Механизм нейтрализации коррупции в органах государственного управления: структура и содержание
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 12-2 (198), Декабрь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Обухов Д.П. Механизм нейтрализации коррупции в органах государственного управления: структура и содержание // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 12.
Аннотация:
Одним из основных элементов Национальной стратегии противодействия коррупции является механизм реализации противодействия коррупции. В статье предлагается комплекс действий, направленных на совершенствование этого механизма.
Ключевые слова: коррупция, механизм противодействия коррупции, стратегия противодействия коррупции
Как показывает история России и других государств, коррупция является одним из основных препятствий на пути гармоничного развития национального хозяйства. Таким образом, одним из ключевых элементов государственной политики, по мнению автора, должна стать работа по формированию действенного антикоррупционного механизма. Данная работа посвящена выработке методических подходов к созданию эффективного механизма противодействия коррупции в Российской Федерации.
Среди показателей характеризующих развитие коррупционных отношений в государстве и обществе, на наш взгляд, можно обозначить интегральный рейтинг Всемирного банка, показывающий, в какой стране легко быть предпринимателем, а в какой – нет. Этот показатель говорит о негативном имидже нашей страны: так, Россия за 2009–2010 годы опустилась в рейтинге с 118-й на 120-ю позицию и находится сегодня между Бангладеш и Коста-Рикой [15].
Данный рейтинг рассчитывается ежегодно, по следующим показателям: скорость и сложность регистрации компании, лицензирование, легкость найма и увольнения сотрудников, трудности с регистрацией собственности и др. Все показатели связаны со степенью государственного вмешательства в работу частных компаний.
Действия, направленные на предотвращение коррупции
На наш взгляд, очевидно, что проблема коррупции является не столько уголовно-правовой, сколько социально-политической, следовательно, и механизм ее нейтрализации должен иметь системный характер, то есть ориентироваться в равной степени на экономические, социальные, политические и другие меры.
Указом Президента РФ от 13.04.2010 № 460 была утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции, в 5-м разделе которой обозначен механизм противодействия коррупции. По нашему мнению, опираясь на исследование передового международного опыта в области борьбы с коррупцией, необходимо дополнить описанный в стратегии механизм реализации противодействия коррупции рядом действий. Так, одним из первых шагов на пути нейтрализации коррупционной угрозы в Российской Федерации должна стать реформа государственной правоохранительной сферы. В ее результате после проведения комплексной ревизии деятельности правоохранительных органов с целью выявления и ликвидации дублирования их функций и полномочий должна произойти оптимизация государственных расходов на данном направлении. Следующим элементом реформы должно стать создание нового специализированного межведомственного органа по борьбе с коррупцией.
Важным элементом механизма, должна стать программа формирования кадрового состава государственных служащих. Одним из основных элементов данной программы должна быть процедура кадрового отбора. Справедливы слова М. Костенникова и А. Куракина: «…как показывают многочисленные выборы, избранный руководитель чаще всего ведет за собой во власть людей, зачастую не подготовленных для государственной службы» [4]. Так, например, следует расширить полномочия органов Федеральной службы безопасности РФ, внеся дополнение в ст. 12 «Обязанности органов федеральной службы безопасности» Федерального закона от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности», обязав службу осуществлять проверку личных дел кандидатов на службу в федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Соответствующие изменения о полномочиях ФСБ при отборе кандидатов на государственную службу должны быть внесены в ст. 21 «Поступление на государственную службу и нахождение на государственной службе» Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации».
Кадровый вопрос
В нашей стране, как и в США, Великобритании или Франции, имеется богатый опыт создания и реализации программ формирования кадрового состава госслужащих. Так, следует согласиться с мнением М. Костенникова и А. Куракина, что основной акцент в обучении элиты США, Великобритании, Франции и других государств делается не на специальные теоретические знания, а на приобретение навыков управления большими организациями, развитие способности точно анализировать практические проблемы и разрабатывать стратегию их решения. В связи с чем обучение нацелено на подготовку дженералистов (то есть специалистов широкого профиля) высокого класса, способных легко сменить место службы и круг решаемых проблем [4]. Примером отечественного учебного заведения отвечающего за подготовку элиты госслужбы, является Императорский Царскосельский лицей.
По нашему мнению, следует организовать в рамках Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ факультет подготовки руководящего состава государственной службы, который будут отвечать за формирование высоко профессионального кадрового резерва госслужащих руководящего состава.
Также, следует подчеркнуть, что до недавнего времени в Российской Федерации государственные чиновники, в том числе занимающие руководящие посты в министерствах и ведомствах, чувствовали себя социально незащищенными. Справедливо замечание Я. Кузьминова «эффективное государство не может быть получено даром» [9]. Таким образом, необходимо использовать опыт Сингапура и Японии, где оклады должностных лиц системы макроэкономического управления высчитываются в зависимости от средних заработков в бизнесе [1, 2, 3, 13].
По мнению П. Сорокина, основанием для поощрения является услуга (заслуга) [6]. В качестве таковой он считал деяние, которое не обязательно для лица, его совершившего, и не навязано ему, а лишь рекомендовано с обещанием награды или привилегии за его выполнение. На наш взгляд, такой подход экономически и социально оправдан и его следует использовать при совершенствовании законодательства о поощрении государственных служащих Российской Федерации.
Введение отчетности госслужащих о расходах, совершенных за прошедший год
Можно сделать вывод, что возникла острая необходимость в создании нормативно-правового документа, с условным названием – Федеральный закон «О поощрениях и наградах», который будет призван регулировать отношения, возникающие по поводу стимулирования лиц, предоставляющих услуги обществу.
Снижению коррупционной угрозы будет способствовать введение отчетности государственных служащих о расходах, совершенных за прошедший год. Подобный шаг показал свою эффективность на примере Китая, Сингапура, Японии и других стран, где введена уголовная ответственность, если расходы чиновника, без оправдания, значительно превышают доходы.
Еще одним важным элементом антикоррупционного механизма должно стать внесение изменений и дополнений в закон о статусе депутата Госдумы и члена Совета Федерации. Так, председатель Следственного комитета России А. Бастрыкин, подчеркивает, что само наличие особого статуса приводит к тому, что не только коррумпированные чиновники, но и обычные бандиты стремятся стать его обладателями, пробиваются в депутаты, пытаются получить статус адвоката и т.д. На процедуру привлечения таких лиц уходит 1–2 года [14].
Кроме того, повышению эффективности работы государственных органов управления, а также экономии времени лиц принимающих решения, по нашему мнению, будет способствовать отражение в законодательстве минимизации применения разрешительного принципа.
Не вызывает сомнений, что абсолютная победа над коррупцией невозможна. С нашей точки зрения, эффективность предложенных антикоррупционных шагов заключается в том, что они направлены на устранение условий, способствующих развитию коррупционных отношений.
Источники:
2. Дронов Р.В. Коррупция – угроза национальной безопасности России. – СПб.: Астерион. – 142 с.
3. Коррупция в мире и международная стратегия борьбы с ней. – Владивосток, 2004. – 200 с.
4. Костенников М.В., Куракин А.В. Предупреждение коррупции в системе государственной службы: учебное пособие. – М.: Издательство Щит-М, 2004. – 214 с.
5. Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре. – М., 1938. – 248 с.
6. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред. и составитель предисловия А.Ю. Согомонов. – М.: Политиздат, 1992. – 543 с.
7. Гельман З. Государство в помощь // Российская газета. – 14.07.2008. – С.9.
8. Гришанков М. В. VIP-карманы заглянет ревизор // Российская газета. – 01.02.2005. – С.5.
9. Кузьминов Я.И. Механизмы коррупции и их особенное проявление в государственном аппарате // Административное право: теория и практика. Укрепление государства и динамика социально – экономического развития. Материалы научной конференции (Москва, 28 ноября 2001 г.). – М., 2002. – С. 30.
10. Медведев Д.А. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. – 13.11.2009. – С.2.
11. Прокофьев В. Вначале были деньги // Российская газета. – 14.07.2008. – С.9.
12. Торгашев А. Где удобно делать бизнес? // Русский репортер. – 2007. – № 25. – С.72,73.
13. Фалалеев Д. Они побороли коррупцию // Harvard Business Review – Россия. – 2007. – Сентябрь. – С. 54–62.
14. Ямшанов Б. Два года для следователя не срок // Российская газета. – 07.09.2009. – С.1.
15. World Bank. Overview – 2010. Doing Business database. – N.Y., 2010. Р. 4.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:54:38