Технология создания кластеров в строительстве (на примере Воронежской области)
Скачать PDF | Загрузок: 8 | Цитирований: 2
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 4 (15), Август 2012
Цитировать:
Ахенбах Ю.А. Технология создания кластеров в строительстве (на примере Воронежской области) // Экономика, предпринимательство и право. – 2012. – Том 2. – № 4. – С. 25-33.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17872562
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В данной статье автором предложена технология создания кластеров в строительстве, которая основана на взаимодействии администрации области, информационно-консультационного агентства и участников кластера, на формировании информационно-аналитических потоков, причиной создания которых является возникновение кластерной инициативы.
Ключевые слова: строительство, кластеры, Воронежская область
В Воронежской области кластерные структуры в строительстве недостаточно развиты. Это даёт основание предполагать, что отсутствует достаточный объём информации о подобных структурах и не учитывается опыт соседних областей. Решение о создании кластера в строительстве не может появиться спонтанно. Оно должно быть принято совместно властями области и строительными организациями. Между властью и организациями должен существовать посредник — некая третья структура, которая предоставит аналитическую информацию о потенциале области и о принципиальной возможности внедрения кластерных технологий и создания кластера. Для реализации идей кластеризации в Воронежской области целесообразно создать информационно-консультационное агентство, которое будет связующим звеном между хозяйствующими субъектами — потенциальными участниками кластера и представителями власти области. Этапы создания информационно-консультационного агентства указаны на рис. 1.
Рис. 1. Этапы формирования информационно-консультационного агентства по созданию кластеров в строительстве
Первый этап создания информационно-консультационного агентства включает в себя разработку организационной структуры агентства. Следует отметить, что в состав информационно-консультационного агентства должны войти те подразделения, которые будут заниматься исследованием и поддержанием возможностей кластеризации в строительстве.
На втором этапе создания информационно-консультационного агентства требуется решить технические вопросы: получить помещение, организовать инфраструктуру: мебель, средства связи, оргтехнику, компьютеры, Интернет и т.д.
Третий этап — это начало работы агентства. На данном этапе основную роль играет именно аналитический отдел, поскольку требуется сформировать базу данных по предприятиям области, провести исследование предпосылок создания кластеров, выяснить намерения властей области по поддержанию организаций, проанализировать государственную и региональную экономическую политику.
Информационно-консультационное агентство по развитию и поддержанию кластеров совместно с областными властями должно главным образом гармонизировать следующие направления федеральной и региональной экономической политики:
В зону ответственности региональных властей входит:
На основании этой информации администрация области принимает решение о поддержании возникшей кластерной инициативы, либо об отклонении её, либо о принятии к рассмотрению.
Организациям, выступающим с кластерной инициативой, заниматься самостоятельно комплексным анализом затруднительно, поскольку для этого требуется много времени, средств и отвлечение специалистов. Таким организациям проще оценить собственный потенциал, определить необходимость объединения с вполне конкретными организациями основного профиля кластера, но крайне сложно выбрать группы вспомогательных организаций, самостоятельно разработать и оптимизировать структуру кластера и архитектуру внутренних взаимоотношений.
В этой связи агентство выступает центром, призванным согласовать управленческие решения по созданию кластера с экономическими возможностями и необходимостью его создания.
В ходе рассмотрения механизма взаимодействия региональных властей, информационно-консультационного агентства и потенциальных участников кластера необходимо рассмотреть преимущества кластеризации.
Кластеры в строительстве могут оказывать влияние на конкурентоспособность в трех направлениях:
2) появления более требовательных потребителей;
3) экономии масштаба, например, при покупке сырья или проведении совместных маркетинговых исследований;
4) доступа к технологиям, поставщикам, квалифицированной рабочей силе, информации, бизнес-услугам и др.;
5) совершенствования логистических цепочек, а также сотрудничества и обучения (совершенствования) кластера;
6) совершенствования инфраструктуры профессиональных, финансовых и других услуг;
2) раннее определение и прогнозирование технологических тенденций;
3) среда, благоприятствующая появлению комбинаций ранее не существовавших квалификаций (способностей);
4) благоприятные предпосылки для распределения рисков;
2) связи внутри кластера способствуют появлению взаимодополняющих навыков, технологий, субсидий, что позволяет участвовать в более крупных сделках, в которых индивидуальные компании неконкурентоспособны;
3) поддержка появления новых участников;
4) укрепление социальных и других неформальных связей, способствующих появлению новых идей и бизнеса;
5) более совершенные информационные потоки внутри кластера.
Выгоды для бизнеса от развития кластера обобщенно состоят в повышении эффективности и снижении издержек в текущей деятельности и освоении рынков, повышении гибкости и инновационного потенциала при создании новых продуктов, технологий. Кластеры позволят фирмам-участникам достичь следующих основных целей:
Правительство области должно способствовать разрастанию имеющихся и возникающих кластеров, а не пытаться создавать совершенно новые. Поиск областей специализации обычно эффективнее, чем непосредственная конкуренция с регионами, в которых расположены известные конкуренты.
Правительство области для поддержки развития кластеров может осуществлять следующие действия:
2) стимулирование своевременного принятия законов;
3) поощрения и совершенствования законов:
а) спонсирование независимого тестирования, сертификации продукции и сервиса для поставляемых кластером услуг;
б) принятие на себя роли требовательного заказчика для выпускаемых кластером продукции/услуг;
Выводы
Таким образом, технология разработки кластеров в строительстве основана на взаимодействии администрации области, информационно-консультационного агентства и участников кластера, на формировании информационно-аналитических потоков, причиной создания которых является возникновение кластерной инициативы. Если к вопросу возникновения кластерной инициативы подходить комплексно, то она может возникнуть не только у потенциальных участников кластера. Её инициаторами могут выступать и администрация области и даже само информационно-консультационное агентство. Однако процесс обработки инициативы и решения о её принятии и реализации не будет отличаться от предложенной схемы. Итак, предлагаемые рекомендации по созданию кластеров в Воронежской области носят универсальный характер и могут быть применены вне зависимости от того, в какой отрасли возникнет кластерная инициатива, каков будет профиль кластера, какое будет количество его основных и вспомогательных участников. Указанные рекомендации могут использоваться как областной администрацией, так и организациями, желающими создать кластер.
Источники:
2. Производственная кооперация крупного и малого бизнеса. Рекомендации по созданию промышленных кластеров /Интернет-сайт ReACT.ru // URL http://www.react.ru/print/library/product_coop.doc (дата обращения 05.02.2010).
Страница обновлена: 15.07.2024 в 02:02:04