Система управления негосударственными образовательными учреждениями

Ибрагимова В.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 24 (222), Декабрь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье рассматриваются особенности управления негосударственными образовательными учреждениями. Развитие, связанное с реформированием системы образования, и современные социально-экономические условия требуют использования теории менеджмента, адаптированной к системе управления негосударственными образовательными учреждениями, что обеспечит эффективность их деятельности.

Ключевые слова: система управления, образовательная услуга, негосударственные образовательные учреждения



Изменение российской образовательной парадигмы легализовало негосударственное образование, которое стало быстро развиваться после принятия в 1992 г. Закона РФ «Об образовании». Сегодня создание и функционирование негосударственных образовательных учреждений (далее – НОУ) является позитивной тенденцией в развитии системы образования России. Являясь неотъемлемой частью всей системы образования, они стимулируют ее развитие и выполняют важнейшие общегосударственные задачи. Однако развитие реформы образовательной системы в России, демократизация управления системой образования, влияние рыночных отношений, усиление экономических рычагов управления образовательными учреждениями (далее – ОУ) породили необходимость внедрения в управление учебными заведениями менеджмента многочисленных взаимосвязанных видов деятельности.

Особенности деятельности негосударственных образовательных учреждений

Первая особенность – это специфическая нормативно-правовая база, регламентирующая управление НОУ. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» НОУ создаются в организационно-правовых формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций, деятельность которых регулируется Федеральным законом «О некоммерческих организациях». Однако законодательством не предусмотрено изменение состава учредителей в некоммерческих организациях, что создает некоторые проблемы в управлении НОУ, так как в соответствии с Законом РФ «Об образовании» руководство НОУ осуществляет непосредственно его учредитель или формируемый им попечительский совет, правомочия которого, а также схема внутреннего управления определяются учредителем. Следовательно, при формировании и совершенствовании системы управления НОУ необходимо учитывать требования приведенных выше нормативных актов.

Второй особенностью, неразрывно связанной с первой, является бесприбыльная деятельность и ориентация НОУ на социально-значимый эффект. Как следует из ГК РФ и из Федерального закона «О некоммерческих организациях», некоммерческая организация не имеет в качестве основной цели деятельности извлечение прибыли, а создается в целях, направленных на достижение общественных благ, в том числе в образовательных целях.

Общественно-полезные образовательные цели заставляют систему управления НОУ обеспечивать выполнение основной функции ОУ – реализацию гражданами конституционного права на образование. При формулировании целей НОУ, в отличие от коммерческих структур, необходимо учитывать цели государства как в отношении развития образовательной системы, так и в отношении развития экономики в целом.

Образовательное учреждение не может развиваться изолированно от других государственных и коммерческих структур, так как в конечном итоге является для них «поставщиком» кадров. Таким образом, ставя перед собой цели, НОУ обязано решать проблемы, связанные с растущим на рынке труда разрывом между спросом и предложением. В этих условиях развитие системы управления НОУ должно соответствовать некоммерческому характеру целей их создания, так как в погоне за прибылью общественно-полезные образовательные цели могут отойти на второй план.

Третьей особенностью деятельности НОУ является результат деятельности НОУ – образовательная услуга, выступающая в виде программы, курса и т.п., и которая предлагается потребителям для удовлетворения их потребностей. От того, насколько она интересна, актуальна, конкурентоспособна, зависит благополучие и процветание учебного заведения.

Образовательные услуги, как и любые другие, неосязаемы, а это значит, что их трудно оценить, используя какие-либо физические показатели.

Качество обучения и мотивация к обучению

Результат обучения не может быть сохранен. Это очень сильно затрудняет контроль результата обучения. Результаты обучения обычно различны. Даже в образовательных программах с высокой степенью стандартизации разные потребители получают отличающиеся образовательные услуги. Потребитель сам вовлечен в операционный процесс – это увеличивает вероятность того, что каждая операция будет уникальной [1].

Сложность оценки результата обучения заключается и в том, что, во-первых, результат пролонгирован по времени от момента приобретения знаний и навыков до момента их применения в практической деятельности; во-вторых, результат оценивается потребителем с определенной долей субъективизма: лица, получающие образование впервые, оценивают удовлетворенность как легкость сдачи экзамена, простоту обучения и т.п., а лица, получающие дополнительное образование, оценивают уже профессионализм преподавателей и содержание курсов. В связи с этим ставится задача создать систему получения объективной информации о результатах обучения посредством определения комплекса критериев оценки, их процедур и технологий, педагогического мониторинга, на основе которой можно будет принимать управленческие решения.

Принимая во внимание эти обстоятельства, при совершенствовании системы управления НОУ следует особое внимание уделить такой функции как мотивация. В процессе деятельности НОУ ключевую роль играют сотрудники, в большей степени – педагогический коллектив, результатом труда которого и является степень обученности, воспитанности и развития учащегося, то есть результат работы всего учреждения.

Важна также мотивация самих учащихся, потому что степень их обученности говорит о качестве образовательных услуг. Следовательно, на качество образовательных услуг влияет мотивация, как субъекта управления, так и объекта. Так, НОУ выстраивая систему правления должны предусмотреть не только программу стимулирования труда сотрудников ОУ, но и стимулирование учащихся.

Маркетинг образовательных услуг

Специфика НОУ нашла отражение и в планировании и в организации ее деятельности. Необходимо применять в управлении НОУ методы планирования, учитывающие постепенную эволюцию динамических характеристик развития рынка образовательных услуг. Адаптивное планирование позволяет обновлять прогнозы более мобильно. Кроме того, для развития учебного заведения необходимо регулярно обновлять маркетинговую стратегию, используя ее концепцию в управлении.

Однако как показывает практика, это сдерживается, во-первых, субъективными факторами – нежеланием ряда руководителей перестраивать свою работу, во-вторых, объективными факторами – недостаточным теоретическим обоснованием маркетинга образовательных услуг разных уровней обучения.

Отсутствие маркетингового подхода в ОУ не стимулирует к проведению маркетинговых исследований удовлетворенности образовательным продуктом и повышению качества образования, так как это требует больших усилий, изменения мировоззрения и организационных преобразований [2].

Управление маркетингом образовательных услуг базируется на учете их специфики, где учитываются следующие моменты:

– сезонно-амплитудный характер информирования потребителей об оказываемых услугах;

– специфика образовательных услуг как особого вида товара;

– изучение мотивационного поведения потребителей, мониторинг СМИ.

Одной из важнейших составляющих системы управления НОУ является контроль, охватывающий стандарты, образовательный процесс, технологии и результаты педагогической деятельности, по сути дела – это источник информации и диагностики состояния результатов деятельности всего ОУ. Вместе с тем в настоящее время контроль – это не только установление стандартов, обеспечение выполнения работниками своих должностных обязанностей, соблюдение государственных гарантий в сфере оказания образовательных услуг. Контроль должен быть направлен на проникновение в систему менеджмента организации, ее оценку и формирование предложений по усовершенствованию.

Система контроля также формируется и видоизменяется в процессе уточнения идеального и целевого образов учреждений образования. Контроль развития системы управления НОУ заключается в постоянном мониторинге изменений состояния системы, вызванных действиями субъектов.

Вывод

Таким образом, применяя общепринятые принципы управления в НОУ их необходимо адаптировать под специфику процессов, связанных с оказанием услуг в сфере образования. К ним относятся:

1) общественно-полезные образовательные цели;

2) нематериальный, трудно оцениваемый характер результата деятельности;

3) мотивация как субъекта, так и объекта СУ;

4) постоянная эволюция рынка труда.

Учитывая специфику НОУ, основными направлениями системы его менеджмента, можно считать:

– четкое следование постановленным социально-значимым целям;

– создание системы получения объективной информации о результатах обучения;

– применение стимулирования субъектов и объектов управления;

– маркетинг образовательных услуг, базирующийся на их специфике.

Реализация указанных направлений деятельности управления НОУ позволит повысить эффективность их деятельности: адекватно реагировать на изменения внешней среды, на потребности общества, избирать эффективные и педагогически оправданные методы и технологии обучения, объективно и систематически исследовать деятельность ОУ.


Источники:

1. Лазарева М. От экономики – к мотивации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://upr.1september.ru/2006/11/5.htm.
2. Бутова Т.Г., Григорьева Е.Г. Особенности маркетинга в российской сфере образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.marketing.spb.ru/conf/2002-01-edu/sbornik-2.htm.

Страница обновлена: 30.11.2024 в 18:37:06