Сравнительный анализ методов повышения эффективности в полиграфии: от традиционных техник к современным технологиям

Семашко И.Н.1
1 ООО «Издательский дом дважды два»

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 18, Номер 6 (Июнь 2024)

Цитировать:
Семашко И.Н. Сравнительный анализ методов повышения эффективности в полиграфии: от традиционных техник к современным технологиям // Креативная экономика. – 2024. – Том 18. – № 6. – doi: 10.18334/ce.18.6.121157.

Аннотация:
В статье рассмотрены основные тенденции развития российской полиграфии, выполнен анализ путей и способов повышения ее эффективности. Опираясь на используемую литературу и собственный опыт, автором выявлено, что комплекс действующих политических и социально-экономических факторов определяет падение норм рентабельности и усиление конкурентной борьбы участников российского полиграфического рынка, что подталкивает компании искать инновационные методы и технологии для повышения своей конкурентоспособности, определять и внедрять новые источники формирования конкурентных преимуществ. Доказано, что рассмотренные технологии, позволяющие повысить эффективность полиграфии, выступают частью всего спектра технологий отрасли, которая продолжает развиваться в инновационном и технологическом плане. Выводы, полученные по результатам исследования, могут быть полезны работникам сферы полиграфии, которые заинтересованы в повышении эффективности оказываемых услуг.

Ключевые слова: полиграфия, анализ, эффективность, современные технологии

JEL-классификация: L69, M11, M21, O31, O33



Введение

Отечественная полиграфия представляет собой разнообразную и динамично развивающуюся отрасль, охватывающую различные виды деятельности, такие как производство книг, журналов, газет, упаковочной продукции и рекламных материалов. Эта отрасль не только удовлетворяет духовные потребности российского общества, но и обслуживает другие отрасли экономики, производя техническую продукцию. Однако современный этап отечественной полиграфической отрасли характеризуется снижением рентабельности и усилением конкуренции. Вход в эту отрасль затруднен из-за ряда препятствий, в том числе высокой стоимости печатного оборудования, что требует значительных капиталовложений. Необходимость глубоких теоретических знаний и практического опыта еще больше усложняет выход на рынок. Кроме того, серьезные проблемы создают проблемы финансирования, нормативные препятствия и доминирование признанных игроков. Развитие интернет-технологий и виртуальных пространств может привести к снижению спроса на печатную продукцию, что вынудит полиграфические компании искать пути повышения своей конкурентоспособности и выявления новых источников конкурентных преимуществ.

Процесс повышения эффективности маркетинговой деятельности в издательско-полиграфических предприятиях изучал Ф.А. Холмурзаева [5, с. 943-948]. В исследовании А.А. Богдановой интернет-коммуникации рассматриваются как средство повышения эффективности принятия управленческих решений [6, с. 48-49]. Роль систем внутреннего аудита в качестве полиграфических услуг рассмотрена А.В. Скуртул [7, с. 168-170], а О.П. Старченко и К.Ф. Антипова проанализировали методы контроля качества расходных материалов и готовой продукции [8, с. 39-45]. Теоретические аспекты управления затратами на полиграфических предприятиях освещены Д.П. Ефремов и Н.Г. Урасов [9, с. 337-342]. Системы управления в российских типографиях исследовал И.Ю. Афанасьев [10, с. 20-25], А.А. Пьянкова [11, с. 125-130], М.Е. Дудкина, В.В. Ковалева [12, с. 43-45]. Н.Н. Гулиева охарактеризовала современные тенденции развития полиграфической отрасли в постсоветских государствах [13, с. 4-8]. Цифровое будущее рекламной полиграфии, современное состояние, проблемы и перспективы полиграфического рынка исследованы М.В. Лукиенко [14, с. 156-157], О.Р. Жаворонкова [15, с. 69-72], Я.С. Цепкова [16, с. 11-14] и С.Я. Ясупов [16, с. 11-14].

Хотя полиграфическому бизнесу и его различным аспектам в научной литературе уделяется значительное внимание, существует ограниченное количество публикаций, специально посвященных традиционным методам и современным технологиям, которые можно использовать в печати для повышения ее эффективности. Этот пробел в литературе подчеркивает актуальность настоящего исследования. Основная цель данного исследования — проанализировать традиционные методы и современные технологии, которые можно использовать в полиграфической отрасли для повышения эффективности полиграфических услуг. Целью данного анализа является дать представление о том, как полиграфические компании могут повысить свою конкурентоспособность за счет внедрения новых технологий и методологий.

Научная новизна исследования заключается в комплексном анализе как традиционных, так и современных методов и технологий печати с акцентом на их экономическую жизнеспособность, эффективность и инновационный потенциал. Целью данного исследования является устранение существующего пробела в литературе путем детального изучения того, как эти методы и технологии могут быть интегрированы в деятельность полиграфических компаний для повышения их производительности и конкурентоспособности.

Выдвигается гипотеза, что интеграция современных технологий цифровой и 3D-печати в традиционные полиграфические операции может существенно повысить эффективность и конкурентоспособность полиграфических предприятий. Ожидается, что эта интеграция приведет к снижению затрат, повышению качества, сокращению сроков выполнения работ и большей гибкости в удовлетворении разнообразных требований клиентов.

Методология данного исследования включает в себя всесторонний обзор литературы с последующим эмпирическим анализом финансовых последствий традиционных и современных методов печати. В ходе исследования будут оценены инвестиционные затраты, операционные расходы, рентабельность инвестиций (ROI) и рентабельность. Кроме того, будут проведены тематические исследования полиграфических компаний, переходящих от традиционных технологий к современным, чтобы дать практическое представление о преимуществах и проблемах такого перехода. Данные будут собираться из отраслевых отчетов, финансовых отчетов и интервью с экспертами, чтобы обеспечить надежный и многогранный анализ.

Основная часть

Изучению процесса повышения эффективности маркетинговой деятельности издательско-полиграфических компаний посвящена работа Ф.А. Холмирзаевой [5], в исследовании А.А. Богдановой [6] раскрывается тема интернет-коммуникаций, как способа повышения эффективности принимаемых управленческих решений. Анализ системы внутреннего аудита и его роль в качестве оказываемых полиграфических услуг рассмотрен в трудах А.В. Скуртул [7], методы контроля качества расходных материалов и готовой продукции анализировали О.П. Старченко и К.Ф. Антипова [8]. Теоретическим аспектам управления затратами полиграфических предприятий посвящено исследование Д.П. Ефремова и Н.Г. Урасова [9]. И.Ю. Афанасьев, А.А. Пьянкова, М.Е. Дудкина и В.В. Ковалева рассматривали системы управления, применяемые в российских типографиях [10-12]. Современные тенденции развития полиграфии в государствах постсоветского пространства характеризовала Н.Н. Гулиева [13]. Цифровое будущее рекламной полиграфии, современное состояние, проблемы и перспективы развития полиграфического рынка исследовали М.В. Лукиенко, О.Р. Жаворонкова, Я.С. Цепкова, О.Р. и С.Я. Ясуповы [14-16].

В целом, можно сделать вывод о том, что в научной литературе рассмотрению полиграфического бизнеса и его отдельных сторон уделено значительное внимание, однако собственно традиционным техникам и современным технологиям, которые можно использовать в полиграфии для повышения ее эффективности, посвящено ограниченное количество публикаций, что и определяет актуальность настоящего исследования.

На сегодняшний день в России имеется большое количество сравнительно крупных государственных унитарных и частных полиграфических предприятий, о чем свидетельствуют данные доклада Российской книжной палаты (рисунок 1).

Рисунок 1. Рейтинг российского полиграфического рынка на 2023 год

Источник: составлено автором на основе [20]

К крупным компаниям можно отнести Гознак, издательство «ЭКСМО», Первую образцовую типографию, «ММ ПОФ пэкэджинг» и другие.

В 2017-2022 гг. в финансовом плане рынок отечественной полиграфии являлся более устойчивым по сравнению со средними показателями по стране (рисунок 2).

Points scored

Рисунок 2. График финансовой стабильности.

Источник: составлено автором на основе [20]

Несмотря на пандемию коронавируса и политическую нестабильность в мире, усиление санкционного давления на российскую экономику, полиграфический сектор в 2022-2024 годах, в целом, также демонстрирует свою финансовую устойчивость.

При том, что в стране имеется немало крупных полиграфических производств, отмечается дефицит полиграфических мощностей, который существенно обострился в 2021 году, в 2022 году серьезные проблемы возникли с бумагой, расходными материалами, а также с обновлением техники при недостаточных инвестициях. Однако данные проблемы не только не привели к кризису и банкротству полиграфических компаний, но и дали существенный толчок в развитии отечественных технологий, появления импортозамещенного оборудования и программных продуктов. В частности, в России успешно функционируют автоматизированные системы для полиграфии «Моноритм» и «1С: Полиграфия» [17].

На рынке полиграфии имеется высокий уровень конкуренции, что проявляется в серьезной борьбе за реальных клиентов. Этому способствует и прогресс цифровых технологий, который привел к революционным изменениям в секторе печати [18]. По прогнозам экспертов компании «ГидМаркет», как минимум до 2026 года полиграфический рынок будет иметь положительную динамику и расти ежегодно в среднем на 3,3%. К концу 2026 года объем полиграфического рынка предположительно приблизится к цифре в 600 млрд. рублей, рынок цифровой печати в ближайшие годы будет расти на 6,5% (по отчетам Smithers и ResearchAndMarkets), что объясняется увеличением спроса на разнообразную упаковку, индивидуализированную и цифровую печать [19].

Тем не менее, рост цен, падающие доходы населения, рост популярности онлайн-формата, сложные внешние условия и превышение предложения над спросом ограничивают развитие полиграфического сектора.

В настоящее время полиграфическая отрасль подвержена влиянию целого комплекса факторов, как отрицательного, так и положительного плана. К отрицательным факторам можно отнести экономические (нестабильность рубля, инфляция, экономические санкции), технологические (высокая степень импортозависимости) и социальные (падение численности населения и их реальных доходов). Присутствуют и положительные факторы: государственная поддержка, стабильная аудитория читателей газетной и книжной печатной продукции, автоматизация и роботизация. Цифровизацию можно рассматривать как противоречивый фактор. Свое влияние оказывают и экологические тенденции [1].

К основным трендам современного рынка полиграфии России можно отнести снижение маржинальности и ограничение возможностей по привлечению внешних финансовых средств для развития, сохранение значительной импортозависимости, рост себестоимости производства в силу роста цен на полиграфические материалы, потерю части значимых заказов из-за ухода из России ряда крупных зарубежных компаний, трудности с ремонтом, модернизацией и настройкой импортного оборудования, внедрение информационных технологий, рост количества новых форматов полиграфических производств, мультитехнологичность.

В текущей ситуации отечественным полиграфическим компаниям крайне важно организовывать производство нового ассортимента печатных изданий, расширять перечень предлагаемых услуг, модернизировать оборудование, демонстрировать новые технологические возможности и дополнительные сервисы, например, автоматизированный прием заказов и удаленный доступ к печати, параллельное использование нескольких технологий печати.

Перед тем, как переходить к анализу традиционных техник и современных технологий, которые позволяют повысить эффективность полиграфических услуг, рассмотрим структуру рынка российской полиграфии за 2023 год (рисунок 3).

Points scored

Рисунок 3. Структура полиграфического рынка в России.

Источник: составлено автором на основе [20]

Отечественный издательско-полиграфический комплекс состоит из нескольких направлений производства: газетное, книжное, журнальное, рекламное, упаковочное, этикеточное. Большую часть полиграфических услуг составляют услуги по печатанию продукции производственно-технического назначения, этикетов и ярлыков. Печатные материалы по-прежнему являются эффективным способом рекламы товаров и услуг [20]. Рекламная продукция считается основой отечественного полиграфического бизнеса и предполагает массированное внедрение самых современных технологий и дизайнерских решений [21].

К традиционным методам печати, применяемым и сегодня, в первую очередь, относят офсетную печать и флексографию.

Офсетная печать отличается высоким качеством и, как правило, применяется при изготовлении значительных объемов продукции. Она предполагает большие затраты (в том числе, времени) на настройку, что делает ее недостаточно экономичной для мелкосерийного производства. Первоначальные затраты на настройку связаны с созданием пластин и трудоемким процессом регулировки баланса чернил и воды. Однако после завершения настройки офсетная печать становится экономичным решением для больших тиражей: в среднем от 1 до 5 рублей за страницу при крупных заказах. Офсетная печать претерпевает модернизацию: совершенствуется и создается новое оборудование, внедряются инновационные элементы и технологии. Так, в рулонной и листовой печати получила распространение офсетная печать без увлажнения (сухой офсет) [22]. Ее достоинства перекрыли имеющиеся экономические и технические недостатки.

Флексография широко используется для создания упаковок и этикеток. Во многом это связано с относительно недорогим оборудованием, экономичностью, высокой скоростью изготовления печатных форм и гильз, применением жидких печатных красок, пониженным объемом отходов, сокращением затрат на персонал и другое. Она универсальна, но требует высоких первоначальных затрат из-за создания резиновых пластин по индивидуальному заказу. Хотя эта технология обеспечивает высокую скорость производства и адаптируется к различным материалам, первоначальные инвестиции и стоимость изготовления пластин могут стать барьером для малого бизнеса. Качество флексографской печати пока еще ниже, чем офсетной, но продолжает расти. Однако здесь, как и в случае с офсетной печатью, также внедряются новации (цифровые решения, новые фотополимеризующиеся материалы), а доля флексографии среди других способов печати неуклонно повышается.

Можно выделить две основные разновидности современной печати: цифровую и 3D-печать. Благодаря развитию цифровой печати стало возможным принимать индивидуальные заказы, организовать высокоскоростную печать, печать переменных данных (для персонализации каждого элемента определенным текстом или иллюстрациями), печать на нетрадиционных материалах (пластик, металл, ткань). Данный вид печати более экономичен и энергоэффективен в сравнении с традиционными методами печати.

Цифровая печать, включающая струйную и лазерную печать, устраняет необходимость в пластинах, что значительно сокращает время и затраты на настройку. Эта технология идеально подходит для печати небольших тиражей и печати по требованию. Стоимость печати варьируется от 10 до 50 рублей за страницу, в зависимости от качества и носителя. Гибкость цифровой печати позволяет настраивать и печатать переменные данные (VDP), что дает явное преимущество перед традиционными методами с точки зрения персонализации.

На современном этапе развития цифровой сегмент полиграфического рынка демонстрирует явный прирост. Если в 2019 году при помощи цифровой печати было выполнено 17% заказов, то в 2023 году – уже более 25% [22]. Данный рост объясняется удобством, доступностью и большой скоростью печати, что привлекает широкий спектр клиентов, заинтересованных в разных объемах тиража, создании индивидуального баннера или вывески, размещении QR-кода по доступной цене.

Будучи новой технологией в полиграфической отрасли, 3D-печать выходит за рамки традиционной двумерной печати, позволяя создавать трехмерные объекты. Несмотря на то, что 3D-печать не конкурирует напрямую с традиционными методами печати с точки зрения печати на бумаге, она открывает новую возможность для творчества и инноваций. Стоимость 3D-печати широко варьируется в зависимости от используемых материалов и сложности объектов: от 5 до 100 рублей и выше за грамм нити.

УФ-печать предполагает применение ультрафиолетового излучения для отверждения покрытий и красок. Она стала популярной благодаря своей эффективности и отсутствию вреда для окружающей среды [23]. Еще одной из экологически безопасных является сбалансированная углеродная печать, основанная на снижении выбросов углерода и применении возобновляемых источников энергии.

Усиливается заинтересованность и DTF-печатью – прямой печатью на ткани с высокой степенью экологичности. К преимуществам можно отнести эффективное перенесение красок, сохранение нужных оттенков, минимизацию отходов.

В издательском и упаковочном сегменте продолжает применяться традиционная глубокая печать. Она отличается точной цветопередачей, яркостью красок, равномерностью, качеством, экономической эффективностью и выступает полем внедрения новейших технологий.

В начале нового тысячелетия появились, так называемые, гибридные печатные системы, в которых объединены несколько способов печати, в частности, обычные и бесконтактные технологии. Создаются машины с офсетными и трафаретными секциями; флексографская секция может быть скомбинирована с цифровой печатной машиной. Комбинирование требуется для максимизации достоинств каждого из используемых методов печати. Слово «гибридный» стало применяться и по отношению к печатным краскам.

Свою нишу заняла и мобильная (или облачная) печать. Данный метод дает возможность печатать материалы с мобильных устройств с помощью облачных сервисов. К преимуществам данной печати относится повышенное удобство (отсутствие географической и временной привязки), расширенное сотрудничество (возможность взаимодействия с другими людьми в режиме реального времени), повышенная эффективность (минимизация отходов). К современным технологиям мобильной печати относятся облачные системы управления печатью (дистанционная централизация и контроль печати), облачные сервисы печати по требованию (заказ индивидуальной продукции по мере необходимости), облачное хранилище документов и обмен ими (отсутствие необходимости в физическом хранилище), облачные сервисы 3D-печати.

Появление печати по требованию (PoD) было вызвано тенденцией сокращения тиражей. Для нее необходимо специальное оборудование, которое будет экономически эффективным при печати любого количества экземпляров.

Проведя сравнительный анализ традиционных и современных методов печати можно сделать следующие выводы.

В плане экономической эффективности традиционные методы печати обеспечивают экономическую выгоду при больших объемах заказов за счет эффекта масштаба. Напротив, цифровая печать представляет собой более экономичное решение для малых и средних тиражей благодаря меньшим затратам на установку.

С точки зрения скорости технологии цифровой печати позволяют более быстрое выполнение работ, особенно при печати небольших партий и печати по требованию. Традиционные методы, хотя и медленные в настройке, позволяют достичь более высоких скоростей после завершения первоначальной подготовки, что особенно полезно для крупномасштабного производства.

Офсетная печать зачастую считается наиболее предпочтительной с точки зрения качества, особенно в отношении мелких деталей и точности цветопередачи. Однако последние достижения в области технологий цифровой печати значительно сократили этот разрыв и высококачественные цифровые принтеры последних поколений предлагают сопоставимые результаты.

Цифровая печать обычно считается более экологически чистой, поскольку в производственном процессе используется минимальное количество химикатов и, следовательно, отходов. Традиционные методы, особенно офсетная и флексографская печать, требуют большего перечня и объема расходных материалов и побочных продуктов, требующих тщательной утилизации.

Подчеркнем, что выбор между традиционными и современными методами печати зависит от конкретных требований заказчика или проекта, включая объем, бюджет, ожидания по качеству и экологические соображения. Поскольку полиграфическая индустрия продолжает развиваться, постоянные технологические новации все больше стирают различия между вышеназванными методами, предлагая универсальные, но одновременно и эффективные решения для широкого спектра потребностей в современной печати.

Экономическая жизнеспособность технологий печати имеет первостепенное значение для современных предприятий, стремящихся оптимизировать свою деятельность и максимизировать прибыльность. Остановимся на обзорном рассмотрении финансовых последствий применения традиционных и современных методов печати с учетом инвестиционных затрат, эксплуатационных расходов, рентабельности инвестиций (ROI) и рентабельности.

Традиционные методы печати, такие как офсетная и флексография, требуют значительных первоначальных инвестиций. Стоимость приобретения и установки офсетной печатной машины, в зависимости от возможностей и размера оборудования, может варьироваться от 30000 долларов США [28]. Напротив, оборудование для цифровой печати представляет собой более низкий барьер для входа. Отсутствие пластин и меньшие требования к настройке способствуют снижению первоначальных затрат.

На эксплуатационные затраты традиционных методов печати влияют расход материала, техническое обслуживание и трудоемкость. При офсетной печати качественные чернила и бумага представляют собой значительные периодические расходы, как и необходимость в квалифицированных операторах для управления сложными процессами настройки и печати.

Цифровая печать, хотя и сокращает отходы материала и время настройки, влечет за собой более высокие затраты на страницу из-за стоимости тонера или струйных картриджей. Однако упрощенный производственный процесс снижает затраты на рабочую силу и расходы на техническое обслуживание.

Окупаемость инвестиций (ROI) при традиционных методах печати оптимизируется при больших объемах повторных тиражей, когда амортизированная стоимость пластин и настройки распределяется по большому количеству отпечатков, что эффективно снижает себестоимость единицы продукции. Например, крупномасштабное предприятие офсетной печати может достичь точки безубыточности в течение года, если оно будет постоянно работать на полную мощность.

Технологии цифровой печати обеспечивают более быструю окупаемость инвестиций для малых и средних предприятий, ориентированных на короткие тиражи, печать по индивидуальному заказу или печать переменных данных. Точка безубыточности может быть достигнута в течение нескольких месяцев при условии стабильного потока заказов, обеспечивающего гибкость технологии, без необходимости больших объемов для амортизации затрат на настройку.

Сравнительное исследование экономической эффективности цифровой и офсетной печати для издательской компании среднего размера показало, что, хотя офсетная печать обеспечивает более низкую стоимость за единицу для заказов, превышающих 5000 экземпляров, цифровая печать оказывается более рентабельной для заказов ниже этого порога. Исследование выявило способность цифровой печати адаптироваться к потребностям рынка в более коротких и индивидуальных тиражах. Анализ упаковочной компании, переходящей с флексографии на цифровую печать, выявил сокращение отходов на 30%, сокращение времени на выполнение заказа на 25% и увеличение прибыли на 15% благодаря способности предлагать персонализированные решения и снижать уровень простоя.

Современная полиграфия характеризуется появлением новых экологичных и привлекательных для потребителя материалов. Применение биоразлагаемых материалов вместо традиционных полимеров и пластиков способствует улучшению экологического имиджа компании и привлекает категорию эко-клиентов. Эффективными и экологичными являются устойчивые печатные краски, для создания которых применяются смолы и растительные масла. Благодаря внедрению новаций появляются современные материалы: полимерная пленка с металлизированным эффектом (оптимально для создания некоторых упаковок, этикеток и брошюр), светочувствительные и термочувствительные материалы (для создания упаковки и рекламной продукции), электрохроматические чернила (благоприятны для создания баннеров, журналов, упаковок).

Начиная с 2020 года отечественные полиграфические компании столкнулись с серьезными сложностями из-за пандемии коронавируса, геополитической ситуации и санкционного давления. Количество заказов стало снижаться, возникла необходимость поиска новых поставщиков оборудования, техники и материалов, потребность оптимизации издержек при повышении качества продукции. Одним из путей выхода из данной ситуации становится автоматизация деятельности, которая проявляется в виде печати через интернет, цветокоррекции, управления устройствами. Автоматизация способствует расширению спектра и объема оказываемых услуг, что отразится на прибыли фирмы. Такой подход требует первоначальных вложений, но итоговая потенциальная выгода превышает затраты.

Для повышения эффективности полиграфии в компаниях внедряется все большее количество цифровых технологий, и речь идет не только о цифровой печати, но и о процессах допечатного, печатного и послепечатного производства, которые можно интегрировать в Workflow. Workflow представляет собой автоматизацию и упрощение рабочих процессов, которая направлена на повышение эффективности и результативности работы. В качестве примера можно привести повышение эффективности полиграфии за счет автоматической одновременной печати изданий с использованием различных технологий (рисунок 4).

Рисунок 4. Общая схема организации автоматической одновременной печати изданий с использованием различных технологий.

Появляются и развиваются системы планирования ресурсов полиграфического предприятия (ЕКР-системы), информационные системы управления (MIS), системы управления взаимоотношениями с клиентами (CRM-системы), системы автоматизации продаж (SFA) и другие [25]. Внедряются системы управления цифровым оснащением, формированием и передачей информации через сеть Интернет (Digital-Asset-Management).

Современные технологии позволяют создавать уникальные эффекты и текстурные решения, расширяющие возможности дизайна полиграфической продукции. А.Н. Лаврентьев приравнивает к «цифровому искусству» фактор применения цифровых технологий в дизайне [26]. Это может быть тканевая или пластичная текстура бумаги, позволяющая добиться приятных тактильных ощущений (особенно в случае изготовления визиток, каталогов, брошюр), а также лаки с 3D-рельефом, дизайнерская бумага, вырубка, гравировка, объемные изображения или шрифты. Благодаря эффектам результат может выглядеть созданным из небумажного материала. С помощью особой печати делают защиту продукции; передают информацию для тактильного чтения.

Традиционные печатные продукты могут стать своеобразными произведениями искусства благодаря применению полимерных пленок с эффектом металлизации для производства рекламных брошюр, упаковки и этикеток; термочувствительных и светочувствительных материалов для интерактивных рекламных материалов и упаковки; электрохроматических чернил для переменного цвета для дизайна журналов, рекламных баннеров и упаковки.

К наиболее популярным полиграфическим эффектам можно отнести эффекты для изменения формы, вырубку, лазерную и плоттерную резку, текстурные эффекты, покрытие фактурным лаком, флокирование, ламинация, выборочное лакирование, стерео-варио (лентикулярная печать), голограммы, термохромные лаки и краски, люминесцентные лаки и краски, блинтовое тиснение, тиснение с фольгой, блинтовой конгрев, конгрев с фольгой, объёмный УФ-лак, объёмная УФ-печать, 3D-фольгирование, термоподъём, ароматизирование, бронзирование [27]. Также в полиграфии сегодня используются следующие инновации, позволяющие создать более яркие и приятные на ощупь изделия: лентикулярная печатная технология (эффект 3D-изображения); метод гибридного технологического лакирования; формирование объемного изображения и metal FX (придание металлического блеска).

В 2023–2024 годах в дизайне полиграфии преобладает минимализм, со свойственной ему простотой линий и спокойными цветами. Одновременно происходит определенный возврат к 1980-1990-м годам, что проявляется в применении ярких цветов с кислотным оттенком, а также геометрических элементов и плоских изображений. Еще одним трендом современности стало применение нейросетей, особенно при создании иллюстраций.

Все прогнозы развития полиграфии связаны с прогрессом методов и технологий печати. Ожидается дальнейшее повышение качества, скорости и доступности цифровой и 3D-печати, усиление тренда осознанного потребления и минимизации вредного воздействия на окружающую среду (в том числе, повторная переработка и снижение потребления сырья, биоразлагаемые и экологически безопасные материалы), внедрение элементов виртуальной и дополненной реальности, применение искусственного интеллекта.

Инновации в полиграфии не только содействуют повышению эффективности производства и улучшению качества продукции, но и оказывают значительное воздействие на восприятие бренда и маркетинговые стратегии.

Проведенный анализ актуализирует необходимость того, чтобы полиграфические предприятия тщательно оценивали свою операционную модель, требования рынка и объемы заказов при выборе технологии печати. В то время как традиционные методы остаются экономически жизнеспособными для крупномасштабных, повторяющихся задач, цифровая печать предлагает убедительные преимущества для предприятий, стремящихся к гибкости, сокращению времени выхода на рынок и устойчивости. Прогнозы развития печатных технологий говорят о том, что, вероятно, цифровая печать еще больше улучшит свои экономические показатели, учитывая эффективность, экологическое сознание людей и способность удовлетворять растущие потребности рынка.

Заключение

Несмотря на наличие ряда проблем, в том числе, высокой степени конкуренции, падения рентабельности, значительного санкционного давления, сложностей с импортозамещением оборудования и материалов, отечественный полиграфический бизнес является индустрией, которая постепенно развивается. Проблемы и новые тренды подталкивают полиграфические компании искать методы для повышения своей конкурентоспособности, определять и внедрять новые источники формирования конкурентных преимуществ. В современной полиграфии выделяется ряд ключевых тенденций, к которым относится развитие цифровой печати, расширение функционала печатного оборудования, активное внедрение специальных эффектов, преимущественно малые тиражи продукции. Российская полиграфия оперативно «впитывает» все новые технологии, созданные человечеством, что отражает оборудование, технологии и программные продукты, которые используются на отечественных полиграфических предприятиях.

Использование инновационных материалов и технологий в полиграфии становится мощным инструментом в маркетинговых и экономических стратегиях компаний. Их применение не только подчеркивает современный облик бренда, придает продукции уникальный внешний вид и тактильные ощущения, но и оказывает значительное воздействие на восприятие потребителей. Переход к биоразлагаемым и экологически чистым материалам делает бренд более привлекательным для сознательных потребителей. Использование инновационных материалов позволяет создавать нестандартные и оригинальные рекламные и иные материалы, что привлекает внимание, вызывает интерес, и, в конечном итоге, улучшает вовлеченность потребителей.

Рассмотренные традиционные и инновационные методы и технологии позволяют повысить устойчивость и эффективность российской полиграфии, и свидетельствуют о том, что полиграфическая отрасль находится на пути дальнейшего научно-технического прогресса. Внедрение инноваций в полиграфию не просто является технологическим продвижением, но и становится ключевым элементом успешной стратегии отечественного бизнеса.


Источники:

1. Игнатенко Е. И., Кислинских Ю. В. Анализ рынка полиграфических услуг в России. / Социальное и экономическое развитие АТР: проблемы, опыт, перспективы : материалы научно-практической конференции, Комсомольск-на-Амуре, 20–28 апреля 2023 года. - Комсомольск-на-Амуре: АГПГУ, 2023. – 32-38 c.
2. Кирцнер И. Конкуренция и предпринимательство. / монография / И. Кирцнер ; перевод с английского А.В. Куряев, Д.А. Бабушкин. — 2-е изд., эл. - М.: Социум, 2020. – 286 c.
3. Аналитический отчет по результатам исследования на тему: «Мониторинг состояния московского рынка печатных СМИ и полиграфии в 2022 году». [Электронный ресурс]. URL: https://mos.ru/upload/documents (дата обращения: 06.05.2024).
4. Рыжикова Т.Н. Анализ деятельности конкурентов. - М.: ИНФРА-М, 2022. – 267 c.
5. Холмирзаева Ф.А. Повышение эффективности маркетинговой деятельности издательско-полиграфических компаний // Yashil iqtisodiyot va taraqqiyot. – 2023. – № 1(10). – c. 943-948. – doi: 10.55439/GED/vol1_iss10/a175.
6. Богданова А.А. Интернет-коммуникации как способ повышения эффективности принимаемых управленческих решений. / Мировая экономика XXI века: эпоха биотехнологий и цифровых технологий : Сборник научных статей по итогам работы круглого стола с международным участием, Москва, 15–16 января 2020 года. Том Часть 2. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью КОНВЕРТ, 2020. – 48-49 c.
7. Скуртул А.В. Анализ системы внутреннего аудита и его роль в качестве оказываемых полиграфических услуг // Вестник науки. – 2020. – № 1 (22). – c. 168-170.
8. Старченко О. П., Антипова К.Ф. Критический анализ методов контроля качества расходных материалов и готовой этикеточно-упаковочной продукции // Труды БГТУ. Серия 4: Принт-и медиатехнологии. – 2020. – № 2. – c. 39-45.
9. Ефремова Д.П., Урасова Н.Г. Теоретические аспекты управления затратами полиграфических предприятий. / Концептуальные подходы к образованию в современной эпохе: отечественный и зарубежный опыт : Материалы XXV Всероссийской научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 27 ноября 2020 года. - Ростов-на-Дону: ООО Издательство ВВМ, 2020. – 337-342 c.
10. Афанасьев И. Ю. Сравнение функций систем управления, применяемых в российских типографиях // Вестник МГУП имени Ивана Федорова. – 2011. – № 11. – c. 20-25.
11. Пьянкова А. А. Автоматизированные системы управления полиграфическим предприятием // Вестник МГУП имени Ивана Федорова. – 2011. – № 6. – c. 125-130.
12. Дудкина М. Е., Ковалева В. В. Система управления полиграфическим предприятием HIFLEX // Вестник МГУП имени Ивана Федорова. – 2011. – № 11. – c. 43-45.
13. Гулиева Н. Н. Роль и воздействие цифровых технологий на полиграфическую деятельность современного Азербайджана // Евразийский союз ученых. – 2020. – № 1-7(70). – c. 4-8. – doi: 10.31618/ESU.2413-9335.2020.7.70.574.
14. Лукиенко М. В. Цифровое будущее рекламной полиграфии. / Язык и репрезентация культурных кодов. VIII Всероссийская с международным участием научная конференция молодых ученых (Самара, 11 мая 2018 г.). Материалы и доклады Часть II. / М-во образования и науки Рос. Федерации; Самар. нац. исслед. ун-т им. С. П. Королева, под общ. ред.: А.А. Безруковой. - Самара: Инсома-пресс, 2018. – 156-157 c.
15. Жаворонкова О. Р., Цепкова Я. С. Современное состояние и перспективы развития рынка полиграфических услуг в России // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2017. – № 1. – c. 69–72.
16. Юсупов О. Р., Юсупова С. Я. Инновации в экономике сферы услуг и проблемы развития предпринимательства в полиграфической отрасли // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – 2017. – № 9. – c. 11-14.
17. Филимонов А. А. Вопросы применения информационных технологий в современном полиграфическом производстве // Вестник МГУП имени Ивана Федорова. – 2012. – № 2. – c. 118-122.
18. Пальчун Е. Н., Быкова О. В. Тенденции развития полиграфии в рыночной экономике. - Омск: ОГТУ, 2019. – 179-183 c.
19. Лидеры рынка полиграфических услуг в России РБК. Магазин исследований. [Электронный ресурс]. URL: https://marketing.rbc.ru/ (дата обращения: 02.05.2024).
20. Тенденции в полиграфии, на которые следует обратить внимание. [Электронный ресурс]. URL: http://printech-expo.ru.website.yandexcloud.net/ru/media/news/2023/november/13/tendencii-v-poligrafii-rf-2023/ (дата обращения: 03.05.2024).
21. Серова В.Н. Основы полиграфического производства. - Казань: КНИТУ, 2018. – 228 c.
22. Нехайчик Е. В., Свито И. Л. Тенденции развития некоторых современных полиграфических технологий. / Принттехнологии и медиакоммуникации : Материалы докладов 87-й научно-технической конференции профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов, Минск, 31 января 2023 года / Отв. за издание И.В. Войтов. - Минск: БГТУ, 2023. – 53-55 c.
23. Артыков Э. С. УФ-лазерные технологии в формных процессах. / ПОЛИГРАФИЯ: технология, оборудование, материалы : Материалы X научно-практической конференции с международным участием, Омск, 15–16 мая 2019 года. - Омск: ОГТУ, 2019. – 7-12 c.
24. Доклад о состоянии, тенденциях и перспективах развития российской полиграфической отрасли в 2016 году. [Электронный ресурс]. URL: http://www.walzen.ru/content/reviews.php?ELEMENT_ID=3944 (дата обращения: 06.05.2024).
25. Попов Д. И. Информационные технологии в полиграфии. Анализ программных продуктов, представленных на выставке DRUPA-2012 // Вестник МГУП имени Ивана Федорова. – 2012. – № 7. – c. 99-120.
26. Лаврентьев А. Н., Жердев Е. В., Кулешов В. В. Цифровые технологии в дизайне. История, теория, практика. / 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2020. – 201 c.
27. Цыбенова Л. Г., Климентьева А. Ю. Анализ состояния развития инноваций в сфере полиграфического производства. / ПОЛИГРАФИЯ: технология, оборудование, материалы : Материалы X научно-практической конференции с международным участием, Омск, 15–16 мая 2019 года. - Омск: ОГТУ, 2019. – 239-245 c.
28. How Much Does It Cost to Start a Printing Business? A Detailed Guide. [Электронный ресурс]. URL: https://www.marketingscoop.com/small-business/cost-to-start-a-printing-business/ (дата обращения: 29.05.2026).

Страница обновлена: 30.05.2024 в 08:37:46