Экономические методы в управлении образовательным учреждением
Скачать PDF | Загрузок: 11
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 22 (220), Ноябрь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Лебедев В.В. Экономические методы в управлении образовательным учреждением // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 22. – С. 148-152.
Аннотация:
В статье проводится идея о том, что в системе управления образовательными учреждениями преобладавшие прежде административно-распорядительные методы уступили место экономическим и социально-психологическим. Это связано с тем, что согласно действующему законодательству, доходы образовательных учреждений, получаемые ими от платных услуг, могут использоваться на их собственные цели: как на модернизацию материально-технической базы, так и на материальное стимулирование персонала.
Ключевые слова: система управления, функции управления, методы управления, целевая ориентация, учреждение дополнительного образования
Нередко исходя из содержательности понятия «программа» в экономической литературе программу идентифицируют с планом текущей деятельности и перспективным развитием хозяйствующего субъекта производственной или социальной сферы народного хозяйства.
Как по содержанию, так и по целевой направленности, функциональной предназначенности понятие «программа» отличается от понятия «план», также как и программирование от планирования.
Программирование как функция управления образовательным учреждением своим результатом имеет поэтапное или итоговое по заранее установленным периодам времени завершение оказания комплексов образовательных услуг, например, в рамках цикла учебных дисциплин и курсов учреждений профессионального образования, повышения квалификации и профессионального мастерства.
Контрольная функция в системе управления текущей деятельностью и перспективным развитием учреждений дополнительного образования заключается в контроле над текущей успеваемостью и промежуточной аттестацией обучающих образовательного учреждения, за осуществлением образовательного процесса в соответствии с уставом образовательного учреждения и требованиями закона Российской Федерации «Об образовании» , за деятельностью вспомогательных подразделений учебного заведения, обслуживающих образовательный процесс.
Учет и контроль при управлении образовательным учреждением
Функция контроля в достаточной мере должна быть реализована на всех уровнях управления учреждениями образования. При этом надзор и контроль должны осуществляться как за соблюдением государственных образовательных стандартов, так и за соблюдением качества образования в аккредитованных образовательных учреждениях, за расходованием финансовых средств учреждением образования.
Функция учета в системе управления деятельностью учреждения дополнительного образования, взаимодействуя с другими функциями, выполняет роль фиксатора состояния экономических процессов, учреждения образования, его подразделений посредством сбора информации о них, отражения этих сведений в учетных ведомостях оперативного и бухгалтерского характера.
Взаимосвязь функции учета, например, с планированием деятельности учреждения дополнительного образования проявляется в процессе регистрации отдельных операций непосредственно на месте их осуществления для получения постоянной информации о выполнении текущего (годового) плана в отдельных подразделениях учреждения образования.
Используемые комплексные меры как в рамках представленных учреждениям образования полномочий, компетенций разноуровневых органов управления образованием, так и в реализации функций управления в основном имеют экономическую, финансовую, социальную и инновационную направленность, так как достижение целевых ориентиров результативности в средне-, долгосрочном развитии учреждений дополнительного образования в основном имеет аналогичный характер. При этом на экономические, финансовые и социальные результаты учреждений дополнительного образования в условиях развития рынка услуг в значительной степени влияют негативные факторы внешней среды в неопределенном времени [2].
Поэтому, чтобы противодействовать изменениям нестабильной среды в неопределенном времени мероприятия различной направленности (экономические, финансовые, маркетинговые, структурно-организационные, социальные, инновационные) учреждения дополнительного образования должны реализовываться в функциональных стратегиях инновационных изменений, фокусирования, дифференциации, диверсификации, сохраняющих темпы экономического и социального роста или содействующих их повышению в перспективном периоде времени.
Взаимодействие в системе управления текущей деятельностью и перспективным социально-экономическим развитием учреждений дополнительного образования таких методов управления, как административно-распорядительный, экономический, в существенной мере позволяют всем элементам системы управления учреждением образования (дополнительного образования в том числе) рационально влиять на достижение целевых ориентиров результативности, в качестве которых выступают стоимостные объемы оказания услуг потребителям, численность выпускников, слушателей, повысивших свою квалификацию, прирост уровня управляемости учреждениями образования.
Методы управления образовательным учреждением
Следует отметить, что в условиях развивающегося рынка услуг, роста их конкурентоспособности и в целом учреждений образования в значительной мере возросла необходимость рационально сочетать методы управления таким образом, чтобы привести в соответствие состояние и качество осуществления образовательного процесса с требованиями потребителей образовательных услуг, добиться той экономической и социальной результативности деятельности образовательного учреждения, которая позволяет не только поддерживать образовательный процесс на высоком уровне качества осуществления и объемов оказания услуг, но и повышать темпы экономического роста.
В настоящее время при изменении структуры использования методов управления в пользу экономических методов, административно-распорядительные методы воздействия на деятельность учреждения дополнительного образования посредством приказов, распоряжений, постановлений, внутренних положений, должностных и иных инструкций для персонала в существенной мере уступили место экономическим и социально-психологическим методам. Этому способствовали нормативно-правовые акты в области образования и, в первую очередь, закон Российской Федерации «Об образовании», где за период 2000–2006 годов его главы «Экономика системы образования» (статьи 39–49) и «Социальные гарантии реализации прав граждан на образование» претерпели существенные изменения и дополнения, содействующие расширению использования экономических и социально-психологических методов в деятельности учреждений образования [3].
Так, например, финансирование федеральных государственных образовательных учреждений в настоящее время осуществляется в соответствии с установленными федеральными, региональными и муниципальными нормативами, определяемыми по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения.
Социально-психологические методы управления
Наряду с нормативным регламентированием финансового обеспечения образовательного процесса, государственные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования сверх средств финансирования учредителя имеют право привлекать денежные средства за счет оплаты контингента обучающихся на курсах подготовки и переподготовки работников квалифицированного труда.
Немаловажно в развитии экономических методов управления деятельностью образовательного учреждения то, что государственные и муниципальные образовательные учреждения в условиях развития отношений участников на рынке услуг получили право оказывать гражданам, предприятиям платные дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов), не предусмотренное соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами.
Доход, получаемый образовательным учреждением от платных дополнительных образовательных услуг, является основой для развития экономических методов управления его деятельностью, так как может быть использован в соответствии с уставными целями не только на расширение и поддержание образовательного процесса на более высоком качественном уровне, но и в целях материального стимулирования персонала учреждения образования за промежуточные и итоговые результаты деятельности.
Социально-психологические методы управления деятельностью учреждения дополнительного образования заключающиеся в моральном поощрении и повышении объемов потребления социальных благ, получили существенный импульс для своего развития в связи с принятием и последующим дополнением закона Российской Федерации «Об образовании». Этому способствуют ряд статей закона, определяющих права и социальную поддержку, охрану здоровья обучающихся, права и обязанности родителей, меры социальной поддержки, трудовые отношения работников образовательных учреждений [4].
Вывод
В целом системное управление текущим функционированием и перспективным социально-экономическим развитием учреждений дополнительного образования представляет собой комплекс взаимодействующих разноуровневых компетенций, методов, мер воздействия различного характера в составе своих функций на образовательные процессы учебных заведений дополнительного образования.
Функции системы управления в своей целевой ориентации на достижение наибольших экономических, финансовых и социальных результатов в условиях нестабильной внешней среды выполняют роль инструментария учреждений дополнительного образования, обеспечивающего сохранение их сформированной структуры, поддержание условий и режима функционирования, реализацию их программ и достижение поставленных целей, разграничение компетенций органов управления дополнительным образованием, соблюдение функциональной предназначенности учреждений дополнительного образования, выражающуюся в повышении квалификации, профессиональном мастерстве рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов.
Источники:
2. Смирнов С.Б., Голубев А.А. Рационализация механизма планирования развития высшего профессионального образования. – СПб: Студия «НП-Принт, 2012.
3. Закон Российской Федерации «Об образовании». − М.: МП Новая школа, 1992.
4. Панарин А.А. Система управления как инструментарий экономического и инновационного развития учреждения профессионального образования: Препринт. − СПб: Диалог, 2010.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:00:39