Траектории исследования экономического пространства: российская и зарубежная практика

Мирзабалаев Р.В.1, Чайникова Л.Н.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 10 (Октябрь 2023)

Цитировать:
Мирзабалаев Р.В., Чайникова Л.Н. Траектории исследования экономического пространства: российская и зарубежная практика // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – Том 13. – № 10. – С. 3881-3894. – doi: 10.18334/epp.13.10.119251.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54899408

Аннотация:
В условиях санкционного давления усиливаются трансформационные процессы на экономическом пространстве как отдельных регионов, так и страны в целом, поэтому важно выявить актуальные исследовательские траектории трансформационных преобразований экономического пространства, связанные с переориентацией на освоение новых рынков, перестройки логистических цепочек, активизацией процессов импортозамещения, строительством новых транспортных путей и т.п. В статье на основе анализа существующих исследовательских подходов к трактовке экономического пространства, предложенных отечественными и зарубежными исследователями, систематизированы основные подходы к исследованию экономического пространства и определены перспективные исследовательские траектории современного экономического пространства России. Результаты могут быть использованы при разработке эффективных инструментов развития экономического пространства

Ключевые слова: экономическое пространство, связанность экономического пространства, качество экономического пространства, исследовательские траектории экономического пространства

JEL-классификация: R11, R12, R13, R58



ВВЕДЕНИЕ

Трансформационные процессы, происходящие в современном экономическом пространстве, рассматриваются специалистами в различных плоскостях: изменение качества, формирование новых качественно-количественных связей, появление новых транспортно-логистических цепочек, переориентация экономики на новые рынки сбыта продукции и т.д. Вопросы исследования экономического пространства имеют большой прикладной потенциал разработки инструментария оценки различных процессов, протекающих в территориальных образованиях, страны в целом и больших территориальных общностях.

Актуальность. Многомерность экономического пространства и современные геополитические вызовы, территориальное многообразие и неравномерность социально-экономического развития регионов, формирование новых векторов сотрудничества со странами ближнего и дальнего зарубежья, активизация процессов импортозамещения и создания новых транспортных сетей и т.п. диктует необходимость переосмысления существующих и определения перспективных исследовательских траекторий. Авторы на основе обзора актуальных исследовательских направлений обосновывают собственный взгляд на перспективные направления дальнейших научных поисков.

Литературный обзор. Процессы изменения экономического пространства рассмотрены в работах О.А.Биякова [2], А.Г.Гранберга [6], А.И. Михайлова [12], П.А.Минакир [11], В.А.Пефтиева [15], А.А.Урунова [18], Т.В.Усковой [19] и других авторов.

Научный пробел, на наш взгляд, заключается в недостаточной изученности влияния новых геополитических вызовов на трансформацию экономического пространства России. Авторы в статье обосновывают основные, на их взгляд, исследовательские траектории, которые требуют более детального развития, т.к. имеют не только теоретический интерес, но и существенный прикладной потенциал.

Цель исследования - выявление основных исследовательских траекторий в изучении динамично трансформирующегося экономического пространства.

Научная новизна заключается в определении современных векторов исследования в области изучения экономического пространства – цифровизации экономического пространства; формировании новой связанности экономического пространства в связи с переориентацией на новые рынки сотрудничества (в том числе и со странами БРИКС); определение роли территориальной связанности экономики (в частности, на основе развития транспортной сети).

Авторская гипотеза заключается в предположении, что происходящие геополитические трансформации оказывают существенное влияние на формирование новых качественно-количественных преобразований в экономическом пространстве России, которые, по мнению авторов, недостаточно изучены.

Методология. Методологической основой послужили подходы и исследования российских и зарубежных специалистов в области трансформации экономического пространства.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ВЕКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

Важным и привлекательным исследовательским направлением является проблема моделирования экономических процессов. Ольхов В., трактуя понятие «экономического пространства» на основе практики оценки рисков, используемых в экономике и финансах, утверждает, что разные экономические состояния позволяют определить разные «внутренние» экономические пространства [31]. Группа исследователей анализирует структурированные модели организации экономических пространств, основанные на региональных возможностях, отмечая, что новые технологии и рынок глобализации изменили свое значение по сравнению с территориальной близостью. Среди критериев определения относительно однородных зон предлагаются: пространственное распределение населения (с учетом отраслевого распределения занятости) и промышленности; анализ инфраструктуры и наличия сырья и т.д. [24]

Одно из важных направлений исследования процессов трансформации экономического пространства – изучение трансформации экономического пространства с использованием методов кластеризации, сегментации, оценки качества того или иного локального экономического пространства. Проблемы развития экономического пространства часто связывают с вопросами пространственной кластеризации, которые, например, рассмотрены в работе российских специалистов, трактующие кластер как сложную экономическую систему, включающую взаимосвязанный набор хозяйствующих субъектов, включающие промышленные предприятия, общий производственный цикл, организации, предоставляющие вспомогательные услуги (банки, консалтинговые и маркетинговые учреждения, страховые компания и т.д.). Среди факторов, способствующих развитию кластеров называются наличие факторов производства (сырье, квалифицированный персонал, и т.д.) и мобильность использования местных ресурсов; научный и инновационный потенциал высшей школы; традиции промышленного и технологического сотрудничества и т.д. К факторам, препятствующим развитию кластеров – отсутствие поддержки со стороны государства; несоответствие образовательных и исследовательских программ потребностям промышленности и рынка; слабые связи между высшими и средними профессиональными учебными заведениями, научно-исследовательскими институтами и бизнесом; низкое качество бизнес-среды для развития МСБ; низкая конкурентоспособность большинства российских предприятий; краткосрочный горизонт планирования и управления развитием на большинстве российских промышленных предприятиях и т.д. [34]

Важным исследовательским направлением является изучение региональных особенностей развития экономического пространства. Так, например, процессы трансформации экономического пространства в условиях стагнации рассматривают российские специалисты на примере Северо-Западного федерального округа, выявляя взаимосвязь между снижением темпов роста ВРП и инвестиций в основной капитал с усилением межрегиональной дифференциации и усилением неоднородности экономического пространства. Ухудшение социально-экономических показателей «слабых» регионов способствуют усилению тенденций «стягивания» населения в более благополучные регионы, ухудшая качество экономического пространства в этих регионах. Исследователи отмечают, что «новые» факторы регионального развития – инновации и цифровизация - не оказывают существенного влияния на региональное развитие принимающих регионов. [30]. Данный исследовательский аспект весьма актуален, т.к. высокий уровень дифференциации в социально-экономическом развитии регионов препятствует реализации потенциала межрегионального сотрудничества, сохраняет консервации депрессивности отдельных регионов, снижает перспективы укрепления конкурентных позиций страны и т.д.

Группа исследователей оценивает взаимосвязанность сопредельных территорий городов Приволжского федерального округа с численностью более 100 тыс. человек в 2017 году с использованием глобального и локального индексов Морана, рассчитанных на основе совокупности показателей («численность населения», «плотность населения», «среднемесячная заработная плата», «объем перевозок на душу населения») [27].

Измерению качества общественного пространства городов Португалии посвящена работа группы исследователей, в которой авторы создание хороших условий для прогулок с развитой городской инфраструктурой (зелеными зонами, пешеходной инфраструктурой, доступом к коммерческим магазинам и транспортным узлам) связывают с улучшением качества жизни и устойчивым развитием городов (оценка производилась на основе показателей доступности, удобства, комфорта, чистоты, пешеходной инфраструктуры и т.д.). Авторы составили индикатор приоритетного вмешательства, включающий 13 показателей, характеризующих 5 параметров качества общественной среды, позволивший составить карту оценки пешеходной среды для определения качества улиц и принятия соответствующих решений для улучшения качества городского пространства. [32].

Важный исследовательской траекторией является определении роли развития транспортной инфраструктуры в выявлении межрегиональной связанности. Интересным, на наш взгляд, является подход группы российских экспертов по выявлению инфраструктурных пробелов в социально-экономическом пространстве промышленного региона (на примере Свердловской области и соседних регионов) через комплексную оценку соответствия уровня развития инфраструктуры региона его транспортной деятельности. Основной акцент делается на таких качествах транспортной инфраструктуры как необъятность, стабильность, высокая капиталоёмкость, длительные сроки формирования. Авторы в предлагаемой модели для оценки инфраструктурных пробелов используют следующие показатели: наличие маршрутов наземного транспорта; социально-экономическая активность региона в сфере транспорта; характеристики рассматриваемой территории в региональной системе расселения; промышленный профиль как ключевой фактор формирования спроса на транспортные услуги; «качество» транспортной инфраструктуры [28].

Уровень развития транспортной инфраструктуры считают важным фактором непрерывного развития экономического и социального пространства и зарубежные исследователи. Так, например, отмечается взаимосвязь развития транспортной инфраструктуры, мобильности людей и эффективности распределения ресурсов; высокие темпы экономического роста связывают с ростом доходов, спросом на хорошую инфраструктуру и развитием транспортной сети [25]. В работе группы специалистов выявлены причинно-следственные связи между развитием автомобильного транспорта и экономическим ростом в 31 провинции Китая [36]. Исследователи транспортной доступности отмечают наличие транспортной бедности, связанной с цифровыми разрывами и цифровой изоляцией. Решение данной проблемы авторы видят в развитии инноваций, ориентированных на передовые технологии в области транспорта; создание виртуального транспортного рынка, доступного на местном рынке; создания механизма оперативного сбора и передачи информации для повышения качества обслуживания и т.д. Важно при этом понимать основные требования к технологической инфраструктуре в сельской местности; обеспечение надежности краудсорсинговой информации, понимание и предвидение изменений в поведении пассажиров в ответ на технологические инновации [29].

Факторам и особенностям формирования Единого транспортного пространства в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) посвящена работа Котова Михаила, в котором обоснована актуальность формирования единого транспортного пространства ЕАЭС в системе глобальных транспортных цепей между Европой и Азией; обоснована роль геостратегического фактора формирования единого транспортного пространства для повышения транзитного потенциала государств-членов ЕАЭС в движении грузопотоков между государствами Европы и Азии; подчеркнута важность единого транспортного пространства как условия логистической оптимизации глобальных цепочек создания стоимости и фактора развития собственного производства высокотехнологичного продукции государств-членов ЕАЗС; рассмотрены диспропорции в развитии логистической инфраструктуры различных видов транспорта; рассмотрены перспективы создания экосистемы цифровых транспортных коридоров; и т.д. [26].

Важным исследовательским направлением является выявление характеристик экономического пространства. Так, например, вопросам оценки и оптимизации уязвимости территориального пространства посвящена статья китайских специалистов, которые считают, что исследования уязвимости территориального пространства должны базироваться на трех функциональных направлениях: экологической защите, сельскохозяйственном производстве и градостроительстве. Исследователи оценку уязвимости территориального пространства рассматривают через три аспекта – давление, чувствительность и адаптационные возможности. Показатель давления (нагрузки) отражает интенсивность и масштабы человеческой деятельности и социально-экономического развития; под чувствительностью понимается устойчивость территориального пространства под воздействием внешних или внутренних возмущений; адаптивная способность относится к способности территориального пространства приспосабливаться от нестабильных к стабильным условиям, что включает в себя устойчивость самой системы и меры, принимаемые человеком для поддержания устойчивости системы. Чувствительность, по мнению исследователей, является врожденным свойством системы, поэтому имеет наибольшее влияние; на втором месте фактор давления – внешнего фактора, стимулирующий выражение уязвимости; на третьем – способность к адаптации – корректирующая мера [35].

Оценке уязвимости территорий посвящены работы и других исследователей. Так, например, Снеха Бисвас отмечает следующие методологические подходы к оценке социально-экономической уязвимости – оценка потенциала и уязвимости (CVA), оценка региональной уязвимости (RVA) и создание матрицы уязвимости, а иногда и создание карты уязвимости [23]. Помимо более распространённого индексного метода оценки региональной уязвимости используются и матричные методы, когда создается матрица уязвимости, включающая факторы восприимчивости, факторы пути и факторы ценности [33].

Разнообразие основных категорий, характеризующих экономическое пространство, объяснится отчасти и тем, что исследователи используют различные подходы к трактовке категории «экономическое пространство» (см. таблицу 1).

Таблица 1-Основные подходы к трактовке экономического пространства


Сущность
Представители
Территориальный подход
Идентифицируют категории «территория» и «экономическое пространство»
Гранберг А.Г., [6]
Валентей С.Д. [3]
Ресурсный подход
Основное внимание при исследовании экономического пространства акцентируют на экономических отношениях по поводу распределения ресурсов
Радаев В.В. [16], Пефтиев В. [15]
Информационный подход
Экономическое пространство рассматривается через информационную составляющую экономического процесса
Бияков О.А. [1],
Паринов С.И. [14]
Геополитический
Формирование, сохранение и развитие единого (общего) экономического пространства на основе глобального и регионального межгосударственного сотрудничества.
Вардомский Л.Б. [17]
Процессный
Важной характеристикой экономического пространства является уровень концентрации пространства региона.
Бияков О.А. [2]
Генетический подход
Методология оценивания основана на выявлении связей между наследственными детерминантами социально-экономического исследования территории
Мыслякова Ю.Г., Котлярова С.Н., Матушкина Н.А. [13, с.786]
Системный подход
Экономическое пространство рассматривается как сложная система, включающая множество других пространств.
Урунов А.А. [18, с.145], Минакир П. А. [11, с.16], Ускова Т. В. [19, с.12].
Субъективный
Экономическое пространство – это субъективное отражение объективной реальности, определяющее состояние взаимодействие человека с природой (окружающей средой) и характеризующееся наличием протяженности и объемом.
Михайлов А.И. [12]
Реляционный подход
Экономическое пространство – реляционное пространство, «пространство потока», «сеть», территории («локальности») рассматриваются как частицы, объект исследования – «периметр сети», скорость взаимосвязей, а территории – «узлы пространства», один и параметров сети.
Данилова И.В., Савельева И.П., Резепин А.В. [7, с.34]

К числу новых исследовательских траекторий можно отнести изучение экономического пространства стран БРИКС. Так, например, ряд экспертов отмечает роль инновационного потенциала стран БРИКС, основанного на развитии высшего образования и науки, расширении размеров внутреннего рынка, развитии цифровых технологий и сокращения цифровых разрывов в экономическом пространстве БРИКС и т.д. [9,с.3179] О роли интеграционных процессов в развитии экономического пространства пишут Хейфец Б.А. и Чернова В.Ю., отмечая важность сотрудничества в области цифровой трансформации экономики, развития малого и среднего предпринимательства, инвестиционного и торгово-экономического сотрудничества, диверсификации отраслевой структуры экспорта, и т.д. [21, с. 632] Трудно не согласиться с учеными, что проводимая в стране структурно-технологическая модернизация экономики должна способствовать повышению международной конкурентоспособности российской экономики.

Важной современной исследовательской траекторией является изучение процессов цифровизации экономического пространства. Городнова Н.В., например, называет приоритетным направлением государственной политики большинства стран, которые активно создают цифровые платформы и используют искусственный интеллект. [5, с.923-924] Группа экспертов на примере Пермского края апробировали универсальную методику оценки развития инфраструктуры регионального пространства. [4]

Современные глобальные вызовы, связанные с приостановкой деятельности на российском рынке иностранных корпораций, диктуют необходимость минимизации последствия санкционных шоков и активной мобилизации внутренних ресурсов цифровой трансформации. Специалисты отмечают существенные временные затраты на адаптацию технологических и бизнес-процессов в цифровой сфере со странами-партнерами, на формирование новых цепочек поставок, формирование новой траектории цифровой трансформации экономики и социальной сферы в современном экономическом пространстве. [22, с. 191-192]

Одним из актуальных направлений, требующих переосмысления – связанность экономического пространства на основе развития новых транспортных сетей (данные процессы наблюдаются как на примере отдельных городов, регионов и между странами). Связанность экономического пространства, по мнению Зубаревич Н.В., важно исследовать в институциональном ракурсе для решения 3 задач: снижения барьеров для распространения инноваций и технологий, повышения мобильности населения, стимулирования конкуренции за инвестиции и человеческий капитал. [10]

В современных условиях дефицита кадров и навыков особую актуальность, на наш взгляд, приобретают вопросы исследования связанности экономического пространства, направленные на выявление институциональных пробелов и инфраструктурных разрывов связанности экономического пространства, определении направлений использования цифровых технологий в современном экономическом пространстве. Группа исследователей среди перспективных векторов исследований называют вопросы гибких транспортных услуг и проектов цифровизации, направления повышения связанности муниципальных районов, и др. [8, с.41] Ускова Т.В. ключевую роль в развитии экономического пространства отводит транспортной инфраструктуре, которая определяет связанность российских территорий, является необходимым условием экономического роста, улучшения качества жизни населения, условием успешной реализации национальных проектов. [20, с.17]

Перечисленные выше исследовательские траектории диктуют необходимость переосмысления качественных характеристик экономического пространства. Итак, авторами определены перспективные исследовательские траектории современного экономического пространства. Векторы исследования сложно охватить в одной статье, поэтому авторы планируют в дальнейших своих работах развить свои идеи и более детально рассмотреть актуальные исследовательские траектории развития современного экономического пространства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотренные подходы к трактовке и исследованию экономического пространства свидетельствуют о широком спектре мнений и подходов, которые развивают исследовательский инструментарий оценки качественно- количественных процессов, протекающих на современном экономическом пространстве. Систематизация подходов важна для разработки адекватного механизма реагирования на формирующиеся и существующие негативные процессы в экономическом пространстве страны, оперативной оценки качества экономического пространства по различным признакам, обоснования векторов развития экономического пространства регионов, определения эффективности принимаемых мер по управлению развитием экономического пространства и т.д. Трудно выделить универсальный подход или методику оценки, но динамично развивающиеся исследовательские траектории позволяют формировать практический инструментарий для эффективной трансформации экономического пространства. Авторы планируют в своих дальнейших исследованиях акцентировать внимание на исследовании влияния цифровизации на трансформацию экономического пространства, определения связанности экономического пространства России на основе развития новых транспортных сетей, обоснования трансформации экономического пространства стран БРИКС.


Источники:

1. Бияков О.А. Теория экономического пространства: методологический и региональный аспекты. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2004. – 152 c.
2. Бияков О.А. Экономическое пространство региона: процессный подход. - Кемерово: КузГТУ, 2004. – 244 c.
3. Валентей С.Д. Экономика федеративных отношений и региональная политика // Пространственная экономика. – 2009. – № 4. – c. 7–22.
4. Глезман Л.В., Федосеева С.С., Баландин Д.А. Оценка развития цифровой инфраструктуры пространства региона (на примере Пермского края) // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 1. – c. 571-594. – doi: 10.18334/vinec.12.1.114437.
5. Городнова Н.В. Развитие цифровой экономики: теория и практика // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 3. – c. 911-928. – doi: 10.18334/vinec.11.3.112227.
6. Гранберг А. Г. Стратегии макрорегионов России: методологические подходы, приоритеты и пути реализации. - М.: Наука, 2004. – 191 c.
7. Данилова И.В., Савельева И.П., Резепин А.В. Влияние межтерриториальной связанности на развитие экономического пространства регионов // Экономика региона. – 2022. – № 1. – c. 31-48.
8. Дворядкина Е.Б., Белоусова Е.А. Связанность экономического пространства муниципальных районов РФ: диагностика и инструменты повышения Вестник ЮУрГУ // Серия «Экономика и менеджмент». – 2020. – № 1. – c. 30–43.
9. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Горелова И.Е., Евсин М.Ю. Оценка инновационного потенциала стран БРИКС и возможности его повышения // Креативная экономика. – 2021. – № 8. – c. 3169-3182. – doi: 10.18334/ce.15.8.112060.
10. Зубаревич Н.В. Региональное развитие и региональная политика в России // ДЕМОСКОП Weekli. – 2014. – № 601-602.
11. Минакир П. А., Демьяненко А. Н. Пространственная экономика: эволюция подходов и методология // Пространственная экономика. – 2010. – № 2. – c. 6–32.
12. Михайлов А.И. Экономическое пространство и его воздействие на потенциал экономической трансформаций мировой экономики. / автореф. дис. докт. эконом. наук. - Москва, 2010. – 49 c.
13. Мыслякова Ю.Г., Котлярова С.Н., Матушкина Н.А. Генетический подход к оценке инфраструктурной связанности индустриального района // Экономика региона. – 2021. – № 3. – c. 784-798.
14. Паринов С.И. К теории сетевой экономики. - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2002. – 168 c.
15. Пефтиев В. И. Пространственная экономика в контексте модернизации России // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Экономика. – 2011. – № 1. – c. 39–40.
16. Радаев В. В. Что такое «экономическое действие» // Экономическая социология. – 2002. – № 5. – c. 18–25.
17. Вардомский Л.Б., Пылин А.Г. Регионализация внешнеэкономических связей в России и соседних странах. / Сборник. - M.: ИЭ РАН, 2014. – 175 c.
18. Урунов А.А., Левина Л.Ф., Остапенко В.А. Качество экономического пространства: проблемы измерения на мезоуровне // Вестник университета. – 2020. – № 4. – c. 144-151.
19. Ускова Т. В. Пространственное развитие территорий: состояние, тенденции, пути снижения рисков // Проблемы развития территории. – 2015. – № 1(75). – c. 7–15.
20. Ускова Т.В. Транспортная инфраструктура как фактор развития территорий и связанности экономического пространства // Проблемы развития территорий. – 2021. – № 3. – c. 7-22.
21. Хейфец Б. А., Чернова В. Ю. Роль России в развитии интеграционных процессов на развивающихся рынках // Экономика региона. – 2020. – № 2. – c. 625-636.
22. Абдрахманова Г.И., Васильковский С.А., Вишневский К.О., Гершман М.А., Гохберг Л.М. Цифровая трансформация: ожидания и реальность. / докл. к XXIII Ясинской (Апрельской) междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2022. – 221 c.
23. Biswas Sneha A review of socio-economic vulnerability: The emergence of its theoretical concepts, models and methodologies. Natural Hazards Research Available online 20 May 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.1016/j.nhres.2023.05.005 (дата обращения: 22.08.2023).
24. Carlos Alberto, Nunes Cosenza, Francisco Antonio Doria, Leonardo Antonio, Monteiro Pessôa Hierarchy Models for the Organization of Economic Spaces // Procedia Computer Science. – 2015. – p. 82-91.
25. Cigu, E., Agheorghiesei, D. T., Toader, E., 2019. Transport infrastructure development, public performance and long-run economic growth: a case study for the Eu-28 countries. Sustainability. 11(1), 67. https://doi.org/10.3390/su11010067 [Электронный ресурс]. – https://www.mdpi.com/2071-1050/11/1/67 (дата обращения: 01.09.2023)
26. Komov M. Factors and Peculiarities of the Formation of the Single Transport Space in the Eurasian Economic Union (EAEU) // Transportation Research Procedia. – 2022. – p. 753-758.
27. Manaeva I., Rastvortseva S., Kanishcheva A. Evaluation of interrelatedness of cities in the territorial space of Russia // Journal of Economic Structures. – 2022.
28. Matushkina N., Myslyakova Y., Neklyudova N. Infrastructure Gaps in the Socio-Economic Space of an Industrial Region // Territory Development and Sustainability. Transportation Research Procedia: XII International Conference on Transport Infrastructure. 2022. – p. 59-64.
29. Nagendra R. Velaga, Mark Beecroft, John Nelson, David Corsar, Peter Edwards. Transport poverty meets the digital divide: accessibility and connectivity in rural communities // Journal of Transport Geography. – 2012. – p. 102-112.
30. Nikolaev M., Makhotaeva M. Economic Space Transformation in a Stagnant Economy // Advances in Economics, Business and Management Research. – 2020. – doi: 10.2991/aebmr.k.210710.007.
31. Olkhov V. On Economic Space notion // International Review of Financial Analysis. – 2016. – p. 372-381.
32. Santos Teresa, Ramalhete Filipa, Pires Soares Nuno Sustainable living neighbourhoods: Measuring public space quality and walking environment in Lisbon // Geography and Sustainability. – 2022. – № 4. – p. 289-298.
33. Torresan S., Critto A., Rizzi J., Marcomini A. Assessment of coastal vulnerability to climate change hazards at the regional scale: the case study of the North Adriatic Sea Nat // Hazards Earth Syst. – 2012. – № 12 (7). – p. 2347-2368.
34. Vertakova Y., Risin I. Clustering of Socio-Economic Space: Theoretical Approaches and Russian Experience // Procedia Economics and Finance. – 2015. – p. 538-547.
35. Yang Xi, Yu Yiqi, Zheng Yue. Assessment and optimization of territorial space vulnerability: A case study of Xingyang, Henan, China // Physics and Chemistry of the Earth, Parts A/B/C. – 2020.
36. Zhu, F., Wu, X., Peng, W. Road transportation and economic growth in China: Granger causality analysis based on provincial panel data. - Transportation Letters, 2021. – 1-11 p.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 03:03:16