Проблемы и решения при формировании структуры по поддержке и развитию предпринимательской инициативы как одного из основных факторов интенсивного экономического роста

Болехов И.Е., Скрябин В.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 16 (214), Август 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Болехов И.Е., Скрябин В.В. Проблемы и решения при формировании структуры по поддержке и развитию предпринимательской инициативы как одного из основных факторов интенсивного экономического роста // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 16. – С. 20-26.

Аннотация:
В статье рассматриваются особенности развития малого бизнеса в России, сложности, с которыми сталкиваются предприниматели. Даются рекомендации по поддержке малого бизнеса со стороны государства.

Ключевые слова: предпринимательство, экономический эффект, особые экономические зоны, научно-технический потенциал, инновационное государство



В настоящее время в Российской Федерации сложилась своя определенная инфраструктура поддержки и развития предпринимательства. Эта поддержка осуществляется на федеральном уровне и на уровне субъектов федерации.

В нашей стране сектор малого предпринимательства не имеет такого влияния на размер ВВП, как в США и странах Западной Европы, где на долю малого предпринимательства приходится до 60% валового внутреннего продукта [1]. Отраслевая направленность малых предприятий свидетельствует об их включенности в производственный цикл, как на уровне отдельных предприятий, так и экономики в целом, и характеризует уровень влияния на темпы экономического роста.

Особое место занимают наукоемкие малые предприятия, способствующие росту научно-технического потенциала страны. В Российской Федерации знания и опыт аккумулируются у высококвалифицированного кадрового состава научно-исследовательских и образовательных учреждений. Это является необходимым условием для диверсификации российской экономики на интенсивный путь развития. Научно-исследовательские школы и научные сообщества проводят исследования не только в чисто теоретических областях знаний, но и в научно-практической сфере, где актуальность и востребованность исследований возрастает экспоненциально. Однако проблемы финансирования, отсутствие специалистов по маркетингу или недостаточная квалификация последних не позволяет объективно представить параметры возможного экономического эффекта собственного ноу-хау.

Малый и средний бизнес в России: позиции и проблемы

Зарубежный опыт подтверждает, что государственная поддержка, а иногда и прямое влияние бывают необходимы для развития предпринимательства, особенно в научно-технической сфере.

В европейских странах правительство выступает гарантом для предпринимателей, сфера исследований и разработок которых пересекается с интересами государства. Тем самым государство решает не только социальные вопросы занятости и сохранения и воспроизводства научного потенциала, но и впоследствии является совладельцем результатов научно-технической деятельности патронируемых таким образом структур.

Российская система взаимодействия науки, образования и производства существенно уступает развитым странам не только по уровню коррупции в этой сфере, но и в целом по основным макроэкономическим показателям, так называемым «барьерам в экономике», которые мы считаем необходимым перечислить:

− цена аренды помещений, особенно производственного назначения;

− затрудненный доступ к финансовым ресурсам;

− отсутствие или недостаток средств на переподготовку кадров;

− отсутствие возможности привлекать квалифицированных специалистов маркетологов, бухгалтеров и юристов.

По данным Росстата за 2011 год, малый и средний бизнес на 92,7% в Российской Федерации осуществляет свою деятельность в форме обществ с ограниченной ответственностью, 4,6% являются акционерными обществами, 3,8% − закрытые акционерные общества. Основное количество малых и средних предприятий, осуществляет свою деятельность в сфере ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий, предметов личного пользования, а также в сфере оптовой и розничной торговли – 38%, предприятия осуществляющие операции с недвижимым имуществом, предоставлением услуг, аренды – 21%, строительство – 11% [2].

Индивидуальное предпринимательство получило наибольшее распространение в сельском хозяйстве и сфере услуг. Индивидуальные предприниматели заняты в сфере оптовой и розничной торговли.

Рекомендуемые меры по поддержке наукоемкого инновационного предпринимательства

Учитывая опыт зарубежных стран и объем средств поддержки заложенных в бюджет Российской Федерации на 2012 год и основные цели и принципы государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, декларированные в № 209-ФЗ [1], авторы предлагают следующие меры для развития наукоемкого инновационного предпринимательства:

1) создание особых экономических зон с действующими «налоговыми каникулами» как в границах отдельных территорий, так и в рамках отдельно взятых научно-образовательных учреждений;

2) создание условий для расширения рынков продвижения и сбыта продукции;

3) имущественная поддержка (аренда помещений на льготных условиях, софинансирование при лизинге производственного оборудования);

4) финансовая поддержка (льготное кредитование, ссуды, гранты и т.п.);

5) финансирование услуг по консалтингу;

6) изменения и дополнения в антимонопольное законодательство;

7) высококвалифицированные образовательные услуги;

8) допуск к участию в проведении государственных тендеров и конкурсов по госзакупкам [2].

Под особой экономической зоной понимают, специально выделенную территорию или организацию с льготными экономическими условиями и специальным юридическим статусом, созданную с целью поддержки и развития определенного сектора или секторов экономики. Эта зона представляет собой территорию или организацию со специальными возможностями для развития наукоемких исследований с целью внедрения их в реальную экономику [3].

На предприятия, постоянно присутствующие на этой территории, целесообразно распространить следующие льготы:

1) местно-административные (облегченный порядок регистрации предприятия);

2) финансово-кредитные (льготные кредиты коммерческих банков, дотирование ставки процента, льготные или даже нулевые ставки по аренде помещений и оборудования, а дотирование ставки по уплате коммунальных платежей);

3) налоговые каникулы (освобождение или отсрочка по оплате налогов предпринимателей на этой территории, полное или частичное);

4) таможенные привилегии (специальные условия при совершении экспортных и импортных операций).

Финансовая поддержка

Государство в силу своих возможностей может создавать условия для расширения рынков сбыта инновационной и высокотехнологичной продукции, путем принятия следующих мер:

1) содействие в организации и проведении международных конференций, выставок и презентациях;

2) выдача квот и лицензий для экспорта продукции.

Содействие в экспорте продукции может быть оказано путем:

− государственного софинансирования экспортных операций;

− предоставления аналитической информации о текущей ситуации на товарном рынке и рынке услуг.

Имущественная поддержка на региональном и муниципальном уровне представляет собой принятие решения об использовании имущества, состоящего на балансе города, а именно:

1) предоставление имущества на льготных условиях;

2) предоставление имущества исключительно для предпринимателей, занимающихся определенным и актуальным для региона видом деятельности;

3) составления специального реестра имущества, и специальных регламентов исключительно для программы поддержки и развития предпринимательства.

Финансирование является необходимым условием для создания и функционирования предприятия. Финансовая поддержка − это механизм поддержки и развития малого предпринимательства, особенно на самом трудном начальном этапе становления и развития, основанный на безвозмездном или возмездном предоставлении финансовых средств, с целью развития определенных видов предпринимательской деятельности, борьбы с безработицей и развитием самозанятости населения или с целью развития научно-технического потенциала.

Еще одним шагом, способствующим развитию предпринимательства в нашей стране, является подписанный Федеральным государственным автономным учреждением «Российский фонд технологического развития» и государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» [3]. Меморандум о стратегическом партнерстве и сотрудничестве от 30 ноября 2011 года. Стороны решили развивать инструменты финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, реализующих инновационные проекты и обеспечивать непрерывное финансирование.

Консалтинговая и образовательная поддержка малого бизнеса

Консалтинговая поддержка является неотъемлемой и необходимой частью программы поддержки и развития предпринимательства, так как на начальном этапе создания предприятия, предпринимателю необходима достоверная информация, грамотный маркетинговый анализ, хороший совет от специализированного и компетентного консультационного сообщества. Такая поддержка должна оказываться государственными и специализированными органами на льготной или безвозмездной основе.

Наиболее востребованной для предпринимателей является информация:

− по налоговому законодательству;

− трудовому законодательству;

− бухгалтерскому учету;

− маркетинговому анализу;

− технико-экономическому анализу.

Такая поддержка необходима, поскольку она минимизирует затраты предпринимателей на привлечение сторонних консалтинговых организаций. Последнее время активно развиваются интерактивные средства коммуникаций и получения информации в режиме реального времени, что резко снижает транзакционные издержки для начинающего предпринимателя.

Федеральная антимонопольная служба − это государственный орган исполнительной власти, осуществляющий надзор за соблюдением законодательства о конкуренции. ФАС занимается антимонопольным регулированием в рыночной экономике и является неотъемлемой частью программы поддержки и развития предпринимательства.

Высококвалифицированная образовательная подготовка и переподготовка предпринимательских кадров ставит своей целью повышение уровня квалификации и навыков граждан, начинающих и развивающих собственный бизнес. Зарубежный и отечественный опыт подтверждает, что предприниматели заинтересованы в получении дополнительных знаний в таких областях, как бухгалтерский учет, юриспруденция (налоговый кодекс, трудовой кодекс), теория управления предприятием и персоналом, инновационный маркетинг.

Государство оказывает помощь развитию предпринимательства путем проведения тендеров и аукционов, предоставляя расширенную и открытую информацию об условиях размещения заказа или организации конкурса, в котором могут участвовать только малые предприятия, выявляет лидера, тем самым стимулируя справедливую конкурентную борьбу между различными предпринимательскими структурами.

Заключение

Перечисленные меры призваны обеспечить всестороннюю поддержку предпринимательства.

[1] Речь идет о Федеральном законе от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. – Прим. ред.

[2] Проведением государственных тендеров и конкурсов по госзакупкам занимается государство, а не предприниматели. Это определено в Федеральном законе от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Что же касается участия в тендерах, то никаких ограничений для предпринимателей не установлено. – Прим. ред.

[3] Заметим, что понятие «особая экономическая зона» – это экономический термин, четко детерминированный в Федеральном законе от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Согласно п. 1 ст. 2 указанного закона особая экономическая зона – это часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством РФ и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны. Таким образом, автор предлагает определение понятия «свободная экономическая зона», отличающееся от законодательно установленного. – Прим. ред.


Источники:

1. Small Business Loans and Grants. Business link to U.S. government [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.business.gov.
2. Росстат: итоги переписи малого бизнеса за 2011 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/prom/small_business/pred_itog.htm.
3. Внешэкономбанк и Российский фонд технологического развития договорились о поддержке инновационных субъектов МСП [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.veb.ru/press/news/arch_news/index.php?id_19=28566.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:06:47