Системные представления управления учреждением дополнительного образования
Скачать PDF | Загрузок: 15
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 1 (73), Январь 2013
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=18809611
Аннотация:
Изложены представления автора о технологии формирования системы управления текущим функционированием и перспективным развитием учебного заведения дополнительного образования.
Ключевые слова: менеджмент, подготовка кадров, система управления, человеческий потенциал, экономика знаний, система образования, управление развитием учебного заведения
Основные положения о функционировании образовательных учреждений отражены в законе Российской Федерации «Об образовании». Система образования представлена совокупностью взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, а также сетью реализующих их образовательных учреждений различных типов и видов организационно-правовых форм, органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций, объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования [1, 2].
Без ресурсов и работа стоит
Определение понятия «система образования», на наш взгляд, нуждается в уточнении и дополнении теми содержательными элементами, которые соответствуют раскрытию понятия «система» как совокупности составляющих ее взаимодействующих элементов для достижения поставленных целей.
Элементный состав системы образования в соответствии с законом
Российской Федерации «Об образовании» в целом может считаться достаточно полным. Он выражен различными образовательными учреждениями и организациями, включая разноуровневые органы управления ими, но в то же время отсутствует ресурсное обеспечение осуществления образовательного процесса (процесса оказания образовательных услуг потребителям). Скорее всего, в процессе формулирования статьи 8 «Понятие системы образования» образовательные учреждения и организации представлялись как ресурсообеспечивающие источники, аккумулирующие собственные материально-технические, трудовые, финансовые и информационные ресурсы, а также привлекающие денежные средства на многоканальной и разноуровневой основе [1].
Автор считает, что представление системы образования только как взаимодействующих образовательных учреждений и организаций без дополнения их необходимой ресурсообеспеченностью не может точно отражать деятельность всей совокупности образовательных хозяйствующих субъектов.
Кроме того, сущностное представление системы образования без целевой ориентации ее на достижение экономических и социальных результатов функционирования, на наш взгляд, не может быть полным и адекватным в отражении направленности текущего и перспективного развития.
Нацеленность на эффективность
Представление же непосредственно самих образовательных учреждений и организаций, с системных позиций отражающих элементное взаимодействие, направленное на достижение экономических, финансовых, социальных результатов, эффективности деятельности, является экономически необходимым.
От рационального сочетания взаимодействия элементов в различные по продолжительности, внешним и внутренним воздействиям периоды функционирования образовательных учреждений и организаций, устанавливаемых их субъектами управления, зависят выходные параметры системы, целевые ориентиры достижения, представляемые экономическими, социальными и финансовыми результатами деятельности [3].
Основными взаимодействующими элементами такой локальной социально-экономической системы, как образовательное учреждение, включая и учебное заведение дополнительного образования, выступают все виды ресурсного обеспечения процесса оказания образовательных услуг (основные и оборотные фонды, такие трудовые ресурсы, как профессорско-преподавательский состав, вспомогательный и обслуживающий персонал, финансовые и информационные ресурсы). При этом в процессоре системы – учебного заведения дополнительного образования (образовательного учреждения) следует выделять и такой элемент, как управление, воздействие которого на соединение в образовательном процессе и целенаправленное функционирование всех видов ресурсов играет доминирующую роль для достижения выходных результативных характеристик. Аналогичное системное построение для управления учреждением дополнительного образования может быть применено с вычленением из социально-экономической системы (образовательного учреждения) этого комплексного элемента для придания ему системного характера.
Формирование системы управления текущим функционированием и перспективным (средне-, долгосрочным) развитием учебного заведения дополнительного образования должно подчиняться правилам и технологическим процедурам традиционного построения социально-экономической системы, а также обеспечению целевой ориентации системы на достижение установленных экономических и социальных результатов, эффективности ее функционирования.
На входе системы управления текущей деятельностью и перспективным развитием учреждения дополнительного образования (блок 1, рис. 1) должны находиться информационные данные о ретроспективных процессах управленческих воздействий на образовательный процесс и в целом на образовательно-хозяйственную деятельность учебного заведения, об уровнях управляемости образовательным учреждением в те или иные периоды времени ретроспективного социально-экономического, инновационного и финансово-инвестиционного развития.
Наличие на входе системы управления текущей деятельностью и перспективным развитием учебного заведения дополнительного образования обобщенной информации об экономическом и финансовом ретроспективном состоянии образовательного учреждения, о нормативной базе, включающей: потребление материально-технических, трудовых, финансовых ресурсов; отнесение стоимости и количества образовательных услуг на единицу площади аудиторного фонда, числа слушателей, студентов на одного преподавателя, на единицу стоимости основных фондов; нормы времени на оказание образовательных услуг, на конкретные объемы учебно-методической, научно-исследовательской работы, на наш взгляд, являются одним из условий адекватности и соответствия формируемой системы управления требованиям внутренней среды и противодействия негативному влиянию внешних факторов.
Рис. 1. Схема элементного взаимодействия системы управления процессомдополнительного образования в текущем и перспективном периодах времени
В чем есть необходимость?
Вход системы управления образованием должен обладать информацией о натуральном и стоимостном измерении потребляемых видов ресурсов в образовательном процессе, выражаемых как затратами общего характера за конкретно установленный период времени ретроспективной деятельности учебного заведения дополнительного образования, так и частными затратами на потребление топливно-энергетических ресурсов, вспомогательных материалов, на использование технических средств обучения, труда вспомогательных работников, профессорско-преподавательского состава.
Также на входе системы управления текущим функционированием, средне-, долгосрочным со циально-экономическим и финансово-инвестиционным развитием должна концентрироваться отчетная информация о:
• состоянии и результатах обновления, корректировке учебно-методического комплекса;
• соблюдении или об отклонениях от государственного образовательного стандарта, его федеральной, региональной (национально региональной) и локальной (образовательного учреждения) компоненты;
• составлении и соблюдении профессиональных образовательных программ, направленных на повышение профессионального уровня, подготовку специалистов соответствующей квалификации, содержащих необходимый минимум образовательно-программного изложения в соответствии с государственным образовательным стандартом для оказания образовательных услуг потребителям конкретных профессий, специальностей, а также нормативные сроки освоения основных образовательных программ.
Вывод
Входная разнообразная информация, отчетные данные о деятельности и планово-расчетные оценки экономического, финансового и социального развития учебного заведения дополнительного образования (блок 1, рис. 1) должна не только накапливаться, обобщаться и систематизироваться, но и транслироваться по специальным программам в электронные информационные носители обеспечения учебного процесса комплексного оказания образовательных услуг. При этом автоматизация технологического процесса передачи, сопоставления и анализа планового и отчетного характера информации должны в существенной степени содействовать субъекту управления учебным заведением дополнительного образования оперативно принимать решения по организации, регулированию, планированию, контролю и учету осуществления образовательного процесса [4].
Источники:
2. Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 27.12.2000г. № 150-ФЗ.
3. Кураков А.Л. Управление социально-экономическим развитием профессионального образования: Теоретические подходы и организационно-экономические основы [Текст].– СПб.: Студия «НП-Принт», 2011.
4. Балыхин Г.А. Управление развитием образования: организационно-экономический аспект [Текст].– М.: Экономика», 2003.
5. Панарин А.А. Система управления как инструментарий экономического и инновационного развития учреждения профессионального образования: Препринт. [Текст].– СПб: Диалог, 2011.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 13:04:38