Трансформация строительной организации в холдинговую структуру
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 21 (219), Ноябрь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье рассматривается внутрихолдинговый аутсорсинг как эффективная форма организации участников строительного бизнеса. Определены основные этапы трансформации строительной организации в холдинговую структуру, отражена динамика изменения общей эффективности функционирования организации на протяжении процесса трансформации, представлены ключевые факторы, влияющие на выбор стратегии развития строительного холдинга.
Ключевые слова: аутсорсинг, холдинг, строительная организация, внутрихолдинговый аутсорсинг, трансформация бизнеса
Внутрихолдинговый аутсорсинг представляет собой взаимодействие в рамках единой системы структурных подразделений – организаций, самостоятельно осуществляющих свою деятельность, но согласующих свою работу через координирующий центр. В зависимости от вида строительного объекта (строительных работ) и организации, берущей на себя ответственность за его реализацию, другие компании внутри холдинга будут являться аутсорсерами по отношению к ней. Таким образом, автономно существующие организации ведут деятельность по своей специализации и при необходимости объединяются в одну команду для реализации крупных строительных проектов [3].
Переход от традиционного взаимодействия строительных фирм, сущность которого заключается в использовании подрядных и субподрядных организаций, арендных отношений [6], к аутсорсинговому представляет собой сложный, многоступенчатый процесс, требующий обдуманных и скоординированных действий. Для этого фирмой должна быть разработана стратегия, базирующаяся на выявлении ее конкурентных преимуществ на рынке. Универсальных стратегий не существует. Только стратегия, соответствующая условиям конкретной отрасли и силам, которыми располагает организация, может принести успех в бизнесе.
Стратегии для холдинговой структуры и для бизнес-единицы
Но при моделировании холдинга интерес представляет не столько отдельный бизнес-процесс, сколько вся отраслевая цепочка – совокупность логически взаимосвязанных бизнес-процессов строительной компании, как существующих на данный момент, так и возможных для формирования в будущем. Бизнес-структуры также могут формироваться из сервисных функций, которые в теории бизнес-процессов носят название «вспомогательных».
Холдинг является диверсифицированной компанией, управляющей портфелем бизнес-единиц и состоящей более чем из одного бизнеса, имеющей определенную рыночную самостоятельность для соответствующего структурного подразделения [2]. Соответственно бизнес-единица, входящая в холдинг как структурное подразделение, является обособленным центром ответственности и финансового учета, имеет определенную самостоятельность в принятии как стратегических, так и операционных решений, а также возглавляется руководителем.
Ввиду этого необходимо отметить различия в рамках понятия стратегии для холдинговой структуры и для бизнес-единицы.
Стратегия холдинга представляет собой управление портфелем совокупных бизнесов, которые конкурируют друг с другом за ресурсы координационного центра (финансы, строительные заказы и др.).
Стратегия бизнес-единицы представляет собой набор стратегических целей, направленных на достижение устойчивого конкурентного преимущества в данном рыночном сегменте по отношению к заказчикам и внешним конкурентам как внутри холдинга, так и за его пределами.
Для определения стратегии развития, необходимо создание дерева целей строительной организации. Цели верхнего уровня представляют собой цели всего строительного холдинга в целом. Вторым уровнем иерархии является уровень бизнес-единиц и корпоративного центра (КЦ). Роль КЦ в холдинге строительных организаций может быть различна. Проведенные исследования позволили установить, что в зависимости от роли КЦ можно классифицировать холдинги на четыре типа:
1) финансовый (рассматривает управляемые бизнес-единицы в качестве финансовых активов);
2) стратегический управляющий (роль КЦ сводится к определению стратегии развития бизнес-единицы, установлению рамок функционирования, контролю);
3) стратегический управляющий и поддерживающий (в данном случае КЦ не только определяет стратегию и осуществляет функцию контроля, но также занимается анализом деятельности бизнес-единиц);
4) операционный управляющий (называется холдингом лишь условно, поскольку является монокомпания, бизнес-единицы которой территориально распределены).
Основная и вспомогательная деятельность строительной компании
Применительно к холдингу бизнес-единиц, участвующих в процессе создания строительного продукта, холдинг с КЦ типа «стратегический управляющий и поддерживающий» будет являться максимально эффективным. Данное утверждение возникло в связи с необходимостью скоординированной и согласованной работы всех строительных организаций, осуществление которой может произойти только при поддержке и контроле КЦ.
При создании холдинговой структуры необходимо выделить все виды деятельности строительной организации, что целесообразно произвести через концепцию цепочки ценностей, созданную М. Портером [4], которая представляет собой совокупность всех процессов, вносящих вклад в создание потребительской ценности товара.
С целью достижения конкурентного преимущества необходимо подходить к цепочке ценностей как к целостной системе, и тогда деятельность строительной компании можно разделить на основную (первичную) и обеспечивающую (вспомогательную).
Таким образом, к основной деятельности строительной организации можно отнести:
− поставки (получение строительного и отделочного материалов и сырья, складирование и направление в строительство);
− производство (все виды строительных и подготовительных работ);
− маркетинг и продажи;
− сбыт как товародвижение и послепродажное обслуживание (учитывая особенности строительного продукта, данная деятельность не всегда может рассматриваться в контексте основных).
К вспомогательным процессам строительной организации можно отнести:
− закупки, включающие все операции с поставщиками и подрядчиками, менеджмент, финансы, трудовые ресурсы, технологии;
− технологическое развитие, включающее оборудование и технические процессы, ноу-хау, системы, обслуживающие эти процессы;
− управление персоналом;
− инфраструктура компании.
Трансформация бизнеса
Изменение цепочки ценностей путем перестановки, перекомпоновки или даже исключения отдельных ее элементов (видов деятельности) может привести к возникновению конкурентного преимущества. В связи с этим строительной организации целесообразно выделить те бизнес-процессы, которые, в зависимости от конкурентных преимуществ, готовности к самостоятельному функционированию, наличия специалистов, а также важности для создания строительного продукта, впоследствии будут реорганизованы в самостоятельные единицы [1].
Процесс структурирования строительной организации по видам деятельности условно можно разделить на несколько основных этапов (см. табл.).
Таблица
Этапы структурирования бизнеса по видам деятельности
№
|
Этап
|
Основная цель
|
Основной эффект
|
1.
|
Разработка стратегии трансформации бизнеса
|
Определить наиболее эффективный маршрут разделения бизнеса на компании по основным видам деятельности с выделением непрофильных направлений
|
Удачная стратегия определяет успех проекта и уровень рисков на каждом из его этапов
|
2.
|
Разделение прежней структуры подразделений бизнеса по видам деятельности
|
Подготовить подразделения прежней структуры бизнеса для консолидации в рамках каждого вида деятельности
|
В рамках подразделений прежней структуры обособлен каждый вид деятельности
|
3.
|
Формирование бизнес-единиц по основным видам деятельности
|
Создать крупные образования по основным видам деятельности, подготовив почву для повышения устойчивости, роста капитализации, диверсиификации, использования эффекта масштаба
|
В рамках бизнеса сформированы крупные бизнес-единицы по видам деятельности
|
4.
|
Формирование модели управления бизнес-единицами по основной деятельности
|
Сформировать модель управления бизнес-единицами по основному виду деятельности
|
Оптимизирована деятельность по основным видам деятельности (первичным процессам цепочки ценностей – по Портеру)
|
5.
|
Трансформация вспомогательных видов деятельности
|
Осуществить трансформацию вспомогательных видов деятельности с учетом хода структурирования основного бизнеса
|
Фокусировка бизнес-единиц на основной деятельности за счет оптимизации производства непрофильных видов деятельности (вспомогательных процессов цепочки ценностей – по Портеру)
|
Переломные моменты на графиках характеризуют:
− возможное временное снижение качества обслуживания, связанное с процессами перевода персонала и передачи оборудования в бизнес-единицы (точка 1);
− усиление позитивной динамики процессов за счет оптимизации и стандартизации процессов основной деятельности (точка 2);
− трансформацию вспомогательных видов деятельности, которая дает дополнительный эффект (точка 3).
Вывод
Таким образом, проведенные автором исследования показали, для повышения рентабельности и конкурентоспособности строительной организации, принимая решение о ее трансформации с выделением бизнес-единиц, руководству необходимо создать новую стратегию развития, провести ряд четко структурированных действий, нацеленных на создание высокоэффективной системы, способствующей согласованной работе между участниками холдинга.
Источники:
2. Горбунов А.Р. Дочерние компании, филиалы, холдинги. Профессиональные методики. Регламенты и инструкции. Учет в холдинге. Издание 5-е, дополненное и переработанное. − М.: Глобус, 2005. − 224 с.
3. Моисеева Н.К. Аутсорсинг в развитии делового партнерства / Н.К. Моисеева и др.; под ред. Н.К. Моисеевой. – М.: Финансы и статистика: ИНФРА-М, 2010. – 237 с.
4. Портер Майкл Э. Конкуренция. – М.: ИД «Вильямс», 2005. – 608 с.: ил.
5. Аутсорсинг: создание высокоэффективных и конкурентоспособных организаций: Учеб. пособие / Под ред. проф. Б.А. Аникина. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 187 с.
6. Экономика строительства. 3-е изд. / Под ред. В.В. Бузырева. – СПб: Питер, 2009. – 240 с.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:02:13