Методика оценки и управления стоимостью организации

Сергеева А.В.1, Васин А.Д.2,3, Назаренко В.С.4,5
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Тульский филиал
2 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», Москва, Россия
3 АО «Деловые решения и технологии»
4 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации Липецкий филиал, Липецк, Россия
5 Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 1 (Январь 2025)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=80404128

Аннотация:
Статья посвящена вопросам разработки комплексной методики управления на основе оценки стоимости организации. Представлен алгоритм, на основе которого можно выполнить комплексную оценку стоимости организации, выявить факторы положительного и негативного воздействия на нее и разработать управленческие решения по усилению положительного и нейтрализации негативного воздействия. Комплексность оценки достигнута за счет охвата разносторонних факторов стоимости: прогнозных доходов организации и потенциала их формирования, финансового состояния организации, внешней среды, эффективности управления. Алгоритм включает в себя пять основных этапов, в числе которых определение стоимости объекта доходным подходом, экспресс-анализ финансового состояния объекта управления, оценка внешней среды бизнеса, оценка эффективности управления организацией, разработка управленческих решений по увеличению стоимости объекта. На пятом этапе разработка решений ведется с учетом чувствительности стоимости бизнеса к изменению факторов, отмеченных при анализе, как негативные. Результатом выступает взвешенный и обоснованный план мероприятий по дальнейшему развитию компании.

Ключевые слова: оценка стоимости бизнеса, факторы стоимости, стоимостное управление

JEL-классификация: G32, G34, G34

Источники:

1. Брейли Р., Майерс С., Аллен Ф. Принципы корпоративных финансов: базовый курс. - Санкт-Петербург: Диалектика, 2022. – 736 c.
2. Дамодаран А. Инвестиционная оценка. Инструменты и техника оценки любых активов. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. – 1342 c.
3. Коупленд Т., Коллер Т., Муррин Дж. Стоимость компаний: оценка и управление. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005. – 576 c.
4. Фишмен Джей, Пратт Шэннон, Гриффит Клиффорд, Уилсон Кейт Руководство по оценке стоимости бизнеса. - М.: ЗАО «КВИНТО-КОНСАЛТИНГ», 2000. – 388 c.
5. Грязнова А.Г., Федотова М.А., Эскиндаров М.А., Тазихина Т.В., Иванова Е.Н., Щербакова О.Н. Оценка стоимости предприятия (бизнеса). - М.: ИНТЕРРЕКЛАМА, 2003. – 544 c.
6. Федотова М.А., Бусов В.И., Землянский О.А. Оценка стоимости активов и бизнеса : учебник для вузов. / Учебник для вузов. - М.: Юрайт, 2024. – 539 c.
7. Федорова Т.А. Оценка стоимости инновационно активного предприятия. / Монография. - Сыктывкар: ГОУ ВО КРАГСиУ, 2018. – 157 c.
8. Первакова Е.Е., Главчанский В.Д. Влияние миссии российских компаний на стоимость бизнеса и наличие результатов инновационной деятельности // Креативная экономика. – 2013. – № 12. – c. 22-31.
9. Рожковский А.Л. Концепция управления стоимостью компании. Теория, методология и практика в свете современных тенденций организационного дизайна. / Монография. - М.: ИНФРА-М, 2018. – 277 c.
10. Применение концепции управления стоимостью в российских нефтяных компаниях // Креативная экономика. – 2021. – № 4. – c. 1459-1482. – doi: 10.18334/ce.15.4.111967.
11. Боронина Э.С., Бутаков В.А. Методика оценки стоимости бизнеса организаций воздушного транспорта для целей выбора из стратегических альтарнатив развития // Сибирская финансовая школа. – 2017. – № 4. – c. 93-99.
12. Гасанов Т.Э. Методика оценки потребительской лояльности как элемента оценки стоимости организации (на примере коммерческих банков) // Сибирская финансовая школа. – 2010. – № 1. – c. 70-73.
13. Косорукова О.Д. Методика оценки влияния корпоративного управления на формирование стоимости бизнеса // Финансы и кредит. – 2008. – № 9. – c. 2008-2032. – doi: 10.24891/fc.27.9.2008.
14. Лисица М.И. Многофакторное моделирование стоимостной оценки бизнеса с ненулевым уровнем доверия в рамках сравнительного подхода // Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством. – 2021. – № 4. – c. 24-32. – doi: 10.6060/ivecofin.2021504.564.
15. Применение алгоритмов машинного обучения для прогнозирования ESG-рейтинга корпораций в интересах формирования стоимости в финансовом менеджменте // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 8. – c. 4227-4242. – doi: 10.18334/epp.14.8.121296.
16. Гусейнов Ш.Р. Методология управления стоимостью корпоративных образований в условиях цифровой экономики. / Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. - М.:, 2019. – 320 c.
17. Сергеева А.В., Мелай Е.А., Никитина Е.А. Оценка стоимости бизнеса с учетом управленческого фактора // Самоуправление. – 2023. – № 4. – c. 241-244.
18. Финансовая безопасность и структура капитала непубличных компаний в условиях отечественной экономики // Креативная экономика. – 2024. – № 3. – c. 575-592. – doi: 10.18334/ce.18.3.120664.
19. Шардан С.К., Аслаханова С.А. Методика экспресс-анализа финансового состояния предприятия // Вестник Академии знаний. – 2022. – № 50 (3). – c. 351-354.
20. Порядина И.В. Подходы к оценке стоимости бизнеса: их предпосылки и ограничения // Инновационное развитие экономики. – 2024. – № 1. – c. 109-124. – doi: 10.51832/2223798420241109.
21. Гаврилова Э.Н., Хасянова Д.Н. Сравнительный анализ подходов к оценке рыночной стоимости бизнеса в отечественной и зарубежной практике // Вестник университета. – 2024. – № 3. – c. 130-141. – doi: 10.26425/1816-4277-2024-3-130-141.
22. Жумагулова Д.А. Международные практики и подходы к оценке стоимости бизнеса в автомобильной промышленности // Проблемы современной науки и образования. – 2024. – № 8. – c. 17-21.

Страница обновлена: 08.09.2025 в 20:12:08

 

 

Methodology for assessing and managing company's value

Sergeeva A.V., Vasin A.D., Nazarenko V.S.

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 15, Number 1 (January 2025)

Citation:

Abstract:
The article develops an integrated management methodology based on the assessment of the company's value. An algorithm is presented, on the basis of which it is possible to make a comprehensive assessment of the company's value, identify factors of positive and negative impact on it, and develop management solutions to increase the positive and neutralize the negative impact. The complexity of the assessment is achieved by covering various cost factors: the company's projected income and the potential for its formation, the company's financial condition, the external environment, and the management effectiveness. The algorithm consists of five main stages, including determination of the value of an object on the basis of a profitable approach, explicit analysis of the financial condition of the management object, assessment of the external business environment, assessment of the effectiveness of the management of the organization, and development of management solutions to increase the value of the object. In the fifth stage, solutions are developed that take into account the sensitivity of the company's value to changes in the factors identified as negative during the analysis. As a result, a balanced and well-founded action plan for further development of the company is proposed.

Keywords: business valuation, cost factor, cost management

JEL-classification: G32, G34, G34