Межличностные коммуникации во внутренней среде маркетинга
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 16, Номер 11 (Ноябрь 2022)
Цитировать:
Пантелеев Д.Н., Березина Е.А. Межличностные коммуникации во внутренней среде маркетинга // Креативная экономика. – 2022. – Том 16. – № 11. – С. 4161-4174. – doi: 10.18334/ce.16.11.116526.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50051426
Аннотация:
В современных условиях общество нуждается в совершенствовании коммуникационных потоков, которые являются основой принятия управленческих решений. В статье исследуются вопросы формирования межличностных отношений во внутренней среде маркетинга и оценки их эффективности на предприятии.
В работе определена необходимость глубокого анализа межличностных коммуникаций на предприятии, определена роль межличностных коммуникаций во внутренней среде маркетинга организации, приведена классификация и основные характеристики межличностных коммуникаций в маркетинговой среде, определены их преимущества и недостатки.
В процессе межличностных коммуникаций возникают различные барьеры, которые могут привести к ошибкам и непониманию. В результате исследования выявлены основные барьеры межличностных отношений во внутренней среде маркетинга.
Для успешного и продуктивного информационного обмена необходимо знать процессы и принципы межличностной коммуникации, а также критерии оценки эффективности коммуникаций. В работе определены основные критерии оценки эффективности межличностных коммуникаций во внутренней маркетинговой среде.
Результаты исследования могут быть использованы предприятиями в процессе планирования и реализации системы межличностных коммуникаций во внутренней среде маркетинга организации.
Ключевые слова: межличностные коммуникации, внутренние коммуникации, структура коммуникаций, внутренняя среда маркетинга, эффективность коммуникаций
JEL-классификация: M30, M31, M39
Введение
Современное общество постоянно стремится к увеличению своих коммуникативных возможностей. Коммуникационные потоки являются фундаментом, на который опирается вся управленческая деятельность предприятия [5].
Долгое время проблема комплексного взаимодействия с субъектами внутренней маркетинговой среды с помощью всех каналов маркетинговой коммуникации, их интеграции и синергетического эффекта не получала достаточного внимания в научной литературе.
В связи с этим представляется целесообразным более глубокое изучение межличностных коммуникаций во внутренней маркетинговой среде организации, а также взаимосвязи между внутренними и внешними маркетинговыми коммуникациями.
Цель исследования – определить основные инструменты межличностных коммуникаций во внутренней среде маркетинга и сферу их применения.
Научная новизна заключается в определении сущности межличностных коммуникаций в различных мотивационных теориях, классификации межличностных коммуникаций во внутренней среде маркетинга, а также определении преимуществ и недостатков основных коммуникаций.
Основная часть
Коммуникации представляют собой обмен информацией, в результате которого менеджер получает необходимую информацию для принятия эффективных управленческих решений и доведения этой информации до сотрудников организации.
В маркетинговой среде организации можно выделить 3 вида коммуникаций:
· внешние коммуникации;
· внутренние коммуникации;
· интерактивные коммуникации (рис. 1).
Внутренние коммуникации
|
Внешние коммуникации
|
Интерактивные коммуникации
|
Рисунок 1 – Маркетинговый треугольник коммуникаций
Источник: составлен автором на основе [6].
Внешние коммуникации реализуются с целью доведения до сведения существующих и потенциальных потребителей информации о предприятии, его брендах, продуктах и услугах с помощью различных типов маркетинговых коммуникаций и их инструментов.
Интерактивные коммуникации представляют собой общение, а также взаимодействие между потребителями и сотрудниками предприятия в процессе принятия решения о покупке, ее совершении и, при необходимости, в период после покупки.
Внутренняя коммуникация - это система коммуникаций внутри предприятия, от нее зависит качество и эффективность внешних и интерактивных коммуникаций. Они представляют собой систему взаимодействия между подразделениями предприятия, стиль внутренних коммуникаций компании, а также доведение до каждого сотрудника целей и задач бизнеса в области работы с потребителями [7].
Внутренний маркетинг предполагает работу с сотрудниками организации и внутренней маркетинговой средой для создания положительного фона к достижению целей [2].
Это использование маркетингового подхода применительно к сотрудникам, что предполагает выстраивание, стимулирование, координирование и интегрирование персонала для эффективного применения корпоративных и функциональных стратегий с целью удовлетворения потребителя через реализуемый товар и процесс взаимодействия с мотивированным и клиентоориентированным персоналом [6].
Внутренние коммуникации в компании на практике являются результатом внутренней самоорганизации и управления: это обмен идеями, достижение договоренностей, административные отношения и отношения подотчетности, обмен информацией о реализации целей и задач организации, отношения с персонала и между членами команды. Процесс внутреннего общения должен основываться на принципе достижения соглашения между сторонами и реализовываться в форме межличностных и организационных отношений [9].
Межличностная коммуникация - это процесс взаимодействия и передачи информации от одного человека другому, предполагающий информационный обмен. Главной целью этого вида является взаимопонимание двух или группы людей [8].
В межличностных коммуникациях как отправителем, так и получателем выступают отдельные индивиды. Межличностные коммуникации реализуются путем непосредственных контактов между субъектами общения. Для такой коммуникации характерна тесная обратная связь, оказывающая регулирующее воздействие на ход общения, одновременное двухстороннее сообщение [14].
Среди информационной, экспрессивной, прагматической и социальной функций межличностной коммуникации социально значимые функции имеют наибольшее значение.
В социальной коммуникации, осуществляемой в рамках маркетинговой программы, главным является осознание мотивационной сущности и функций межличностных взаимодействий, в рамках которых реализуется коммуникация, раскрываются мотивационные теории (таблица 1). Их можно подразделить на мотивационные теории равновесия и мотивационные теории удовлетворения потребностей.
Таблица 1 – Сущность межличностных коммуникаций в различных мотивационных теориях
Мотивационная теория
|
Сущность межличностных
коммуникаций
|
Теория когнитивного баланса (Ф.
Хайдер) [12]
|
Человеческая реакция
варьируется от положительной до отрицательной. При этом не учитываются
постоянно меняющиеся ситуационные условия, влияющие на создание гармонии и
возникновение конфликтных ситуаций в межличностных коммуникациях.
|
Когнитивная теория
диссонанса (Л.Фестингер, Д. Креч) [12]
|
Данная теория основана
на низком уровне согласованности когнитивных структур коммуникантов. Для координации
межличностных отношений необходимо использовать различные коммуникативные
действия, которые способствуют локализации или устранению возникшей
конфликтной ситуации.
|
«Управление впечатлением» (И. Гоффман) [12]
|
Межличностное
общение актуализируется в диалогических дискурсах, которые представляют собой
своего рода мини-сценарий. В реальной жизни людям назначаются коммуникативные
роли, которые они выполняют, в соответствии с их социальным статусом.
|
Мотивационную теорию А. Маслоу [12]
|
Теория
основана на тенденции к увеличению удовлетворения личных потребностей.
Основные потребности человека постоянны, расположены в соответствии с
принципом иерархии, от низших материальных до высших духовных, а производные
потребности постоянно меняются. Кроме того, процесс повышения потребностей протекает
как замена более низких потребностей более высокими.
|
Теория социального обмена (Дж. Хоманс и
Р. Эмерсон) [12]
|
В соответствии с данной
теорией люди осуществляют взаимодействие на основе своего опыта, принимая во
внимание необходимые затраты и возможные вознаграждения. Процесс социального
взаимодействия и, соответственно, общение как его часть понимается как
непрерывный обмен "благами".
|
Теория речевой деятельности (Л. С. Выготский,
А. Н. Леонтьев) [12]
|
Основными факторами
коммуникации как речевой деятельности являются цель и мотив. Мотив основан на
коммуникативной деятельности, а цель соотносится с понятием действия - в
общении это специфический речевой акт.
|
С помощью коммуникации сотрудники получают необходимые знания и мотивацию, становятся лучшими защитниками и популяризаторами планов компании. Межличностная коммуникация позволяет установить ролевые взаимодействия и распределить ответственность работников, что важно в обеспечении успеха маркетинга. Межличностные коммуникации должны помогать сотрудникам понимать корпоративную культуру, цели маркетинга и ценности компании. Во внутренней среде маркетинга осуществляются различные виды межличностных коммуникаций, способствующих достижению единых целей организации (таблица 2).
Таблица 2 – Виды межличностных коммуникаций во внутренней среде маркетинга [6]
Признак классификации
|
Виды межличностных
коммуникаций
|
Характеристика
|
По средствам коммуникаций
|
вербальные
|
в качестве символов используются слова
человеческого языка
|
невербальные
|
предполагает передачу информации при помощи
движений человеческого тела
| |
По направлению коммуникаций
|
вертикальные
|
коммуникационные потоки идут от
администрации к рядовым членам (приказ, постановка задач, убеждение,
поддержка, контроль, кризисная коммуникация) и от рядовых членов к
администрации (отчет, запрос, служебная записка, профсоюзное собрание)
|
горизонтальные
|
коммуникационные потоки происходят между
равными по рангу членами организации, относятся к коммуникациям по
координации, которые существует между организационными подразделениями
| |
По содержанию
|
познавательные
|
расширяют информационный фонд партнера,
передают необходимую информацию, комментируют
инновационные сведения
|
убеждающие
|
вызывают у делового партнера определенные
чувства и формируют ценностные ориентации и установки; убеждают
в правомерности стратегий взаимодействия
| |
экспрессивные
|
формируют у партнера психоэмоциональный
настрой, передают чувства, переживания, побуждают к необходимому
действию
| |
внушающие
|
оказывают внушающее воздействие на делового
партнера для изменения мотивации, ценностных ориентаций и установок,
поведения и отношения
| |
ритуальные
|
закрепляют и поддерживают конвенциальные
отношения в деловом мире; сохраняют ритуальные традиции фирмы, предприятия,
создают новые
| |
По направленности
|
прямые
|
это естественное общение, когда субъекты
взаимодействия находятся рядом и общаются посредством речи, мимики и жестов
|
косвенные
|
осуществляются в ситуациях, когда индивиды
отдалены друг от друга временем или расстоянием
| |
По модели коммуникационных процессов
|
линейная модель
|
коммуникация как действие, в рамках которого
отправитель кодирует идеи и чувства в определенный вид сообщения и затем
отправляет его получателю, используя какой-либо канал
|
трансакционная модель
|
коммуникация как процесс одновременного
отправления и получения сообщений коммуникаторами
| |
интерактивная (круговая)
модель
|
важным элементом этой модели является обратная
связь – реакция получателя на сообщение, которая выражается в ответном
сообщении, направляемом отправителю
|
Межличностное общение является одной из важнейших категорий психологической науки, поскольку общение играет важную роль во взаимодействии людей. Межличностное общение - это общение как минимум двух человек, которое направлено на взаимное установление, познание и развитие отношений, что предполагает взаимное влияние на поведение, настроение, мнения и состояние участников этого процесса [13]. В процессе личного общения эффект восприятия можно усилить интонацией собеседника, его жестами, тембром голоса, мимикой, обаянием, ориентированным исключительно на определенного человека. В межличностном общении существуют большие неограниченные возможности применения эффекта обратной связи.
Межличностные коммуникации по каналу передачи можно классифицировать на устные и письменные, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки (таблица 3).
Таблица 3 – Преимущества и недостатки межличностных коммуникаций [6]
Вид
межличностных коммуникаций
|
Преимущества
|
Недостатки
|
Письменные
межличностные коммуникации
|
·
большая точность создания сообщения;
· имеется возможность сохранить информацию |
·
невозможно установить обратную связь, а также обмениваться
информацией;
· много времени тратится на процесс формирования сообщения |
Устные
межличностные коммуникации
|
·
высокая скорость обмена информацией;
· хорошая обратная связь благодаря непосредственному контакту; · простота осуществления коммуникации |
·
возникают различные барьеры коммуникаций, приводящие к
непониманию;
· сложнее сохранить полученную информацию |
При выборе форм коммуникаций необходимо руководствоваться рядом правил:
· устная форма эффективна в тех случаях, когда собеседнику необходимо передать личное, новое, неоднозначное и эмоциональное сообщение (личная встреча, телефонный разговор);
· письменная форма наиболее предпочтительна для передачи обычного, безличного, простого и длинного сообщения (официальное письмо, электронная почта).
Для эффективности межличностного общения рекомендуется сочетать оба способа. В настоящий период времени имеется большое число разнообразных планшетов, факсимильных аппаратов, мобильных телефонов и компьютерных сетей, которые стирают границы между устной и письменной формами общения, делая каждую из них наиболее эффективной [10].
В процессе межличностных коммуникаций могут возникнуть барьеры, которые в свою очередь приводят к недопониманию и ошибкам в общении (рисунок 2) [8].
Рисунок 2 – Барьеры межличностных коммуникаций во внутренней среде маркетинга
Источник: составлен автором на основе учебника [8].
Для успешного и продуктивного обмена информацией каждый должен знать принципы и процессы межличностного общения. В общении человек оказывает определенное влияние на своих собеседников, а следовательно, вырабатывает свою собственную индивидуальную линию поведения [11]. Межличностные коммуникации во внутренней среде маркетинга имеют свои отличительные особенности:
· необратимость;
· отношения являются определяющим фактором межличностной коммуникации;
· неизбежность и неотвратимость [8].
Сложность межличностных коммуникаций во внутренней среде маркетинга определяет и её сложную структуру. Межличностное общение может выступать одновременно и как процесс взаимодействия людей, и как отношение людей друг к другу, и как процесс взаимовлияния людей друг на друга, и как процесс взаимного переживания, взаимного понимания друг друга [4].
Межличностное общение имеет структуру, содержащую три тесно связанных между собой элемента:
· коммуникативный – он состоит из обмена информационными устными сообщениями между собеседниками, передачи и получения мнений и чувств;
· перцептивный – влияет на ход восприятия и понимания сторон, участвующих в коммуникации, что способствует развитию некоторых межличностных отношений;
· интерактивный – он состоит из обмена действиями между партнерами по коммуникации (например, запроса согласия или отказа) [8].
Рисунок 3 – Структура межличностных коммуникаций во внутренней среде маркетинга
Источник: составлен автором на основе [4].
Чтобы успешно выстроить процесс межличностного общения, необходимо отказаться от оценки и критики собеседника, воздержаться от конфликтных споров и ситуаций. Коммуникация считается успешной, если получатель информации понимает ее содержание адекватно тому смыслу, который вложил в него отправитель информации [1].
Основными критериями оценки эффективности межличностных коммуникаций являются:
· количество коммуникационных каналов;
· качество выполнения совместных работ, требующих усилий разных подразделений компании одновременно;
· количество промежуточных звеньев при передаче информации;
· своевременность распространения информации;
· адекватность применения информационных каналов сферы деятельности предприятия;
· наличие баланса между вертикальными и горизонтальными коммуникациями внутри компании, между документированной (формальной) информацией и вербальными средствами;
· состояние социально-психологического климата в коллективе;
· количество распространяемых неформальных коммуникаций (слухов) [6].
Можно выделить ряд критериев межличностного общения для определения его эффективности:
· расходы на поддержание межличностных отношений;
· достоверность передаваемой информации [8].
Выводы
Анализ трудов российских и зарубежных авторов и специализированной литературы показал, что нет единого подхода к разработке системы внутренних и внешних коммуникаций на предприятии. В связи с этим авторами предлагается выделить основные виды межличностных коммуникаций во внутренней среде маркетинга, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки.
Для достижения стратегических целей предприятия в сегодняшних условиях необходимо гармонизировать среду внутренних и внешних коммуникаций [3].
Каждый вид межличностных коммуникаций требует тщательного подхода к разработке и реализации во внутренней среде маркетинга, что будет способствовать повышению эффективности коммуникационной деятельности предприятия.
Таким образом, межличностные коммуникации представляют собой системное образование, в котором происходит взаимодействие сотрудников предприятия, а также взаимодействие с поставщиками, конкурентами, потребителями и другими референтными группами, которое основано на принципах вовлечения всех субъектов маркетинговой среды в деятельность компании с целью создания совместных ценностей, и их можно рассматривать как перспективное направление для дальнейших исследований в данной области.
Источники:
2. Внутренний маркетинг: 4 цели + 11 реальных примеров. [Электронный ресурс]. URL: https://in-scale.ru/blog/vnutrennij-marketing-cel-funkcii-i-metody-na-realnyx-primerax/?ysclid=l6w5w2zaam590247606 (дата обращения: 01.10.2022).
3. Калинин П.А., Бурцева Т.А., Созинова А.А. Маркетинговый инструментарий повышения эффективности кластерных образований // Вестник НГИЭИ. – 2017. – № 4. – c. 76-83.
4. Коноваленко В. А. Психология менеджмента. Теория и практика. / учебник для бакалавров / В. А. Коноваленко, М. Ю. Коноваленко, А. А. Соломатин. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 368 c.
5. Коммуникации в рамках организации как вид взаимодействия. [Электронный ресурс]. URL: https://zaochnik.com/spravochnik/menedzhment/organizatsionnoe-povedenie/organizatsionnye-kommunikatsii/?ysclid=l6x7bid83z958643307 (дата обращения: 08.10.2022).
6. Маркетинговые коммуникации. / учебник и практикум для прикладного бакалавриата / С. П. Азарова [и др.]; под общей редакцией О. Н. Жильцовой. - Москва: Издательство Юрайт, 2014. – 456 c.
7. Маркетинговые коммуникации: цели, основные виды и маркетинговый треугольник. [Электронный ресурс]. URL: https://t-laboratory.ru/2019/05/30/marketingovye-kommunikacii-celi-osnovnye-vidy-i-marketingovyj-treugolnik/?ysclid=l6w5slhw7p274774042 (дата обращения: 25.09.2022).
8. Межличностная коммуникация - это... Понятие, формы, принципы, особенности. [Электронный ресурс]. URL: https://fb.ru/article/461220/mejlichnostnaya-kommunikatsiya---eto-ponyatie-formyi-printsipyi-osobennosti?ysclid=l6w6045xc4870315832 (дата обращения: 15.09.2022).
9. Неганова В.П., Смирнова Е.А. Взаимосвязь внутренних и внешних маркетинговых коммуникаций компании в контексте системного подхода // Актуальные вопросы экономики, менеджмента и финансов в современных условиях: Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Издательство: Инновационный центр развития образования и науки. 2016. – c. 200-202.
10. Савельева Н.К., Макарова М.В. Цифровизация современных компаний: возможности реализации и риски // Креативная экономика. – 2021. – № 10. – c. 3755-3768.
11. Созинова А.А., Метелева О.А., Калинин П.А. Требовательность потребителей к маркетингу как необходимость опоры бизнеса на профессиональный менеджмент // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2021. – № 10-1. – c. 118-124.
12. Социальные аспекты маркетинговых коммуникаций. [Электронный ресурс]. URL: https://marketing.wikireading.ru/61592?ysclid=l6w5dgof77885926100 (дата обращения: 09.09.2022).
13. Фокина О.В. Элементы теоретико-концептуальной основы маркетинга покупательского опыта // European Social Science Journal. – 2017. – № 10. – c. 142-144.
14. Шумакова И.А. Межличностные коммуникации во внутренней среде маркетинга образовательных организаций: фактор и резерв конкурентоспособности // Практический маркетинг. – 2021. – № 1. – c. 34-38.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:23:47