Академическая мотивация как фактор удовлетворенности образовательными услугами

Пуляева В.Н.1, Неврюев А.Н.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Россия, Москва

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 3 (Март 2019)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=37242414
Цитирований: 6 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
С начала XXI века российские университеты оказались включенными в глобальный образовательный рынок, для которого, так же как и для обычного рынка, характерна война за потребителей. Однако в системе высшего образования выделяется две разнонаправленные группы потребителей образовательных услуг: абитуриенты, становящиеся обучающимися и их родители – с одной стороны, и рынок труда и потенциальные работодатели – с другой. Для каждой из этих групп характерны свои целевые установки и потребности, которые университеты в одинаковой мере должны быть способны удовлетворить. В этой связи актуальным становится изучение потребностей целевой аудитории образовательных услуг. В статье приводится обзор наиболее популярной на сегодняшний день теории, которая применяется, в том числе, и для изучения учебной мотивации – теории самодетерминации. Авторами была проведена диагностика почти тысячи студентов 1-4 курсов очной формы Финансового университета с целью измерения направлений их академической мотивации. Полученные результаты показали, что у студентов от первого к четвертому году обучения снижается уровень познавательной мотивации и повышается уровень амотивации. В этой связи целесообразно разработать комплекс мер по развитию системы мотивации обучающихся и повышению степени их удовлетворенности образовательным процессом

Ключевые слова: высшее образование, опрос, учебная мотивация, самодетерминация, шкала академической мотивации

JEL-классификация: I23, I25, I29, I21

Источники:

1. Hackett E.J. Science as a vocation in 1990s: The changing organizational culture of academic science // Journal of Higher Education. – 1990. – № 61. – С. 241-277.
Slaughter S., Leslie L.L. Academic capitalism. Politics, Policies, and the Entrepreneurial University. The John Hopkins University Press, 1997
Баранов И. Глобальная борьба за таланты. Russiancouncil.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=1497#top-content ( дата обращения: 20.01.2019 ).
4. Иванова И.А. Научный потенциал психолого-педагогических исследований как основа формирования инновационной среды национального исследовательского университета // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2013. – № 10(85). – С. 121-125.
Харитонова Е.Н., Пуляева В.Н. Использование концептуального подхода «лучший работодатель» в управлении персоналом организации высшего образования // Экономика отраслевых рынков: формирование, практика и развитие. Самозанятость населения: правовое и экономическое регулирование: Сборник материалов межвузовской научной конференции и круглого стола / Под науч. ред. д.э.н., проф. Меркулина, к.э.н., доц. М.А. Пономаревой – г. Москва, УОК «Лесное озеро» - 2-3 февраля 2017 г. М., 2017. – С. 41-45.
6. Deci E.L., Ryan R.M. The “what” and “why” of goal pursuits: human needs and the self) determination of behavior // Psychological Inquiry. – 2000. – № 11.
7. Gagne M., Deci E.L. Self-determination theory and work motivation // Journal of Organizational Behavior. – 2005. – № 26.
8. Гордеева Т.О., Сычев О.А., Осин Е.Н. Опросник "Шкалы академической мотивации // Психологический журнал. – 2014. – № 4. – С. 96-107.
Eskja Vero, Edi Puka The Importance of Motivationin an Educational Environment. Formazione & Insegnamento. [Электронный ресурс]. URL: http://ojs.pensamultimedia.it/index.php/siref/article/viewFile/2164/1973.
10. Kavousipour S., Noorafshan A., Pourahmad S., Dehghani-Nazhvani A. Achievement motivation level in students of Shiraz University of Medical Sciences and its influential factors // Journal of advances in medical education & professionalism. – 2015. – № 3(1). – С. 26-32.
Yermentaeyeva A., Turgunbayeva B., Bazarbekova R., Nurtayev E., Bekzhanova B. Specific Features of Masters Students Professional Development. Procedia - Social and Behavioral Sciences. [Электронный ресурс]. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1877042814010398.
Pravakar D. Importance of Self Esteem among Students in Academic Performance and Coping with Stress. Indian Journal of Positive Psychology. [Электронный ресурс]. URL: https://www.questia.com/library/journal/1P3-3465849051/importance-of-self-esteem-among-students-in-academic.
Ayub N. Effect of Intrinsic and Extrinsic Motivation on Academic Performance. Pakistan Business Review. [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/255712855_Effect_of_Intrinsic_and_Extrinsic_Motivation_on_Academic_Performance.
14. Shen B., Li W., Sun H., Rukavina P.B. // Journal of Teaching in Physical Education. – 2010. – № 4. – С. 417-432. – url: https://journals.humankinetics.com/doi/abs/10.1123/jtpe.29.4.417?journalCode=jtpe.
15. Erten I.S. // Procedia - Social and Behavioral Sciences. – 2014. – № 7. – С. 173-178. – url: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1877042814052434.
Стиллман Д. Поколение Z на работе. Как его понять и найти с ним общий язык. / пер. с англ. Ю. Кондукова. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. – 272 с.

Страница обновлена: 06.06.2025 в 21:57:43

 

 

Academic motivation as a factor of satisfaction with educational services

Pulyaeva V.N., Nevryuev A.N.

Journal paper

Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 13, Number 3 (March 2019)

Citation:

Abstract:
Since the beginning of XXI century Russian universities were included in the global educational market, which, as well as for regular market typical of the war for consumers. However, in the higher education system differentiates between two divergent groups of consumers of educational services: applicants who become students and their parents – on the one hand, and the labor market and potential employers. For each of these groups is characterized by their purposes and needs which the universities equally need to be able to satisfy. In this regard, relevant is the study of the needs of the target audience of educational services. The article provides an overview of the most popular today theory, which applies, in particular, for the study of academic motivation self-determination theory. The authors have carried out diagnostics of nearly a thousand students of 1-4 courses of full-time Financial University with the aim of measuring the directions of their academic motivation. The results showed that the students from the first to the fourth year of training decreases the level of cognitive motivation and the level of emotively. Therefore, it is advisable to develop a complex of measures on development of system of motivation of students and increase their satisfaction of the educational process

Keywords: higher education, survey, self-determination, educational motivation, academic motivation scale

JEL-classification: I23, I25, I29, I21