексного развития Комбината наивысший приоритет. Образовательный уровень руководителей и специалистов, их лояльность компании и проводимым изменения, как показала практическая работа по комплексному развитию крупной компании, является важнейшим фактором для осуществления изменений любого рода на предприятии, особенно, связанных с дальнейшим развитием и повышением эффективности его деятельности. Основными результатами мероприятий явились:
− создание ясной иерархии корпоративных целей и ее доведение до ключевых руководителей;
− совместно идентифицированы проблемы и налажено взаимодействие между подразделениями;
− повышена сплоченность топ-менеджеров, мотивация на поддержание и развитие взаимодействия в управленческой команде.
Проведенные мероприятий по развитию системы мотивации персонала, позволили достичь следующих результатов:
1. Сформирован имидж наиболее предпочтительного работодателя на рынке труда, организовано привлечение в компанию профессионалов для эффективного использования их возможностей и потенциала;
2. Достгнута стандартизация основных политик, положений, процедур системы управления персоналом и оплаты труда, понятных и прозрачных для каждого сотрудника;
3. Обеспечено повышение объективности, прозрачности и упорядочение постоянной части заработной платы в рамках всей Компании;
4. Проведено дифференцирование условий и уровня оплаты труда в зависимости от должностной категории работника, и построена современная система, так называемого, грейдирования.
В компании приобрело ключевое значение повышение эффективности ресурсного обеспечения с применением современных интегрированных информационных технологий. На этапе анализа внутренней среды в компании был идентифицирован ряд существенных проблем в области ИТ-обеспечения, грамотности специалистов, ИТ-инфраструктуры. Задачами внедрения интегрированной информационной системы являлись:
− Полноценное попроектное планирование и учет затрат;
− Возможность расчета потребности в ресурсах на основании планов строительства;
− Повышение эффективности финансового планирования;
− Сокращение складских запасов и повышение их оборачиваемости.
В области управления финансами данная система помогла значительно усилить контроль затрат в части:
‑ контроля над исполнением бюджета с позиций стоимости процессов;
‑ контроля над динамикой затрат (условно-постоянных) при сопоставимых объемах;
‑ анализа плановых и операционных отклонений;
‑ управления гибким бюджетом, что позволило повысить прозрачность управления производственными процессами.
Внедрение информационной системы позволило сократить штат персонала финансового блока на 40 человек.
Внедрение передовых методик управления ресурсами
В результате внедрения передовых методик управления ресурсами и информационной системы SAP ERP, получены:
− сокращение численности административно-управленческого персонала на 18%;
− сокращение уровня складских запасов на 25%;
− снижение расходов на доставку и хранение ТМЦ на строительных объектах;
− снижение убытков от порчи и повторной комплектации ТМЦ;
− реализация неликвидов и высвобождение складских площадей.
− высвобождение оборотного капитала за счет совершенствования управления оборотными средствами на 40%;
− снижение себестоимости за счет жесткого контроля за накладными расходами на 20%;
− снижение потерь за счет жесткого контроля за нормативами расхода материалов на 80%;
− финансово-экономические эффекты от ужесточения контроля за работой субподрядных организаций в соответствии с установленными сроками выполненных работ и оплатой по их результатам на 25%;
− снижение штрафных санкций по налогам и пени за счет внедрения программного комплекса по расчету налогов;
− снижение количества претензий за счет жесткого контроля за исполнением договоров на 65%;
− повышение эффективности в области оперативного и долгосрочного планирования производства на 25−30%
Экономический эффект от внедрения мероприятий, направленных на минимизацию текущих затрат по обслуживанию запасов, современное вовлечение в хозяйственный оборот излишних производственных запасов, своевременный контроль оплаты договоров составил 550 млн. рублей за период с 2006 по 2011 г.
Преобразования в производственной сфере в рамках комплексного развития включали 4 основных направления:
1. Улучшение проектных решений существующих серий домов и расширение ассортиментного ряда;
2. Обновление и наращивание производственных мощностей. Совершенствование существующих серий домов и освоение новых в едином комплексе сопровождалось развитием технологий и производственных мощностей предприятия.
Одним из главных проектов совершенствования производственных мощностей стало строительство формовочного цеха № 5 Очаковского завода ЖБК ОАО «ДСК-2» с использованием импортного оборудования фирмы EBAWE (Германия) агрегированного с крупнейшим автоматизированным бетоносмесительным узлом мощностью 60 м3 бетона в час и адресной подачей бетона, построенного по проекту финской фирмы «Stel Kamet».
Выводы
В результате реализации мероприятий в производственной сфере компании в ходе комплексного развития:
‑ общая производственная мощность была увеличена с 380 до 460 тыс.кв.м. жилой площади в год;
− повышена оценка продукции комбината потребителями (по результатам маркетинговых исследований);
− усовершенствованы технологические процессы со снижением на 10% численности производственного персонала, увеличением производительности труда и сокращением фонда оплаты труда;
− повышено энергосбережение производства железобетонных изделий и возведения домов;
− снижены удельные расходы на производство продукции.
Источники:
2. Министерство экономического развития. Тенденции реального сектора экономики. – М., 2012.
3. Строительство в России. 2010: Стат. сб./Росстат. – М., 2010.
4. Дедов О.А. Управление экономической адаптацией промышленного предприятия: монография. – Екатеринбург, 2002. – 226 с.
5. ГОСТ Р ИСО 9001–2008 «Системы менеджмента качества. Требования».
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:16:16