К стратегии экономической перестройки

Косых П.Г.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11 (35), Ноябрь 2002
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Все товары и услуги, отвечающие естественным нуждам и потребностям, на шкале социальной значимости должны иметь приоритеты перед провоцирующими формирование потребительской психологии излишествами и ложно ориентированного самосознания. Личная “свобода выбора”, осуществляемая в рамках норматива “не навреди”, должна стать правовой основой деятельности человека и предметом забот государства. Любое же насилие над таким нормативом необходимо законодательно рассматривать как преступление перед человечеством.

Ключевые слова: потребительские предпочтения, потребительские свойства товара, экономическая перестройка



Все товары и услуги, отвечающие естественным нуждам и потребностям, на шкале социальной значимости должны иметь приоритеты перед провоцирующими формирование потребительской психологии излишествами и ложно ориентированного самосознания. Личная “свобода выбора”, осуществляемая в рамках норматива “не навреди”, должна стать правовой основой деятельности человека и предметом забот государства. Любое же насилие над таким нормативом необходимо законодательно рассматривать как преступление перед человечеством.

Ориентиром и показателем эффективности перехода экономики на новые рельсы следует считать, прежде всего, динамику уменьшения разрыва между денежно-финансовыми и товарными потоками. Роли денег, как средству обеспечения товарооборота, обязаны соответствовать функции “мировой добавленной стоимости” и рынка, как механизмов достижения общих интересов, юридически закрепленных, например, Рамочным Соглашением ООН, а не как средств финансовой конкурентной борьбы, а тем более, паразитирования.

Такими видятся базовые условия построения новой социально-экономической доктрины, как первого этапа реального движения по пути решения задач “Смены Курса” и “Устойчивого Развития”, выработанные на Рио-92. Акцентируя усилия на экологической ренте через соответствующие фонды и не изменяя сложившихся стандартов функционирования денежно-финансовых потоков, добиться радикальных сдвигов по выходу из кризиса принципиально невозможно. Идя по этому пути можно достичь успехов, разве что в решении природоохранных задач. По этим же причинам, в стратегическом плане, обречен и курс перехода экономики на “интеллектуальную ренту”.

Обозначенные социально-этические и экономические нормативы отражают общие интересы всех людей и социумов. Поэтому обличение их в форму Рамочного Соглашения под эгидой ООН следует рассматривать как естественную и необходимую ближнюю перспективу и как общее дело всех стран и народов. Идеологию такого глобального межгосударственного договора по перенастройке институтов сложившегося миропорядка, можно свести к двум тезисам: Все правы” и Приоритет общих интересов ‑ в любых ситуациях”.

Актуальность принятия рамочного соглашения диктуется складывающимися тенденциями “забалтывания”, с помощью всевозможных научно-практических конференций, конгрессов и других форумов, созидательного потенциала “Саммита Рио-92”. Если Конференция ООН в Рио-де-Жанейро оценила состояние миропорядка тезисом “Так жить нельзя”, то прошедшие десять лет (по сути бездействия) требуют более жесткой оценки – “Так дальше жить преступно”.

Одной из причин невостребованости потенциала “Рио-92” следует назвать сложившуюся практику управления социальными и экономическими процессами. По сути, управление свелось к диктату корпоративных интересов и формальностей в виде разного рода теорий и концепций, оторванных и независящих от особенностей реальных процессов. Такой подмене функций способствует сложившийся “элитарный механизм” реализации принципов управления. Этот разобщающий механизм формирует пирамиду рабской подчиненности вместо естественной иерархии партнерства и сотворчества.

Поставив общие интересы, как норматив, во главу угла, можно надеяться, что реализация в задачах жизнеобеспечения такой объединяющей идеологии позволит поставить на первое место “товар”, подчинив ему “деньги”, а не наоборот. И оценивать тенденцию изменений в функционировании экономики следует по отношению товарных потоков к финансовым, стремящемуся к единице.

Особого внимания требует система образования и просвещения, которая сегодня отрывает ребенка, вступающего в жизнь, от Земли и Матери-Природы и порождает беспризорность не только в душах, но и в социальном, и в материальном плане. Взрослые, вместо того чтобы помогать детям найти свой, сугубо индивидуальный жизненный путь, навязывают им свои штампы и стереотипы. В итоге человек оказывается в положении заложника и раба им же и создаваемых “образов жизни”. Если во времена Шекспира, уровень такой зависимости, по словам великого драматурга, следовало оценивать как “театр”, то современная жизнь человека более соответствует концепции “цирка”.

При решении проблемы зависимости человека от ложных стереотипов жизни и задачи адекватного формирования личности следует исходить из идеи, высказанной в глубокой древности Конфуцием. Суть этой идеи в том, чтобы образование и просвещение всегда базировались на трех источниках знаний: а) на врожденных знаниях; б) на личном опыте; в) на учителе.

Учитель, как источник знаний в наше время, ‑ это школа и всевозможные учебные заведения. Они доминируют в системе образования и подавляют первые два источника знаний.

Опора же на все три источника знаний позволит учащемуся избавиться от современного рабства вещей и других “дьявольских” творений человека, а также рабства, о котором предупреждал еще Сократ.

Пути реализации проблемы.

Все сказанное можно рассматривать как вершину идеологического каркаса пирамиды проблем, связанных с глобальным кризисом Бытия. Через призму этого каркаса рассмотрим (следуя статье Д.С. Львова) основные противоречия в процессах интеграции экономики в “единый планетарный механизм”. Суть этих противоречий современного миропорядка можно описать с помощью следующих пяти факторов:

1. Рост производительности труда сопровождается усилением материального и нравственно-этического неравенства и конфронтаций.

2. Усиление на мировом рынке разрыва между финансовыми и товарными потоками.

3. Превышение экономических потерь от катастроф, происходящих в слаборазвитых и развивающихся странах, по сравнению с аналогичными потерями в странах “золотого миллиарда”.

4.Аккумуляция добавленной стоимости, произведенной в отсталых и развивающихся странах, странами “золотого миллиарда”.

5. Усиление интернационализации мировой экономики, сопровождаемое ростом национальных конфликтов и войн.

Не трудно видеть, что эти противоречия имеют общую первопричину. По сути, они являются следствиями нарушения повсеместно и в глобальных масштабах баланса между полезностью труда и его социальными оценками. Такое нарушение проявляется в искажениях оценок труда - второстепенный труд оценивается выше труда, обеспечивающего естественные потребности.

Эти искажения, практически воплотились в экономический закон обратной зависимости. Так труд по производству продовольствия (самого важного продукта жизнеобеспечения), везде находится в наихудших правовых и социальных условиях. Преимущества всегда на стороне производства второстепенных по полезности ресурсов, а то и вредящих человеку. Труд оценивается не по его первородной значимости и ценности, а на основе искусственно создаваемой конъюнктуры.

Искажения в оценках труда ‑ первооснова всех обозначенных противоречий. Спекулятивная природа сложившейся (деформированной) шкалы в оценках труда определяется нарушениями естественных пропорций распределения мирового ВВП и экологического равновесия, определяемого результатами индустриальной деятельности стран “золотого миллиарда”, превращением мировой финансовой системы в механизм спекулятивного обслуживания интересов этих стран, монопольным распределением “чистых” и грязных” производств в ущерб отсталым и слабо развивающимся странам. Все это происходит через искусственно создаваемые финансовые потоки. И масштабы этих спекуляций выросли настолько, что удерживать систему в равновесии сложившимися, по своей сути, силовыми методами не удается.

Печальным итогом такого функционирования экономики следует признать блокирование нравственно-духовного развития, а также факт восприятия сложившегося миропорядка рядовыми жителями планеты, как своего рода “нормы жизни”. Деформация самосознания современного человека так сильну, что требуется радикальное переосмысление всех жизненных ценностей, как материальных, так и нравственно-духовных. И без кардинального изменения социальной шкалы жизненных ценностей, выход из сложившегося кризиса принципиально не реален. Всем, в первую очередь, необходимо уяснить, что быть богатым в современном мире, это означает быть вором и паразитом.

Явное и косвенное соглашательство со сложившимся положением в мире, является торможением и блокирует духовное развитие и личности и социумов. Ибо каждый решает эту задачу в своих конкретных текущих делах, кажущихся мелкими и незначительными, ежеминутно. Но как большая река начинается с малых родников и ручейков, так и общий поток человеческой жизни на Земле есть конечный результат личных усилий каждого. И направление этого потока, пока остается, к сожалению, в сторону гибели. Его разворот естественно проводить по двум составляющим - в личном плане и в государственном, с осознанием самодостаточности человека.

Осознанием того, что то место, которое лично каждый занимает в физическом, этическом, нравственно-духовном пространстве и во времени, является самым для человека оптимальным и обязывающим к поиску и созиданию. Необходимо уяснить, что современный глобальный кризис, это ад, дорога, в который вымощена благими устремлениями каждого лично. Уяснить, что отличать благие, созидающие дела от разрушающих мешают незрелость человеческого разума и ложно-ориентированное личное самосознание.

Незрелость разума, прежде всего, проявляется в доминировании “логики разума” в практических делах Бытия. Эта истина внушается всей системой образования и науки. Постижение же истины сердцем, в лучшем случае, относится к интуитивным, подсознательным ощущениям, ничего не имеющем общего с научным познанием. Но то, что разум обязан быть помощником, а не диктатором в жизни каждого, отчетливо напоминает феномен любви, или народную мудрость – “сердце не обманешь”. Подчинив же тонкие, порой еле ощутимые “сигналы сердца” логике разума, человек добровольно заключил себя в рабство ложно-ориентированного самосознания.

Для освобождения от такого рабства требуется осознать, что современные противостояния ‑ это не борьба государств, религий, идеологий, блоков, союзов или картелей между собой, а методы и способы войны против человека, независимо от его национальности, убеждений и места проживания. И что под наибольшей угрозой сегодня находится семья, как первичная, структурная ячейка социума и как гарант благополучия и личности, и нации, и страны, и всего человечества. Начинать такое осознание, по-видимому, лучше всего с самого простого и доступного, но и самого трудного. Учиться слышать свою совесть и сердце, а в каждом ближнем ‑ его самого, а не себя.


Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:45:12