Управление развитием полиграфического производства в условиях кризиса

Полухина А.Л., Стрельникова Е.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 23 (221), Декабрь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Полухина А.Л., Стрельникова Е.В. Управление развитием полиграфического производства в условиях кризиса // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 23. – С. 118-122.

Аннотация:
В статье рассматриваются системные проблемы отечественной полиграфии в условиях кризиса и активного развития средств мультимедиа. Сделан акцент на необходимости применения в полиграфической деятельности бизнес-модели, обладающей возможностью адаптации к изменяющимся требованиям медиа-рынка.

Ключевые слова: мультимедиа, печатная продукция, полиграфическое производство, цифровой контент, электронные коммуникации, медиа-среда



Полиграфическому производству сегодня приходится функционировать в условиях жесточайшей конкуренции. С одной стороны, стремительное развитие техники и информационных технологий, как альтернативных средств представления и передачи информации, с другой стороны – кризисные явления в мировой экономике, усугубившие и без того непростое положение полиграфических предприятий.

Мировой финансово-экономический кризис отразился на российской полиграфии. Полиграфическая отрасль, как и многие другие, переживает тяжелые времена: и крупные комбинаты, и маленькие типографии вынуждены бороться за выживание. Сокращение персонала, реструктуризация и продажа активов, замораживание инвестиционных проектов – это объективная реальность последних лет. События развиваются настолько стремительно, что информация устаревает раньше, чем ее успевают опубликовать. Управление полиграфическим предприятием в условиях неопределенности – объективная реальность нынешнего времени [3].

Роль эффективного менеджмента в условиях кризиса

В качестве основных кризисных факторов, оказывающих негативное воздействие на стабильность полиграфического производства, отметим следующие:

− со стороны потребителей наблюдается снижение объемов заказов, выдвижение требований отсрочки платежей и снижения цен на полиграфические работы и услуги, внесение изменений в номенклатуру заказа, уход к конкурентам с более гибкой ценовой политикой;

− со стороны поставщиков – ужесточение условий поставки и оплаты, в частности, учащение требований предоплаты, срывы поставок, повышение цен на товары и услуги;

− со стороны банков – повышение ставок по кредитам и займам, усложнение процедур и снижение возможностей предоставления кредитов и займов, задержка платежей.

Подобные тенденции, в свою очередь, негативным образом отражаются на состоянии и функционировании полиграфического производства:

− повышается нестабильность производства;

− снижаются объемы и число тиражей и прочих заказов на печатную продукцию;

− наблюдается отток покупателей;

− обостряется ценовой демпинг;

− возникают и увеличиваются долги перед поставщиками;

− дефицит ликвидности;

− срывы поставок продукции;

− в крайнем случае – убытки, остановки производства и неопределенность перспектив.

Устойчивое функционирование в условиях кризиса предполагает, прежде всего, эффективный производственный менеджмент, способный своевременно и квалифицированно предвидеть и нейтрализовывать на стадии возникновения кризисные явления в производственной деятельности. В частности, эффективный менеджмент в полиграфическом производстве должен включать в себя [3, 4]:

− в сфере производства – анализ себестоимости, оптимизацию производственных процессов и затрат на ремонты и ТО, оперативный анализ рентабельности заказов;

− в сфере управления – контроль ключевых показателей бизнеса, обеспечение ликвидности, снижение затрат, бюджетирование, планирование поступлений и расходов, эффективный менеджмент персонала;

− в сфере снабжения и закупок – оптимизация складских запасов, тщательный выбор поставщиков;

− в сфере сбыта и продаж – управление отношениями с клиентами, гибкая ценовая политика, определяющая конкурентоспособные цены, ориентация на индивидуальные потребности клиентов.

Производство печатной продукции и контент в цифровом формате

Кризис 2008–2009 гг.в и его затянувшиеся последствия доказали объективную реальность: возврата к прежним условиям ведения полиграфического бизнеса, вероятно, уже не будет. По результатам анализа последствий кризисных явлений на полиграфическом рынке, состояния и проблем развития полиграфических холдингов, главной практической задачей эксперты определяют – обозначить основные этапы движения в сторону мультимедийности и освоения новых источников доходов [2, 5]. Практически, для полиграфических предприятий это означает необходимость решения сложнейшей задачи – нахождения оптимального баланса между производством печатной продукции и расширяющейся сферой распространения контента в цифровом формате.

Продолжающиеся кризисные явления в мировой экономике дали старт принципиальным изменениям, определяющим дальнейшее развитие издательско-полиграфического комплекса страны. Стремительное развитие электронных средств массовых коммуникаций вызывает дискуссии о возможности замены печатной прессы на интернет-СМИ и полного перевода книгоиздания на планшетные носители. Эти вопросы в какой-то степени уже стали общепринятыми, но что примечательно – ответы в большинстве случаев имеют диаметрально противоположный смысл: или наступил «конец эры Гуттенберга», или «печать будет существовать вечно». Из многочисленных дискуссий последнего времени по данной проблематике можно сделать главный вывод – электронные коммуникационные технологии будут иметь возрастающее влияние на общественное сознание и повышенное воздействие на рынок печатной продукции, вытесняя (замещая) печатные издания.

Точное прогнозирование развития событий в данном направлении весьма проблематично, так как бумажные СМИ имеют ряд уникальных преимуществ. Тем не менее, существует ряд объективных предпосылок для расширения сфер влияния электронных средств массовых коммуникаций:

− в информационной сфере в ближайшее время все больше будут доминировать интернет-СМИ и мультиплатформенные СМИ. Этому способствует всеобщая «дигитализация» – перевод любого контента в цифровой формат и его доставка потребителю по любому каналу (ПК, ридеры, планшетники, мобильные телефоны и др.);

− низкие темпы распространения интернета в России не меняют общей тенденции, связанной с простотой копирования цифрового контента, его оперативностью и изменениями модели потребления информации в обществе;

− тенденция сокращения доходов от печатной рекламы и снижение объемов печатных СМИ приведет к кризису системы распространения прессы, ее рентабельность будет снижаться и на определенном этапе этот бизнес станет убыточным.

Системный кризис в отечественной полиграфии

Если оценивать все происходящие события в медиа-среде с позиции полиграфической деятельности, которая в основном занимает промежуточное положение в общей цепи создания и реализации печатной продукции и является сферой услуг, то ее дальнейшее развитие практически полностью зависит от спроса на тот или иной контент и успешности его распространения. И в данном случае, когда речь идет об издательской продукции, полиграфия может содействовать конкурентоспособности этих процессов за счет расширения и качественного выполнения требуемых работ (услуг).

В этой связи следует констатировать, что печатный бизнес как таковой постепенно теряет уровень актуальности и перед полиграфическими предприятиями неизбежно встает задача позиционирования своего положения в складывающейся системе мультимедиа. К сожалению, сегодня нельзя сказать, что такая постановка вопроса широко обсуждается в профессиональных полиграфических кругах. И это в то время, когда, как отмечают многие эксперты, влияние изменений в медиа-среде на полиграфическое производство хоть и опосредованно, но постоянно возрастает.

Сегодня уже можно говорить о начале развития в отечественной полиграфии системного кризиса под воздействием расширяющегося применения новых информационных технологий. Их влияние уже проявляется ежемоментно и связано с возникновением целого ряда негативных для полиграфии факторов. Это, главным образом, последовательный спад объемов производства печатной продукции, крайне низкий уровень рентабельности ведения полиграфического бизнеса и увеличение количества убыточных типографий, изменение структуры рынка полиграфических работ в результате усиления конкуренции с зарубежной полиграфической базой. Возможна трансформация существующей системы децентрализованной печати, и как следствие, на базе возможностей сетевой передачи данных и цифровой печати образование центров распространения печатных изданий «по требованию».

Стратегическая бизнес-модель в полиграфической деятельности

Стремительные изменения в медиа-среде и растущая конкуренция со стороны цифровых медиа требуют от издателей печатной продукции новых подходов и технологических решений. Падение выручки от продаж, вызванное ускоренным развитием компьютерных технологий, побуждают издателей печатных СМИ искать новые способы распространения своей продукции. Среди них – распространение цифровых версий изданий через специальные сетевые сервисы, сохраняющие верстку и дизайн печатных аналогов.

Полиграфическим предприятиям необходимо определить, какую роль они играют в настоящее время на общероссийском и региональном рынках печатной продукции. Необходимо провести анализ своих возможностей и возможностей конкурентов. Следует определить перспективные объемы потребления печатной продукции разного рода в регионе и свою долю в обеспечении этой потребности. Исходя из этого разработать стратегию развития предприятия и определить затраты, требуемые для реализации разработанной стратегии, предложить механизмы получения средств на выполнение поставленных задач, рассчитать сроки окупаемости требуемых капитальных вложений.

Сегодня очень важно представлять достоверную картину состояния мировой полиграфии и уровень полиграфического производства в России, оценивать силу воздействия на полиграфию мультимедийных средств коммуникации и на этой основе определять стратегические направления дальнейшего развития рынка печатной продукции и полиграфических работ, рынков оборудования, материалов, труда и капитала. Конечным результатом такого анализа должна стать стратегическая бизнес-модель в полиграфической деятельности, обладающая возможностью адаптации к изменяющимся требованиям медиа-рынка.


Источники:

1. Антон Н. Мировой рынок полиграфических услуг и перспективы его развития. – Рига: Балтийская международная академия, 2009.
2. Воротягин И.А. Проблемы и стратегические перспективы развития полиграфических холдингов в России // Российское предпринимательство. – 2012. – № 3. – С. 107–111.
3. Воротягин И.А., Пыткин А.Н. Особенности развития предприятий полиграфического холдинга в конкурентной среде. – Пермь: Полиграф Сити, 2010. – 50 с.
4. Полухина А.Л. Особенности управления полиграфическим производством в рыночной среде // Российское предпринимательство. – 2012. – № 22.
5. Российская полиграфия: состояние, тенденции и перспективы развития // Отраслевой доклад Управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. – М., 2012. – 74 с.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 20:12:52