Концептуальный подход в управлении внутренними транспортными потоками промышленных предприятий как инструмент конкурентоспособности
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 09 (207), Май 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье предлагается усовершенствовать систему управления его внутренними транспортными потоками для повышения конкурентоспособности промышленного предприятия.
Изменчивость внутренней и внешней среды существующих промышленных предприятий порождает огромное количество проблем управления. К этим проблемам можно отнести хаотичное распределение продукции, а именно неосновательный поиск новых рынков сбыта, непродуманный вывод нового продукта на рынки, нерациональное материально-техническое снабжение предприятия, зачастую не обеспечивающее бесперебойного обеспечения сырьем и материалами предприятия. Также проблемы создают бурно меняющиеся с течением времени потребности клиента, прогрессирующий рост конкуренции и др. Все это негативным образом влияет на жизнестойкость и конкурентоспособность предприятия.
Внутренние транспортные потоки промышленного предприятия
В современной среде масштабы и сложность решаемых проблем изменчивы, с течением определенного периода времени совершенствуются или изменяются инструменты управления. Методология и технология зачастую исчерпали свои возможности оптимизации процессов управления, порой даже этих технологий не достаточно для эффективного управления как в краткосрочной, так и в среднесрочной перспективе, в итоге оказываются и несостоятельными в долгосрочной перспективе из-за быстро изменяющихся реалий. Поэтому большее значение приобретают инструменты оперативного управления деятельностью предприятия в краткосрочной перспективе на уровне управления определенными составляющими и системой в целом, например управление материальными потоками, управление трудовыми ресурсами, управление финансовыми потоками. Определенные тенденций развития общества и науки, техники и производства предъявляют новые требования к управленческим задачам и их решению, а предприятия промышленности оказываются на грани кризиса и дальнейшего банкротства.
Отмеченные выше моменты для предприятий частично решаются в рамках вопроса управления внутренними транспортными потоками, а именно обеспечение такого взаимодействия между подразделениями предприятия, которое позволяло бы ему увеличивать потенциал, необходимый для успешного конкурирования и достижения наивысших целей в условиях острой конкуренции, изменчивого и неопределенного спроса. К примеру, сокращение длительности производственного цикла, увеличение производственной программы, снижение себестоимости единицы продукции, рост финансового результата.
Следуя системному подходу, можно построить концептуальную модель системы управления внутренними транспортными потоками (см. рис. 1), а также на основе этой модели выстроить отношения, возникающие в процессе управления. Определить факторы, влияющие на управляемость данной модели и, опираясь на работы ведущих зарубежных и отечественных ученых и практиков, получить такое понимание предметной области, которое позволило бы выстроить эффективную систему управления, смоделировать оптимальный процесс управления и усовершенствовать существующую методологию управления внутренними транспортными потоками промышленных предприятий [1].
Рис 1. Концептуальная модель управления внутренними транспортными потоками
Факторы, влияющие на управление внутренними транспортными потоками
Анализ конкурентных позиций предприятия на рынке предполагает выяснение ее сильных и слабых сторон, а также тех факторов, которые влияют на конкурентоспособность. Практика показывает, что анализом конкурентоспособности в большинстве случаев занимаются частично или вовсе не занимаются.
Оценка начинается с формирования ключевых факторов, то есть факторов, имеющих весомое значение для достижения необходимых показателей.
Выявление факторов должно проводиться путем их выбора из списка общих показателей хозяйственной деятельности и определения факторов, используемых в данной специфики деятельности.
Факторы в данном случае корректируют систему управления потоками. Получение конкурентного преимущества на основе факторов зависит от того, насколько эффективно они используются (см. рис. 2).
Автором на основе обобщения отечественного и зарубежного опыта в процессе формирования концептуальной модели, а также транспортной составляющей выявлены основные группы факторов, формирующих конкурентные преимущества предприятия с позиции управляемости внутренних транспортных потоков [2, 3].
Рис 2. Внутренние и внешние факторы, влияющие на управление внутренними транспортными потоками
Факторы определяют средства и способы использования резервов предприятия. На основе факторов можно понять зависимость эффективности управления и использования ресурсов. Правильное истолкование факторов является основой разработки и формирование новой системы управления.
Одной из важнейших составляющей управления транспортными потоками является реорганизация транспортных подразделений предприятия. Это предполагает, в первую очередь, модификацию организационной структуры, позволяющей быть гибкой и оперативно решать поставленные задачи и возникающие проблемы. В процессе этого нужно учитывать факторы, влияющие на построение организационной структуры.
Безусловно, для того, чтобы концептуальная модель управления внутренними транспортными потоками была реализована, необходимо наличие соответствующего ресурсного потенциала. Но определяющим является организационный аспект. Необходима новая модель организационной структуры. При построении организационной структуры предприятия, рекомендуется придерживаться четкой взаимосвязи и взаимообусловленности связей показанных в концептуальной модели.
Выбор модели управления внутренними транспортными потоками
В современных условиях клиентоориентированности предприятию в своей работе необходимо опираться не только на внутренние факторы, но и на внешние.
Предприятие должно быть гибким и способным в кратчайшие сроки выстроить свою производственную структуру к условиям, диктуемым клиентом. Одним из основных факторов этого условия является наличие эффективной организационной структуры предприятия с необходимым набором инструментов, позволяющих мгновенно реагировать на рынок.
Исходя из вышеизложенного, автором предложена концептуальная модель управления внутренними транспортными потоками и классификация факторов, позволяющих реагировать на запросы заказчика.
На первоначальном этапе разработки концептуальной модели управления внутренними транспортными потоками необходимо поставить цель и составить перечень факторов, влияющих на деятельность предприятия. Затем проводится анализ внешней и внутренней среды, на основе которого формулируются задачи для повышения эффективности и управляемости. Потом разрабатываются концептуальные модели, после чего необходимо оценить и выбрать наиболее привлекательные и перспективные модели управления, с точки зрения экономической эффективности, конкурентоспособности и др. Параллельно моделям прописывается технология работы по данной модели и рассматривается на предмет воплощаемости и тиражируемости данной модели.
Анализ технологической цепочки производства продукции помогает выбрать наилучшую модель управления внутренними транспортными потоками.
На основе выбранной модели осуществляется процесс реорганизации модели работы и реорганизация организационной структуры.
Необходимо стремиться к системе с минимальным временем выполнения заказа
Заключительным моментом является – анализ и оценка результатов реализации данной модели, которая в последствии должна быть переработана в более совершенный и гибкий вариант.
Заключение
В наши дни, когда крупные промышленные предприятия в большинстве своем являются диверсифицированными и интегрированными системами, в плане совершенствования операционного управления, целесообразно переходить к новым организационным структурам управления, на основе выделения структурных подразделений и наложения на них полномочий. Такая структура позволит управляющему персоналу получить модель управления внутренними транспортными потоками, более чувствительную к изменениям со стороны внешней среды, а также внутренней, позволяя получить значительную гибкость производства в плане варьирования производственной программы и способность к самостоятельности и ответственности структурного подразделения с исполнением показателей экономической эффективности.
Источники:
2. Шеффи Й. Жизнестойкое предприятие: как повысить надежность цепочки поставок и сохранить конкурентное преимущество. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. − 301 с.
3. Савин В.И., Щур Д.Л. Перевозки автомобильным транспортном: Справочное пособие. − И.: Дело и Сервис, 2007. – 544 с.
4. Лукинский В.С. Бережной В.И., Бережная Е.В. и др. Логистика автомобильного транспорта: учеб. пособие. − М.: Финансы и статистика, 2007. – 368 с.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:12:41